Внеклассное мероприятие. М.В. Ломоносов
классный час по истории (8 класс) на тему

 

Классный час состоит из десяти основных частей:

  1. Представление команд.
  2. Сценка из детства  М.Ломоносова.
  3. Сценка  «Хорошо ли быть Ломоносовым».
  4. Слайд-шоу.
  5.  Выступления обучающихся с краткими сообщениями об основных фактах жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
  6. Монтаж "Поэтический венок" М.В. Ломоносову.
  7. Конкурс на лучшее знание жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
  8. Математический конкурс.
  9. Конкурс по изобразительному творчеству.
  10. 10.Литературный (синквейн)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomonosov.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие посвящённое М.В. Ломоносову

Цели:

Образовательные:

- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- способствовать накоплению сведений об истории родной страны;

- продолжить ведущуюся на уроках работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.

Воспитательные:

- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории  страны;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания;

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.

Развивающие:

- вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти;

- формировать логическое мышление.

Методы проведения:

1. Репродуктивный

2. Творческий

Форма проведения – комбинированный классный час:

1. Элементы устного журнала

2. Поэтический монтаж

3. Видеопросмотр

4. Конкурсы

Междисциплинарные связи:

1.История

2.Русский язык и культура речи

3.Математика

4. Изобразительное искусство

Методическое обеспечение:

1) Портрет М.В. Ломоносова

2) Рисунки, выполненные учащимися.

3) Слайд-шоу

3. Музыкальное сопровождение (любые музыкальные произведения, подходящие к теме: из кинофильма "Михайло Ломоносов", песни Северного русского народного хора, классическая, лютневая музыка и т.д.)

Оснащение:

1. На доске:

- эпиграфы к мероприятию:

… может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!

                                                                                     М.В. Ломоносов

Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии.

                                                                                    М.В. Ломоносов

Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения, жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей, Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник.

                                                                                    А.С. Пушкин

Классный час состоит из десяти основных частей:

  1. Представление команд.
  2. Сценка из детства  М.Ломоносова.
  3. Сценка  «Хорошо ли быть Ломоносовым».
  4. Слайд-шоу.
  5.  Выступления обучающихся с краткими сообщениями об основных фактах жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
  6. Монтаж "Поэтический венок" М.В. Ломоносову.
  7. Конкурс на лучшее знание жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
  8. Математический конкурс.
  9. Конкурс по изобразительному творчеству.
  10. Литературный (синквейн)

1.-Добрый день, я рада вас приветствовать в клубе веселых и находчивых.

Сегодня состоится игра – викторина между учащимися 7 и 8 класса.

-Чтобы начать наш конкурс нам необходимо выбрать членов жюри.

1. Представление команд.

2. (под музыку ученица читает стихотворение)

В синем небе солнце светит.

С неба чайка в воду метит.

К морю катится Двина,-

Величава и полна.

А вокруг её просторы-

Богом данный колорит.

Славный город Холмогоры

Там на острове стоит.

Необъятно велика

Холмогорская лука.

А в луке-то холмогорской,-

Всё российской, не заморской,-

С незапамятных веков

Сорок с лишком островов,

А над ними - царь-душой-

Самый добрый и большой.

Лесов сосновые палаты –  

На весь невиданный простор.

Там облака движенью внемлют

Священных рек, целебных вод.

И в эту сказочную землю

Река пленительно зовёт.

И не страшны с ней лихолетья.

Она - как сказка наяву.

Её щедротами столетья

Народы многие живут.

Она прекрасна и нетленна,  

Сокровищ и щедрот полна.

Она - достоинство Вселенной,

Отрада Севера - Двина.

3.-В этом уголке испокон века жили не чем не примечательные люди, такие – же, как и в других уголках необъятной России. И однажды на берегу ледовитого моря произошел такой случай.

4.Сценка 5 класса

5.-Как вы думаете, ребята о ком рассказывается в этом эпизоде?

