Страницы Нюрбергского процесса
классный час по истории (11 класс) по теме

Классный час «Страницы Нюрнбергского процесса»

Мероприятия по формированию гражданско-патриотического сознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stranitsy_nyurbergskogo_protsessa.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Страницы Нюрнбергского процесса»

Мероприятия по формированию гражданско-патриотического сознания

Киндсфатер Татьяна Борисовна

Учитель истории и обществознания

МКОУ Новобирюсинская СОШ

Цели:

  1. раскрыть итоги второй мировой войны, показать историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.
  2. Способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимания неизбежности расплаты за преступления против человечества.
  3. Расширить кругозор школьников за счет сведений, выходящих за рамки школьного учебника.

Оборудование: на доске записать слова «Эта память верьте, люди – всей земле нужна… Если мы войну забудем, вновь придет война.»  таблички с именами членов Трибунала и преступников.

Ход классного часа.

Учитель.

Цель сегодняшнего классного часа расширение ваших знаний о второй мировой войне, о Нюрнбергском процессе, о его исторической роли. Я надеюсь, что все что вы увидите и услышите на уроке будет способствовать укреплению ваших пацифистских устремлений.

Объясните, как вы понимаете слово – пацифизм.

Учитель.

Что вы слышали о Нюрнбергском процессе?

 2 сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война, которая продолжалась 6 лет и в которой участвовало более 60 государств. Площадь военных действий была свыше 22млн км, мобилизовано в вооруженные силы 110 млн. человек. Убито и умерло от ран более 50 млн. человек, остались инвалидами и были ранены 90 млн. человек.

        8 августа 1945 года в Лондоне было подписано соглашение о судебном преследование и наказании главных военных преступников и учрежден военный трибунал. Правительства СССР, США, Великобритании, Франции назначили в Трибунал по одному члену суда и его заместителю.

        20 ноября 1945 года в 10 часов утра во дворце юстиции г. Нюрнберга   в Германии открылось первое  заседание Международного военного трибунала.

        Ученик 1.

         Процесс, который сейчас начнется, является единственным в своем роде в мировой юриспруденции, и он имеет величайшее общественное значение для миллионов людей на всем  земном шаре.

                                   На скамье подсудимых 21 человек, все они были участниками злодеяний, потрясших мир своей бесчеловечностью.

        Учитель.

           Джеффри Лоренс – председатель суда опрашивал  подсудимых и задавал им вопрос ,                      признают ли они себя виновными? Ответ – нет. Процесс получился долгим, он длился почти год. Всего было проведено 403 заседания. Стенографический протокол процесса занимает 16000 страниц, заслушано 116 свидетелей, рассмотрено 143 письменных показания и свыше 5 тысяч документальных доказательств, выполнено 780000 фотокопий, использовано 27 км.  магнитной ленты и 7 тысяч граммофонных дисков. Что вменялось в вину известным людям рейха?

       Ученик 2.

       Обвиняемых выбирали главным образом так, чтобы представить все основные структуры             рейха: службу безопасности, гестапо, идеологический отдел и так далее.

         Ученик   3.

         Всем обвиняемым предъявлены  4 пункта обвинительного акта:

  1. Общий план или заговор.
  2. Преступления против мира.
  3. Военные преступления.
  4. Преступления против человечности.

Ученик 4.

Все обвиняемые совместно с другими лицами являются руководителями,     подстрекателями и участниками созданного и осуществляемого общего плана или заговора против мира, для чего была создана нацистская партия во главе с Адольфом Гитлером.

Ученик 5.

Целью преступного заговора являлось установление так называемого «нового порядка» в Европе.

Ученик 6.

Новым порядком фашисты называли режим террора, грабежа и насилия, который они установили на оккупированных территориях.

Ученик 7.

Все обвиняемые приняли активное участие в агрессии, совершая преступления против мира, развязав войну против многих стран: против Польши- 1сентября 1939 года, с которой и началась мировая трагедия.

Ученик 8.

 В Польше была проведена  нацистская акция «Операция АБ» по уничтожению польской интеллигенции. За три месяца было убито 3550 деятелей науки, искусства и культуры.

Ученик 9.

 Господа судьи! Совесть народов призывает вас осудить и наказать всех обвиняемых, которые являются организаторами и руководителями всех совершенных и названных военных преступлений:

Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированной территории.

Убийство военнопленных в концентрационных лагерях.

Увод гражданского населения в рабство.

Убийство заложников.

Расхищение собственности на оккупированной территории.

Бесцельное уничтожение городов, поселков и деревень.

Ученик 10.

 Господа судьи! Впервые перед судом предстали преступники, завладевшие целым государством и сделавшие государство орудием своих чудовищных преступлений.

Учитель.

Первый лагерь организован в 1933 году в Бухенвальде, в Европе самыми большими были лагеря: Освенцим, Майданек, Треблинка, Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен, Равенсбрюк, Маутхаузен.      А на территории СССР были созданы лагеря в Смоленске, Ставрополе, Харькове, Киеве  и в других городах. В общей сложности за колючей проволокой оказалось 18 миллионов человек, 12 миллионов умерщвлены.

