"И будет мир между нами..." (Разработка интегрированного урока по теме "Славяне и булгары в средние века")
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Конспект интегрированного урока по истории России и истории Татарстана по теме «Славяне и булгары в средние века» может использоваться на уроках истории в 6 и 10 классах при изучении истории формирования Древнерусского государства. На основе самостоятельного исследования письменных и вещественных источников у учащихся формируются универсальные учебные действия, умения устанавливать причинно-следственные связи между историческими фактами. Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск и отбор необходимой информации для решения проблемных заданий, пополняют запас информации по истории России и истории Татарстана. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою Родину, толерантности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мышев Юрий Владимирович,
Участие школьников в историко-археологических исследованиях Тетюшского края
Начало изучения древней и средневековой истории Тетюшского края связано с именами известных ученых этнографа Г.Ахмарова, археолога Н.Ф.Калинина, которые жили и работали одно время в Тетюшах. Именно в нашем крае, изучая булгарские надмогильные камни татарский ученый XIX векап Хусаин Фаизханов смог найти ключ к прочтению надписей на них. Археологические раскопки на территории Тетюшского района в разные годы проводили известные ученые: А.П.Смирнов, В.Ф.Каховский, В.Ф.Генинг, Т.А.Хлебникова, А.Х.Халиков, Е.А.Халикова, Р.Г.Фахрутдинов, П.Н.Старостин, Е.П.Казаков, В.С. Патрушев, А.А.Бурханов, К.А.Руденко..
Уже несколько лет в Тетюшской средней школе №1 работает объединение юных краеведов. Нами разработана программа «Древняя и средневековая история Тетюшского края». Она позволяет организовать исследовательскую работу учащихся, развивать их творческие способности, помочь в выборе будущей профессии. Данная программа рассчитана на учащихся средних и старших классов, предусматривает использование материалов на уроках истории и во внеклассной работе.
На первых занятиях учащиеся знакомятся с историей археологии, с жизнью и открытиями знаменитых археологов: Г.Шлимана, Х.Картера, Л.Лики, Ж.Ф.Шампольона, Г.Гротефенда. Далее изучаются следующие темы.
1. Знания, умения, навыки, необходимые археологу. Понятия, термины, обозначения, принятые в литературе по археологическим исследованиям. Объяснение понятий: штык, раскопы, квадраты, дневная поверхность
2. Методы обнаружения археологических памятников.
3. Археологическая разведка: обследование места раскопок, составление карты-плана, организация небольших земляных работ – шурфовка. Посещение мест, где проводились раскопки. Посещение археологических раскопок в Болгарах, экскурсия по Казанскому Кремлю и др.
Организуется практическая работа по составлению археологической карты Тетюшского района, археологической карты-схемы находок определенного периода на территории района.
Большое место занимают практические занятия, изучение исторических источников, участие в археологических раскопках. Нам довелось принять участие в раскопках на Богдашкинском городище в 2003 году (1). Но особенно плодотворными были раскопки на Тетюшском городище II («Вшивая горка») в 2007 – 2013 гг.. под руководством доктора исторических наук профессора К.А.Руденко.(2)
Особое внимание уделяется практической подготовке к учебной полевой археологической работе учащихся. Увлеченные ребята способны не только работать рабочими-землекопами, но и выполнять более сложную работу: размерять участки, проводить расчистку, обрабатывать и сортировать находки, отмечать, фотографировать, делать видеосъемку. По итогам работ они пишут исследовательские работы, выступают перед другими учащимися.
Сначала формируются группы. На этом этапе важно отобрать увлеченных ребят. С ними проводятся беседы, практические занятия, готовятся необходимые инструменты, и объясняются правила работы с ними. Объясняются методы работы с рулеткой, компасом, нивелиром, миллиметровкой. Обращается особое внимание на технику безопасности, дисциплину поведения во время работ. Разъясняется методика поиска и определения курганов, могильников, культовых мест, селищ и городищ. Знакомимся с различными типами археологических памятников, определению их хронологической принадлежности по внешнему виду и подъемному материалу. Посещаем и проводим осмотр известных памятников, описываем его, делаем обмеры, учимся правильно фотографировать. Знакомимся с различными видами палеографических надписей и изображений (отметины на пряслицах, например). Беседуем с жителями с целью записи легенд, рассказов о находках.
Перед началом раскопок проводится инструктаж. Определяются конкретные задания, методы выборки грунта, выравнивание стенок, бровок, снятие лопатами горизонтальных пластов грунта, переборка грунта, зачистка поверхности раскопа, исследование следов сооружений, валов, рвов, фиксация пятен и неоднородной расцветки грунта. Школьники учатся вести фотографирование с визиркой, регистрировать индивидуальные находки, упаковывать, надписывать этикетки. Обращаем внимание на необходимость консервации раскопанных объектов.(3)
Уделяем большое внимание формированию у детей умения вести научную дискуссию. Так, по итогам участия в раскопках на Богдашкинском городище провели обсуждение проблемы: где находился летописный булгарский город Ошель, разрушенный князем Святославом в 1220 году? Одна группа учащихся отстаивала Богдашкинскую версию, вторая доказывала, что город располагался на месте Янтиковского (Кирельского) городища Камско-Устьинского района. Подводя итоги дискуссии приводим аргументацию ученых, исследовавших эти городища. Сторонниками первой версии являются историки А.Х.Халиков, П.Н.Старостин, Р.Г.Фахрутдинов. Второй версии придерживались Н.Ф.Калинин, А.П.Смирнов). Правда, Н.Ф.Калинин, проведя раскопки на Богдашкинском городище в 1949-1950 гг. стал склоняться к «тетюшской» версии. (4)
На примере обсуждения данной исторической проблемы учащиеся овладевают приемами ведения научной дискуссией, учатся выстраивать аргументацию доказательства своей версии.
В работе с учащимися интересной является такая форма, как реконструкция исторических событий. Это удачно делать на примере изучения Богдашкинского городища, где хорошо просматриваются остатки вала.
