Рабочие программы по истории 5 класс
учебно-методический материал по истории (5 класс) по теме
Рабочая программа включает все необходимые компоненты с учётом новых требований
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_5_klass.rar | 144.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и инструктивно-методических материалах Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:
- «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089).
- «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.11. № 04-997).
- «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404).
- «О плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы» // (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г.№ 1507-р).
- «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986).
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241).
- «О проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 03-449).
- «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г.№ 03-255).
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования » (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241).
- «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2012г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 09.07.2012г. №24-1786).
- «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011–2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600).
- Примерная программа основного общего образования по истории / автор Алексашкина
Л.Н. Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. –
М.: Дрофа, 2008. http://window.edu.ru
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год".
14. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 № 24/5135 “Об особенностях преподавания учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012 -2013 учебном году».
15. Учебный план МКОУ Октябрьская СОШ № 2 Вагановский филиал на 2012 – 2013 учебный год.
16. Положение о рабочей программе МКОУ Октябрьская СОШ № 2.
Структура документа
Рабочая программа по истории 5 класса представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:
- Пояснительную записку;
- Учебно-тематический план;
- Сравнительная таблица распределения учебных часов по разделам авторской и рабочей программы;
- Содержание тем учебного курса;
- Требования к уровню подготовки учащихся;
- Перечень учебно-методического обеспечения;
- Календарно-тематическое планирование;
- Контрольно-измерительные материалы;
- Нормы оценки знаний, умений и навыков.
Общая характеристика учебного предмета
Целью изучения курса «История Древнего мира» является усвоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы и Азии, а также места России и Южного Урала в истории мировой цивилизации. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Общие задачи изучения курса «История Древнего мира»:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в обществе
на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности; - воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у пятиклассников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
Историческое образование играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Изучение курса всеобщей истории в 5 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Курс нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Посредством изучения курса реализуются три основные функции истории:
- познавательная, интеллектуально-развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества;
- практическо-политическая функция. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно- обоснованный политический курс, избегать субъективных решений;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Всё названное выше связывает – Человек в истории. Так же помогает ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они?
Основным критерием отбора фактов и явлений древней истории различных стран и народов для курса 5 класса рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, но основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.
В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.
Помимо обозначенных подходов, реализующих содержание примерной программы по всеобщей истории, актуальными и значимыми для выполнения задач образовательного стандарта также являются:
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д.;
- личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Содержание курса всеобщей истории в 5 классе конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективной реальности, что позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретной исторической ситуации.
Содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).
Результаты обучения и усвоения содержания курса всеобщей истории
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных, личностных результатов.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 класса по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
- способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
- способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами, т.к. данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Место курса «История Древнего мира» в учебном плане
Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 196 ч на изучение всеобщей истории в 5–9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе – 70 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), в 6 классе – 32 ч и не менее 24 ч (1ч в неделю), в 7 классе – 32 ч и не менее 24 ч (1 ч в неделю), в 8 классе – 32 ч и не менее 24 ч (1 ч в неделю), в 9 классе – 32 ч и не менее 24 ч (1 ч в неделю). Предполагается, что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5–9 классах станет основополагающим для понимания и осмысления курса «Истории России с древнейших времён» с 6 по 11 класс.
На изучение курса 5 класса «История Древнего мира» в МКОУ Октябрьская СОШ № 2 отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Национально-региональный компонент
Планирование включает в себя национально-региональный компонент учебного времени курса, выделенный в основном содержании учебного курса истории Древнего мира в тему «Древняя история Южного Урала».
Для реализующего НРК используются:
Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск, ЮУКИ, 1997.
Виноградов Н.Б., Амбрамзон М.Г. Исчезнувший мир: атлас древней истории Южного Зауралья. Челябинск, ЮУКИ, 1997.
Виноградов. Н.Б Страницы древней истории Южного Урала. Методическое пособие. – Челябинск: ЮУКИ, 2002.
На изучение НРК отводится 10% учебного времени - 7 часов
№ | Тема | НРК | Кол-во времени |
4 | Археология – помощница историков. §4 | НРК № 1: развитие археологии на Южном Урале | 20 мин |
6 | Этнография – наука о народах. § 6 | НРК № 2: народы Южного Урала | 30 мин |
8 | Географические названия – свидетели прошлого. § 8 | НРК № 3: происхождение географических объектов в Октябрьском районе | 20 мин |
12 | Первобытное общество | НРК № 4 Заселение территории Южного Урала в древности. | 30 мин |
13 13 | Первобытное общество | НРК № 5 Хозяйство и занятия древних людей Южного Урала. | 30 мин |
15 | Первобытное общество | НРК № 6 Народы Южного Урала в древности. | 30 мин |
17 | Первобытное общество | НРК № 7 Религиозные верования и погребальные обряды. | 30 мин |
20 | Древний Восток | НРК № 8 Население Южного Урала в период первобытности. | 30 мин |
48 | Древняя Греция и эллинистический мир | НРК № 9 Развитие .культуры народов Южного Урала | 30 мин |
69 | Итоговое повторение | НРК № 10 Историческое и культурное наследие народов Южного Урала» | 30 мин |
итого | 280 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...