Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) по теме
Рабочая программа по истории. 10 класс.Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень), обязательного минимума содержания исторического образования, авторской программы Н. В. Загладина, С. И. Козленко, Х. Т. Загладиной «История. История России и мира» для общеобразовательных учреждений: М.: «Русское слово» 2012 г. Рабочая программа ориентирована на учебник Н. В. Загладина, Н. А. Симония. «История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс». Москва. «Русское слово» 2011 г., программа рассчитана на 70 часов - 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории для 10 класса | 327 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по истории.
Образовательная область: обществознание.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень), обязательного минимума содержания исторического образования, авторской программы Н. В. Загладина, С. И. Козленко, Х. Т. Загладиной «История. История России и мира» для общеобразовательных учреждений: М.: «Русское слово» 2012 г. Рабочая программа ориентирована на учебник Н. В. Загладина, Н. А. Симония. «История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс». Москва. «Русское слово» 2011 г., программа рассчитана на 70 часов - 2 часа в неделю.
Основные цели и задачи курса:
* актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран, соответствующих курсов истории Отечества.
* сформировать у старшеклассников целостное представление о тенденциях перемен в жизни человечества, роли и месте России в мировом развитии на различных его этапах.
* освоить ключевые исторические понятия;
* познакомить с основными религиозными системами;
* раскрыть особенности социальной жизни, структуры общества России и мира с древнейших времен до конца XIX века.
* раскрыть специфику власти;
* раскрыть достижения выдающихся деятелей Отечественной и всеобщей истории ;
* раскрыть значение политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода. Для реализации поставленных целей и задач запланировано использование следующих формы организации образовательного процесса: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок – блок, урок - исследование. А также применение следующих технологий и методик: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава). В ходе учебного процесса используются как традиционные формы урока (объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и нетрадиционные формы (урок-лекция, урок – семинар, урок - исследование, интегрированный).
Курс состоит из 11 разделов, включающих 54 темы.
В учебную программу внесены изменения: программа Н. В. Загладина рассчитана на 68 часов, рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, т.к. разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312), согласно которому продолжительность учебного года для обучающихся 10 классов составляет 35 учебных недель. В связи с рекомендациями инструктивно-методических писем «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2013-2014 учебном году и в соответствии с школьным учебным планом на 2012-2013 учебный год уроки по всеобщей истории и истории России распределены в соотношении: 0,7: 1,3 часа, т. е. всеобщая история составляет 25 часов, история России 45 часов. Необходимость увеличения числа уроков по истории России связана с подготовкой учащихся к сдаче ЕГЭ по истории России.
В связи с тем, что уроки истории выпадают на каникулярные и праздничные дни в рабочей программе произведено объединение уроков 69 «Итоговое повторение курса всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в.» и 70 «Итоговое повторение курса истории России с древнейших времен до конца XIX в.».
Часы разделов были изменены следующим образом:
№ п/п | № раздела | По программе | По рабочей программе |
1 | I раздел | 3 часа | 1 час; |
2 | II раздел | 2 часа | 1 час |
3 | III раздел | 2 часа | 1 час |
4 | IV раздел | 3 часа | 2 часа |
5 | V раздел | 2 часа | 1 час |
6 | VI раздел | 6 часов | 7 часов |
7 | VII раздел | 7 часов | 10 часов |
8 | VIII раздел | 7 часов | 10 часов |
9 | IX раздел | 6 часов | 14 часов |
10 | X раздел | 7 часов | 9 часов |
11 | XI раздел | 9 часов | 14 часов |
(Из них по одному учебному часу отведено на итоговое повторение курса всеобщей истории и курса истории России с древнейших времен до конца XIX века.)
Примечание. Учебные часы по всеобщей истории в календарно-тематическом планировании выделены курсивом.
II. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
* основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
* важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
* изученные виды исторических источников;
* тенденции перемен в жизни человечества, роль и место России в мировом развитии на различных его этапах
Уметь:
* использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
* давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;
* соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
* объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
* использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе среднего (полного) образования являются:
- сознательная организация познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений как высказывания, монолог, дискуссия, диалог;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
Календарно – тематический план
Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
1 | Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления | 1 | ||
2 | Раздел 2. Человечество на заре своей истории. | 1 | ||
3 | Раздел 3. Первые государства Древнего мира. | 1 | ||
4 | Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества | 2 | ||
5 | Раздел 5. Крушение империй Древнего мира. | 1 | ||
6 | Раздел 6. Период раннего Средневековья. V-X вв. | 7 | ||
7 | Раздел 7. Эпоха классического Средневековья. XI-XV вв. | 10 | ||
8 | Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени. XVI – начало XVII вв. | 10 | ||
9 | Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина XVII-XVIIIв. | 14 | ||
10 | Раздел 10. Время потрясений и перемен. Конец XVIII – начало XIX в | 9 | ||
11 | Раздел 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX в. | 14 |
IV. Содержание программы учебного предмета
Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления – 1 час. Этапы развития исторического знания. Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории Зарождение исторической науки.. Формирование национальных школ исторической мысли. Проблема истинности исторических знаний. Развитие научного подхода к истории. История и другие гуманитарные науки. Эволюция взглядов на историю человечества. Особенности цивилизационного подхода к истории. Проблема критериев прогресса во всемирной истории. Принципы периодизации истории человечества. Теория стадий мирового цивилизационного развития. Особенности информационной теории. Современные взгляды на этапы развития человечества.
