Классный час "900 дней блокады Ленинграда"
классный час по истории по теме

Милюшкова Анастасия Сергеевна

Классный час посвящен 70-тилетию прорыва блокады

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_blokada_leningrada.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «900 дней блокады»

На экране фоторяд блокады Ленинграда под симфонию. (видео 1)

Чтец:

                Да, мы не скроем: в эти дни

                Мы ели землю, клей, ремни;

                Но, съев похлёбку из ремней,

                 Вставал к станку упрямый мастер,

                Чтобы точить орудий части,

                 Необходимые войне.

                Но он точил, пока рука

                Могла производить движенья.

                И если падал -  у станка,

                Как падает солдат в сраженье

                                                            (  О. Берггольц )

Подводка: 
Самое страшное событие Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни. Тысячи погибших… Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от Страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через озеро, по которому зимой была проложена легендарная «Дорога жизни».
Эта трагедия коснулась всех жителей России. И сегодня для нас 27 января – это не только праздник посвященный прорыву Ленинграда, но и память о погибших родных и близких.

(Видео 2)
Комментарий: В период блокады, в Ленинграде, осталось очень много детей. Они наравне с взрослыми защищали город и трудились на благо советской армии. 

Видео о Тане Савичевой. (видео 3)
Комментарий (слайды 3-6)

Таня умерла 1 июля 1944 года. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.
Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.
В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане, указывающая:"В этом доме Таня Савичева написала блокадный дневник. 1941-1942 годы"Также на ней начертаны строки из её дневника: "Осталась одна Таня".

(Слайды 7-11)

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. 
Мальчишки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.
В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".
Жизнь блокадного Ленинграда (слайды 12 -16)
В течение сентября, октября и ноября на город было совершено около 100 налетов и сброшено 64930 зажигательных и 3055 фугасных бомб. Всего же за время блокады на Ленинград было сброшено 102520 зажигательных и 4653 фугасные бомб.  К моменту снятия блокады в городе не осталось ни одного полностью уцелевшего квартала. 

Пропитание:

Ввиду блокады города с 20 ноября размер продовольственного пайка составлял:
Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки 
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов 
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов 
Войскам первой линии — 500 граммов
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. 
Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек 
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

(Слайд 17)

Но люди не унывали. До войны ансамбль Ленинградского Дворца пионеров был одним из самых популярных и любимых коллективов города. Они учились, танцевали и вовсе не думали о том, что могут когда-нибудь угодить в огненное пекло…Но не смотря на все ужасы происходящего вокруг, ребята продолжили заниматься творчеством. Танцевальная группа агитвзвода была названа танцевальным ансамблем под художественным руководством А,Е. Обранта. Ансамблю приходилось теперь выступать в такой обстановке, какая в прежние времена, до войны, не могла им даже присниться. Не раз случалось, что танцы прерывались и артисты помогали переносить и перевязывать раненых. Надев рюкзаки, набитые костюмами и нехитрым реквизитом, исходили пешком дороги прифронтовой полосы. Иногда танцевали даже без музыки - на самых передовых участках фронта, где каждый звук легко достигал вражеских укреплений. Тогда не играл аккордеонист, не аплодировали бойцы. Не слышно было стука каблуков - землю застилали сеном. Танцевали и на платформе бронепоезда. Эти концерты под огнем бойцы воспринимали как лучшее подтверждение всех прослушанных ими политбесед. Даже дети бесстрашно несут свою службу под самым носом у фашистов!

(Слайд18)

Есть еще одна звездочка блокадного Ленинграда. Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умерла Ольга Федоровна 13 ноября 1975 в Ленинграде.

Давайте послушаем фрагмент ее творчества (звук на слайде 18)

Дорога жизни (слайд 19)
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, 
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле 
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога!

Сегодня есть много памятников посвященных этим страшным дням. Давайте познакомимся с ними поближе. (Слайды 20-24)

Прорыв блокады   (слайды 25-27)
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

И на последок, давайте закрепим наши знания (слайды 28-31)

Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

класснй час "900 дней блокады Ленинграда"

классный час с презентацией...

900 героических дней. Блокаде Ленинграда посвящаетя!

Тематический классный час "900 героических дней. Блокаде Ленинграда посвящается!" разработан и проведён в 8 классе. Материал можно использовать и в любом классе средней школы. Целью классного часа явл...

Классный час "О блокаде Ленинграда"

Сценарий мероприятия о блокадном Ленинграде...

Классный час,посвященный блокаде Ленинграда

Литератрная композиция о подвиге защитников Ленинграда...

Классный час: «Снятия блокады Ленинграда»

Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за своё Отечество. Оформление класса: плакат, изображение Тани Савичевой, фотографии блокадного Ленинграда....

Классный час «900 долгих и страшных дней блокады Ленинграда»

Развитие чувства патриотизма у ребят, воспитания уважения к истории своей страны....

Конспект занятия "Беседа "900 героических дней. Блокада Ленинграда"

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время....