В Освенциме на 12 тыс. заключенных был один умывальник,  а весной заключенные умывались и пили из луж. В бараках были крысы, которые объедали трупы. В Освенциме было обнаружено 293 тюка с женским волосами весом 7 тонн. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тыс. женщин. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу, из которой изготавливали носки для воюющих немцев в холодной России. В 1941 году в лагере Аушвиц был построен первый крематорий. В хирургическом отделении проводились различные эксперименты над людьми:    изучались действия различных химических препаратов, искусственно вызывались язвы, ожоги, инфекционные заболевания. На поток было поставлено производство мыла из остатков человеческого жира. Снимали целиком кожу с трупов, подвергали ее химической обработке, сушили и изготавливали седла, перчатки, дамские сумочки.

Некоторые представители администрации лагерей коллекционировали черепа заключенных. Всего в Освенциме погибло 4млн. чел., в Равенсбрюке - более 130 тыс. женщин и детей, в Саласпилсе - более 100тыс., в Треблинке- более 800 тыс. в Майданеке- более 1,5 млн. человек, в Маутхаузене –свыше 122 тыс. человек

 Ученик 11.

Особую жестокость фашистов следует отметить по отношению к детям.  

Учитель.

Документы свидетельствуют: « Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших  отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжелых работах. В Саласпилсе детям делали впрыскивание жидкости, от которой они медленно умирали. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирало по 150 человек. Весной 1944 года в лагере Биркенау  был организован блок для близнецов, где доктор Менгель проводил над ними различные эксперименты.

Нюрнбергский процесс длился почти год, на заседаниях оглашались страшные документальные доказательства Осуществляя свои захватнические, грабительские планы, гитлеровцы систематически разрушали города и села. Полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, немцы сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий и лишили крова 25 млн. человек. В СССР разрушили почти 32 тысячи промышленных предприятий, 4100 железнодорожных станций, 40 тысяч больниц, 84 тысячи школ, техникумов, вузов, 43 тысячи библиотек.

Ученик 12.

 Гитлеризм навязал миру войну, которая принесла народам неисчислимые бедствия и безмерные страдания. Миллионы людей поли жертвами войны. Пришел день, когда народы мира требуют сурового наказания преступникам. Во имя священной памяти миллионов жертв, во имя безопасности будущего мира- мы предъявляем подсудимым полный и справедливый счет. Это- счет всего человечества, счет воли и совести народов.

Учитель.

1 октября 1946 года Трибунал огласил приговор. 16 октября    1946 года приговор был приведен в исполнение. Тела казненных были сожжены, а прах развеян по ветру. Позднее состоялись судебные процессы  над нацистскими преступниками в судах разных стран. (Зачитать решение Международного военного трибунала с. 278 Хрестоматия по новейшей истории 1917-1945г.)

Учитель.  Нюрнбергский процесс- это утверждение новых нравственных начал в общении между людьми и народами. Мы не должны забывать уроков войны и погибших ради нас.

Заключительная беседа

  1. Предположите, что изменилось в общественном сознании в результате Второй мировой войны.
  2. Почему в послевоенные годы стали возможными международные судебные процессы  над военными преступниками?

3.  В чем на ваш взгляд, состояла главная цель этих процессов?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку информатики 8 класс "Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице"

Презентация к уроку № 2 по теме "Разработка Web - сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML"...

Открытый урок в 11 классе «Web-сайты и Web-страницы. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах»

Конспект урока в 11 классе по теме  «Web-сайты и Web-страницы. Форматирование текста и размещение графики.  Гиперссылки на  Web-страницах»...

Страницы Нюрбергского процесса ( 70 лет со дня начала Нюрбергского процесса 1945 – 1946)

Воспитание патриотизмаа, любви к Родине,непринятие нацизма, фашизма....

Страницы Нюрнбергского процесса

Классный час «Страницы Нюрнбергского процесса» Класс: 8Разработчик: Тигольских Анна Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Абазинской СОШ№49»Цели:Показать историческое значение Нюрнбергског...

"Страницы Нюрнбергского процесса"

Международный трибунал. Подсудимые - нацисты германской армии. Лагеря смерти, Холокост. Бабий Яр. Хатынь. Приговор и возмездие фашистским палачам....

На данной странице размещены материалы к конкурсу "ИКТ в образовательном процессе" в номинации 2.2. Современная школа (национальный проект "Развитие образования") на тему "Деньги.История возникновения"

На данной странице размещены  материалы к конкурсу "ИКТ в образовательном процессе"  в номинации 2.2. Современная школа (национальный проект "Развитие образования"): разв...

Классный час "Страницы Нюрнгбергского процесса"

70 лет прошло со Дня Победы в самой страшной из всех войн, которые когда-либо знало человечество. Фашистские захватчики повсюду оставили свой кровавый след. Но основная тяжесть войны легла на плечи со...