Раздел 2. Человечество на заре своей истории- 1 час У истоков рода человеческого. Неолитическая революция Отличие человеческого общества от иных природных сообществ. Истоки и факторы эволюции человека, этапы его становления. Роль речи, трудовой деятельности. Гипотезы о происхождении человека современного типа.. Человек и природа. Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, первые неолитические культуры. Развитие обмена, торговли, зарождение собственности и формирование семьи. Матриархат и патриархат. Племена и союзы племен. Начало обработки металлов
Раздел 3. Первые государства Древнего мира.- 1 час Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации. Предпосылки возникновения государства, его функции в древнем мире. Первые государственные образования в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ. Рабовладения и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Культура и верования в Древнем Египте. Причины слабости первых государств древности. Наступление железного века, возвышение военных деспотий в Малой Азии и их характерные черты
Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества - 2 часа .Города-государства Греции и Италии. Борьба за господство над Средиземноморьем Становление цивилизации в Греции. Цивилизация Крита. Микенское и дорийское завоевания. Возникновение городов-государств и их экспансия в Средиземноморье. Становление демократии в Афинах. Общественно-политический строй Спарты. Особенности городов-государств Италии. Возвышение Рима и утверждение республиканского строя. Сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств – Афин, Спарты, Рима. Развитие торговли и причины борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Войны между городами-государствами Греции и Персией. Пелопоннесские войны. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского. Установление господства Рима над Италией. Пунические войны и их итоги. Завоевание Македонии и городов-государств Греции. Причины кризиса римской республики, конфликт Рима и городов Италии, восстания рабов и их последствия. Этапы становления Римской империи.
Раздел 5. Крушение империй Древнего мира. - 1 час. Наступление варваров в Евразии. Закат Римской империи. Глобальные изменения климата и начало Великого переселения народов. Особенности христианского учения и его распространение в Римской империи и странах Азии. Римская империя: от золотого века к упадку. Переход к колонату, возвышение крупных землевладельцев. Административная реформа в империи. Христиане в Римской империи. Превращение христианства в господствующую религию. Наступление варваров и падение Западной Римской империи.
Раздел 6. Период раннего Средневековья. V-X вв – 7 часов Раннефеодальные империи в Европе и их распад Феодализм - как специфическая форма общественного уклада, становлением крупных феодальных империй. Развитие восточных славян, становлению Древнерусского государства. Облик раннего феодального общества. Экспансия ислама. Славянские земли в V-IXвв.
Раздел 7. Эпоха классического Средневековья. XI-XV вв. – 10 часов. Феодальная раздробленность Руси. Время новых усобиц. Западная Европа в XII-XIII вв.. Крестовые походы и Византия Образование централизованных государств в Западной Европе. Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе. Предпосылки возникновения централизованных монархий. Сравнительная характеристика централизованных государств. Особенности положения в Германии, Италии.100-летняя война. Объединение русских земель вокруг Москвы. Предпосылки образования централизованного государства на Руси. Собирание земель вокруг Москвы. Образование единого русского государства. Иван III. Культурная жизнь Московского княжества. Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени. XVI – начало XVII вв.-10 часов. Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки. Начало Великих географических открытий. Эпоха Возрождения и ее особенности. Период Реформации.. Предпосылки перехода к абсолютизму в странах Западной Европы. Характерные черты абсолютистских монархий в Англии , Франции.. Развитие казенных мануфактур. Итоги политики Ивана. Политика Бориса Годунова и причины роста недовольства в стране Самозванцы и их роль в истории России. Михаил Романов.. Обострение противоречий в западной и Центральной Европе. Претензии Габсбургов на господство в Европе. Революция в Нидерландах. Начало тридцатилетней войны.
Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина XVII-XVIIIв-14 часов. Кризис сословного строя и буржуазная революция в Англии (1640-1660). Причины обострения противоречий в Англии. Истоки конфликта между королем и парламентом. Новые религиозные течения. «Долгий» парламент и начало гражданской войны. Левеллеры и диггеры. О. Кромвель и его роль в буржуазной революции. Казнь Карла I и установление республики. Протекторат Кромвеля. Установление конституционной монархии в Англии, акт о гражданских правах и его значение. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. Идеи эпохи Просвещения и их влияние на современников. Особенности идей Просвещения в Англии, Франции и Германии. Возникновение просвещенного абсолютизма в Австро-Венгрии, Пруссии и других германских государствах. Реформы в Центральной Европе и их влияние на положение крестьянства, развитие мануфактурного производства. Причины ограниченности политики просвещенного абсолютизма Реформы в России при Алексее Михайловиче.
Войны России с Польшей, Развитие мануфактур. Крестьянские восстания и их последствия Петр I и его время Необходимость получения России выхода к морям. Заключение Северного союза. Начало Северной войны. Борьба за Прибалтику. Полтавская битва и ее значение. Дальнейшие победы русской армии и флота. Ништадтский мир и его значение для России. Россия и Европа во второй половине XVIII в. Российская империя в период дворцовых переворотов. Главные направления внешней политики России после Петра I: борьба за выход к Черному морю, присоединение земель Речи Посполитой, участие в «большой» европейской политике. Участие России в Семилетней войне: действия русской армии, ее победы, выход России из войны Воцарение Екатерины II и политика Просвещения в России. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий, создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Русско-турецкие войны, разделы Польши. Политическое развитие Англии накануне промышленного переворота. «Славная революция». Тори и виги. Внешняя торговля, укрупнение мануфактур, рост городов. Изобретение паровых машин и замена ручного труда машинным. Зарождение промышленного производства. Положение трудящихся, движение луддитов. Всемирно-историческое значение промышленного переворота. Рост производительности труда, повышение урожайности в Европе, совершенствование военной техники.
