Классный час на тему: "Великие подвиги российского народа"
классный час по истории (10 класс) на тему
Воспитание любви к родине посредством литературы и истории, обращение к теме подвига и патриотизма, воспитание активной жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_klassnyy_chas.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Великие подвиги российского народа
Цель: Воспитание любви к родине посредством литературы и истории, обращение к теме подвига и патриотизма, воспитание активной жизненной позиции.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Рассказ ведущих сопровождается сменяющимися на экране иллюстрациями, фотографиями, портретами и т.д.
1-й ведущий: Ребята, из школьной программы вы знаете о многих знаменательных событиях в истории нашего государства. Говоря о победах русского народа, сегодня мы хотели бы вам показать, какое отражение они нашли на страницах литературных произведений, и еще раз вместе с писателями и поэтами проникнуться чувством гордости за наш народ, народ-победитель, еще раз окунуться в атмосферу исторических событий и стать их непосредственными участниками.
Мы начинаем классный час «Великие подвиги российского народа» и остановимся на четырех знаменательных событиях в истории нашего Отечества, а именно:
- борьбе русского народа против польских интервентов (17 век);
- Полтавской битве (18 век);
- Отечественной войне 1812 года;
- Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
2-й ведущий: Свое выступление хочется начать словами поэта 20 века Ярослава Смелякова:
Ты, человек, чертами всеми,
Всей сутью духа своего,
И выражаешь наше время,
И отвечаешь за него.
1-й ведущий: Да, действительно, человек всегда играет и будет играть важную роль в истории и является ее неотъемлемой частью. Чтобы подтвердить эту мысль, давайте перенесемся на несколько веков назад, в 17 век…
В начале века столица Московского государства стала центром жестокой политической борьбы. Это было время великой Смуты.
При царе Василии Шуйском поляки открыто вторглись в Россию. В 1610 году бояре выдали Шуйского польскому королю и впустили королевских наемников в Кремль. Земское ополчение, собравшееся из многих городов и деревень для освобождения российской столицы от поляков, героически сражалось с наемниками. В 1612 году Москва наконец освобождена. 2-е земское ополчение, возглавляемое
Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, соединившись с 1-м ополчением, вошло в город и наголо разбило польскую армию гетмана Яна Ходкевича. В память о защитниках Москвы в 1818 году у Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому».
2-й ведущий: Поэт 19 века Кондратий Федорович Рылеев на материале далекой русской истории создает знаменитые думы. Он изображает героев как патриотов, борцов с несправедливостью. Поэма «Иван Сусанин» посвящена легендарному народному мстителю, ценой своей жизни погубившему в лесной глуши отряд поляков. Сусанин верит, что борьба за свободу поднимет революционный дух народа:
Вековые оскорбленья
Тиранам родины прощать
И стыд обиды оставлять
Без справедливого отмщенья
Не в силах…
Иван Сусанин – настоящий сын своего народа, один из тех, кто не пожалел жизни за свое Отечество.
1-й ведущий: А теперь мысленно перенесемся в 18 век. 1709 год. Полтавская битва. Ей предшествовала беспрерывная, тяжелая война внутри страны с феодальным барством, с культурной и экономической отсталостью. В этой борьбе прогресса с косностью Полтавская битва стала поворотным моментом в нашей истории.
2-й ведущий: А.С. Пушкин создал поэму «Полтава», где дается широкий исторический фон конца 17 – начала 18 века. Изображение Полтавской битвы – одна из самых замечательных картин поэмы. Любовь к родине, гордость за русский народ звучат во вдохновенных стихах:
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор – и враг бежит.
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен
При кликах войска своего…
Автор изображает Петра как талантливого, непревзойденного политика, который не прячется за спины своих подданных. Петр показан как настоящий герой.
1-й ведущий: А теперь на машине времени перенесемся в 19 век. Великое испытание для русского народа – Отечественная война 1812 года. О ней много написано историками, война нашла отражение в творчестве многих русских писателей и поэтов. Победа русского оружия описана Пушкиным, Лермонтовым, Рылеевым, Жуковским, Л.Н. Толстым и многими другими.
2-й ведущий: В 1812 году Пушкин, будучи лицеистом, вспоминал в письме к И. Пущину:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас…
А знаменитое лермонтовское «Бородино», где основной герой стихотворения – рядовой солдат русской армии – олицетворяет лучшие качества воина: стойкость, храбрость, мужество и преданность Родине.
1-й ведущий: Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» показал общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками. Основная мысль Толстого – только тогда отдельный человек находит свое окончательное, настоящее место в жизни, когда становится частицей народа. Перед нами проходят образы Кутузова, Болконского, Пьера Безухова, Денисова, Давыдова, Пети Ростова и многих, многих других героев, которые были истинными патриотами своей родины. Партизанская война, изображенная в романе, – это возмездие за разорение и гибель, это дубина, которая «со всею своею грозною и величественною силой… поднималась, и опускалась, и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Законы мира снова торжествуют над войной.
«А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им,- говорит Кутузов. – Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Слава вам вовеки!»
2-й ведущий: Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой, – силу гнева против тех, кто нарушает мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.
Денис Давыдов, участник событий, писал:
В ужасах войны кровавой
Я опасности искал,
Я горел бессмертной славой,
Разрушением дышал…
Но коль враг ожесточенный
Нам дерзнет противустать,
Первый долг мой, долг священный –
Вновь за родину восстать.