Проводим экспедиции по историческим местам. Вели поиски одного из древнейших поселений на территории Татарстана «Красная глинка» в районе села Бесссоново. (5)
Проводили обследование места, где находились предположительно Старые Тетюши. Место, известное у тетюшан как Богородицын рынок. Оно находились на берегу Волги ниже современных Тетюш примерно в восьми километрах. Существует версия, что первоначально именно там находились первоначально Тетюши. В XVII веке там находился Никольский монастырь (упоминается в грамоте 1589 года), разграбленный в период Смутного времени «разбойными казаками». В XIX веке это место тетюшане называли Богородицыным рынком (рынком в то время называли мыс, выступ берега). Там стояла часовня. Возле ключа, почитаемого за святой, была обнаружена рыбаками икона Казанской Божьей Матери (Тетюшской). Существует легенда, что на месте Старых Тетюш русская княжна – пленница, ставшая женой булгарского князя, постилась в уединении, тоскуя по далекой родине. Её видение, будто бы можно было увидеть лунными ночами на берегу Волги. По другой легенде, именно на это место привел свой отряд из разрушенного врагами Булгара хан Тэтеш, основавший здесь новый город – крепость. По рассказам старожилов в районе Старых Тетюш раньше находилось старое кладбище.
Учащиеся учатся использовать для доказательства версии все возможные источники, учатся критически оценивать их. В районе Старых Тетюш найден в прошлом интересный подъемный материал.
Недалеко от современной деревни Кашка на мысу, образованном берегом Волги и оврагом в 1961 году были найдены 2 фрагмента от гончарных сосудов желтого цвета с серой прослойкой в изломе. В тесте черепков присутствует органическая примесь. Фрагменты подобны керамике из погребений IX - начала X веков Танкеевского могильника (Спасский район). Находки раннебулгарской горшковидной керамики позволяет сделать вывод о существовании здесь булгарского поселения в IX – X вв. В километре к югу от Старых Тетюш в 19 веке был найден фрагмент керамики с голубой и синей поливой. (6) Он относится к 14 веку, что говорит о возможном существовании здесь поселения в золотоордынский период. Наши находки в том районе говорят о существовании здесь поселения: фрагменты керамики, куски железного шлака, обломки бытовых предметов, кости животных, птиц, рыб. На берегу просматриваются в отдельных местах возвышенности, напоминающие остатки вала. Ровные площадки на склонах берега похожи на места нахождения построек. К сожалению, часть берега затоплена Волгой, обрывистый берег постоянно осыпается, меняются ежегодно очертания берега и поиски древнего места затруднены.
Интересно сравнить средневековую историю Тетюш и Казани. Схожее географическое положение. С оборонительной точки зрения – оба места идеальные. Схожа этимология названий («Котёл» и «Зуб-гора»), связанная с особенностями географического положения). У них были города-спутники: Иске_Казань и предполагаемые Старые Тетюши. Можно предположить, что и причины переселения жителей были схожими.
Обращаем внимание на изучение этимологии исторических мест. Не выясненным до конца остается происхождение названия «Вшивая горка» или «Вшиха». Помимо известных версий, ученики, работавшие над этой темой выдвинули интересное, на мой взгляд, предположение. «Вшивым» в прошлом называли так называемые нехорошие или опасные места. (Возможно, на горе совершались язычниками культовые обряды, вызывавшие неприятие у принявших ислам булгар).
Большое внимание нами уделяется написанию исследовательских работ в форме рефератов. Например, часть из них посвящена исследованию истории племен, которые в разное время проживали в районе Тетюш. На Тетюшском могильнике обнаружены захоронения представителей: приказанской, ананьинской, азелинской, раннеболгарской и именьковской культур. (7) Удобное расположение Тетюшских гор привлекало сюда многие народы, как в древности, так и в средние века.
Наиболее богатый материал на горе Вшихе представлен именьковской культурой. Ряд работ посвящены изучению хозяйственной деятельности именьковцев, на основе материалов обнаруженных при раскопках хозяйственных ям на Вшихе. Ребята старались выяснить, почему ямы различаются по глубине и форме? По костным останкам выясняют, что в них хранилось мясо разных животных, рыба. На своем опыте определяют, что в жаркие летние дни на дне глубоких ям было прохладно и продукты там могли храниться дольше. Определяют, что неглубокие ямы с деревянными приступками от засорения землей были видимо повседневного пользования. Глубокие ямы с расширением внизу служили для длительного хранения запасов.
Во время раскопок постоянно возникают вопросы, которые активизируют познавательный интерес. Например, во время раскопок школьников удивляли черепки глиняной посуды со сквозными отверстиями. Сначала думали, что это испорченные сосуды, выброшенные в мусорную яму. Но возникли сомнения, начали строить разные предположения. Радовались, когда их предположения совпали с объяснением, данным в работе П.Н.Старостина об именьковской культуре. (8) Отверстия были сделаны, очевидно, для подвешивания или для процеживания, а также и для вентиляции продуктов. Схожие вопросы возникали при обнаружении фрагментов миниатюрных сосудов. Являлись ли они детскими игрушками или выполняли более серьезную функцию?
Немало было найдено пряслиц разных размеров и с разными отметинами: насечками, прямыми, волнистыми линиями, крестиками, ямочными наколами, чаще с насечками по ребру. У каждой хозяйки был свой знак, чтобы не спутать с чужими пряслицами?
Ещё необычны находки маленьких фигурок. Прежде на Тетюшском городище находили фигурку человека, в 2003 году была обнаружена лошадка. Всего на именьковских городищах было найдено около 30 разных фигурок. Возможно, это были культовые предметы?
Нам удалось обнаружить редкие находки – два топора. Узколезвийные, железные, проушные. Длина – 17-22 см, ширина у лезвия – 3-4,2 см. Закругленные острия. Топоры, видимо, использовались и в хозяйстве, и в бою. Их расположение в земле вызывает загадки: один топор лежал лезвием к оврагу (в сторону нефтебазы), у второго лезвие было направлено в сторону города. На подобных городищах встречались топоры (до пяти), лежащие вокруг одного центра. Может быть, именно на месте находок топоров находилось культовое место (капище) племени?
А главным оружием именьковцев, похоже, были луки со стрелами. Луки были сложными. К сожалению, пока они нигде не найдены, только попадались обломки костяных пластин, которые надевались на лук. Наконечники изготавливали из кости и железа. Они были разными по форме и размерам. Мы нашли несколько полированных костяных наконечников. Их вырезали из распаренных костей, потом шлифовали. По форме преобладали трехгранные наконечники. Использовались именьковцами и копья с железными наконечниками. Тело защищали кольчугой. Скорее всего, её могли себе позволить лишь вожди. Пока на Вшихе подобных вещей не обнаружено.
Характерно, что именьковские памятники располагаются лишь в зоне черноземных почв, что было связано с развитой системой их земледельческо-скотоводческого хозяйства, основанного уже на применении пахотных орудий и разведении породистого крупного домашнего скота. Первыми среди племен края именьковцы начали обрабатывать землю при помощи плуга с применением тягловой силы лошади. При раскопках изредка попадаются кости верблюдов. Возможно, эти верблюды оказались в Среднем Поволжье, пройдя долгий караванный путь из Средней Азии и Казахстана. У именьковских племен были установлены торговые связи с очень отдаленными районами.