Раздел 10. Время потрясений и перемен. Конец XVIII – начало XIX в.- 9 часов
Война за независимость в Северной Америке. Франция в конце XVIII в.Кодексы Наполеона I. Победа над Австрией и заключение мира с Англией. Возобновление войны в Европе и присоединение России к антифранцузской коалиции. Битва под Аустерлицем, разгром Пруссии. Тильзитский мир и его итоги. Континентальная блокада и ее влияние на экономическое развитие континентальной Европы. Пробуждение гражданского и национального самосознания европейских народов. Вторжение армий наполеона в Испанию и подъем освободительного движения в Европе против французского господства. Симптомы кризиса империи Наполеона. Влияние идей Великой французской революции на Россию. Внутренняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г. и крушение империи. Наполеона I. Реакция и революции в Европе. 1820 – 1840-е гг.Создание Священного союза, его цели и принципы. Причины усиления реакции в Европе. Восстание в Греции и политика России, Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Революции во Франции и Бельгии в 1830 г. Восстание 1830-1831 гг. в Польше и Священный союз. Революция 1848 г. во Франции, приход к власти Луи Наполеона. Революции 1848-1849 гг. в германских государствах, Австрии, Венгрии, Италии. Россия в первой половине XIX Кризис политики просвещенного абсолютизма. Движение декабристов Внутренняя политика Николая I .. Самодержавие и общество к середине XIX века Россия и «восточный вопрос». Раздел 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX в.- 14 часов Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Страны Западного полушария в XIX Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока. Завершение колониального раздела мира. Причины активизации колониальной политики европейских держав. Влияние колониализма на положение народов метрополий и колоний. причины неудач антиколониальных выступлений. Захватническая политика европейских держав в Китае и доктрина «открытых дверей». Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности. Начало реформ в России (вторая половина XIX в.). Создание системы земского и городского самоуправления. Роль земств в развитии страны. Реформа судебной системы, военная реформа. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Итоги Берлинского конгресса Рост оппозиционных настроений в обществе. Народничество Особенности политики Александра Роль иностранного капитала в России. Россия – многонациональная империя. Особенности общественно-политической мысли России во второй половине 19 века. Развитие естественно-научных знаний. Принципы научного подхода к природным явлениям. Связь науки и практики. Открытия в области химии, физики, биологии, астрономии, математики. Литература конца XVIII в.: влияние идей Просвещения. Классицизм и романтизм в первой половине XIX в. Развитие реалистического направления в искусстве. Проблемы в истории человечества и пути их решения в соответствии с уровнем развития знаний об обществе и природе, особенностями жизни народов, их политического строя, национальных традиций. Тенденции перемен в жизни русской народности, нации. Роль и место России в мировом развитии на различных его этапах. Итоговое повторение..
V. Формы и средства контроля:
* работа с историческими источниками и документами;
* составление сравнительных таблиц, проектов, презентаций;
* работа с исторической картой; диаграммой
* составление развернутого плана по теме урока;
* решение познавательных задач;
* тестирование;
* задания на выявление причинно – следственных связей
* составление кластера
* работа с понятиями
VI. Перечень учебно – методических средств обучения.
Литература
Основная:
1. .Атласы. Новая история часть 1, История Средних веков, История Древнего мира
2. . Л. Беляев. Московская Русь: от средневековья к новому времени. М. Астрель, 2005г
3. .Загладин Н. В.,. Симония Н. А Учебник. История России и мира. 10 класс. М. изд. «Русское слово», 2009 г.
4. ЗайцеваН.В. Поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина «Всемирная история с древнейших времен до конца XIX в.»
5. Орлов А. С. и др. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. М. «Проспект», 2009 г.
6. Томилин. А.В. Детская военная энциклопедия. Великие нашествия и битвы. С. – П. «Полигон», М. «ОЛМА - ПРЕСС», 2002 г.
Дополнительная литература
1. Бабленкова И.; Акимов В.; Сурова Е. История России Все темы подготовки к ЕГЭ Москва «Эксмо» 2011
2. Григорьева Н. А., Чеботарева Н. И.. История. Тренировочные задания повышенной сложности. Работа с историческими документами. Изд. «Учитель», Волгоград, 2005 г.
3. Владимирова О.В. История Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва «Астрель» 2008
4. ЕГЭ-2009 История. Реальные задания. Автор-составитель Я.В.Соловьев, Е.А.Гевуркова Москва «Астрель» 2008
5. Вурста Н.И.Пособие для подготовки к ЕГЭ.- Ростов н/д «Феникс»2010
6. Степанищев А. Т.Проблемные задачи по истории России. М. Гуманитарный издательский центр Владос. Практическое пособие для учителя, 2011 г.
7. ЕГЭ-2010 История. Типовые варианты заданий. Автор-составитель Я.В.Соловьев, Е.А.Гевуркова Москва «Астрель» 2010
Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Презентации по темам:
- Меняющийся облик мира: опыт осмысления
- Человечество на заре своей истории.
- Первые государства Древнего мира.
- Античная эпоха в истории человечества
- Крушение империй Древнего мира.
- Период раннего Средневековья. V-X вв.
- Эпоха классического Средневековья. XI-XV вв.
- Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени. XVI – начало XVII вв.
- Европа на новом этапе развития. Середина XVII-XVIIIв.
- Время потрясений и перемен. Конец XVIII – начало XIX в
- Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX в.
Тестовые задания по темам:
- Меняющийся облик мира: опыт осмысления
- Человечество на заре своей истории.
- Первые государства Древнего мира.
- Античная эпоха в истории человечества
- Крушение империй Древнего мира.
- Период раннего Средневековья. V-X вв.
- Эпоха классического Средневековья. XI-XV вв.
- Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени. XVI – начало XVII вв.
- Европа на новом этапе развития. Середина XVII-XVIIIв.
- Время потрясений и перемен. Конец XVIII – начало XIX в
- Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX в.
Диски:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории. Средние века.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Новая история.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории с древнейших времен до конца XIX вв.
Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX-XIX вв.
Репетитор по истории Кирилла и Мефодия. ЕГЭ 2009 г.