Обычные, да не совсем, а почему вы узнаете, посмотрев сценку 6 класса.

6.-Как вы думаете, ребята, почему этих людей можно назвать необычными? 

7.-Действительно Ломоносов своей жизнью доказал что,

… может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!


8.Основные факты жизни и деятельности М.В. Ломоносова

1 рассказчик: Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711 года в деревне Мишанинской, Куростровской волости, Архангельской губернии в семье помора. Отец, Василий Дорофеевич, был государственным крестьянином, ходил в море на промысел. Мать, Елена Ивановна, в девичестве Сивкова, вела домашнее хозяйство. Михайло (именно так звали Ломоносова с детства, так он любил называть себя сам) был мальчишкой смышлёным, очень к знаниям тянулся, всё его интересовало. Обучался "российской грамоте" у соседа Ивана Шубного и местного дьячка Семёна Сабельникова. Первыми учебниками Ломоносова были "Грамматика" Мелентия Смотрицкого и "Арифметика" Леонтия Магницкого. Но хотелось поучиться "настоящим наукам", пробиться к знаниям через все преграды, против воли отца в морозную декабрьскую ночь 1730 года с рыбным обозом отправился в Москву. Путь предстоял трудный, долгий, но он дошёл. И не только дошёл, но и сумел поступить в единственную тогда школу в Москве, которая называлась Славяно-греко-латинская академия. Пришлось пойти на обман, назвавшись сыном дворянина, иначе бы не приняли. В 19 лет впервые сев за парту, Ломоносов с великим прилежанием и интересом взялся за учёбу, сразу выделился среди учеников своими исключительными способностями. Через полгода его перевели из нижнего класса во второй, ещё через полгода - из второго - в третий. Но страсть его к наукам была столь велика, что удовлетворения от получаемых знаний не испытывал. Уже были прослушаны курсы географии, истории, арифметики, прочитаны книги по философии и мироведению в академической библиотеке, а ответов на многие свои вопросы юноша не находил. В 1734 году по его просьбе Ломоносова отпускают поучиться в Киево-Могилянской академии, но он вскоре возвращается в Москву, не находя и в Киеве чего-то нового для себя. Большой перелом происходит в судьбе Ломоносова в 1735 году, когда его в числе лучших 12 учеников отправляют в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. А в 1736 году, уже из Петербурга, в числе лучших трёх студентов Ломоносов едет за границу, в Германию, для изучения горного дела. Сначала им надо было поучиться в университете города Марбурга, а затем во Фрайберге у знаменитого химика, минералога Генкеля.

2 рассказчик: Здесь, в Германии, Ломоносов не только учился у других, но и проявил недюжинные способности и знания: в 1738 году отправил в Петербургскую академию наук своё первое научное сочинение по физике; в 1739 году закончил "Физическую диссертацию…"; начал работу по изучению правил стихотворства; написал и послал для публикации в Петербург оду "На взятие Хотина" и т.д. Не поладив с мрачным, ворчливым и властным Генкелем, Ломоносов ушёл из Фрайберга. Путешествовал по Германии и Голландии, много пережил и повидал, чуть не попал в солдаты, но сумел избежать военной службы. В Германии встретил свою любовь – немку Елизавету Цильх, которая стала его женой. В 1741 году Михайло Ломоносов возвращается в Петербург. В это время он увлекается многими научными вопросами. В 1742 году зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом (младшим научным сотрудником) "физического класса". А дальше – грандиозная научная работа в самых различных областях: физике, химии, читает студентам лекции по физической химии, формирует "всеобщий закон природы", то есть закон сохранения материи и движения и делает многое другое. Главной своей специальностью считает всё-таки химию. В 1745 году получил звание профессора именно по этой науке. Создаёт первую в России химическую лабораторию. С таким же интересом Ломоносов работает и в области языка и литературы: пишет "Краткое руководство к красноречию", в 1750 году создаёт трагедию "Тамира и Селим" (1 декабря была представлена при царском дворе), а в 1751 году выходит в свет первое "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова". В 1752 году появляется трагедия "Демофонт". В декабре того же года сочинено «Письмо о пользе Стекла». Именно в это время учёный увлёкся созданием мозаики – цветного стекла, из которого будет творить великолепные картины. В 1752 году закончена первая – "Мадонна", сделанная с картины римского живописца Соламены. Потом будут другие – яркие, самобытные. Самая знаменитая из них создана в 1764 году – "Полтавская баталия", в центре её – кумир, идеал Ломоносова – царь Пётр Великий. Не случайно Ломоносов будет избран почётным членом Петербургской Академии художеств, он и в живописи сказал своё слово.

