Урок "Природа и занятия жителей Древнего Китая"
презентация к уроку (история, 5 класс) по теме

Коновалова Ольга Леонидовна

Сценарий урока и презентация "Природа и занятия жителей Древнего Китая" 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационная карта урока № 8.

Предмет

Класс

История древнего мира

5 класс

Тема урока

Природа и занятия населения Древнего Китая.

Цель урока

Познакомить учащихся с природными и климатическими особенностями Древнего Китая, занятиями,  бытом  и культурой древних китайцев. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и его иллюстрациями, логически мыслить.

Оборудование урока

Учебник: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Москва. «Просвещение» 2004.

Электронная презентация «Природа и занятия населения Древнего Китая».

Основные понятия и термины урока

Восточная Азия, Великая Китайская равнина, Хуанхэ, Янцзы, дракон, бамбук.

Персоналии

Конфуций.

Домашнее задание

§ 22 «Чему учил китайский мудрец Конфуций».

План урока

1. Природа и занятия населения Древнего Китая.

2. Быт древних китайцев.

3. Наука, письменность и искусство в Древнем Китае.

4. Религиозные верования китайцев.

5. Китайский мудрец Конфуций и его учение.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка знаний учащихся

№ слайда

1

Исторический диктант по теме «Древняя Индия».

Сообщение темы и цели урока

2

Беседа

- Что вы знаете о Китае?

Вступительное слово учителя: Китай в настоящее время занимает первое место в мире по численности населения (1 млд. 300 млн. чел.) Граница с Россией свыше 4000 км. – самая протяжённая сухопутная граница в мире.

Сообщение темы и цели урока.

Запись даты, темы урока, домашнего задания.

3

Знакомство с планом урока.

Пункт плана

Изучение нового материала

1. Природа и занятия населения Древнего Китая.

4

Работа с картой:

- найдите Китай на карте и опишите его местоположение.

Запись в тетрадь.

5,6

Рассказ учителя о природных особенностях Китая.

7

Рассказ учителя о занятиях китайцев.

8

Рассказ учителя о реках Китая.

9

Задание: вообразите, что вы живёте в  посёлке на берегу Хуанхе. Однажды ночью вы просыпаетесь от крика: «Вставай скорее, случилось несчастье!» Открыв глаза, вы видите, что хижина полна воды. Где-то рядом плачут дети, голосят женщины, мычат коровы… Все выбегают на улицу, поспешно садятся в лодки или спасаются вплавь, бросив полузатопленные хижины, скот и нажитое добро. А произошло следующее: река незаметно подмыла берег, тот обрушился и затопил русло. Началось наводнение, и в считанные минуты прибрежные посёлки оказались под угрозой гибели.

- Предположите, почему пострадавшие от наводнения люди возвращались к берегам «блуждающей реки»?

10,11

Рассказ учителя о земледелии.

12

Задание: о каком растении идёт речь?

Разводить это растение – дело хлопотное, требующее неусыпных забот и присмотра.

Зёрна сначала мочат, чтобы проросли. Потом на небольшом участке поля густо высевают проросшие семена, а сам участок затопляют водой. Когда рассада достигнет 20 - 25 см. в высоту, она готова для высадки на постоянное место. Её осторожно выдёргивают и пучками (по 5 – 6 ростков) пересаживают на поле. Поле должно быть покрыто слоем воды в 5 – 10 см. Если воды будет мало, растения засохнут, если чересчур много, они сгниют. Без искусственного орошения это растение не вырастишь. Приблизительно через 100 дней после посева растение созревает.

13

Задание: древние китайские пастухи  заметили странную особенность: прежде чем подниматься на горные кручи, животные подходят к вечнозелёным деревцам, растущим тут же, поблизости, и объедают с них листья. И потом поднимаются вверх так легко и свободно, что пастухам за ними просто не угнаться. Думали пастухи, думали, да и решили испытать действие листочков на себе. Собрали их, высушили и сделали отвар. Получился никем раньше неизвестный  напиток.

