Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pogramma_po_istorii_5_klass.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждено»
на заседании ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №4»
гуманитарного цикла. МБОУ «СОШ№4»
Руководитель ШМО __________/Л.Н.Гришина/ _____________/Ю.В. Гаврилов /
_________/О.Н. Якупова./ Приказ №181/1от «29»августа 2013 г.
Протокол № 1 «27»августа 2013г.
от «23» августа 2013г.
Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Якуповой Ольги Николаевны,
учителя истории и обществознания
первой квалификационной категории
по истории в 5 классе
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования по предмету «История», приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089.
- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории МО РФ от 2004 года, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- БУП 2012. Приказ № 4154/12 от 9.07.2012г. « Об утверждении базисного, примерных учебных планов для ОУ РТ, реализующих программы начального общего, основного общего образования», письмо МО и РТ « Об учебных планах на 2013-2014гг.» № 9127/3 от 09.07.2013 года.
- Учебного плана МБОУ СОШ №4 на 2013/2014 учебный год, утвержденного на педагогическом совете, протокол № 1 от 29.08.2012 года.
- Письма МО и Н РТ № 7831/9 от 2009 г. «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году»
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «История Древнего мира» (первый период Всеобщей истории) для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории и является частью концентрической системы исторического образования. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер.
Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе. Включение модуля преследует цель пропедевтической подготовки учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории, формирование начальных умений работы с исторической информацией. Программа включает материал по истории древнего мира (развитие человечества с первобытных времен и до падения Западной Римской империи). С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени: Что изучает история не менее 10 часов, История древнего мира не менее 45 часов, резерв учебного времени -25 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Цель обучения: осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре; раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Задачи обучения:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и Региональный учебный план на 2013-2014 учебный год отводят для обязательного изучения учебного предмета «История » на этапе основного общего образования в 5 классе 70 часов (2часа в неделю) из расчета 35 рабочих недель в год. Таким образом, рабочая программа по истории в 5 классе рассчитана на 70 часов в год.
Основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса
№ п/п. | Раздел курса. | Содержание. | Количество часов. |
1 | Пропедевтический модуль. «Что изучает история» | Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство. | 10 часов |
2 | Первобытное Общество. | Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. | 6 часов |
3 | Древний Восток | Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока. | 17 часов |
4 | Древняя Греция и эллинистический мир. | Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократии Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государств Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура скульптура. Олимпийские игры. | 19 часов |
6 | Древний Рим | Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозны верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век поэзии. Ораторское искусство. | 18 часов |
Всего | 5 | 70 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Учебник Вигасин А.А, Годер. Г. И. , Свеницкая И.С. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2012 г.
- Годер Г.И. И др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение»,2010 год
Методическая литература:
1. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2005год.
2. Брандт. Тесты. История Древнего мира. 5 класс. Москва. « Дрофа», 2005 год.
3. Кочергина Л.Л. История древнего мира 5 класс. Поурочные планы
(по учебнику А. А.. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой). Волгоград. Издательство « Учитель», 2007 год
4.Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по Истории Древнего мира.
Творческий центр « Сфера». Москва,2006 год.
Дополнительная литература.
Федосик В.А., Прохоров А.А. ,Евтухов И.О. «Материалы по истории Древнего мира и Средних веков» Издательство «Книжный дом», 2007г.
Требования к уровню подготовки обучающихся по истории за курс 5 класса.
В результате изучения истории Древнего мира ученик должен
- знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока. | Количество часов. | Дата проведения | Примечания | |
План | Факт | ||||
Пропедевтический модуль. «Что изучает история» 10 часов. | |||||
1 | Введение. Что изучает История? | 1 | 3.09 | ||
2 | Летоисчисление. Счет лет в истории «до н.э.» и «н.э.». | 1 | 5.09 | ||
3-4 | Источники знаний о прошлом. Письменные и вещественные исторические источники. | 2 | 10.09 12.09 | ||
5 | Историческая карта. История на карте. Географические названия. | 1 | 17.09 | ||
6 | Генеалогия. Происхождение имен и фамилий | 1 | 19.09 | ||
7 | Геральдика. Герб, флаг, гимн государств. | 1 | 24.09 | ||
8 | Всеобщая история. История разных стран и народов | 1 | 26.09 | ||
9 | История нашей страны. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика.