Именьковцы одними из первых среди местных народов, начали пользоваться при торговле металлическими деньгами. Первые деньги были сделаны из литой бронзы, имели продолговатую форму. Роль денег выполняли и пряслица (видимо в ранний период).
Развиты были ремесла и, прежде всего, гончарное и металлургическое. Обнаружены на Тетюшском городище их остатки. Рядом многочисленные куски железного и керамического шлака. Похоже, орудия изготавливались здесь же в мастерских на горе. Были обнаружены редкие бусы - каменные, глиняные, стеклянные, бронзовые, янтарные, ракушечные. Одна из многих загадок: как они оказались в помещении мастерской? На них обменивали изделия мастера? Вероятно, бусы были привезены из других мест, что говорит о торговых отношениях именьковцев.
У именьковцев также существовали мастера косторезного дела,- встречаются вырезанные из кости, клыков медвежьих и других животных амулеты с отверстиями. Было развито и ткачество, но материалы раскопок ничего об этом не говорят.
Не сразу археологам стал ясен погребальный Знакомимся с проблемами, которые являются дискуссионными у ученых. Например, малоисследованной является проблема взаимоотношений именьковцев и ранних булгар. Следов военных столкновений их на раскопе в Тетюшах не замечено. Очень мало находок, которые можно отнести к булгарским. Похоже, именьковцы спешно покинули это место. Узнали о приближении сильных болгарских племен? Ранние болгары были, очевидно, кочевниками. В последнее время ученые высказывают предположение о склонности ранних болгар к земледелию. Следовательно, плодородные здешние земли могли их привлекать.
Судить о взаимоотношениях именьковских племен с болгарами отчасти можно, опираясь на материалы Больше-Тарханского могильника. (Открыт в 1950 году А.Х.Халиковым, вскрыто 358 захоронений).Памятник содержит материалы от эпохи бронзы до XV века. Основная часть находок относится к болгарскому населению, откочевавшему из Подонья или Приазовья в конце VII – начале VIII вв.(9)
В 1949 году на северной окраине города Тетюши были найдены остатки разрушенного могильника, частично исследованного в том же году Н.Ф.Калининым. При раскопках были обнаружены остатки не менее 6 погребений, из которых удовлетворительно сохранилось одно. Среди находок медные височные кольца, в виде простого несомкнутого круга. Могильник не сходен с Больше-Тарханским, кроме бронзовой пуговицы. Находки хронологически близки к Больше-Тарханскому могильнику, но танкеевского типа, культурно отличаются от больше-тарханских.
Как показали работы археологических экспедиций Казанского филиала АН СССР в 1949, 1950 и 1957 гг., район расположения Больше-Тарханского могильника являлся одним из наиболее насыщенных для именьковской территории. Здесь известно самое крупное именьковское городище – Больше-Тарханское и до десятка неукрепленных поселений. Естественно предположить, что болгарские племена, оставившие Больше-Тарханский могильник, неминуемо должны были вступить в теснейший контакт с местным населением, и этот контакт должен был бы отразиться в материале могильника, функционировавшего на этой территории более 200 лет.
Изученный у села Рождествено Лаишевского района могильник именьковской культуры показал, что для именьковцев чрезвычайно специфичным был обряд трупосожжения, совершенно не зафиксированный в Больше-Тарханском могильнике. Именьковская керамика представлена только лепными горшковидными сосудами особой формы, почти без орнамента, за исключением очень редких насечек по краю горла или поясков из ямочных вдавлений по горлу, а также глиняными пряслицами выдержанной биконической формы. (10) Среди лепной керамики Больше-Тарханского могильника нет ни одного сосуда, который можно было бы назвать именьковским, за исключением сосудов,имеющих по краю горла насечку или зубчатые защипы. Однако эти сосуды среди именьковской керамики весьма немногочисленны. Эта керамика не является типично именьковской и на эту территорию, вероятно, попала от древнемарийских и мордовских племен, у которых она известна ещё в памятниках 4-7 вв. Нет основания считать, что эта керамика проникла в Больше-Тарханский могильник из именьковской среды. Пряслица Больше-Тарханского могильника также резко отличаются от именьковских. (11)
Исходя из вышесказанного, следует полагать, что пришлые болгарские племена, оказавшись на именьковской территории, не вступили с местным населением в какой-либо контакт. Возможно, что к приходу болгар на Среднюю Волгу именьковцы уже покинули эту местность и ушли в другой район. Это предположение подкрепляется и тем, что в памятниках именьковского типа абсолютно неизвестны предметы, характерные для Больше-Тарханского могильника и аналогичных памятников юго-восточной Европы.В то же время, в Больше-Тарханском могильнике имеется ряд предметов, характерных, например, для мордовских могильников V-VIII вв.
Местные племена, по всей видимости, не включались в среду пришлых болгар и сохранили свою монолитность и относительную этническую чистоту, по крайней мере, в VIII – IX вв.
К интересным выводам можно придти, сравнивая антропологические материалы близлежащих могильников: раннебулгарского Больше-Тарханского и раннемусульманского Тетюшского.
Черепа с Больше-Тарханского могильника неоднородны: европеоидные и с некоторыми монголоидными чертами. Последний морфотип был широко распространен среди населения Волжской Булгарии X- XV вв. (Исследования С.Г.Ефимовой в 1991 гг.) Его формирование, скорее всего, проходило к востоку от Урала, и было связано с этногенезом ранних болгар (протоболгар). Череп из погребения 4 по своим расовым признакам с монголоидными чертами наиболее близок к этому морфотипу. Возможно, его присутствие в материалах средневекового некрополя на территории Тетюшского городища маркирует приток с востока новых групп населения в момент образования Золотой Орды или определяет антропологический статус местных жителей. (12)
Исследования С.Г.Ефимовой черепов Тетюшского раннемусульманского некрополя в 1991 году показали также его неоднородность. Если черепа с монголоидными чертами можно связывать с ранними болгарами, то узколицые, с неярко выраженными европеидными чертами можно связывать, прежде всего, с «местным» финно-угорским населением. Однако, комплекс признаков на черепе из погребения 1, несколько отличается от «местного» морфотипа – он более массивен, имеет более высокий свод и более широкое и высокое лицо. Подобные находки в материалах X - XV вв. немногочисленны. Ученые предполагают, носитель данного типа из Тетюшского некрополя, был представителем одной из групп населения, переселившихся в золотоордынский период на Среднюю Волгу с юго-запада Восточной Европы.