История России. 9-11 классы. В помощь учащимся. Электронное пособие. Изд. «Учитель», 2010 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № п/п | № в разделе | Наименование раздела и тем | Обязательный минимум содержания образования Понятия | Формы контроля, подготовка к ЕГЭ | Домашнее задание | |
план | факт | ||||||
1 | 1В | Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления 1 час Этапы развития исторического знания. Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. | Зарождение исторической науки.. Формирование национальных школ исторической мысли. Проблема истинности исторических знаний. Развитие научного подхода к истории. Эволюция взглядов на историю человечества. Религиозно-мистические концепции истории. Движущие силы исторического развития в философии XVIII-XIX вв.Марксизм и формационная теория.. Особенности цивилизационного подхода к истории. Проблема критериев прогресса во всемирной истории. Принципы периодизации истории человечества. Теория стадий мирового цивилизационного развития. Особенности информационной теории. Современные взгляды на этапы развития человечества. Периодизация истории Древнего мира, эпохи Средневековья, Новой и Новейшей истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности. | Работа с источником Составление сравнительной таблицы | §§ 1 – 3, таблицы | ||
2 | 1В | Раздел 2. Человечество на заре своей истории. 1 час У истоков рода человеческого. Неолитическая революция. | Отличие человеческого общества от иных природных сообществ. Истоки и факторы эволюции человека, этапы его становления. Роль речи, трудовой деятельности. Гипотезы о происхождении человека современного типа. Первичное расселение человека на Земле, формирование основных рас людей. Первобытное искусство. Ранние религиозные верования, их значение. Человек и природа. Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, первые неолитические культуры. Развитие обмена, торговли, зарождение собственности и формирование семьи. Матриархат и патриархат. Племена и союзы племен. Начало обработки металлов | Работа с текстом, устно тесты | §§ 4 – 5 вопросы | ||
3 | 1В | Раздел 3. Первые государства Древнего мира.1 час Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации. | Предпосылки возникновения государства Первые государственные образования в долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ. Рабовладения и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Культура и верования в Древнем Египте. Причины слабости первых государств древности. Наступление железного века, возвышение военных деспотий в Малой Азии и их характерные черты. Империя Дария I. | Таблица «Новый этап духовной жизни» | §§ 6 - 7 вопросы | ||
4 | 1В | Раздел 4. Античная эпоха в истории человечества.2 часа Города-государства Греции и Италии. Борьба за господство над Средиземноморьем. | Материал раздела знакомит уч-ся с периодом расцвета цивилизаций Древнего мира, эллинистической и древнеримской культурами. Которые стояли у истоков современных традиций европейской духовной, политической и экономической жизни. Становление цивилизации в Греции. Цивилизация Крита. Микенское и дорийское завоевания. Возникновение городов-государств и их экспансия в Средиземноморье. Становление демократии в Афинах. Общественно-политический строй Спарты. Особенности городов-государств Италии. Возвышение Рима и утверждение республиканского строя. Сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств – Афин, Спарты, Рима. Развитие торговли и причины борьбы за господство над побережьем Средиземного моря. Войны между городами-государствами Греции и Персией. Пелопоннесские войны. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского. Причины распада его империи. Взаимодействие культур в Восточном Средиземноморье, эволюция мировоззрения античной Эллады, «чудеса света» Древнего мира. | Работа с исторической картой по извлечению информации | §§ 8 - 9 вопросы | ||
18.09 | 5 | 2В | Возвышение Рима. | Установление господства Рима над Италией. Пунические войны и их итоги. Завоевание Македонии и городов- государств Греции. Причины кризиса римской республики, конфликт Рима и городов Италии, восстания рабов и их последствия. Этапы становления Римской империи. Юлий цезарь и его соперники. Утверждение империи Октавиана Августа. Тираническое правление в Риме. | Извлечение информации из карты | § 10 вопросы | |
6 | 1В | Раздел 5. Крушение империй Древнего мира.1 час Наступление варваров в Евразии. Закат Римской империи. | Раздел представляет уч-ся материал, характеризующий время резких перемен в жизни народов, вызванных глобальными климатическими изменениями, Великим переселением народов и крушением величайших государств Древнего мира. Народы Центральной и Восточной Европы во времена римской империи: жизненный уклад. Организация власти. Кочевые племена Азии и Китай. Глобальные изменения климата и начало Великого переселения народов. Крушение империи Хань в Китае, упадок Хорезма, Кушанского царства, Парфии. Особенности христианского учения и его распространение в Римской империи и странах Азии. Римская империя: от золотого века к упадку. «Солдатские» императоры и упадок рабовладения. Переход к колонату, возвышение крупных землевладельцев. Административная реформа в империи. Христиане в Римской империи. Превращение христианства в господствующую религию. Наступление варваров и падение Западной Римской империи. | Составить развернутый план по теме «падение Западной Римской империи» | §§ 11 - 12 вопросы | ||
7 | 1В | Раздел 6. Период раннего Средневековья. V-X вв. 7 часов Раннефеодальные империи в Европе и их распад. | Феодализм - как специфическая форма общественного уклада, становлением крупных феодальных империй. Развитие восточных славян, становлению Древнерусского государства, формирование его связей с Византией. Облик раннего феодального общества. Становление феодальной системы взаимоотношений. Система повинностей крестьянства. Суверены и вассалы. Причины возникновения крупных раннефеодальных империй и источники их слабости. Роль христианства в обеспечении единства западноевропейской культуры. Церковь и империя Карла Великого, причины ее распада. Норманнские набеги. Создание Священной Римской империи германской нации. | Задание на соответствие. Анализ текста | § 13, § 16 (с. 129-132, 135-136) вопросы | ||
8 | 2В | Экспансия ислама. | Аравийские племена в начале новой эры. Возникновение исламской религии. Создание Арабского халифата и причины его распада. Общественно-политическое устройство исламских стран. Рост религиозных разногласий в исламском мире. Духовная жизнь, наука и культура в исламских странах. | Задание на выявление причинно-следственных связей | § 14 вопросы | ||