3 рассказчик:

Но не всё так легко и гладко было на его пути: в июле 1753 года во время проведения опытов по изучению атмосферного электричества был убит молнией профессор Рихман, работавший вместе с Ломоносовым. Тяжело переживал Михайло Васильевич смерть друга. Трудно было и в Академии. Там так много учёных-иностранцев, которых принимали в России с приниженным почтением, доверяя им как единственно возможным авторитетам. Они чувствовали себя в России свободно и уверенно: не допускали даже мысли, что русский человек, выходец из «мужиков», может обладать недюжинным умом, да ещё и сметь оспаривать устоявшиеся научные взгляды. Да и некоторые русские коллеги-учёные не хотели смириться с его превосходством, не понимали, боялись: слишком неординарен был Ломоносов, поражал, удивлял и даже пугал мощью ума, грандиозностью и размахом планов, целеустремлённостью. На него писали доносы, стремились поссорить с властями, подстраивали подлости, мешали работать. Как много времени и сил было потрачено Ломоносовым на то, чтобы отвечать оппонентам, писать многочисленные прошения, обращаясь к придворным вельможам, к самой царице, и объяснять свои поступки желанием трудиться только на благо российской науки, во имя величия России. Всё время приходилось бороться, отстаивать право на научную работу, на своё слово в науке. Какая же сила духа была у этого человека! Какой мощный характер! Особенно важным станет в жизни Ломоносова 1755 год: в Москве торжественно открывается университет. Это его стараниями, настойчивыми требованиями, прошениями удалось добиться открытия в России первого университета. Учёный уверен, "…что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать", а университет будет этому способствовать. Правда, на торжественное открытие университета сам Михайло Васильевич не был приглашён. Но ничего, главное – университет создан, он есть! Ему же самому надо торопиться – вперёд, вперёд, ещё так много планов, задумок, сколько ещё надо узнать, понять, доказать, поведать миру!

4 рассказчик: Ломоносов завершает грандиозную работу над «Российской грамматикой», строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием "ночезрительной трубы", произносит "Слово о происхождении света", "Слово о рождении металлов от трясения земли", "Рассуждение о большей точности морского пути". Создаёт ряд навигационных приборов, пишет исторические, географические работы, две первые части поэмы "Пётр Великий" и так далее, так далее, так далее…Он уже не только профессор Петербургской Академии наук, но и член Академической канцелярии – высшего административного органа Академии. Назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук, становится во главе Академической гимназии и Академического университета. Его избирают почётным членом Шведской академии наук, членом Болонской академии наук. Сколько сделано, изучено, открыто, а сколько ещё хотелось! Сам Ломоносов составил перечень своих научных работ, назвав его" Роспись сочинениям и другим трудам советника Ломоносова", собрал отзывы о своих работах и оформил их как "Свидетельства о науках советника Ломоносова". В 1765 году, 28 января, последний раз присутствовал на заседании Академического собрания. 4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался. Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов. Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке!

Звучит музыкальный фрагмент.

9."Поэтический венок" М. В. Ломоносову

(Читается на музыкальном фоне)

1 чтец: В соседстве двух морей, на родине

метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он

рождён;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сиянья озарён.