На основе этих и других данных учащиеся делают вывод о том, что ещё в далеком прошлом население нашего края формировалось на полиэтнической основе. И сегодня в Тетюшском районе проживают в дружбе татары, русские, чуваши, мордва и другие народы.
Изучение учащимися истории края является важной составной частью учебно-воспитательного процесса, способствуют воспитанию уважения к истории, любви к своей родине, воспитанию патриотизма. Приведенные выше примеры говорят также о том, что учащиеся под руководством историков могут внести определенный вклад в изучение истории родного края.
По итогам работ учащиеся готовят рефераты, проекты (например, «Сохранение исторической части города»), презентации, учебные видеофильмы.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) См. статью «Под град Ошель на Волге…» от 6 ноября 2003 г.
(2) См. статью «Тетюшская Троя» в газете «Республика Татарстан» от 9 октября 2008 г.
(3) См. Археология. Методическое пособие.- Казань, 2002
(4) Археологические памятники Татарской АССР.- Казань, 1987, с.198; там же, с.138
(5)См. статью В гости к неандертальцам. Республика Татарстан 18 июля 2002
(6) Из археологии Волго-Камья (авторы А.Х.Халиков, Р.Г.Мухамедова, П.Н.Старостин), - Казань, 1976
(7) Археологические памятники Татарской АССР.-Казань, 1987, с.203-204
(8) Старостин П.Н. Памятники именьковской культуры. Археология СССР.Свод археологических источников.Вып.Д 1-32.- М., «Наука», 1967
(9) В.Ф.Генинг, А.Х.Халиков. Ранние болгары на Волге. (Больше-Тарханский могильник). «Наука», М., 1964, стр.66
(10) В.Ф.Генинг, А.Х.Халиков. Ранние болгары на Волге, стр. 153
(11) Там же, стр.152-153
(12) Ефимова С.Г. Палеоатропология Поволжья и Приуралья. М., 1991
ЛИТЕРАТУРА
1. Археологическая карта ТАССР, Предволжье. Халиков А.Х.,Габяшев Р.С., Кузьминых Г.В. – Казань, 1985
2. Археологические памятники Татарии в зоне Куйбышевского водохранилища. Р.С.Габяшев, Е.П.Казаков, П.Н.Старостин, А.Х.Халиков, Т.А.Хлебникова. Из археологии Волгокамья.- Казань, 1976.
3. Археологические памятники Татарской АССР. Казаков Е.П., Старостин П.Н., Халиков А.Х. – Казань, 1987
4. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге. (Больше-Тарханский могильник). – М., «Наука», 1964
5. Гимади Х.Г. Народы Среднего Поволжья. – Казань, 1949
6. Заусайлов В.И. Древние каменные орудия, собранные в пределах Казанской губернии. – Казань, Типография Окружного Штаба, 1884
7. Из археологии Волгокамья. АН СССР, Казанский филиал. А.Х.Халиков, Р.Г.Мухамедова, П.Н.Старостин. – Казань, 1976.
8. Казаков Е.П., Халикова Е.А. Раннеболгарские погребения Тетюшского могильника.-Казань, 1971
9. Казаков Е.П. Памятники болгарского времени в восточных районах Татарии.- М., «Наука», 1978
10. Казаков Е.П. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника. АЭТ, вып.1, Казань, 1971
11. Калинин Н.Ф., Халиков А.Х. Итоги археологических работ КФАН СССР 1945-1952 гг.-Казань, 1954
12. Пономарев П.А. Данные о городах Камско-Волжской Булгарии. (Булгарский город Ошель). Археологический этюд. Казань, Типография Императорского Университета, 1893, стр.9
13. Старостин П.Н. Об итогах и проблемах развития археологической науки Татарстана. Сборник «Древности» под ред.Б.Я.Ставиского.М.-Казань, 2003
14. Старостин П.Н. Памятники именьковской культуры. Археология СССР.Свод археологических источников.Вып.Д 1-32.- М., «Наука», 1967
15 Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория.-Казань, 1975.
16. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000.
17. Фахрутдинов Р.Г. Мелодия камней.-Казань, 1986.
18. Халикова Е.А. Мусульманские могильники Волжской Булгарии X –XIII вв. как исторический источник. М., 1976
19. Халикова Е.А., Казаков Е.П. Тетюшский могильник. АО-69, М., 1970
Предварительный просмотр:
Мышев Юрий Владимирович, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Тетюшская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Ханжина П.С.». Республика Татарстан, г.Тетюши.
Интегрированный урок по истории России и Татарстана.
10 класс
ТЕМА УРОКА: «И будет мир между нами»
(Славяне и булгары в IX – XIV веках).
«Тогда не будет мира между нами, когда камень начнёт плавать, а хмель тонуть». (Из договора славян и булгар 985 г.)
«Нанизаны мы на единую нить,
Вовек нашу дружбу водой не разлить».
(Г.Тукай)
Тип урока: изучение нового материала.
Урок-исследование.
Цели и задачи урока:
- На основе самостоятельного исследования письменных и вещественных источников продолжить формирование универсальных учебных действий;
- Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между историческими фактами; выделять главное, существенное; самостоятельно осуществлять поиск и отбор необходимой информации для решения проблемных заданий, пополнять запас исторической информации.
- Способствовать социализации учащихся. Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся.
- Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, толерантности.
Основные методы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: групповая и индивидульная.
Основные понятия: исторические источники, славяне, булгары, хозяйство, культура, верования, внешнеполитические отношения.
Средства обучения: тексты из исторических источников, карты «Русь в X – XIV вв.», «Волжская Булгария», контурная карта «Торговый путь из Булгар в Киев», конституции России и Татарстана, изображения гербов и флагов России и Татарстана, вещественные источники (предметы, лапти, подкова, гусиные перья, археологические находки, элементы одежды), презентация, видеосюжет.
ХОД УРОКА
1. Введение.
УЧИТЕЛЬ: «Оар, Ра, Рау, Атыл, Этиль, Эрдиль, Иуль, Итиль, Идель, Волга. Что объединяет эти названия?
- Это название Волги-Идель в разные исторические эпохи у разных народов.
Слайд 2. Вид с тетюшского берега на Булгар.
Слайды 3-4. Представители разных народов. Фрагменты татарских, русских народных песен. Сравните народные костюмы и традиции русских и татар.
УЧИТЕЛЬ: Мы живём на берегу великой реки, которая объединяла и объединяет разные народы. Как невозможно разделить Волгу, так невозможно разделить народы, проживающие на её берегах. Какие народы проживают в нашей республике?
