Урок "Россия и Франция в 1800-1825 годах (обобщение)"
план-конспект урока по истории на тему
Урок дан в рамках цивилизационной концепции и формирует понятие о качественном свобобразии русской и западноевропейской цивилизаций на материале России и Франции в 1800-1825 годах. Повторяет и обобщает материалы по изученному ранее указанному периоду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
49_rossiya_i_frantsiya_v_nach_xix_veka.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Жуков Д.В.
Повторительно-обобщающий урок в 9 классе
"РОССИЯ И ФРАНЦИЯ В I ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА"
Цель:
- повторить и обобщить изученный материал, рассмотрев его в ключе понятия "цивилизация"; выявить причину сходств и различий;
- показать сложность исторических процессов, когда при внешнем сходстве мы имеем глубочайшие различия;
- показать связь экономического, социального и духовного развития на примере формирования в различных цивилизациях понятия "Отечества".
Оборудование: репродукции, раздаточный материал (см. Приложение), листочки для индивидуальной работы на партах у учащихся и 3 листа для групповой работы.
Ход урока
1. Тема урока.
Внимание учащихся обращается на написанную на доске тему урока.
- Каковы же точные хронологические рамки "I четверти XIX века"? (l801-1825 гг)
- Каковы событийные рамки данного периода? (в России: от смерти Павла Петровича и восшествия на престол Александра Павловича до смерти Александра Павловича и восстании декабристов; во Франции: от консульства Наполеона до реставрации Бурбонов в лице сначала Людовика XVIII. а потом Карла Х Артуа)
- Обратимся теперь к словам "Россия и Франция".
На доску вывешиваются репродукции, относящиеся к Франции и России 1 пол. XIX века: Казанский собор. Исаакиевский собор, Пантеон, Отель Инвалидов. Александрийский столп, Вандомская колонна, примеры мужских и женских костюмов эпохи. Учащимся предлагается определить, какие из репродукций относятся к Франции, а какие - к России.
- Какой вывод можно сделать на основании этих репродукций? (о чрезвычайном внешнем сходстве России и Франции в этот период). Но в истории мы не имеем права делать выводы на основании лишь внешнего сравнения. Сравнить глубоко и выявить отличительные черты всего хода исторического развития Франции и России в этот период - наша сегодняшняя задача.
II. Своеобразие
- Когда мы говорим об отличительных чертах хода исторического развития, каким термином мы пользуемся? (цивилизация).
- Что такое цивилизация? (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития)
- Именно о своеобразии - в материальной, духовной и социальной сфере - и пойдет сегодня речь.
Каждому из вас предстоит сегодня выступить и сформулировать свою точку зрения и аргументировать ее с помощью изученных фактов. И пусть завязкой для разговора нам послужат следующие тексты (Раздаются карточки с текстами - см. Приложение). Это отрывки из письменных источников I четверти Х1Х века и научной историографии данного периода. Рассмотрите их внимательно. Все эти тексты, так или иначе, характеризуют положение Франции или России I четверти XIX века в материальной (экономической), социально-политической или духовной сфере. Самостоятельно на листочках сделайте выводы по этим текстам.
После выполнения самостоятельной работы и сдачи листочков, учащимся предлагается по оставленным текстам определить: какую сторону жизни - экономическую, социальную или духовную - данный текст характеризует ярче всего. После этого предлагается распределить по группам: I группа - учащиеся с текстами, характеризующими экономику, II группа - с текстами о социальной жизни, III группа - духовная жизнь.
В группах необходимо охарактеризоватъ положение Франции и России в соответствующей сфере по пунктам: сходства и различия.
Учащиеся выступают от групп, выдвигая положения, подтверждая их аргументами (в том числе и розданными текстами). Другие группы выражают свое согласие либо несогласие с высказанной точкой зрения. После чего обсужденное, доказанное и утвержденное положение записывается в общую таблицу на доске учителем либо выступавшим от группы и всеми учащимися в своих тетрадях:
Россия и Франция в I четверти XIX века
Показатели своеобразия | Экономика | Социальная жизнь | Духовная жизнь | ||
Сходства | |||||
Различия |
В ходе обсуждения необходимо затронуть следующие идеи:
а) экономическое своеобразие
И во Франции и в России в этот период бурно развивается и сельское хозяйство, и промышленность, и торговля. Растет количество промышленных предприятий, увеличивается количество рабочих на них. Важнейшее значение приобретает торговля, в ходу бумажные ассигнации. Экономика занимает в жизни общества столь значительное место, что экономические интересы начинают диктовать политику, подчас вразрез с личными устремлениями правителей.