9 | 3В | Славянские земли в V-IX вв. | Археологические памятники и письменные источники по ранней истории славян. Специфические черты в общественном укладе славян. Расселения и занятия славян. Западные и южные славяне: Болгарское царство, Великоморавская держава, Древнепольское государство. Борьба Византии и католических государств за контроль над славянскими землями. | § 15 (с. 120-123) вопросы | |||
10. | 4Р | Возникновение Древнерусского государства. | Восточнославянские союзы племен. Общественное устройство раннеславянских государств. Быт, обычаи и религия славянских союзов племен. Теории происхождения Древнерусского государства. Завоевательные походы великих князей Руси. Сравнение путей становления Древнерусского государства и раннефеодальных империй в Западной Европе и Азии. Борьба с кочевниками. | Работа с документами | § 15 (с. 123-125) вопросы | ||
11 | 5Р | Превращение Руси в крупнейшую державу Европы. | Походы Святослава. Причины принятия христианства на Руси. Христианские и языческие верования. Изменения в быте, духовной жизни восточных славян. | Мини-тестирование | § 17 (стр. 132-134) | ||
12 | 6Р | Русь в орбите европейской политики и торговли. | Русь в орбите европейской политики и торговли. Основные направления политики Ярослава Мудрого. Формирование аппарата власти Древнерусского государства. Социальная структура общества. Центростремительные тенденции в жизни русского государства. Владимир Мономах. | Работа с документами:» | § 18 (с. 137-141) вопросы | ||
13. | 7Р | Духовная жизнь восточных славян. | Особенности древнерусской культуры. Фольклор, былины и их герои. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Распространение письменности на Руси. Первые русские книги. Изменения в быте, духовной жизни восточных славян. | Мини-тестирование | § 18 (с. 141-143) | ||
14 | 1Р | Раздел 7. Эпоха классического Средневековья. XI-XV вв. -10 часов Феодальная раздробленность Руси | Русь времен Русской Правды. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства. Социально-экономические и политические факторы раздробленности. | Составление таблицы | § 18 (с. 141-143) | ||
15 | 2Р | Время новых усобиц. Владимир Мономах -великий князь. | Новые усобицы. Владимир Мономах –великий князь. | Работа с документами:» | § 18, записи | ||
16 | 3Р | Варианты исторического развития русских земель. Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Смоленское княжества, Великий Новгород, Псков | Сравнительный анализ исторического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова. Оценка деятельности русских князей. Культура Руси. | Составление сравнительной таблицы | § 18 вопросы | ||
17 | 4В | Западная Европа в XII-XIII вв. | Светская власть и Римско-католическая церковь в Западной Европе. Рост городов и развитие светской культуры. Распространение еретических вероучений. Причины начала крестовых походов, создания рыцарских религиозных орденов, учреждения инквизиции. Ученик Фомы Аквинского. Крестовые походы и Византия. Заключение унии православной и католической церквей. | Беседа по ключевым вопросам темы. | § 19 (с. 144-149) вопросы | ||
18 | 5Р | Крестовые походы и Русь. | Причины крестовых походов на восток. Тевтонский орден, орден меченосцев, Ливонский орден. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Борьба земель Северо-Западной Руси с крестоносцами и шведскими рыцарями. Роль Александра невского в разгроме крестоносцев. Ледовое побоище. | Мини-тестирование | § 19 (с. 149-151) вопросы | ||
19 | 6Р | Монгольские завоевания. Русские земли и монгольское нашествие. | Возвышение державы Чингисхана. Быт и жизнь монгольских племен. Монгольские завоевания в Азии. Походы в Китай, Среднюю Азию, Закавказье. Битва на Калке. Походы Батыя на Русь и в Восточную Европу. Причины побед монголов. Русские земли между агрессией с востока и с запада: проблема выживания. Золотая Орда, Польское и Литовское государства. Политика и военная деятельность Александра Невского и Даниила Галицкого. Русские земли в вассальной зависимости от Золотой Орды. Церковь, культура, политика. Российские историки о последствиях монгольского нашествия на русские земли. | Диспут «Русские земли между агрессией Востока и Запада. Проблема выбора» | § 20 вопросы | ||
20 | 7В | Образование централизованных государств в Западной Европе | Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе .Предпосылки возникновения централизованных монархий. Сравнительная характеристика централизованных государств. Особенности положения в Германии, Италии.100-летняя война. Соотношение церковной и светской власти. | Составление сравнительной таблицы | § 21 вопросы | ||
21 | 8Р | Объединение русских земель вокруг Москвы. | Предпосылки образования централизованного государства на Руси. Собирание земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы, Польши, Литвы, Твери. | Составление таблицы «Предпосылки возвышения Москвы» | § 22 вопросы | ||
22 | 9Р | Куликовская битва. Распад Монгольской державы. | Противостояние золотоордынскому игу. Куликовская битва. Причины ослабления и распада Монгольской державы. Роль Русской Православной Церкви в собирании русских земель. Анализ особенностей становления московского государства и влияние традиций политической и культурной жизни Московского княжества на последующее развитие России. Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья. | Мини-тестирование | § 23 (с. 175-179) вопросы | ||
23 | 10Р | Образование единого русского государства. Иван III. Культурная жизнь Московского княжества. | Русская литература: повести о борьбе с монгольскими завоевателями («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), жития святых, летописи. Деревянное зодчество. Московская архитектура. Роль итальянских архитекторов в развитии русского зодчества. Перестройка Московского кремля. Особенности архитектуры Новгорода и Пскова. Живопись. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. | Групповой проект по теме «Культурная жизнь Московского княжества» | Групповой проект по теме «Культурная жизнь Московского княжества» | ||
24 | 1В | Раздел 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени. XVI – начало XVII вв. – 10 часов Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки. | История Великих географических открытий европейских держав, особенности нового этапа развития стран Западной Европы и России, связанного со становлением абсолютистских монархий, началом развития мануфактурного производства, эпохами Возрождения и Реформации. Начало Великих географических открытий. Великие путешественники. Американские цивилизации доколумбовой эпохи. Империи майя, ацтеков, инков, особенности их развития, культуры, религии. Первые европейские колониальные завоевания. Соперничество европейских держав в борьбе за колонии. Итоги колониальной политики для народов Америки и Европы. | Работа с текстом учебника | § 24 вопросы | ||