А как они в прошлом? Что у них общего и какие различия? Что поможет нам узнать о прошлом? Я впервые в Казани. (Слайд 5) Смотрю в окно. Держу в руках фотографию башни Сююмбике. Это Казань, но я вижу частичку её. Это неполная информация. Чтобы получить более полное представление нужно выйти, осмотреться, пройтись по улицам, поговорить с людьми. Или в будущем археологи обнаружат мобильный телефон. Что о нас узнают?
Лапти, подкова – что по ним можно сказать о прошлом? Лишь по разным источникам мы сможем получить представление о городе. Предметы, здания, устные и письменные источники.
Мы связаны с прошлым невидимыми, но прочными нитями. Каждый из нас – потомок многих поколений наших предков, мы несём ответственность перед ними. Мы должны с достоинством и честью передать эстафету будущим поколениям.
Выясним прошлое на уроке с помощью различных исторических источников. Обратите внимание на памятку по изучению исторических источников. (Приложение 1)
По итогам нашей работы составим презентацию-альманах «Мы вместе».
2. Работа в группах.
Teambuilding
ГРУППА 1. «Исследователи».
(Анализ информации на компьютере).
Составить проблемные вопросы по документам.
Работа с текстом: «Об отношениях славян и булгар»
(Приложение 2)
ГРУППА 2. «Сочинители».
Работа с фрагментами «О славянах», «О булгарах».
Выполнить задания на листах, используя гусиные перья.
(Приложение 3,4)
ГРУППА 3. «Искатели»
Проанализировать тексты с ошибками. Найти ошибки и неточности. Выполнить задания (Приложение 5)
ГРУППА 4. «Картографы»
Проложить торговый маршрут Булгар-Киев по карте. (Использовать гусиные перья)
Используя легенду картосхемы вычислить: а)примерную протяженность пути; б)сколько дней продолжался путь; в)какое расстояние проходил караван в день.
(Приложение 6. Слайды 6-7)
ГРУППА 5. «Археологи»
Проанализировать археологические находки, используя найденные при раскопках предметы и информацию на сайте.
(Слайды 8-11.Видеосюжет о раскопках)
3. Работа с консультантами в группах.
Консультанты обмениваются итогами работы в группах. Учитель выступает в роли научного консультанта, к которому в случае затруднений обращаются учащиеся.
Консультант группы 1.
«Источники – русские летописи (Ипатьевская 13 в., Никоновская, Троицкая 14 в. Авторы летописей являлись современниками описываемых событий, поэтому им можно доверять. Славяне и булгары торговали друг с другом, помогали друг другу в трудные времена. В булгарских землях имелись славянские поселения. Ремесленников из Булгарии можно было встретить на Руси. Случались и конфликты из-за торговых путей.
Сведения о взаимоотношениях славян и булгар даны по древнерусским летописям 13-14 веков, поэтому недостаточно полны. Но это понятно, так как булгарские письменные источники не сохранились.
Дополнительные сведения дают материалы археологических раскопок (ремесленные изделия, фрагменты земледельческих орудий, украшения, керамика, кости животных, рыб, рыболовные крючки). Они подтверждают данные письменных источников о занятиях земледелием, ремеслом, скотоводством, охоте, рыболовстве. Также подтверждают развитие торговых отношений.
Консультант группы 2.
«Основным источником о булгарах являются записки арабского путешественника и ученого 10 века Ибн-Фадлана. Он побывал в земле булгар и в основном его сведениям можно доверять, тем более, что данные подтверждаются и другими письменными источниками (персидский путешественник 10 века Ибн-Руст), а также археологическими данными.
У Ибн-Фадлана есть преувеличения и фантазии (сражающиеся отряды на небе, человек-великан). Видимо он хотел придать своим записям занимательность. Документы дают представление о хозяйстве и быте славян и булгар. Особенности булгар: первоначально сохранялось скотоводство как основное занятие, но затем они перешли к земледелию. Булгары использовали меха, кожу, летом жили в юртах.
Сведения о славянах взяты из византийских источников и из «Повести временных лет» летописца Киево-Печерского монастыря Нестора 12 века, то есть позднее 7 века. Но многие сведения совпадают с данными из других источников, поэтому они дают объективную картину.
В документах есть сведения о наличие признаков государственности у обоих народов (у славян: князь, воины, торговля, общая территория; у булгар: «царь булгар», налоги, воины, торговля, общая территория.
И славяне и булгары выращивали пшеницу, ячмень, просо, рожь.
Проблема для изучения: «Чем объяснить возникновение государства у славян и булгар примерно в одно время? Почему у булгар оно возникло несколько позднее?
Схожие условия: схожие природные условия, плодородные земли, одинаковый уровень развития хозяйства, ремесла, торговля, близкие территориально народы, соседство, взаимный обмен ремесленным опытом, хозяйственными навыками, политическими традициями..
Из документов следует, что государство у славян сложилось в первой половине 9 века, а у булгар в конце 9 – начале 10-го. Булгары позднее перешли от полукочевого образа жизни к осёдлому, земледельческому. У них позже произошло расслоение. Они пришли с берегов Азовского моря, первоначально условия географические и природные отличались. Особый уклад, традиции, плотность населения. В 10-11 веках булгары опережали в развитии из-за компактности проживания, принятия ислама (раньше славян, в 922 г.), укрепившее государство, относительно спокойное время.
Консультант 3.
В тексте «В славянском поселке»: земледелие, а не охота было главным занятием, не было стекла, картофеля, базара, рабов. Полюдье – это объезд князем подвластных земель.
В тексте «Занятия булгар»: не выращивали гречиху, сабан-тяжелый плуг, сеялок не было, птицеводство не было важным занятием, налог составлял одну десятую часть, дворца не было в то время.
Речь в текстах из произведений: 1)знатный булгарин, 2)славянский вождь, 3)булгарские женщины.
Консультант 4.
Работа с картой. Объяснение маршрута из Булгар в Киев. Отмечаются перевалочные пункты.
Академик Б.Рыбаков, опираясь на арабские путеводители 10-12 веков, предложил теоретически возможный путь из Булгара в Киев. В июне 1989 года была проведена археологическая экспедиция учёными Киева и Казани. Казанских специалистов возглавил А.Х.Халиков. Они подтвердили предположение Рыбакова. Остались необнаруженными лишь отдельные стоянки купеческих караванов. Протяженность пути примерно 1425 км, путь длился почти 60 дней. В день караван купцов проходил в среднем 35-40 км, а затем останавливался на ночёвку, а через 2-3 дня на дневку. Дневок было около 20.
Консультант 5.