- Как называется этот напиток?

2. Быт древних китайцев.

14

Описание жилища китайцев.

15

Рассказ учителя о китайской традиции есть палочками.

16

Задание: ещё в древности китайцы научились выделывать особые нити. В отличие от хлопка или льна эти нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений особого червя. Разведение червей – трудоёмкая работа. Кормят их листьями дерева – шелковицы, которые должны быть чистыми, свежими и сухими. Червям вреден дым, сквозняк, шум, различные запахи, смена температуры. Если уход за червями плохой, они быстро погибают.

При хорошем уходе черви начинают вить коконы, которые по форме напоминают яйца небольшой птицы. Кокон свит из тончайшей нити, длина которой достигает 1000 метров. Коконы опускают в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий нить.  Нити от нескольких коконов (от 4 до 18) свивают. Затем из них ткут прекрасные тонкие ткани. Платье, сшитое из такой ткани, можно было протянуть через женское кольцо.

- Как называется ткань?

17

Демонстрация изделий из шёлка.

3. Наука, письменность и искусство в Древнем Китае.

18

Задание: китайцы изобрели замечательный прибор. Он представлял собой ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. Ложку клали на гладкую деревянную подставку с делениями, и она поворачивалась одной стороной на юг, а другой – на север.

   - Что это за прибор?

19

Рассказ учителя о иглоукалывании.

20

Рассказ учителя о письме на бамбуковых дощечках. Рисунок в учебнике стр. 104.

Задание: китайцы изобрели новый материал для письма. Для его изготовления молодой бамбук, кору деревьев, льняные и шерстяные тряпки измельчали, растирали в ступах и варили с водой в котле. Затем волокнистую массу переливали в прямоугольный бассейн и зачерпывали её оттуда рамкой, на которую была натянута сетка из шёлковых нитей. Вода стекала, а на сетке оставался густой слой массы. Массу подсушивали, снимали с сетки, прессовали и окончательно сушили. Получался лист, на котором можно было писать.

- Что это за материал для письма?

- Сравните бумагу, папирус и глиняные таблички. Что удобнее использовать для письма? Докажите.

- Как называлась китайская письменность?

Рис. в учебнике на стр. 105

- Чем иероглифы отличаются от букв?

4. Религиозные верования китайцев.

21

Рассказ учителя о религиозных верованиях китайцев.

5. Китайский мудрец Конфуций и его учение.

22

Рассказ учителя о Конфуции.

23

Работа с учебником.

24, 25

Задание: объясните смысл высказываний Конфуция.

Закрепление полученных знаний

26, 27, 28, 29

Задания.

30

Отлично поработали!

Подведение итогов урока. Рефлексия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Природа и занятия жителей Древней Индии"

Урок в 5 классе по теме "Природа и занятия жителей Древней Индии" с использованием электронной презентации....

Урок по истории на тему: "Древний Китай и Древняя Индия"

1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе текста учебника, делать несложные выводы. 3: развити...

урок по истории Тема : Древний Китай и Древняя Индия

Тема : Древний  Китай и Древняя Индия .Цели: 1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе те...

презентация по истории на тему Древний Китай и Древняя Индия

презентация к уроку истории на тему"Древний Китай и Древняя Индия"...

Природа и занятия жителей Древней Греции

Конспект урока в 5 классе.Цель урока: Изучение местоположения и природных условий Древней Греции, понимание причин возникновения древнегреческой цивилизации.   Задачи: формировать умения при...

Природа и занятия жителей Древней Греции

Конспкт урока в 5 классе. Цель урока: Изучение местоположения и природных условий Древней Греции, понимание причин возникновения древнегреческой цивилизации.   Задачи: формировать умения при...

Контрольная работа по истории Древнего мира, раздел "Древняя Индия. Древний Китай." 5 класс.

Контрольная работа по истории древнего мира, а именно по разделу "Древняя Индия. Древний Китай" для 5 класса. Представлена в двух вариантах, включает тесты части А - с выбором одного верного ответа из...