25 | 2В | Западная Европа: новый этап развития. Абсолютистские монархии в Западной Европе. | Мировая торговля и возникновение мануфактурного производства. Развитие международного разделения труда, формирование единых внутренних рынков. Огораживание в Англии. Изобретение книгопечатания. Изменение облика городов. Эпоха Возрождения и ее особенности. Период Реформации. Движение гуситов. Крестьянская война в Германии. Распространение лютеранства, кальвинизма, становление Англиканской церкви. Контрреформация. Предпосылки перехода к абсолютизму в странах Западной Европы. Характерные черты абсолютистских монархий в Англии , Франции. Борьба монархов с кланами феодальной знати. Религиозные войны во Франции. Англо-испанская война и установление господства английского флота на морях. | Фронтальный опрос | § 25, § 26 (с. 198-200) | ||
26 | 3Р | Утверждение абсолютизма в России и его особенности. | Территория и население России в XVI в. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Развитие казенных мануфактур. Изменения в положении различных сословий России. Формирование московской идеологии: «Москва – третий Рим». Реформы Избранной рады и их значение. Зарождение сословно-представительной монархии и ее особенности в России. | Мини-тестирование | § 26 (с. 200-202) вопросы | ||
27 | 4Р | Внешняя политика Ивана Грозного. | Присоединение к России Казанского, Астраханского и ногайского ханств. Ливонская война и ее итоги. | Работа с картой по извлечению информации | § 26 (с. 202-205) вопросы | ||
28 | 5Р | Опричнина. Итоги политики Ивана Грозного. | Введение опричнины, террор, разорение Новгорода. Закрепощение крестьянства. Итоги политики Ивана Грозного. | Сравнительный анализ становления абсолютизма в России и странах Европы | § 26 (с. 200-205) вопросы | ||
29 | 6Р | Культура и быт XVI в. | Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, становление самодержавной власти. Публицистика. Начало книгопечатания. Архитектура: рождение шатрового стиля. Школы иконописи. Художественное ремесло. | Групповой проект по теме «Культура и быт XVI в.» | Разработать групповой проект по теме «Культура и быт XVI в.» | ||
30 | 7Р | Причины кризиса власти в России в конце 16нач.17века. Политика Бориса Годунова. | Покорение Сибирского ханства. Политика Бориса Годунова и причины роста недовольства в стране. | Составление кластера | § 27 (с. 207-208) | ||
31 | 8Р | Самозванцы и их роль в истории России. | Причины Смуты. Лжедмитрий и Польша. Воцарение В. Шуйского. Восстание И. Болотникова и польско-шведская интервенция. Польский королевич Владислав – претендент на престол России. | Работа с картой | § 27 (с. 208-209) | ||
32 | 9Р | Михаил Романов. Завершение войны с Польшей и Швецией. Значение Смуты в истории России. | К. Минин, Д. М. Пожарский и создание народного ополчения. Земский собор 1613 г. Избрание Михаила Романова на царский престол. Завершение войны с Польшей и Швецией. Значение Смуты в истории России. | Работа с исторической картой по извлечению информации | § 27 (с. 208-209) | ||
33 | 10В | Тридцатилетняя война (1618-1648). Государства Азии в позднем Средневековье. | Обострение противоречий в западной и Центральной Европе. Претензии Габсбургов на господство в Европе. Религиозные разногласия. Революция в Нидерландах. Начало тридцатилетней войны. Чешский. Датский и шведский периоды войны. Вступление в войну Франции. Вестфальский мир 1648 г. и переход к политике защиты национальных интересов в Европе. Особенности развития государств Азии. Возникновение Османской империи и ее завоевания. Общественно-политический строй Османской империи и причины ослабления империи. Индия в XV-XVIII вв. Создание империи Великих моголов и истоки ее слабости. Иранские завоевания. | Работа с картой, текстом учебника | § 27 (с. 210-212), §28 | ||
34 | 1В | Раздел 9. Европа на новом этапе развития. Середина XVII-XVIIIв. 14 часов Кризис сословного строя и буржуазная революция в Англии (1640-1660). | События. ознаменовавшие наступление Нового времени, его характерными чертами, критериями, позволявшими рассматривать этот период как особый этап исторического развития человечества. Причины обострения противоречий в Англии. Истоки конфликта между королем и парламентом. Новые религиозные течения. «Долгий» парламент и начало гражданской войны. Левеллеры и диггеры. О. Кромвель и его роль в буржуазной революции. Казнь Карла I и установление республики. Протекторат Кромвеля. Установление конституционной монархии в Англии, акт о гражданских правах и его значение. | Работа по карточкам, анализ текстов | § 29 вопросы | ||
35 | 2В | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. | Идеи эпохи Просвещения и их влияние на современников. Особенности идей Просвещения в Англии, Франции и Германии. Возникновение просвещенного абсолютизма в Австро-Венгрии, Пруссии и других германских государствах. Реформы в Центральной Европе и их влияние на положение крестьянства, развитие мануфактурного производства. Причины ограниченности политики просвещенного абсолютизма. | Составление таблицы «Политика просвещенного абсолютизма» | § 30 вопросы | ||
36 | 3Р | Реформы в России при Алексее Михайловиче. Войны России с Польшей, Швецией, Турцией. | Реформы России при Алексее Михайловиче. Укрепление основ сословного строя, военно-бюрократической системы управления страной. Церковный раскол и укрепление государственного контроля над Церковью. Войны России с Польшей, Швецией, Турцией, присоединение Левобережной Украины к России. Результаты внешней политики России. | Мини-тестирование | § 31 вопросы | ||
37 | 4Р | Крестьянские восстания. | Развитие мануфактур. Крестьянские восстания и их последствия. | Работа с документом | § 31 вопросы | ||
38 | 5Р | Петр I и его время. | Причины борьбы за престол в 70-80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Приход Петра к власти. | Работа с текстом учебника | § 32 (с. 240-242) | ||
39 | 6Р | Преобразования Петра I. | Преобразования Петра I и их оценка исторической наукой. | Составление кластера | § 32 (с. 240-242) | ||
40 | 7Р | Русско-шведская война. Превращение России в крупнейшую державу Европы. | Необходимость получения России выхода к морям. Заключение Северного союза. Начало Северной войны. Борьба за Прибалтику. Полтавская битва и ее значение. Дальнейшие победы русской армии и флота. Ништадтский мир и его значение для России. | Работа с текстом | § 32 (с. 242-244) | ||
41 | 8Р | Россия и Европа во второй половине XVIII в. Российская империя в период дворцовых переворотов. | Хронологические рамки, условия и причины дворцовых переворотов. Первые преемники Петра I, борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Приход к власти Елизаветы Петровны. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. | Беседа по ключевым вопросам темы. | § 33 (с. 245) вопросы | ||