Археологические находки говорят о занятиях булгар: земледелие (фрагменты орудий, рало, тёрочный камень), ремесле (напрясла, шлак, керамика, гвоздь), скотоводстве (кости животных), рыболовстве (кости рыб, крючок), торговле (бусы).
Обсуждение результатов работы в группах. Учитель подводит итоги.
УЧИТЕЛЬ: Археологические раскопки, проводимые в нашем городе на Тетюшском городище II (Слайд 12) и на Богдашкинском городище показали, что в средние века на территории края проживали булгары. Их главные города: Булгар, Сувар, Биляр. (Слайд 13) Среди булгарских городов был Ошель, находившийся на месте Богдашкинского городища. (Слайд 14) Сравните жилища булгар и славян. (Слайды 15-16). Сделайте выводы о взаимоотношениях булгар и славян, их занятиях.
4. Решение познавательных задач.
(На выбор по группам)
1. Киев был в 9-10 веках уже широко известным в Европе и на востоке городом. Город Булгар начинает упоминаться с 20-х годов 10 века. С чем это связано? (Булгары сначала вели полукочевой образ жизни)
2.Почему булгары пришли на Среднюю Волгу? Как шло их расселение? (Уходили от вражеских натисков, здесь были плодородные земли, безопасные места, река Волга. Расселялись через территорию современного Тетюшского края от Б.Тархан к Тетюшам и затем переправились через Волгу.
3.На одном из камней, обнаруженных во время раскопок на Богдашкинском городище, была выцарапан славянская буква Р («рцы»). У булгар в то время была руническая письменность. Чем можно объяснить этот факт? (Жили русские ремесленники. «Р» - начало слова «ремесленник», так обозначали гончара – от старинного названия «горнчар»).
4. После окончания раскопок на Богдашкинском городище прошёл дождь, и выросло на раскопе много одуванчиков. (В глину добавляли семена одуванчиков для того, чтобы молоко дольше не закисало и до недавнего времени гончары в Чинчурино так поступали.)
5. По легенде булгарский город Ошель (на месте Богдашкинского городища) основал Александр Македонский? Возможен ли был данный факт? (Нет, Македонский никогда не был в этих краях, он прошёл вдоль берега Каспийского моря. Но его учёные или разведка могли добраться до здешних мест).
6. При раскопках обнаруживаются кости верблюдов. Как они могли оказаться здесь? (Караванные пути).
7. В записках Ибн-Фадлана нет упоминания о кумысе. Чем это можно объяснить? (Булгары к тому времени перешли к земледелию).
8.Названия месяцев у булгар и славян связаны с земледельческими работами. Чем объяснить это сходство? (Схожее основное занятие – земледелие)
9. Каково происхождение булгарской поговорки: «Захочешь посеять пшеницу – сей в болото, а рожь – в пепел»? (Основное занятие земледелие, пшеница любит влагу, а рожь – золу).
10. У Ибн-Фадлана сказано, что булгары платили налог соболями. Но это таёжное животное. Как объяснить этот факт? (Возможно соболь – денежная единица, возможно соболей приходилось покупать, чтобы заплатить налог. Версия: неточность или ошибка в тексте)
11. Учёные по-разному переводят слово «булгар»: имя человека, название реки, «мятежник», «волчья голова». Чем они, по-вашему, аргументируют приведённые версии? (Вождь племени, река, на берегу которой они жили, поднимали восстания, обожествляли животных).
12. В Булгаре были обнаружены при раскопках в мастерских ремесленников литейные формы, в которых отливали украшения древнерусского типа. Объясните этот факт. (Связи между ремесленниками).
13.Андрей Боголюбский, Владимир I Святой, его отец Святослав Игоревич были женаты на булгарских принцессах. Булгарский эмир Отяк был женат на рязанской княжне Вышелюбе. Сделайте выводы. (Дружественные отношения).
14. При раскопках города Булгара были обнаружены русские жилища. Они располагались в гуще городской застройки, среди домов булгар, в разных концах города. Сделайте выводы. (Многонациональный состав Волжской Булгарии, дружественные связи).
5.Прошлое и настоящее народов.
Обсуждение в группах. Учитель комментирует ответы и предоставляет дополнительную информацию.
1.Как сохранилось прошлое булгар и славян в настоящем: в хозяйстве, обычаях, духовной жизни? (Земледелие, скотоводство, почитание земли, одежда, праздники, украшения, религия, сказки, приметы, поговорки, моральные нормы).
2. Кто главные герои русских и татарских сказок? (Бедняк, злой богач, животные. Это отражало занятия, социальные отношения, верования).
3.Гром и молния – главные обожествляемые природные явления. Почему? (От природных явлений зависело хозяйство, урожай).
4.Почему на гербе Татарстана изображён белый барс? Это животное не водилось на территории нашей республики. (Тотем булгарского племени барсилов и затем символ булгар. Его изображение встречается на средневековых торговых печатях.)
5. Откуда на гербе России взялся двуглавый орёл? (Символ пришёл из Византии при Иване III, которая раньше была частью Римской империи).
6. Рассмотрите гербы и флаги Татарстана и России. (Слайд 17) Сравните их. Что в них схожего и различного? Какова связь символов с прошлым? (Изображения животных, что идёт от язычества. И барс, и орёл олицетворяют власть, могущество, оборону страны. На татарстанском гербе есть особенности: национальный орнамент, национальные цвета. На российском гербе: три короны, означающее объединение народов. У флагов совпадает красный цвет, который раньше был символом огня, солнца, жизни, праздника. Общим является и белый цвет – символ чистоты, чести, мира.
У российского флага синий цвет олицетворяет небо, пространство. Его можно истолковать и как символ воды, моря – Россия имела выход к морям. У татарстанского флага зелёный цвет означает природу и может быть связан с цветом травы, пастбищ, что связано с древним булгарским занятием – кочевым скотоводством.
7.Сравните слова из договора 985 г. и статьи 61 Конституции Республики Татарстан 1992 г. Что вы находите общего?
УЧИТЕЛЬ: Народы, как и тысячу лет назад живут в мире и согласии, сохраняя особенности в духовной жизни. Слова о единстве народов как бы перекликаются через века. Мы должны дорожить этим. В настоящее время в Татарстане осуществляется программа «Возрождение». Ведётся реставрация исторических зданий в Булгаре.
(Слайд18) . Видеосюжет о народных традициях в крае).
6. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Что вы узнали на уроке, чему научились? Что для вас было интересным?
Изучив тему, изменили бы название урока?