Но основными препятствиями на пути российской экономики стоят крепостное право и абсолютизм.
Французская экономика развивается за счет энергии уже могущественного слоя предпринимателей, основана на свободной конкуренции, рыночных отношениях и вольнонаемном труде: поэтому развитие происходит интенсивным путем и ведет к промышленному перевороту. Государство может лишь помочь, но большой роли в ходе экономического развития уже не играет - экономика развивается самостоятельно.
Крепостное право в России и жесткая политика самодержавия тормозит складывания национальной буржуазии. Отсюда слабая производительность в сельском хозяйстве, которое может развиваться только экстенсивным путем. Отсталая промышленность держится только на внешней торговле, английских станках и политике государства. Государство - основной двигатель (или тормоз) развития экономики.
б) социальное своеобразие
В политическом отношении и во Франции, и в России мы имеем тиранию под маской либерализма.
Правда, в обеих странах существуют определенные обычаи-законы, которые должны были по идее несколько ограничивать монарха. И там, и там складывается буржуазия, которая становится все более значимым слоем. И там, и там существуют пути для политического возвышения незнатных (Мюрат, Аракчеев).
Но во Франции тирания основана на демократии (возникла по желанию народа), и когда она перестала соответствовать желаниям народа, ее спокойно сменили, а потом так же спокойно восстановили. Кто бы ни стоял наверху, какими бы желаниями он не был обуреваем, во Франции уже сложился достаточно сильный механизм ограничения абсолютизма. Монарху по сложившимся неписаным законам выделяется лишь строго ограниченная сфера деятельности. "Да здравствует справедливость, хотя бы погиб мир".
В России политическая тирания является тиранией по сути: ограничение тирании возможно лишь методами тирании. Сама же система тирании оказывается подчас сильнее личных желаний монарха. Все законы действуют лишь с подтверждения монарха и не действуют при его несогласии - и это общепринятая норма. "Закон - что дышло: как повернул, туда и вышло".
Во Франции приход к власти буржуазии закреплен соответствующими юридическими институтами, Буржуазия имеет землю, власть, свободу. Принцип политической карьеры - личный талант. Национальная буржуазия является сильным независимым средним слоем, служащим буфером между социальными полюсами, гарантируя определенную стабильность и законность в обществе.
В России о сколько-нибудь сильной национальной буржуазии говорить пока не приходится.
Буржуазия не имеет ни земли, ни свободы, ни власти. Принцип политической карьеры - прихоть императора, случай. Слабая буржуазия не может сгладить острейшую полярность российского общества; отсюда – нестабильность, бунты, идея цареубийства. Россия - бочка с порохом.
в) духовное своеобразие
Главными ценностями для французов и для русских в этот период становится Родина, Отечество,
Но во Франции сознание уже раскрепощено Просвещением, развитием науки и понятие "Отечество" вполне прагматично: Франция для французов - это они сами, французы, их личные интересы. Символом прагматизма является национальный девиз "Свобода, равенство, собственность!"
А для России характерна религиозная форма сознания, когда религия сдерживает развитие науки и препятствует освобождению сознания и даже атеизм принимает религиозные формы. Поэтому понятие "Отечество" также воспринимается мистически: Россия для русских - это нечто отличное от них самих (если не противоположное), которое требует постоянных жертв. Символом жертвенности и альтруизма является национальный девиз «За веру, царя и Отечество!»
Все эти различия вызваны предшествующим ходом развития Франции и России.
III. Связь экономики, социальной и духовной жизни
- Откуда же вытекает это различие, кто приносит эти ценности? (III-е сословие)
- Почему III-е сословие может утвердить свои идеи? (развитие экономики)
Домашнее задание: Какие задачи стоят перед Францией и Россией в экономической, социальной и духовной жизни в 1825 году?
Литература для учителя:
- А.С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины XIX века. Всесоюзный музей А.С. Пушкина. Л., 1985.
- Барятинский В.В. Царственный мистик (Император Александр I – Федор Кузьмич). Л., 1990.
- Брокгауз и Ефрон
- Гордин Я. Мятеж реформаторов (декабристы).
- Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990. (Бестужев-Рюмин).
- Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л., 1985.
- Русские дуэлянты: Документы, свидетельства очевидцев, исповеди, судьбы. Составитель С.А. Ловатов. Челябинск, 2003. (Великий фейерверк Михаила Лунина).
- Соколова Т.М. Здания и залы Эрмитажа. Л., 1982.
