Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pogramma_po_istorii_5_klass.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                                                            « Согласовано»        « Утверждено»

 на заседании ШМО учителей                                         Заместитель директора по УВР                           Директор МБОУ «СОШ №4»

гуманитарного цикла.        МБОУ «СОШ№4»

Руководитель ШМО        __________/Л.Н.Гришина/        _____________/Ю.В. Гаврилов /        

_________/О.Н. Якупова./                                                                                                                              Приказ №181/1от «29»августа 2013 г.

Протокол № 1        «27»августа 2013г.

от «23» августа 2013г.

                                                                     

       Рабочая программа

                            Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

                                                        «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лениногорска»

                                                                  муниципального  образования «Лениногорский муниципальный район»

                                                                                                           Республики Татарстан

Якуповой Ольги Николаевны,

учителя истории и обществознания

              первой   квалификационной категории

            по истории в 5 классе

         2013-2014 учебный год

        

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по истории для 5  класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта  основного  общего

                        образования по предмету «История», приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089.

  • Федеральной примерной программы основного общего образования по истории МО РФ  от 2004 года, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • БУП 2012. Приказ  № 4154/12 от 9.07.2012г. « Об утверждении базисного, примерных учебных планов для ОУ РТ, реализующих программы начального общего,  основного общего образования», письмо МО и РТ « Об учебных планах на 2013-2014гг.»  № 9127/3 от 09.07.2013 года.
  • Учебного плана МБОУ СОШ №4 на 2013/2014 учебный год, утвержденного  на педагогическом совете, протокол № 1 от 29.08.2012 года.
  • Письма  МО и Н РТ  №  7831/9 от 2009 г. «Об  изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном  году»            

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «История Древнего мира» (первый период Всеобщей истории) для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории и является частью концентрической системы исторического образования. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер.

Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе. Включение модуля преследует цель пропедевтической подготовки учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории, формирование начальных умений работы с исторической информацией. Программа включает материал по истории древнего мира (развитие человечества с  первобытных времен и до падения Западной Римской империи). С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени: Что изучает история не менее 10 часов, История древнего мира не менее 45 часов, резерв учебного времени -25 часов  для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Цель обучения: осветить  взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре; раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Задачи обучения:

  • формирование исторического мышления учащихся;
  •  развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
  • формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
  • формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
  • развитие личностных качеств  школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Место предмета в базисном учебном плане.        

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений  Российской Федерации  и  Региональный учебный план на 2013-2014 учебный год  отводят для обязательного изучения учебного предмета «История » на этапе основного общего образования в 5 классе 70  часов  (2часа в неделю) из расчета 35 рабочих недель в год. Таким образом, рабочая программа по истории в 5 классе рассчитана на 70  часов в год.

Основное содержание с  распределением учебных часов по основным разделам курса

№ п/п.

Раздел курса.

Содержание.

Количество часов.

1

Пропедевтический  модуль. «Что изучает история»

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

10 часов

2

Первобытное Общество.

 Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

6 часов

3

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

17 часов

4

Древняя Греция и эллинистический мир.

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства          (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократии Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государств Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний Архимед.  Платон.  Аристотель.   Школа  и  образование.  Литература  и театральное  искусство.  Архитектура скульптура. Олимпийские игры.

19 часов

6

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозны верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны Карфагеном.   Господство   Рима  в   Средиземноморье.   Рабство   в   Древнем   Риме.   Восстания рабов.   Спартак Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век поэзии. Ораторское искусство.

18 часов

Всего

5

70 часов

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Учебник Вигасин А.А, Годер. Г. И. , Свеницкая И.С. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2012 г.
  2. Годер Г.И. И др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение»,2010 год        

Методическая литература:

    1.    Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2005год.

    2. Брандт. Тесты. История Древнего мира. 5 класс. Москва. « Дрофа», 2005 год.

    3. Кочергина Л.Л. История древнего мира 5 класс. Поурочные планы

(по учебнику  А. А.. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой). Волгоград. Издательство « Учитель», 2007 год

    4.Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по Истории Древнего мира.

      Творческий центр « Сфера». Москва,2006 год.

Дополнительная литература.

Федосик В.А., Прохоров А.А. ,Евтухов И.О. «Материалы по истории Древнего мира и Средних веков» Издательство «Книжный дом», 2007г.

Требования к уровню подготовки обучающихся по истории за курс 5 класса.

В результате изучения истории Древнего мира  ученик должен

  • знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • знать изученные виды исторических источников;

       

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать      свидетельства разных источников;
  • уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - высказывания собственных суждений   об историческом наследии народов мира;
    - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры,    национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока.

