Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории на уроке
статья по истории по теме
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_uchashchikhsya_k_ege_po_istorii_na_uroke.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Джебко Галина Павловна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Сахаптинская СОШ»
Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории на уроке
Единый государственный экзамен прочно вошел в школьную жизнь, поэтому и учителя, и ученики пытаются выстроить определенную систему подготовки к экзамену, которая, по их мнению, является наиболее эффективной. Сегодня путей достижения цели (то есть успешной сдачи ЕГЭ) существует много. Так, например, учителя широко используют дополнительные занятия, индивидуальные и групповые консультации по предмету. Ученики и родители зачастую выбирают ещё и занятия с репетитором, записываются на дистанционные курсы. Но во всех этих вариантах в качестве обязательных элементов выступают именно дополнительные занятия и большая доля самостоятельного труда ученика. При этом существует мнение, что качественно подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ в рамках только школьного урока (да еще когда предмет изучается только на базовом уровне) невозможно. Конечно, успешность ученика на экзамене зависит от многих факторов. Но среди них важное место занимает качество образовательных услуг, которые ребенок получает в школе. Оно же, в свою очередь, во многом зависит от системы работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ. Как же должна быть организована деятельность учителя, чтобы качество образовательных услуг было высоким без обращения школьника к репетиторам? Как организовать работу учащихся на уроке так, чтобы она позволяла максимально эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ? Эта проблема в работе каждого учителя предметника является очень актуальной. Главным противоречием при решении этой проблемы является следующий момент: как не превратить урок в элементарное «натаскивание» на экзамен, тем более, что, например, история сдаётся как предмет по выбору? Конечно, на уроках должно быть место и для оживленных дискуссий, и для дебатов, и для ролевых игр. Это при подготовке учащихся к ЕГЭ будет приносить огромную пользу, так как позволяет формировать целый ряд важнейших компетентностей учащихся. Но на уроке должно быть время и для выработки тех умений и навыков, которые необходимы для выполнения заданий ЕГЭ. Оптимальное сочетание перечисленных форм работы на уроке и является, на мой взгляд, главной задачей для учителя. Итак, моим ученикам предстоит сдавать ЕГЭ по истории. Как я, учитель, буду организовывать свою деятельность по подготовке учащихся к ЕГЭ? Своё видение организации работы представлю пошагово.
Шаг 1. Изучение и анализ контрольно-измерительных материалов (КИМ).
Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы: назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На этой основе формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно-измерительных материалов (КИМов).
Затем необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы для проверки основного учебного содержания. Следует обращать особое внимание на изменения в кодификаторах, которые вносятся в текущем учебном году.
Знакомство с демоверсией позволит учителю составить четкое представление о видах заданий, предлагаемых учащимся на ЕГЭ. Это нужно для выработки определенной стратегии подготовки учащихся.
Шаг 2. Составление рабочей программы учителя в 10-11 классах с учетом подготовки учащихся к ЕГЭ.
При составлении такого раздела рабочей программы как тематическое планирование, я ориентируюсь, конечно же, на образовательную программу по предмету. Но учитываю также и содержательные элементы кодификатора по тому или иному разделу. То, что есть в кодификаторе, обязательно должно быть изучено на уроке.
При распределении часов на изучение раздела выделяю часы для проведения мини-ЕГЭ (как правило, им завершается изучение раздела), а также часы для предэкзаменационного повторения.
Также в рабочей программе уделяю особое внимание оснащенности каждого урока. Сначала тщательно изучаю, настолько полно отражена тема урока в учебнике, с которым работает класс. Не секрет, что некоторые темы в учебнике базового уровня отражены недостаточно. Тогда я привлекаю материал из профильного учебника, учебников других авторов (кстати, считаю, что у учителя должны быть комплекты учебников разных авторов), подбираю справочную литературу, ЦОРы.
Затем я анализирую требования к уровню подготовки выпускников, прописанные в программе по предмету, а также основные умения и способы действий, проверяемые в ходе ЕГЭ. Это необходимо для того, чтобы спланировать деятельность учащихся (на каком уроке и на каком материале указанные умения и навыки будут отрабатываться).
Шаг 3. Структурно-функциональный анализ учебного материала по каждой содержательной линии. Составление тематического листа (ТЛ). Тематический лист (ТЛ) необходим учителю для того, чтобы как можно полнее охватить всё содержание раздела, обратив особое внимание на практическую часть, а именно умения и способы действий учащихся, которые формируются или совершенствуются в ходе изучения данного учебного материала. В дальнейшем ТЛ становится основой для составления индивидуально-ориентированных планов учащихся для работы на уроке и дома.