- История XIX века под ред. профессоров Лависса и Рамбо. Т.1-8. М., 1938-1939.
- Сироткин В.Г. Русская дипломатия и Франция после падения империи Наполеона (10-20-е годы XIX века). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1976.
- Зак Л.А. Монархи против народов. Дипломатическая борьба на развалинах наполеоновской империи. М., 1966.
- Макнаб К. Наполеон и его эпоха. 1796-1815. Армии, униформа, вооружение, организация, тактика. М., 2011.
- Наполеон. Воспоминания и военно-исторические произведения. СПб, 1994.
- Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. Пятое издание. М., 1989.
- Тарле Е.В. Наполеон. М., 1991.
- Коленкур А., де. Поход Наполеона в Россию (Мемуары). Смоленск, 1991.
- Борисов Ю.В. Шарль Морис Талейран. М., 1989.
- Тарле Е.В. Талейран. Из мемуаров Талейрана. М., 1993.
- Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. СПб, 2007.
Литература для ученика:
- Мглинец В. Все о двойниках королей, президентов, преступников, "звезд" и других известных личностей. Л., 1990. (Сибирский отшельник Александр I).
- Наш край с Х по XIX век. Учебное пособие по краеведению для учащихся 7-8 классов. Л., 1980.
- Русские юродивые и блаженные. Справочно-биографическое издание. Авторы-составители Н. Рубина и А. Северский. Челябинск, 2003.
- Энциклопедический словарь юного историка (Всеобщая история). М., 1994.
- Наполеоновские войны
- сословия
- масонство
- капитализм
Приложение:
1) ...Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном.
Итак, писала по-французски.
...Доныне гордый наш язык
К почтовой прозе не привык.
...Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
…И в их устах язык чужой
Не обратился ли в родной?
2) «...Мой принцип - Франция прежде всего», - заявлял Наполеон, выкачивая из союзных стран промышленное сырье, создавая преимущественное положение для вывоза французских товаров и препятствуя ввозу промышленных изделий во Францию.
3) Кучер в сговоре с двумя лакеями убил и ограбил своего помещика. Убийцы, объясняя мотивы преступления, говорили: «Сам барин виноват, что нас искусил: бывало, начнет всем рассказывать, что Бога нет, что на том свете ничего не будет, что только дураки боятся загробного наказания, - мы и забрали себе в голову, что коли на том свете ничего не будет, то, значит, все можно делать».
4) В апреле 1814 года состоялась встреча императора с маршалами, среди которых были Бертье, Ней, Мортье, Лефевр, Моисей. От их имени испытанный храбрец Ней твердо заявил, что армия не последует за императором. Ему остается только одно - отречься в пользу сына.
5) «Рекрутские наборы стали для всей Франции отвратительным бичом... Вот уже два года по три раза в году собирают человеческий урожай. Варварская и бесцельная война поглощает миллионы людей, которых отрывают от их занятий, от земледелия, от торговли и ремесел»
Из речи депутата Лене на сессии законодательного корпуса, дек. 1813г
6) «...Послушав его, можно подумать, что он жаждет большого поражения для французской армии с тем, чтобы поскорее был заключен мир»
Из письма русского посла о главе французской делегации
7) «Скажите мне только, достаточно ли вы вооружены, чтобы наконец-то образумить нас?»
А. Коленкур
8) Среди участников заговора генерала Мале были даже роялисты, но сам Мале был убежденнейшим республиканцем. На вопрос, кто были его единомышленниками, Мале ответил: "Вся Франция, и вы в том числе, если бы моя попытка увенчалась успехом".
9) «Следует оплакивать государства, которые сражаются между собой из-за частных торговых интересов»
Адмирал Н.С Мордвинов о континентальной блокаде
10) Наполеон, как он сам заявлял, готов был, в крайнем случае, допустить, чтобы Россия торговала с Англией в Архангельске, но «Балтийское море должно быть закрыто». А как раз этого русское правительство не могло обеспечить. Экономика оказалась сильнее дипломатии и царя, вместе взятых.
К. Маркс
11) Становилось совершенно ясно, что переломить экономическое развитие России было бы безумием; что воевать легче, чем пере носить далее тягости континентальной блокады... Александр I ответил на Трианонские декреты русским тарифом 31 декабря 1810 года, представлявшим собой не что иное, как формальное объявление войны Франции.
Покровский М.Н.