1-й ведущий: Каждый год мы отмечаем святой день народной памяти – День Победы. Сегодня хотим отдать дань уважения писателям и поэтам, защищавшим родную землю пером и автоматом. Они поднимали боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические для страны дни.
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, и поэзия выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе, звала на бой с врагом. Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Семен Гудзенко…
В 1941 году они были чуть старше вас, и не все из них вернулись с войны.
Павел Коган был убит под Новороссийском. Вот строки из его стихотворения:
Я патриот. Я воздух русский.
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!
«Только на фронте я понял, какая обаятельная вещь жизнь. Я верю в историю, наши силы. Я знаю, что мы победим!»
Другой талантливый поэт, 20-летний Всеволод Багрицкий, погиб при выполнении боевого задания в 1942 году. В его кармане была найдена тетрадка со стихами, пробитая осколком, убившим юношу.
2-й ведущий: Творчество поэтов и писателей вдохновляло наших солдат на подвиги. Большой урок мужества, братства, любви, человечности дает К. Симонов в своей лирике. Его знаменитое «Жди меня» – гимн любви и преданности. (Чтение стихотворения подготовленным учащимся).
Известная поэтесса Анна Ахматова написала стихотворение, облетевшее всю страну:
И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Роль поверенных в истории, хранителей памяти взяли на себя писатели фронтового поколения – от бывших фронтовых журналистов: М. Шолохова, К. Симонова, В. Гроссмана, Б. Полевого – до тех, кто пришел солдатом прямо на огненную черту окопов, вроде В. Астафьева, В. Быкова, Е. Носова, К. Воробьева Ю. Бондарева и других писателей.
В. Астафьев рассуждал: «Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду? Всю жестокую, но необходимую правду для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней». Писатель надеется, что война станет историческим, нравственным уроком человечеству, и подобное никогда не повторится.
1-й ведущий: Ребята, мы вам показали лишь некоторые переломные моменты истории глазами поэтов и писателей. Но ведь не только ратными подвигами славится наша родина. Наши соотечественники делали великие открытия в науке, вносили вклад в культуру, и это тоже их гражданский подвиг. Достаточно вспомнить имена ученых: Ломоносова, Пирогова, Менделеева, Сеченова, Вавилова; художников: Репина, Васнецова, Левитана, Серова; композиторов: Мусоргского, Чайковского, Глинки, Балакирева… Всех невозможно перечислить. А первый полет человека в космос? Разве Ю. Гагарин не совершил подвиг? А строительство первых пятилеток, освоение целины, проектирование новых городов? Это тоже подвиг. Только участники этих событий не считали себя великими героями, так как это созидательный труд на благо родины. Мы всегда должны помнить слова М. Горького: «В жизни всегда есть место подвигу».
2-й ведущий: А сейчас мы предлагаем вспомнить имена людей, которые прославили Россию.
(На экране – портреты известных людей. Учащиеся должны назвать их имена).
Мы использовали портреты: И.Д. Папанина, К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Льва Яшина, Владислава Третьяка, Евгения Плющенко, Георгия Жукова, И.Е. Репина, Ильи Муромца, Н.В. Гоголя, М. Горького, М.И. Кутузова, А.В. Суворова, П.И. Багратиона, Ф.И. Шаляпина, Вячеслава Тихонова, Сергия Радонежского, Александра Невского, В.В. Терешковой, А.С. Пушкина, С.А. Есенина, В.В. Маяковского.
1-й ведущий: Ребята, какими качествами должен обладать современный человек, чтобы его можно было назвать достойным гражданином своей страны? (Учащиеся отвечают на вопрос).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Великая Отечественная война в воспоминаниях наших земляков, Орловой Эльвиры Петровны и Воробьёва Владимира Васильевича», проведённый в 8 – 9 классах.
Сценарий составлен в традиционной форме: информационный блок. Следует избегать излишнего пафоса, громких слов о патриотизме. Каждый может определить свою роль в этом мероприятии: подготовка устных соо...
Разработка классного часа на тему "Великая Отечественная война"
Данная работа содержит методический материал на тему "Поклонимся великим тем годам..."...
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА на тему: «Великие женщины Казахстана, прославившие свою страну и народ»
Задачи: 1) Познакомить (актуализировать знания) учащихся с биографиями женщин, известных не только в Казахстане, принесших славу своей родине.2) Обогащать словарный запас,...
Презентация для классного часа, посвященного теме Великой Отечественной войны
В презентации использованы фотографии военных лет, которые вместе с музыкальным сопровождением помогут школьникам окунуться в атмосферу того непростого времени. Предполагается использовать вместе с пе...
Классный час по теме «Великая, неизвестная (!?) война» (« О героях былых времен не осталось порой имен…»)
Классный час посвящен 100-летию Первой мировой войне, которая долгое время для нашей страны была, по сути дела, неизвестной войной. Материал содержит краткую информацию о смысле Великой войны. Основно...
Классный час по теме "Великая Отечественная Война"
Классный час по теме "Великая Отечественная Война"...
Презентация классного часа по теме "Великая победа великой страны"
Презентация классного часа по теме "Великая победа великой страны", посвященного войне 1812 года...