Пример тематического листа по разделу «Социальные отношения» в 11 классе
Тема урока | Знать и понимать смысл понятий, правильно применять понятия в соответствующем контексте | Характе-ризовать | Приво-дить примеры | Объяс-нять | Сравни-вать | Выяв-лять | Давать оценку |
Социаль-ная стратифи-кация и социаль-ная мобиль-ность | Социальная дифферен-циация, социальная стратифи-кация, социальная мобиль-ность, люмпены, маргиналы | историче-ские типы стратифи-кации | горизон-тальной и вертикаль-ной социаль-ной мобиль-ности | причины неравен-ства | теории социаль-ной стратифи-кации; виды социаль-ной мобиль-ности | крите-рии социаль-ной страти-фикации | современным тенден-циям в развитии социаль-ных отноше-ний |
Социаль-ные группы | Социальная структура, социальные группы | социаль-ную структуру общества, основные социаль-ные группы | социаль-ных групп | характер воздейст-вия социаль-ной группы на человека | виды социаль-ных групп по различ-ным критериям | призна-ки выделе-ния социаль-ных групп | |
Моло-дежь как социаль-ная группа | Молодежь | признаки неформальной молодеж-ной группы | проявле-ний молодеж-ной субкуль-туры | особен-ности социаль-ного положения молодежи | типы молодеж-ной самодея-тельности | социаль-но-психоло-гические качества молоде-жи | |
Этниче-ские общности | Этническая общность, род, племя, народность, нация | виды этниче-ских общно-стей, этническое многооб-разие современ-ного мира | предпо-сылки складыва-ния этносов | признаки образо-вания этниче-ских общно-стей нацио-нальные интересы | |||
Межна-циональ-ные отноше-ния, этносо-циальные конфлик-ты, пути их разреше-ния. | Межнациональный конфликт | формы межна-циональ-ных отноше-ний, типы межна-циональ-ных конфлик-тов | этниче-ских общно-стей, способов мирного сотрудни-чества наций | причины межна-циональ-ных конфлик-тов, опасность экстре-мизма | основ-ные тенден-ции развития нацио-нальных отноше-ний | ||
Конституционные принци-пы (основы) нацио-нальной политики РФ | Националь-ная политика | приори-тетные направле-ния нацио-нальной политики РФ | осуще-ствления принципов нацио-нальной политики РФ | состоя-ния нацио-нальной политики в РФ | |||
Социаль-ный конфликт | Социальный конфликт | способы разреше-ния социаль-ных конфлик-тов | противо-речий, которые ведут к социаль-ным конфлик-там; позитив-ных функций социаль-ных конфлик-тов | причины конфлик-тов и пути выхода из социального конфликта | виды социаль-ных конфлик-тов | стадии социаль-ного конфликта | |
Социаль-ные нормы | Социальная норма | основные виды социаль-ных норм | функции социаль-ных норм | ||||
Социаль-ный контроль | Социальный контроль | формы социаль-ного контроля, функции социаль-ного контроля | формальных и нефор-мальных санкций | методы социаль-ного контроля | |||
Свобода и ответственность | Свобода, ответствен-ность | ||||||
Откло-няющееся поведение | Отклоняю-щееся поведение | формы отклоняю-щегося поведения | позитив-ного и негатив-ного отклоняю-щегося поведения | причины отклоняю-щегося поведения | |||
Социаль-ная роль | Социальная роль, социальный статус | типичных социаль-ных ролей | |||||
Социализация индивида | Социализа-ция, социальная адаптация, агенты социализа-ции | виды социализации, типы социаль-ной адаптации | агентов социали-зации | ||||
Семья и брак | Семья, брак, родственные узы | функции семьи | виды брака | основ-ные направ-ления демо-графиче-ской политики РФ | совре-менным тенден-циям развития семей-ных отноше-ний |
Шаг 4. Обеспечение учебного процесса дидактическими материалами для объяснения-уяснения, отработки, контроля.
По каждой теме уроке учащиеся должны быть обеспечены комплектом дидактического материала. Это позволяет повысить эффективность работы учащегося на уроке и дома, положительно влияет на качество знаний учащихся.
В качестве дидактических материалов для объяснения я использую опорные конспекты, схемы, таблицы, которые снабжаются вопросами и несложными заданиями для уяснения.
Для отработки порции учебного материала использую задания (теоретические и практические), которые есть в учебниках, практикумах, задачниках.
В качестве материалов для контроля выступают тесты и задания из сборников по подготовке к ЕГЭ.
Шаг 5. Составление на основе тематических листов индивидуально-ориентированных планов для учащихся.
Индивидуально-ориентированный план для учащегося предназначен для более целенаправленной организации работы учащихся на уроке и дома. Он включает три уровня освоения учебного материала: базовый, повышенный и высокий. Это дает возможность для продвижения каждого обучаемого по индивидуальному учебному маршруту. План позволяет учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий на уроке или при выполнении домашнего задания, темп усвоения учебного материала по предмету. Тем самым создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям. ИОП позволяет эффективно организовать самостоятельную подготовку учащегося по той или иной теме, избежать пробелов в знаниях.