Покинув дом отца, в стране чужой,

далёко,

как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошёл умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный

звук.

(С. И. Стромилов. Ломоносов)

2 чтец: О дивный муж!.. С челом открытым,

С орлиным взглядом, как глядел

На оном море Ледовитом

На чудеса господних дел,-

Наукой осиян и рвеньем

К величью родины горя,

Явился ты – осуществленьем

Мечты великого царя!

Твоею ревностью согретый.

Очнулся русский дух с тобой:

Ты лучших дел Елизаветы

Был животворною душой,

Ты дал певца Екатерине,

Всецело жил в ея орлах,

И отблеск твой горит и ныне

На лучших русских именах! (А.Н. Майков, Ломоносов)

3 чтец: Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа столько славных, то и знай,-

Столько добрых, благородных, сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных и напыщенных собой! (Н.А.Некрасов,  Школьник)

4 чтец: Куда бежать от сплетен и доносов?!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

5 чтец: Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

(Н.И. Рыленков, Ломоносов)

6 чтец: Седые гривы вознося до звёзд,

Дыша солёной горечью морскою,

Ломает мачты ледяной норд-ост,

Пропахший  палтусиной и трескою.

И юноша с Двины, из Холмогор,

Приобретает в этой грозной школе

Талант вставать ветрам наперекор

И навыки бесстрашия и воли.

7 чтец: Нет, ничего вокруг не проглядел

Могучий ум, внимательный и щедрый.

Его пути - ветрам наперерез.

Его стремленья – благо для народа.

Жизнь человека – чудо из чудес!

Всего-то пятьдесят четыре года!

Нет тишины, да и покоя нет.

Жизнь человека – вечное горенье.

И первый русский университет,

Его надежда и творенье…

И - что уж там!- он создан,

он стоит,

Наш первый,

наш Российский,

наш Московский!

Теперь и в землю не обидно лечь.

Свершён на свете подвиг человека.

И минуло уже три века -

Россией Ломоносов не забыт!

( М.И. Алигер. из поэмы "Ломоносов")

8 чтец: И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим

Во имя правды и науки

Здесь память вечную гласим.

Да, велико его значенье –

Он, верный русскому уму,

завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему… (Ф.И. Тютчев, Ломоносов)

9 чтец: Подбадривал он тех, кто может

науке силы все отдать.

Его словам весьма полезно

И ныне молодым внимать:

" О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены!

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!"

10 чтец: Его слова звучат доныне

Как мудрый молодым завет.

Они важны для нас сегодня,

Хоть минуло немало лет.

И к нам он тоже обращался

Через года,

через века…

Делами, знаньями в науках

Прославим память земляка! (Из стихотворения студента)

Конкурс

Ведущий объясняет этапы и условия конкурса.

10. Викторина.

Вопросы:

1) Назовите полностью имя, отчество родителей Ломоносова (Василий Дорофеевич, Елена Ивановна Сивкова).

2) Назовите учебные заведения, в которых учился Ломоносов. Где они находились? (Славяно-греко-латинская академия в Москве, Киево-Могилянская академия в Киеве, Петербургская академия наук, университет в городе Марбурге, в Германии, лаборатория Генкеля во Фрайберге).

3) В 1742 году Ломоносов был зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом (стажёром). По какой науке? (По физике).

4) Как называется самая знаменитая картина, созданная Ломоносовым? В чём её особенность? ("Полтавская баталия". Сделана из стеклянной мозаики).

5) В 1745 году Ломоносов получил звание профессора Петербургской академии наук, какой науки? (Химии)

6) Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни, ему посвящены его стихи, неоконченная поэма, картины. Кто он? (Петр 1).

7) Как назывался знаменитый прибор для ночного видения, изобретённый Ломоносовым? ("Ночезрительная труба")

8) Какое первое литературное произведение прислал Ломоносов из Германии в Петербург для публикации? (Оду "На взятие Хотина")

9) Как называлась первая мозаичная картина Ломоносова?