7. Домашнее задание:
Подготовить презентацию «Мы вместе»
Творческие индивидуальные задания с учётом интересов и способностей учащихся:
1)Написать рассказ о жизни славян и булгар. 2)Сделать рисунок («В славянском посёлке», «Булгары на Волге». 3)Собрать материал о татарских и русских народных праздниках.
Учебные пособия
1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России с древнейших времен до конца ХІХ века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.-4-е издание.М.: «Дрофа»-2011.
2. Гилязов И.А., Пискарев В. И., Хузин Ф.Ш. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца ХІХ века: Учебное пособие для 10 класса средней общеобразовательной школы.- Казань: татарское республиканское издательство «Хэтер», 2008.
Дополнительная литература
1.Археологические памятники ТАССР. Казань. 1987. С.197-205
2.Давлетшин Г.Р ассказы по истории Татарстана. С.24-26
3.Фахрутдинов Р.Г.История татарского народа и Татарстана. Казань. 2000.
4.Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. «Наука». М., 1984.
5. Мышев Ю.В. Древняя история Тетюшского края. Тетюши. 2005.
6. Сайт учителя истории Мышева Ю.В.
7.Сайт Тетюшского муниципального района Республики Татарстан.
8. Сайт «Я – тетюшанин».
Приложение 1.
ПАМЯТКА
к изучению исторического источника
1. Обратите внимание на время создания источника. Кто его автор?
2. Выяви непонятные, устаревшие слова. Найди их объяснение в справочнике (Интернете).
3. Являлся ли автор современником, очевидцем описываемых событий или пересказывает их со слов других?
4. Подтверждаются ли данные другими источниками?
5.Что вызывает у вас сомнение в достоверности фактов? Почему?
6.Есть ли в источнике преувеличения, искажения? Чем они вызваны?
7. Сделайте выводы о ценности источника.
Приложение 2.
Об отношениях между булгарами и славянами.
1. «Совершил поход князь Владимир (985 г.) в булгарские земли. После победы сотворил князь Владимир мир с болгары и дали клятву меж собою, и решили болгаре: тогда не будет между нами мира, когда камень начнёт плавать, а хмель – тонуть».
«Прибыли (986 г.) булгаре к Владимиру с предложением принять их веру.
В город Владимир привезли булгары строительный материал.
В голодные годы помогали булгары славянам хлебом.
Были поселения булгар в суздальских городах».
«В год 1006 булгары прислали в Киев послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения, на что Владимир охотно соизволил. И дал им во все грады печати, дабы они везде и всем вольно торговали, а русские купцы с печатьми в Болгары с торгом ездили без опасения».
(Из Ипатьевской летописи, 13 век)
2. «В 1024 год был мятеж велик и голод по всей земле суздальской. И дошли по Волге все люди в Болгары и привезли пшеницу и тако от того ожили.
В 1088 год взяли булгары Муром. До \того многих булгар торгующих по Волге и Оке пограбили и побили суздальцы. Болгары же просили у князя Олега управы на разбойников, но не получив управы пришли с войском и пограбили Муром».
(Из Никоновской летописи, 14 век).
3. Приходили булгары на строительство городов во Владимиро-Суздальской земле. В тех городах селились и булгары.
На похоронах Андрея Боголюбского присутствовали и булгары.
Из Болгар вывозили строительный материал для постройки церквей и приглашали мастеров.
В 1229 год булгарский князь послал великому князю Юрию Всеволодовичу дар в 30 речных насадов (судов) гружёных пшеницей… Был большой голод и булгары продали соседям много хлеба.
В тот же год был составлен договор купцам ездить в обе стороны не возбраняется, рыболовам ездить с обеи стороны до межи, иметь любовь и мир, пленников всех освободить, а если будет ржиря, судить, съехався судьям от обоих на меже».
(Из Никоновской и Троицкой летописей. 14 век.
Задания к документу.
1. Дайте характеристику документам на основе памятки по изучению исторических источников.
2. Какие отношения преобладали между булгарами и славянами: мирные или военные? Приведите в доказательство выдержки из документов.
Приложение 3.
О славянах
1. «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. Находящихся у них в плену они не держат долго, а предлагают им на выбор: возвратиться восвояси или остаться на положении свободных и друзей.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр: устраивают в своих в своих жилищах много выходов вследствие случающихся у ни опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют.
Много скота и плодов, проса и пшеницы. Питаются также просом, гречихою и молоком. Мёд их любимое питьё. Они его делают из мёда пчёл и сами их разводят».
(Византиец Псевдо-Маврикий, 6-7 век).
2. «Славяне издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят жертвы. Живут славяне в хижинах поселками, на большом расстоянии друг от друга, они часто меняют места жительства.
Славяне рубят лес, делают из стволов лодки-долблёнки. Лодки груженые мёдом, воском, мехами отправляли по Днепру, к Царьграду».
(Византийский историк П.Кесарийский. 6 век)
3. «Этот край, где воздух целителен, пашня плодородна, леса изобилуют мёдом, вода-рыбой, воины бесстрашны, земледельцы трудолюбивы, кони выносливы, коровы дают много молока, а овцы шерсти.
Купцы безопасно торгуют в землях славян, приобретая у них скот, полотно, хлеб, воинскую добычу. Выращивают пшеницу, ячмень, рожь, овёс. Держат коней, кров, свиней.
С наступлением ноября князь с дружиной выезжает из Киева и отправляется в земли древлян, дреговичей, кривичей собирать дань. В апреле князь возвращается в Киев.
В Царьград славяне меняли свои товары на шелковые ткани, золото, фрукты».
(Византийский автор. 10 век)
4. «…Был торговый путь из варяг в греки: по Днепру до Ловати и до озера Ильмень, оттуда в море Варяжское. По тому морю до Рима и к Царьграду. Из Оковского леса течёт Волга, так из Руси можно попасть по Волге в Болгары.
Северные славяне – словене ильменские и кривичи платили дань варягам. Приходили к славянам хазары: «Платите нам дань». И дали поляне от дыма по мечу. Старцы сказали князю хазар: «Не добрая это дань. У них оружие обоюдоострое: мечи. Придёт день, когда они будут собирать дань и с нас». И сбылось всё».
У каждого племени свое княжение. Князь с дружиной собирал дань.
(Нестор. «Повесть временных лет». 12 век)
Приложение 4.
О булгарах.
1. «А теперь перехожу к рассказу о стране булгар.
Я заметил, что луна там не доходит до середины неба, но появляется лишь на его краю ненадолго.