Тема урока | Обязательный уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
Социальная стратифи-кация и социальная мобильность | 1.Дайте определения понятий и терминов: социальная дифференциация, социальная стратифи-кация, социальная мобильность, люмпены, маргиналы. 2.Составьте предложение, содержащее информацию о каждом из понятий. 3.Назовите критерии социальной стратификации. 4. Назовите виды социальной мобильности | 1. Объясните причины неравенства. 2. Приведите примеры различных видов социальной мобильности. Укажите факторы, влияющие на социальную мобильность. 3. Сравните основные теории стратификации по самостоятельно определенным критериям | 1. Составьте развернутый план темы 2.Дайте оценку современным тенденциям в развитии социальных отношений. Свое мнение подкрепите аргументами. |
Социальные группы | 1.Дайте определения понятий и терминов: социальная структура, социальные группы, квазигруппа. 2.Составьте предложение, содержащее информацию о каждом из понятий 3. Составьте схему «Социальная структура общества» 4. Назовите критерии для выделения социальных групп. | 1. Приведите примеры различных социальных групп согласно заданным критериям. 2. Объясните характер воздействия социальных групп на человека. | 1.Составьте развернутый план темы. 2.Напишите мини-сочинение по предложенному высказыванию: «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фардж). |
Молодежь как социальная группа | 1.Дайте определение понятия «молодежь» 2. Составьте предложение, содержащее информацию о данном понятии. 3. Опишите социально-психологические качества молодежи, подкрепляя их примерами из социального опыта. 4. Работа с текстом. | 1. Объясните особенности социального положения молодежи. 2. Приведите три любых особенности молодежи как социальной группы. 3. Расскажите об одной из молодежных субкультур (по вашему выбору) | 1.Составьте развернутый план темы. |
Этнические общности | 1Дайте определения понятий и терминов: этническая общность, род, племя, народность, нация. 2. Назовите и охарактеризуйте виды этнических общностей. 3. Работа с текстом | 1. Объясните предпосылки и причины складывания этносов. | 1. Составьте развернутый план темы. 2. Напишите мини-сочинение по предложенному высказыванию: «Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Бауэр). |
Межнациональные отношения, этносо-циальные конфликты, пути их разрешения. | 1. Дайте определение понятия «межнациональный конфликт». Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии 2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные формы межнациональных отношений. 3. Составьте схему «Типы межнациональных конфликтов» | 1. Назовите тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте их примерами. 2.Приведите примеры способов мирного сотрудничества наций. 3. Объясните причины межнациональных конфликтов. 4. Охарактеризуйте способы мирного урегулирования конфликтов. | 1. Составьте развернутый план темы 2. Дайте оценку опасности экстремизма для личности, государства, общества. |
Конституционные принципы (основы) национальной политики РФ | 1.Дайте определение понятия «националь-ная политика». 2. Перечислите приоритетные направления национальной политики РФ. 3. Работа с текстом. | 1. Приведите конкретные примеры проявления осуществления принципов национальной политики. 2. Привлекая свой социальный опыт и имеющиеся знания, оцените состояние национальной политики в РФ на современном этапе. | 1. Напишите эссе по предложенному высказыванию: «Национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений» (Г. Гусейнов). |
Социальный конфликт | 1.Дайте определение понятия «социальный конфликт». Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии. 2. Назовите и кратко охарактеризуйте виды социальных конфликтов. 3. Составьте схему «Стадии социального конфликта» | 1. Объясните причины возникновения социальных конфликтов. 2. Укажите способы урегулирования конфликтов. 3. Приведите конкретные примеры, отражающие пути выхода из конфликта. | 1.Составьте развернутый план темы. 2. Поразмышляйте о позитивных функциях социальных конфликтов. Свое мнение подтверждайте аргументами. |
Социальные нормы | 1.Дайте определение понятия «социальная норма». Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии. 2. Перечислите и дайте характеристику основным видам социальных норм. 3. Назовите функции социальных норм. | 1. Приведите примеры признаков социальных норм и связанных с ними типов социальных норм. 2. Приведите ситуативные примеры проявления функций социальных норм. | 1. Составьте развернутый план темы. |
Социальный контроль | 1. Дайте определение понятия «социальный контроль». Составьте два предложения с указанным понятием. 2. Охарактеризуйте основные формы социального контроля 3. Составьте таблицу «Функции социального контроля и их содержание» | 1. Приведите конкретные примеры санкций социального контроля (формальных и неформальных) | 1.Составьте развернутый план темы. |
Свобода и ответственность | 1.Дайте определения понятий и терминов: свобода, ответственность. 2. Работа с текстом. | 1.Укажите виды ответственности и проиллюстрируйте их примерами. | Составьте развернутый план темы. |
