конспект урока
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок: Истрия России
Учитель: Гальмьянова Л.В.
Тема урока: « Новая экономическая политика ».
Предмет: История
Класс: 9
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, практический
Основные понятия: НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия.
Цели:
- Подвести учащихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов НЭПа.
- Продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Способствовать воспитанию чувства уважения к истории своей страны Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Используя структуру ФИНК-РАЙТ-РАУН-РОБИН, учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Основные черты «военного коммунизма»
- Причины победы большевиков в гражданской войне
- Причины поражения белых в гражданской войне
Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис. Это время называют «малой гражданской войной»
1.Учитель: Что такое «Малая гражданская война»?
1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.
Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».
2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте .
Требования:
1) немедленные перевыборы Советов;
2) ликвидация продразверстки и продотрядов;
3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;
4) свобода торговли;
5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий
Учитель. События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров.
Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил.
Тема нашего урока : Переход к НЭПу.
Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть сегодня , чтобы понять сложившуюся ситуацию в России в 20 годы. (Составление плана урока)
План изучения материала
1.Причины перехода к НЭПу
2.Цели НЭПа
3. Основные мероприятия НЭПа
4.Итоги и значение НЭПа
I. Причины перехода и цели НЭПа. (объяснение учителем материала с элементами беседы)Учитель: Каковы же были причины и цели перехода к НЭПу? ( На основании ранее изученного учащиеся определяют причины и цели перехода к НЭПу , делают записи в тетрадь)
Причины перехода к НЭПу:
- Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти;
- Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны;
- Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.
Цели НЭПА:
-снять социальную напряженность,
-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян
3.Содержание НЭПА.
Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».
- меры в области сельского хозяйства;
- меры в области промышленного производства;
- меры в области товарно - денежных отношений;
- меры в области трудовых отношений;
- Основная экономическая задача; (заполняем в конце урока)
- Основная политическая задача; (заполняем в конце урока)
Вопросы для сравнения | «Военный коммунизм» | НЭП |
1.Меры в области с/х. | Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм. | Продналог |
2.Меры в области промышленного производства | Национализация промышленности, ликвидация частной собственности. | Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда. |
3. Меры в области товарно-денежных отношений. | Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством. | Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа. |
4.Меры в области трудовых отношений. | Трудовая мобилизация, создание трудовых армий. | Свободный наем рабочей силы |
5. Основная экономическая задача. | Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов. | Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства |
6. Основная политическая задача. | Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником. | Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков |
Характерные черты НЭПа
НЭП | «Военный коммунизм» |
1.Рыночные отношения. | 1.Бестоварное производство. |
2. Многообразие собственности. | 2. Государственная собственность. |
3. Экономическая свобода. | 3. Принуждение к труду. |
4. Рыночная экономика. | 4. Командно – административная система. |
4.Итоги Нэпа ( по тексту учебника)
К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;
К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;
К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.
На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.
К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.
В то же время:
1) не хватало промышленных товаров;
2) рост цен;
3) безработица;
4) перенаселение городов;
5) изменение социальной структуры (появление слоя нэпманов)
6) бюрократизация;
7) отсутствие иностранных инвестиций.
IV. Закрепление изученного материала.
Используя структуру СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ учащиеся отвечают на вопрос
Какие характерные черты НЭПа?
Тест.
1.Когда было принято решение о переходе к НЭПу?
1)1919г 2)1920г 3)1921г 4) 1923г
2 Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?
А) упрочить свою власть;
Б) предоставить свободу политической оппозиции;
В) гарантировать свободное развитие личности;
Г) преодолеть экономический кризис;
Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;
Е) вернуться к рыночной экономике;
Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;
З) продолжать «мировую революцию»;
Ответ: А), Г), Д)
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI.Д/З. п.18, в. 1-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....