12) В 1811 году Лионская торговая палата приняла постановления, указав, что «Франция не в состоянии выдержать тех усилий, которых требует непрерывно продолжающееся состояние войны»
13) «Франция нуждается в отдыхе», - утверждал один из виднейших наполеоновских маршалов Бессьер.
14) «Теперь он подпишет все, что вы захотите, - а завтра головы наши полетят на эшафоте, Дело идет о нас, ежели он спасется, мы пропали»
15) «Я родился слишком поздно. В древности Александр Македонский объявил себя сыном Зевса, и весь восток ему поверил. А вздумай я сейчас заявить, что я - сын Предвечного Отца, любая парижская торговка рассмеется мне в лицо»
16) «Что же, братец, видел ли ты государя Павла Петровича? Действительно ли он умер?» «Так точно, ваше высокоблагородие, крепко умер!» - отвечал солдат. «Присягнешь ли ты теперь Александру?» - «Точно так, хотя лучше покойного ему не быть ... А, впрочем, все одно: кто ни поп, тот и батька».
17) «Нация», «Отечество», «патриот», «свобода», «клуб»
18) «За веру, царя и Отечество!»
19) Коронацию Наполеона не признавали 'Законной, передавая рассказ о том, как Наполеон, вырвав корону из рук «святого отца», сам возложил ее на свою голову: он не хотел получать корону из чужих рук
20) Павла Петровича, рожденного Екатериной II в 1754 году, после 9 лет замужества, считали сыном Сергея Салтыкова, фаворита императрицы.
21) С первого выстрела семь человек около меня упали. Другой и третий повалили кучу солдат и черни, которая толпами собралась около нашего места. Я стоял точно в том же положении, смотря печально в глаза смерти, и ждал рокового удара.
Н.А Бестужев
22) Я служил отечеству, пока оно нуждалось в службе своих граждан
К.Ф. Рылеев
23) Судьба наша решена! К сомненьям нашим теперь, конечно, прибавятся все препятствия... Но мы начнем. Я уверен, что погибнем, но пример останется. Принесем собою жертву для будущей свободы отечества!
К.Ф. Рылеев
24) Показателем упадка помещичьих хозяйств служит рост их задолженности. Помещики стали закладывать в кредитные учреждения свои поместья и крестьян. Получаемые ссуды помещики непроизводительно тратили, злоупотребляя помощью государства.
25) В годы войны заметно возросла производительность труда, и повысились темпы производства на военных заводах, мануфактурах и в ремесленных мастерских, работавших на армию - Брянского арсенала, Тульского оружейного, Щосткинского порохового и Луганского литейного заводов и других казенных предприятий.
26) В 1799 году в стране - 2094 предприятия, на них 81,8 тыс. рабочих. Из них 48,2 тыс. крепостных и 33,6 тыс. вольнонаемных. В 1825 году - 5261 предприятий, на них 210,6 тыс. рабочих, из них 96,1 тыс. крепостных и 114,5 тыс. вольнонаемных.
27) Как раз тогда, когда Англия начала испытывать серьезные затруднения в связи с недостатком зерна и дороговизной хлеба, и континентальная блокада стала приносить ощутимые результаты, Наполеон сам же вынужден был несколько разжать ее кольцо и разрешить вывоз французского хлеба в Англию.
28) «Свобода, равенство и собственность!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.
УМК: География. Страноведение. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...
Урок обобщения по теме «География Франции. Париж» в 5 классе
.Цели урока:1) Формирование коммуникативных компетенций по изученной теме;2) Формирование учебно-познавательных компетенций (применение навыков и умений во всех четырех видах речевой деяте...
Урок обобщения по теме «География Франции. Париж» в 5 классе
.Завершающий урок темы "География Франции. Париж" по учебнику А.С. Кулигиной для V класса "Le francais en perspective". Урок состоит из шести этапов, среди которых: викторина, работа в группах, работа...
Выходные данные на статью Зариповой М.А. "Деятельность Антона Александровича Эйхенвальда во Франции в 1920-е годы"
Статья была подготовлена мною для конференции «Русское зарубежье: проблемы искусства и искусствознания 1917-1939», проведенной 25-27 января 2005 года Научным советом по историко-теоретическим проблема...
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение»
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение» Цель урока - формирование представ...
Презентация по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для учащихся 6 класса на тему: «Времена года. Обобщение»
Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Времена года. Обобщение» Название ЭОР: Презентация на тему: «Времена года. Обобщение»Тип ЭОР:...
Блицконтрольная по теме «США, Великобритания и Франция в 1920-30 годы»
Данный материал поможет осуществить диагностику учеников по данной теме...