Отклоняющееся поведение | 1. Дайте определения понятий и терминов: отклоняющееся (девиантное) поведение, делинквентное поведение. Составьте по одному предложению с каждым из этих понятий. 2. Работа с текстом. | 1. Укажите типы отклоняющегося поведения и дайте их краткую характеристику. | 1.Составьте развернутый план темы. 2. Поразмышляйте о способах социального воздействия на поведенческие отклонения. Свое мнение аргументируйте. |
Социальная роль | 1.Дайте определения понятий и терминов: социальный статус, престиж, авторитет, социальная роль 2. Составьте схему «Компоненты социального статуса» 3. Назовите типичные социальные роли в юношеском возрасте | 1. Раскройте на двух примерах связь социального статуса и роли. 2. Приведите примеры, иллюстрирующие предписанный и достигаемый социальный статус. 3. охарактеризуйте виды ролевых конфликтов. | 1. Составьте развернутый план темы 2. Напишите мини-сочинение по предложенному высказыванию: «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон). |
Социализация индивида | 1. Дайте определения понятий и терминов: социализация, агенты социализации, социальная адаптация. Составьте с каждым из них предложение. 2. Какие бывают виды социализации? 3. Составьте схему «Типы социальной адаптации» | 1. Приведите примеры агентов первичной и вторичной социализации. 2. Что может выступать в качестве показателей успешной социальной адаптации | Составьте развернутый план темы. |
Семья и брак | 1. Дайте определения понятий и терминов: семья, брак. 2. Перечислите важнейшие функции семьи. 3. Составьте схему «Виды брака» 4. Работа с текстом. | 1. Укажите функции семьи. Подкрепите их конкретными примерами. 2. Каковы основные тенденции развития современной семьи. Две из них подкрепите примером из собственного социального опыта. | 1.Составьте развернутый план темы 2. Напишите мини-сочинение по предложенному высказыванию: «Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьёв и пчёл» (Г.К. Честертон). |
Шаг 6. Разработка и проведение мини-ЕГЭ по разделу.
После изучения раздела проводится мини-ЕГЭ. Оно позволяет проверить качество усвоения учащимися учебного материала, а также выявить возможные проблемы и затруднения. Ребят необходимо полностью «погрузить» в экзаменационную среду, поэтому кроме вариантов работы, составленных из заданий открытого сегмента ФИПИ, им предоставляются бланки, на которых они выполняют работу. В дальнейшем это позволит избежать досадных ошибок, связанных с неумением заполнять экзаменационные бланки. На проведение мини-ЕГЭ отводится 2 часа (желательно, чтобы это были сдвоенные уроки).
Шаг 7. Организация коррекции знаний учащихся.
После проверки работ учащихся необходимо провести поэлементный анализ, выявить вопросы, которые требуют дальнейшей более тщательной проработки. Организация коррекции знаний учащихся проводится в виде групповых и индивидуальных консультаций.
Шаг 8. Организация предэкзаменационного повторения.
В свое тематическое планирование я обязательно включаю серию уроков предэкзаменационного повторения. Для этого я организовываю работу учащихся с открытым сегментом ФИПИ по обществознанию. Они работают в кабинете информатики в интерактивном режиме. Повторение идет по отдельным содержательным линиям. Учащиеся сами фиксируют результаты своей работы, в случае допущения ошибок обращаются к учебному материалу, за консультацией к учителю.
Шаг 9. Анализ результатов экзамена. Рефлексия деятельности.
Этот этап включает в себя проведение анализа технологической цепочки взаимодействия учителя и учащихся, анализа соответствия образовательных достижений учащихся, выявленных учителем в ходе подготовки к ЕГЭ с результатами экзамена.
Список использованной литературы:
1.Баранов, П.А. Обществознание: Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2011. – М.:АСТ: Астрель,2011.
2. Настольная книга учителя обществознания: Справочно-методическое пособие.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
3. Половникова, А.В. Обществознание: Задания с кратким ответом: Часть В. – М.: Аст: Астрель, 2011.
4. Кишенкова, О.В. Обществознание. Сдаём без проблем! – М.:Эксмо, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
Информационный проект «Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию» рассчитан на учителей истории и обществознания, учащихся 10-11 классов и их родителей....
Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
Информационный проект, расчитан на учителей истории и обществознания, учащихся 10-11 классов и их родителей....
Справочник по истории для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории
Справочник предназначен для учащихся 10-11 классов. Материал систематизирован, структурирован....
Справочник по истории для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории
Справочник по истории предназнчаен для учащихся 10-11 классов. В нем систематизирован, структурирован исторический материал по истории с древнейших времен до конца 20в....
Справочник по истории для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории
Справочник по истории предназначен для учащихся 10-11 классов....
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....
Технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Основные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....