42 | 9Р | Укрепление международного положения России. Россия в Семилетней войне (1765-1763). | Главные направления внешней политики России после Петра I: борьба за выход к Черному морю, присоединение земель Речи Посполитой, участие в «большой» европейской политике. Участие России в Семилетней войне: действия русской армии, ее победы, выход России из войны. | Работа с картой по извлечению информации | § 33 (с. 248-250) вопросы | ||
43 | 10Р | Воцарение Екатерины II и политика Просвещения в России. | Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II. Екатерина II и просветители. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования, результаты деятельности. | Мини-тестирование | § 33 (с. 245-247) вопросы | ||
44 | 11Р | Жалованные грамоты дворянству, городам. Судебная реформа. | Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий, создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. | Беседа по ключевым вопросам темы. | § 33 (с. 245-247) вопросы | ||
45 | 12Р | Крестьянские восстания XVIII века. | Астраханское восстание. Крестьянские войны под предводительством К. Ф. Булавина и Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты. | Работа с документом | § 34 (с. 247-248) вопросы | ||
46 | 13Р | Русско-турецкие войны, разделы Польши. | Русско-турецкие войны: причины, ход боевых действий на суше и на море Условия Кючук-Кайнарджийского, Ясского мира. Полководческое искусство А. В. Суворова. Флотоводческое искусство Ф. Ф. Ушакова. Разделы Речи Посполитой: причины, инициаторы, участники. Итоги внешней политики России в XVIII веке. | Мини-тестирование | § 34 (стр. 251-253) вопросы | ||
47 | 14В | Промышленный переворот в Англии и его последствия. | Политическое развитие Англии накануне промышленного переворота. «Славная революция». Тори и виги. Внешняя торговля, укрупнение мануфактур, рост городов. Изобретение паровых машин и замена ручного труда машинным. Зарождение промышленного производства. Положение трудящихся, движение луддитов. Всемирно-историческое значение промышленного переворота. Рост производительности труда, повышение урожайности в Европе, совершенствование военной техники. | Задания на соответствие | § 35 вопросы | ||
48 | 1В | Раздел 10. Время потрясений и перемен. Конец XVIII – начало XIX в.- 9 часов Война за независимость в Северной Америке. | Период буржуазных революций и освободительных войн в Европе и Америке, нанесших решающий удар по основам феодализма на обширных территориях. Начало утверждения демократии и подъем национализма. Английские колонии в Северной Америке. Причины роста противоречий между метрополией и колониями. Начало войны за независимость. Декларация независимости. Россия, державы континентальной Европы и война в Северной Америке. Учреждение США. Первая и вторая Конституции США. Билль о правах и его значение. | Демократия в США и ее особенности -формулировка собственной позиции | § 37 вопросы | ||
49 | 2В | Великая французская революция и ее последствия для Европы. | Франция в конце XVIII в. Причины кризиса абсолютизма. Созыв учредительного собрания и начало Великой французской революции. Политические клубы Парижа и их лидеры. Начало войны Франции с континентальными монархиями Европы. Казнь Людовика XVI. Установление якобинской диктатуры и революционный террор, его причины и итоги. Термидорианский переворот и установление режима Директории. Победы французских армий. Сравнение развития революций в Англии и Франции. | Составление кластера «Причины революции во Франции» | § 38таблица | ||
50 | 3В | Наполеоновские войны. | Свержение режима Директории и учреждение во Франции империи. Кодексы Наполеона I. Победа над Австрией и заключение мира с Англией. Возобновление войны в Европе и присоединение России к антифранцузской коалиции. Битва под Аустерлицем, разгром Пруссии. Тильзитский мир и его итоги. Континентальная блокада и ее влияние на экономическое развитие континентальной Европы. Пробуждение гражданского и национального самосознания европейских народов. Вторжение армий наполеона в Испанию и подъем освободительного движения в Европе против французского господства. Симптомы кризиса империи Наполеона. | Анализ утверждения власти Наполеона | § 39 таблица | ||
51 | 4Р | Россия в начале 19 века. Павел 1.Александр 1 Политика реформ Александра I. | Влияние идей Великой французской революции на Россию. Внутренняя политика Александра I. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформаторы и проекты реформирования государства. | § 40 1,2 пункт, конспект | |||
52 | 5Р | Отечественная война 1812 г. и крушение империи Наполеона I. | Успешные войны России против Швеции, Турции, Ирана. Причины обострения отношений между Россией и Францией. Создание «Великой армии» и начало Отечественной войны 1812 г. Тактика русской армии. Битва при Бородине и уход русской армии из Москвы. Отступление остатков «Великой армии» и создание новой антифранцузской коалиции. «Битва народов» под Лейпцигом. Вступление русских войск в Париж. «Сто дней» Наполеона. Венский конгресс и его итоги. | Мини-тестирование | § 40 (с. 293-297) | ||
53 | 6В | Реакция и революции в Европе. 1820 – 1840-е гг. | Создание Священного союза, его цели и принципы. Причины усиления реакции в Европе. Восстание в Греции и политика России, Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Революции во Франции и Бельгии в 1830 г. Восстание 1830-1831 гг. в Польше и Священный союз. Революция 1848 г. во Франции, приход к власти Луи Наполеона. Революции 1848-1849 гг. в германских государствах, Австрии, Венгрии, Италии. Роль Российской империи в подавлении революционного движения в Центральной Европе. Итоги революций 1848-1849 гг. в европейских странах. | Поиск исторической информации, сравнение и выводы | § 41 вопросы | ||
54 | 7Р | Россия в первой половине XIX. Кризис политики просвещенного абсолютизма. Движение декабристов. | Причины изменения внутриполитического курса. А. А. Аракчеев и аракчеевщина. Движение декабристов (участники, цели, программные документы). Выступления декабристов. Следствие и суд над декабристами. | Сравнительный анализ программ декабристских обществ | § 42 (с. 306-307) вопросы | ||
55 | 8Р | Внутренняя политика Николая I .. Самодержавие и общество к середине XIX века | Император Николай I. Особенности николаевской системы управления. Теория «официальной народности». С. С. Уваров. Меры по укреплению самодержавия. Свод законов Российской империи. Социально-экономические преобразования. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос: основные проблемы и попытки их решения. Реформа государственных крестьян. Славянофильские, западнические, консервативные направления общественной мысли в России. | Мини-тестирование | § 42 (с. 308-310) вопросы | ||
56 | 9Р | Россия и «восточный вопрос». | Возникновение и сущность «восточного вопроса». Захват Францией Алжира. Конфликт между Египтом и Турцией и европейские державы. Попытки реформ в Турции, политика танзимата. Отношения России и Турции, политика Николая I в «восточном вопросе». Начало Крымской войны 1853-1856 гг. Выступление Англии и Франции против России, позиция Австрии. Осада Севастополя. Причины поражения России и итоги Крымской войны. | Дискуссия по теме «Россия и Запад: причины конфликта» | § 43 (с. 311-315) вопросы | ||
