конспект урока
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Галимьянова Людмила Васильевна

конспект урока по теме "НЭП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nep.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Истрия России

Учитель: Гальмьянова Л.В.

 Тема урока:  « Новая экономическая политика ».

Предмет: История

Класс: 9

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, практический

Основные понятия: НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия.

Цели:  

- Подвести учащихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов   НЭПа.

- Продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

 - Способствовать воспитанию чувства уважения к истории своей страны                                                       Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Используя структуру  ФИНК-РАЙТ-РАУН-РОБИН, учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Основные черты  «военного коммунизма»
  2. Причины победы большевиков в гражданской войне
  3. Причины поражения белых в гражданской войне

Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис. Это время называют «малой гражданской войной» 

1.Учитель: Что такое  «Малая гражданская война»?

   1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.

  Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием»,  «Советы без  большевиков».

   2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте .

    Требования:

1) немедленные перевыборы Советов;

2) ликвидация продразверстки и продотрядов;

3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;  

4) свобода торговли;

5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий

Учитель. События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров.

Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил.

                                             

Тема нашего урока : Переход к НЭПу.

Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть сегодня , чтобы понять сложившуюся ситуацию в России в 20 годы. (Составление плана урока)

                                                  План изучения материала

1.Причины перехода к НЭПу

2.Цели  НЭПа

3. Основные мероприятия НЭПа

4.Итоги и значение НЭПа

I. Причины перехода и цели НЭПа. (объяснение учителем материала с элементами беседы)Учитель:  Каковы же были причины и цели перехода к НЭПу? ( На основании ранее изученного учащиеся определяют причины и цели перехода к НЭПу , делают записи в тетрадь)                                         

Причины перехода к НЭПу:

  • Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти;
  • Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны;
  • Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

Цели НЭПА:

-снять социальную напряженность,

-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян

3.Содержание НЭПА.

  Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».

  1. меры в области сельского хозяйства;
  2. меры в области промышленного производства;
  3. меры в области товарно - денежных отношений;
  4. меры в области трудовых отношений;
  5. Основная экономическая задача;  (заполняем в конце урока)
  6. Основная политическая задача;   (заполняем в конце урока)

Вопросы для сравнения

«Военный коммунизм»

НЭП

1.Меры в области

с/х.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.

Продналог

2.Меры в области промышленного производства

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.

Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.

4.Меры в области трудовых отношений.

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.

Свободный наем рабочей силы

5. Основная экономическая задача.

Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов.

Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства

6. Основная политическая задача.

Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником.

Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков

Характерные черты НЭПа         

НЭП

«Военный коммунизм»

1.Рыночные отношения.

1.Бестоварное производство.

2. Многообразие собственности.

2. Государственная собственность.

3. Экономическая свобода.

3. Принуждение к труду.

4. Рыночная экономика.

4. Командно – административная система.

4.Итоги Нэпа   ( по тексту учебника)      

К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

На селе:  60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков;  4% - кулаков.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

В то же время:

1) не хватало промышленных товаров;

2)  рост цен;

3) безработица;

4) перенаселение городов;

5) изменение социальной структуры (появление слоя нэпманов)

6) бюрократизация;

7) отсутствие иностранных инвестиций.

IV. Закрепление изученного материала.

Используя структуру СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ учащиеся отвечают на вопрос

Какие характерные черты НЭПа?

                                     

Тест.

1.Когда было принято решение о переходе к НЭПу?

1)1919г                 2)1920г           3)1921г               4) 1923г  

2 Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?        

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

Ответ: А), Г), Д)

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI.Д/З. п.18, в. 1-3

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...