Количество часов.

Дата проведения

Примечания

 План

Факт

Пропедевтический  модуль. «Что изучает история» 10 часов.

1

Введение. Что изучает История?

1

3.09

2

Летоисчисление.

 Счет  лет в истории «до н.э.» и «н.э.».

1

5.09

3-4

Источники знаний о прошлом. Письменные и вещественные исторические источники.

2

10.09

12.09

5

Историческая карта.

История на карте.

Географические названия.

1

17.09

6

Генеалогия. Происхождение имен и фамилий

1

19.09

7

Геральдика.

Герб, флаг, гимн

государств.

1

24.09

8

Всеобщая история. История разных стран и народов

1

26.09

9

История нашей страны.  История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика.

                       

1

1.10

10

Повторительно-обобщающий урок по теме: Что изучает история?

1

3.10

Первобытное Общество. 6 часов

11

Предки человека. Расселение древнейшего человечества.

1

8.10

12

Первобытные собиратели и охотники, занятия

первобытных людей. Родоплеменные отношения.

1

10.10

13

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству.

Соседская община.

1

15.10

14

Развитие ремесла. Появление неравенства и знати

1

17.10

15

Культура первобытного человека.

Первобытные верования. Зарождение искусства.

1

22.10

16.

Повторительно - обобщающий урок по теме:

Первобытное общество.

1

24.10

Древний Восток 17 часов.

17

Древний Египет.

Природные условия и хозяйственная деятельность.

1

29.10

18-19

Вельможи,

Земледельцы, ремесленники в Египте.

2

31.10

12.11

20

Военные походы фараонов

1

14.11

21

Религия древних египтян.

1

19.11

22

Культура Древнего Египта.

Искусство, письменность, школа и научные  знания в Древнем Египте.

1

21.11

23

Древнее Междуречье: природные условия, хозяйство, население.

1

26.11

24

Древний Вавилон. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

28.11

25

Ассирийская держава.

1

3.12

26

Палестина

1

5.12

27

Финикия.

1

10.12

28

Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

1

12.12

29-30

Древняя Индия: природные условия, население. Касты.

Культура Древней Индии.

Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

2

17.12

19.12

31

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь.

1

24.12

32

Конфуций и его учение.

Научные знания и изобретения.

1

26.12

33

Повторительно- обобщающий урок по теме:

Древний Восток. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

1

14.01

Древняя Греция и эллинистический мир. 19 часов.

34

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия.

1

16.01

35

Поэмы  

Гомера

«Илиада», «Одиссея»

1

21.01

36

Религия древних греков. Легенды о людях и богах.

1

23.01

37

Полис – город-государство.

Аттика.

1

28.01

38

Зарождение демократии в Афинах.

1

30.01

39

Древняя Спарта

1

4.02

40

Основание греческих колоний.

на берегах Средиземного и Черных морей.

1

6.02

41-42

Греко-персидские войны.

2

11.02

13.02

43

Афинская демократия при Перикле

1

18.02

44

В гаванях Афинского порта Пирей

1

20.02

45

Школа, образование, научные и философские знания в Древней Греции.

1

25.02

46

Литература и театральное искусство в Древней Греции.

1

27.02

47

Архитектура и скульптура.  Древней Греции.

1

4.03

48

 Олимпийские игры.

1

6.03

49

Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии.

1

11.03

50

Завоевания Александра Македонского и его империя.

1

13.03

51

Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

1

18.03

52

Повторительно- обобщающий урок по теме: Древняя Греция

1

20.03

Древний Рим. 18 часов.

53

Природные условия и население древней Италии.

Легенды об основании Рима.

1

1.04

54

Возникновение Римской республики.

1

3.04

55

Пунические войны. Войны  Рима с Карфагеном.

1

8.04

56

Установление господства Рима в Средиземноморье.

1

10.04

57

Рабство в Древнем Риме

1

15.04

58

Восстание Спартака.

1

17.04

59

Гражданские войны. Земельный закон братьев Гракхов.

1

22.04

60

Диктатура Гай Юлия  Цезаря.

1

24.04

61

Установление императорской власти.

1

29.04

62

Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы.

1

1.05

63-64

Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.

2

6.05

8.05

65

Расцвет империи во 2-ом веке. Император Троян.

1

13.05

66

Раздел Римской империи  на Западную и Восточную.

1

15.05

67

Падение Западной Римской империи. Взятие Рима варварами.

1

20.05

68

Культурное наследие Древнего Рима.

1

22.05

69

Повторительно - обобщающий урок по теме Древний Рим

1

27.05

70

Наследие Древнего мира – фундамент современной цивилизации. Итоговое повторение

1

29.05

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...