57 | 1В | Раздел 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX в.-14 часов Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Страны Западного полушария в XIX в. | Процессы формирования индустриальной цивилизации в государствах Европы и Северной Америки, с присущими ей социальными противоречиями и проблемами, изменением характера взаимоотношений между государствами Запада и востока, особенностями положения и развития России в конце XIX в. Достижения научно-технического прогресса. Изобретение железных дорог, пароходов, развитие сельскохозяйственной техники. Промышленный переворот в США, странах Западной и Центральной Европы. Развитие городов, изменение социальной структуры общества. Рост числа фабричных рабочих, развитие рабочего движения. Чартизм в Англии, выступление ткачей Лиона, Силезии. Испанские колонии в латинской Америке в начале XIX в. Подъем освободительного движения в Мексике, Аргентине, Венесуэле в годы наполеоновских войн. Революции в странах Латинской Америки в 1820-е гг. и достижение ими независимости. Политика США в Латинской Америке и провозглашение доктрины Монро. Расширение территории США. Американо-мексиканская война. Особенности развития Севера и Юга США. Конфликт между северными и южными штатами. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Победа промышленного Севера и ее значение. Отмена рабовладения в США. | Работа с документами и картой. Формулировка собственной позиции по обсуждаемым вопросам | § 44, § 47 (с. 334-338), § 48 (с. 342-347) | ||
58 | 2В | Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока. Завершение колониального раздела мира. | Причины активизации колониальной политики европейских держав. Британское завоевание Индии. Колониальная система и восстания сипаев. 1857-1859 гг. Реформа колониального управления. «Опиумные» войны и восстание тайпинов в Китае. Причины его поражения. Япония в середине XIX в. и страны запада. Реставрация Мейдзи. И ее значение. Политика модернизации в Японии: опыт и особенности. Колониальная экспансия Великобритании. Превращение Египта в зависимое государство. Завоевание Судана. Захваты на юге Африки. Англо-бурская война и создание Южно-Африканского Союза. Колониальные войны Франции. Захват западной и Экваториальной Африки, Мадагаскара, Индокитая. Германия в борьбе за колонии. Создание колониальной империи в Африке. Торгово-экономическая экспансия на Ближнем и Среднем востоке. Захватническая политика Бельгии, Голландии, Италии, Японии. Влияние колониализма на положение народов метрополий и колоний. Причины неудач антиколониальных выступлений. Захватническая политика европейских держав в Китае и доктрина «открытых дверей». | Беседа по ключевым вопросам темы. | §§ 45-46 § 51 вопросы | ||
59 | 3Р | Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности. Начало реформ в России (вторая половина XIX в.). | Начало реформ в России. Отмена крепостного права и противоречия политики самодержавия в аграрном вопросе. | Мини-тестирование | § 49 (с. 348-350) | ||
60 | 4Р | Либеральные реформы | Создание системы земского и городского самоуправления. Роль земств в развитии страны. Реформа судебной системы, военная реформа. | Задания на соответствие | |||
3.05 | 61 | 5Р | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Итоги Берлинского конгресса. | Восстание в Польше 1863-1864 гг. и обострение отношений России со странами Западной Европы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Сан-Стефанский договор и итоги Берлинского конгресса. | Работа с документами и картой. | § 49 (с. 350-351) вопросы | |
62 | 6Р | Рост оппозиционных настроений в обществе. Народничество. | Отношение общества к реформам 60-70-х гг. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители. Рост оппозиционных настроений в обществе. Народовольчество и «хождение в народ». | Мини-тестирование | § 49 (с. 351-352), § 53 (с. 377-378) | ||
63 | 7Р | Особенности политики Александра III. | Начало правления Александра III. Укрепление государственной власти. Попытки контрреформ: земские начальники, земская контрреволюция, ограничения в сфере просвещения и печати. Попечительская политика. | Составление кластера | § 50 (стр. 352353) | ||
64 | 8Р | Итоги социально-экономического развития России в пореформенное время. Начало правления Николая II. | Социально-экономическое развитие России после отмены Крестьянской реформы. Завершение промышленного переворота и его влияние на жизнь государства и общества. Промышленный подъем в конце XIX в. Роль экономической политики государства. Роль иностранного капитала в России. | Беседа по ключевым вопросам темы. | § 50 (с. 354-355) вопросы | ||
65 | 9Р | Россия – многонациональная империя. | Расширение границ России. Освоение Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа. Завоевание Сибири, возникновение новых городов. Присоединение Украины, Белоруссии, части польских земель, Прибалтики, Финляндии. Включение в состав Российской империи Закавказья, экспансия в Средней Азии. Изменение этнического, религиозного состава империи в XVIII-XIX вв. Система управления Россией, национальная политика самодержавия и ее итоги. Особенности политики в отношении казачества, мусульман, поляков, украинцев, белорусов, евреев. Эмиграция из России. | Фронтальный опрос | § 52. | ||
66 | 10Р | Особенности общественно-политической мысли России во второй половине 19 века. | Распространение марксизма. Первые выступления наемных работников и принятие рабочих законодательств | § 53, конспект | |||
67 | 11В | Наука и искусство в XVIII - XIX вв. | Развитие естественно-научных знаний. Принципы научного подхода к природным явлениям.. Открытия в области химии, физики, биологии, астрономии, математики. Литература конца XVIII в.: влияние идей Просвещения. Классицизм и романтизм в первой половине XIX в. Развитие реалистического направления в искусстве. | Сравнительный анализ | §§ 54-55 вопросы | ||
68 | 12Р | Наука и искусство в России в XVIII - XIX вв. | Развитие науки в России. Искусство России и его особенности. | §§ 54-55 вопросы | |||
69 | 13В | Итоговое повторение курса всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в. | Проблемы в истории человечества и пути их решения в соответствии с уровнем развития знаний об обществе и природе, особенностями жизни народов, их политического строя, национальных традиций. | Задания на соответствие | записи | ||
70 | 14Р | Итоговое повторение курса истории России с древнейших времен до конца XIX в. | Тенденции перемен в жизни русской народности, нации. Роль и место России в мировом развитии на различных его этапах. | записи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...