У них много зелёных и кислых яблок. Там обилие ореховых лесов. Едят они в основном просо с кониной, но у них много и пшеницы, и ячменя. И каждый там сеет для себя. Царю они платят каждый год по собольей шкуре от дома. Если же царь совершит набег на соседей, то ему выделяется его доля. Каждый, кто устраивает у себя свадьбу или пир, должен выделить царю часть: обычно ковш медового напитка и часть скверной пшеницы. Зерно они хранят в ямах и оно у них там быстро портится.
Вместо масла и животного жира они употребляют рыбий жир. Иногда варят ячмень с мясом, причем господа едят мясо, а девушкам-рабыням остается лишь ячмень.
Все они на голове носят шапки. Царь их едет верхом без охраны. Лошадей у них много. Булгары все живут в юртах. Юрта царя большая, вмещает более тысячи человек. Устлана армянскими коврами. В середине её трон, покрытый византийской парчой. В этой стране много молний. Если молния ударит в юрту, к ней больше никто не подходит – это божий гнев. Однажды ночь я видел на небе бой двух отрядов. Есть там толстое дерево, у которого сок опьяняет как вино. Был у них человек-великан ростом в 12 локтей, от которого в лесу остался огромный череп как котёл.
В их лесах много пчёл и они собирают много мёда. Купцов много. Они привозят из земли тюрок овец. На берегу реки у них огромный базар, где шумно и много народа.
Царь булгар платит дань царю хазар: от каждого дома-шкуру соболя. Если же прибудет торговый корабль – царь берёт себе десятую часть. А если прибудут русы с рабами, то царь выбирает для себя из каждого десятка одного человека. Сын царя булгар находится заложником у царя хазар.
(Ибн-Фадлан, арабский путешественник, 10 век, глава посольства от багдадского халифа для принятия булгарами ислама, побывавший в Булгарии)
2. «Разводят булгары пшеницу, ячмень, чумизу, чечевицу, просо, тыкву, бобы, рожь.
Булгары вывозят в другие земли меха: собольи, беличьи, куньи, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы, крупную рыбу, шапки; рыбьи зубы, мёд, орехи, мечи, кольчуги, берёзовый лес, овцы, рогатый скот. Из земли руссов привозят мёд, воск, меха собольи, горностаевы, беличьи, а также мечи.
В летнее время булгары живут в юртах.
Правителя называют эльтебером.
У них много кожи сафьяновой называемой «булгари», из неё делают мягкие ичиги, кошельки; футляры для лука, сбрую готовили из грубой кожи. Из шерсти делают войлок для покрытия юрт, паласы, шапки.
Ведущее место принадлежит овцеводству.
(Ибн-Руст, персидский путешественник, 10 век)
3. «Булгары – выносливейшие люди в отношении мороща, потому что пища и питьё их из мёда. В реках водятится крупная рыба. Её много.
(Аль-Гарнати, испанский географ, 12 век)
Задания к документам.
1.Дайте характеристику документам на основе памятки по изучению исторических источников.
2.Что было общего и какие различия имелись в хозяйственной жизни славян и булгар?
3.Какие данные говорят об образовании государства у них? Основываясь на данных о государственности у славян и булгар сформулируйте основную проблему для изучения.
Приложение 5.
Тексты с ошибками
В славянском посёлке
Заглянем в древний славянский посёлок. Он невелик – в нём пять дворов. Расположен посёлок на высоком берегу реки. Вокруг лес. Основное занятие поэтому славян охота. Жилища славян похожи на полуземлянки. Глиняная печь без дымохода, поэтому стекло в оконце закопчёное.
Выращивали славяне пшеницу, ячмень, картофель, рожь, овёс. Излишки продавали на базаре.
Жизнь среди лесов и болот была нелёгкой, поэтому славяне использовали пленников в качестве рабов.
Во главе племени стоит князь. Население платило князю дань. С наступлением апреля из земли древлян, дреговичей, кривичей, булгар привозили сами эти племена в Киев дань. Это называлось «полюдьем».
Занятия булгар в 9-10 веках
Булгарская земля богата лесами, полями, лугами. Основным занятием булгар к 10 веку стало земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень, гречиху, просо, рис, рожь. Для вспашки степной почвы применяли лёгкий плуг –сабан. Для работ использовали сеялки, серпы. Десятую часть урожая отдавали правителю. Булгары занимались скотоводством: разводили лошадей, овец, коров, коз. Но ведущее место занимало птицеводство Правитель брал с иноземных купцов пошлину – пятую часть привезённых товаров.
Жили булгары в деревянных хижинах, а их правитель – в каменном дворце города Булгар.
О чём идёт речь?
1.«Воин крепко сидит на степном широкогрудом коне. Длинные волосы, схваченные узкой повязкой, развеваются на ветру. На нём длинный кафтан, шаровары из барсовой шкуры, мягкие без каблуков сапоги из кожи. На правом боку висит колчан, в руках – изогнутый лук».
2. «И повёл он своё войско на греков. По реке плыли на лодках – однодревках, срубленных ещё в зимнюю пору. Сражались они копьями и щитами, опоясывались мечами, привешивали дубинку и оружие, подобное кинжалу… Войска строились «стеной», прикрываясь щитами…»
3. «Знатные женщины богато украшались. На женских кожаных поясах прикреплены бляшки и подвески, кожаные сумочки для хранения гребней, бронзовых зеркал. Часто встречались фигурки уточек. На ногах приятно пахнущие, красные сафьяновые сапожки».
Задания к тексту.
1. Найдите ошибки и неточности в тексте.
2. Проанализируйте выдержки из исторических художественных текстов и определите о чём или о ком идёт в них речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 6 классе по истории средних веков
В данном конспекте я объединила две темы: "Католическая церковь" и "Крестовые походы"....
Разработка урока "За стенами замка" по истории средних веков 6 класс.
Целью разработки урока, которую я представляю, является максимальное использование различных форм подачи учебного материала. Музыка, презентация, схема на доске, мини-спектакль, видео фрагмент, все эт...
Урок в 6 классе по истории Средних веков на тему: «Здоровое питание в Средневековье»
Цели и задачи:Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия.Работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и здоро...
Урок в 6 классе по истории средних веков "Рыцарский турнир"
Разработка урока в форме рыцарского турнира. Каждый рыцарь представлял свой костюм, замок, защищал герб, представлял даму сердца, показывал свои навыки в искусстве танца. В конце урока ребята отвечали...
Конспект открытого урока в 6 классе по Истории средних веков.
Урок в игровой форме позволяет повторить основные понятия курса, даты, события, вспомнить исторических деятелей эпохи средних веков....
Методическая разработка урока истории по теме: "Торговля в средние века" 6 класс
Методическая разработка урока истории по теме: "Торговля в средние века" 6 класс.Урок разрабоан в соответствии с ФГОС....