| 1 | 1.10 | ||
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Что изучает история? | 1 | 3.10 | ||
Первобытное Общество. 6 часов | |||||
11 | Предки человека. Расселение древнейшего человечества. | 1 | 8.10 | ||
12 | Первобытные собиратели и охотники, занятия первобытных людей. Родоплеменные отношения. | 1 | 10.10 | ||
13 | Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. | 1 | 15.10 | ||
14 | Развитие ремесла. Появление неравенства и знати | 1 | 17.10 | ||
15 | Культура первобытного человека. Первобытные верования. Зарождение искусства. | 1 | 22.10 | ||
16. | Повторительно - обобщающий урок по теме: Первобытное общество. | 1 | 24.10 | ||
Древний Восток 17 часов. | |||||
17 | Древний Египет. Природные условия и хозяйственная деятельность. | 1 | 29.10 | ||
18-19 | Вельможи, Земледельцы, ремесленники в Египте. | 2 | 31.10 12.11 | ||
20 | Военные походы фараонов | 1 | 14.11 | ||
21 | Религия древних египтян. | 1 | 19.11 | ||
22 | Культура Древнего Египта. Искусство, письменность, школа и научные знания в Древнем Египте. | 1 | 21.11 | ||
23 | Древнее Междуречье: природные условия, хозяйство, население. | 1 | 26.11 | ||
24 | Древний Вавилон. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | 28.11 | ||
25 | Ассирийская держава. | 1 | 3.12 | ||
26 | Палестина | 1 | 5.12 | ||
27 | Финикия. | 1 | 10.12 | ||
28 | Возвышение Персидской державы и ее завоевания. | 1 | 12.12 | ||
29-30 | Древняя Индия: природные условия, население. Касты. Культура Древней Индии. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. | 2 | 17.12 19.12 | ||
31 | Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. | 1 | 24.12 | ||
32 | Конфуций и его учение. Научные знания и изобретения. | 1 | 26.12 | ||
33 | Повторительно- обобщающий урок по теме: Древний Восток. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока. | 1 | 14.01 | ||
Древняя Греция и эллинистический мир. 19 часов. | |||||
34 | Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. | 1 | 16.01 | ||
35 | Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея» | 1 | 21.01 | ||
36 | Религия древних греков. Легенды о людях и богах. | 1 | 23.01 | ||
37 | Полис – город-государство. Аттика. | 1 | 28.01 | ||
38 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | 30.01 | ||
39 | Древняя Спарта | 1 | 4.02 | ||
40 | Основание греческих колоний. на берегах Средиземного и Черных морей. | 1 | 6.02 | ||
41-42 | Греко-персидские войны. | 2 | 11.02 13.02 | ||
43 | Афинская демократия при Перикле | 1 | 18.02 | ||
44 | В гаванях Афинского порта Пирей | 1 | 20.02 | ||
45 | Школа, образование, научные и философские знания в Древней Греции. | 1 | 25.02 | ||
46 | Литература и театральное искусство в Древней Греции. | 1 | 27.02 | ||
47 | Архитектура и скульптура. Древней Греции. | 1 | 4.03 | ||
48 | Олимпийские игры. | 1 | 6.03 | ||
49 | Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. | 1 | 11.03 | ||
50 | Завоевания Александра Македонского и его империя. | 1 | 13.03 | ||
51 | Греция и государства Востока под властью преемников Александра. | 1 | 18.03 | ||
52 | Повторительно- обобщающий урок по теме: Древняя Греция | 1 | 20.03 | ||
Древний Рим. 18 часов. | |||||
53 | Природные условия и население древней Италии. Легенды об основании Рима. | 1 | 1.04 | ||
54 | Возникновение Римской республики. | 1 | 3.04 | ||
55 | Пунические войны. Войны Рима с Карфагеном. | 1 | 8.04 | ||
56 | Установление господства Рима в Средиземноморье. | 1 | 10.04 | ||
57 | Рабство в Древнем Риме | 1 | 15.04 | ||
58 | Восстание Спартака. | 1 | 17.04 | ||
59 | Гражданские войны. Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | 22.04 | ||
60 | Диктатура Гай Юлия Цезаря. | 1 | 24.04 | ||
61 | Установление императорской власти. | 1 | 29.04 | ||
62 | Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. | 1 | 1.05 | ||
63-64 | Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. | 2 | 6.05 8.05 | ||
65 | Расцвет империи во 2-ом веке. Император Троян. | 1 | 13.05 | ||
66 | Раздел Римской империи на Западную и Восточную. | 1 | 15.05 | ||
67 | Падение Западной Римской империи. Взятие Рима варварами. | 1 | 20.05 | ||
68 | Культурное наследие Древнего Рима. | 1 | 22.05 | ||
69 | Повторительно - обобщающий урок по теме Древний Рим | 1 | 27.05 | ||
70 | Наследие Древнего мира – фундамент современной цивилизации. Итоговое повторение | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...