("Мадонна" сделана с картины римского живописца Солимены)

10) Назовите фамилию учёного, который вместе с Ломоносовым проводил опыты по электричеству во время грозы и погиб от сильного удара молнии? ( Рихман)

11) Ломоносов писал: "Российское могущество прирастать будет … и Северным океаном". Какое слово пропущено? ( Сибирью)

12) Как называется цветное непрозрачное стекло, производимое Ломоносовым? (Смальта)

13) Назовите явление, которое описывает Ломоносов в этих строках:

С полночных стран встаёт заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!    (Северное сиянье)

14) Название какой науки впервые ввёл Ломоносов? (Физическая химия)

15) Название ладьи, принадлежавшей Ломоносовым. (Чайка)

 16) Автор учебника "Грамматика", по которому Ломоносов учился грамоте.(Смотрицкий)

11.Математический конкурс.

12.Конкурс по изобразительному творчеству.

13.Литературный (синквейн)

14.Древо познания. 

15. Подведение итогов конкурса.

Люблю бывать на Родине твоей,

Где памятник у школы деревянной,

Где детвора хлопочет неустанно

И познаёт премудрость букварей.

Ведь ты для них давно легендой стал,

Примером неустанного раденья…

И мне не раз твои стихотворенья

Учитель школьный наизусть читал.

Но всё же глубже память и острей…

Лишь родина – село. Россия – поле.

Ты жил её и радостью и болью.

Ты всей своей душой сливался с ней.

Помора сын – ты сыном стал России,

Предугадав её грядущий час.

И столько смог за жизнь свою осилить,

Что и доныне поражаешь нас

Смотрю, как тают стаи журавлей

В высоком небе, праздничном от сини…

Люблю бывать на родине твоей

И без неё не мыслю я России.

                                                           Д.Ушаков

Список литературы:

1. Лебедев Е. Н. Ломоносов / Е. Н. Лебедев. – М. : Мол. гвардия, 1990. – 602 с.

2. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. суждения потомков. Стихи и проза о нём / сост.: Г. П. Павлова, А. С. Орлов. – М. : Современник, 1989. – 493 с.

3. Некрасова Е. А. Ломоносов-художник / Е. А. Некрасова. – М. : Искусство, 1988. – 144 с.

4. Михаил Васильевич Ломоносов: разрезной фотоальбом. – М. : Планета, 198


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "М.В. Ломоносов — русский ученый-энциклопедист"

Проведение вечера предусматривает массовое участие учащихся.   Вечер должен служить для учащихся отдыхом и в то же время учёбой. За 2-е недели формируются команды, по 5 человек из каждой параллел...

Внеклассное мероприятие «Михаил Ломоносов - Великий сын России», посвященное 300-летию со дня рождения

Цели:Образовательная:- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;Развивающая: - вырабатывать у учащихся  интерес к чтению, к поиску новой информации; мобилизовать тв...

Внеклассное мероприятие «Великий Ломоносов» к 300-летию со дня рождения

«Я сам и не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать» М.В. Ломоносов  Цель мероприятия: привитие интереса к творчеству Ломоносова и расширение знаний о мног...

Внеклассное мероприятие: "Михаил Васильевич Ломоносов".

Презентация к внеклассному мероприятию: "Михаил Васильевич Ломоносов"....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. ЛОМОНОСОВ»

Данное мероприятие можно проводить в рамках предметной недели....

Внеклассное мероприятие "М.В.Ломоносов - великий химик"

К К 300-летию со дня рождения великого русского ученого М.В. Ломоносова посвящается... Внеклассное мероприятие проводится в кабинете химии приурочено к 300-летию со дня рождения великого русского уч...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "М.В.ЛОМОНОСОВ"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ ТЕМЫ ПО ОБЩЕЙ ХИМИИ...