«Если завтра война…»
план-конспект урока по истории на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Если завтра война…» (Была ли страна готова к отражению агрессии?)
Цели урока: охарактеризовать положение СССР накануне Великой Отечественной войны, воспитывать чувства патриотизма, развивать умения самостоятельно анализировать источники, делать выводы, формулировать собственные оценки событий.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – дебаты.
Ход урока
1. Оргмомент. Вводное слово учителя.
2. Актуализация знаний:
- С какими событиями связаны следующие названия, даты, понятия?
а) Германия, Италия, Франция, Великобритания,1938г.
б) 1936, Ф.Франко, переворот
в) Япония, Германия, Италия, антикоммунистическая пропаганда, 1936г., 1937 г.
2. Определите направления международных отношений в Европе в 1930е годы и соотнесите события, связанные с ними:
договор о взаимопомощи между СССР и Францией, война против Эфиопии, аншлюс Австрии, Мюнхенский сговор, фашистский переворот в Испании, вступление СССР в Лигу наций, введение немецких войск в демилитаризованную зону, договор о взаимопомощи СССР и Чехословакии
3. Оцените Договор о ненападении СССР и Германии с позиции жителя Эстонии, Польши, Германии, СССР.
4. Какие из внешнеполитических акций СССР оказали наибольшее влияние на развитие международных отношений?
5. Сделайте вывод о положении СССР на мировой арене накануне Второй мировой войной.
3. Обобщение ответов и переход к новой теме.
4. Сообщение темы и определение целей урока.
Тема урока «Если завтра война…».
Вопросы к ученикам: Какие ассоциации у вас вызвала тема? Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Учитель обобщает ответы, формулирует проблемный вопрос и записывает его на доску под тему урока: Была ли страна готова к отражению агрессии?
5. Изучение нового материала.
1) Слово учителя. Характер международной обстановке в Европе и в мире был таков, что ясно осознавалась неизбежность военных действий. Вопросы были лишь в сроках. Все страны Европы так или иначе готовились к войне. То же делал и Советский Союз. Вопрос о готовности страны к войне до сих пор остается дискуссионным и вызывает противоречивые оценки. Каждый из вас сегодня попытается определить для себя собственную точку зрения.
Изучение нового материала будет проходить в форме дебатов. До урока были определены две группы учащихся: утверждающая и отрицающая сторона, которые изучили определенную литературу и попытаются доказать нам свою точку зрения по этому вопросу.
Учащиеся-участники дебатов занимают свои места.
Задание классу: В тетради разделить страницу на 2 части, определить заголовки: да, нет. Слушая аргументы и доказательства занести в тетрадь доводы каждой стороны и определить для себя готовность СССР к войне, кроме того, необходимо определить, чья сторона была более убедительна.
2) Проведение игры «Дебаты».
6. Закрепление изученного материала.
Вопросы учащимся:
1. Кто, по-вашему, был более убедительным: утверждающая или отрицающая сторона?
2. Обороноспособность страны можно представить в виде пирамиды:
Оцените с позиции готова – не готова каждую ступень пирамиды и сделайте свой вывод.
3. Существует мнение, что Сталин сам готовился нанести по Германии первентивный удар. Насколько, по-вашему мнению, это было целесообразным и реальным для СССР начала 1940-х годов?
4. Высказывается такое мнение, что «немцы вышли на дорогу войны с Россией, слабо подготовившись к встрече с противником». Что еще, кроме политического и экономического потенциала СССР, должен был учесть Гитлер, начиная войну с СССР?
7. Рефлексия.
Вопросы учащимся:
Что Вы узнали нового для себя? Оправдались ли ваши ожидания на урок?
8. Вывод урока
9.Домашнее задание: параграф 22, в. 2,4,5,
желающим сообщения о начальном этапе Вов.
10. Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная постановка «Если завтра война», посвященная Дню Победы.
Театрализованная постановка «Если завтра война», посвященная Дню Победы.Сценарий конкурсного выступления уч-ся 5 –а класса (2011-2012 уч. год) Цель: Сохр...
Интегрированный урок по повести Б.Л.Васильева «Завтра была война»
Этот урок мы посвятили живым и павшим участникам Великой Отечественной войны. А какое оно было, поколение, которое приняло удар войны на себя? Об этом повесть Б.Васильева "Завтра была война"...
Внеклассное мероприятие "Завтра была война..."
Внеклассное мероприятие, посвященное празднику Победы и выпускникам -фроновикам школы №19 города Уфы. Многие из них ушли на фронт Великой Отечественной войн...
Эта память верьте, люди, всей земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придёт война.
Сталинградская битва...
Если завтра МОРОЗ
География 8 Русская равнинаwww.proshkolu.ru/club/geography8/blog/234722/География 7 Южная Америкаwww.proshkolu.ru/club/geography7/blog/458104/История 7 Реформы Петра Iwww.proshkolu.ru/club/historyr7/...
Если мы будем сегодня учить детей так же, как вчера, мы украдем у них завтра
Нынешнее время войдет в историю как время информационного общества. Быстрое развитие современного социума, использование информационных и коммуникативных технологий не только открывает перед человечес...
Вебинар "Если завтра ГИА. К экзамену допущен. К экзамену готов."
Продолжительность 2 часа, 5.09.2018...