"Современные исторические концепции" (Всеобщая история, 10 класс)
учебно-методический материал по истории (10 класс) по теме
Данный материал в виде опорного конспекта предназначен для проведения урока по Всеобщей истории в 10-м классе по теме "Историческое познание сегодня" (ориентирован на учебник В.И.Уколовой, А.В.Ревякина. Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века). Опорный конспект используется как раздаточный материал для учащихся при объяснении темы учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_kontseptsii_istoricheskogo_razvitiya.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Всеобщая история. 10 кл.
О.К. Современные концепции исторического развития
- Цивилизационные теории
- Историко-антропологический подход
- Теории модернизации
- Формационная теория
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ
У.Ростоу Н.Я. Данилевский
Д.Гэлбрейт А.Тойнби
Э.Тоффлер С.Хантингтон
Стадиальные теории: ЦИВИЛИЗАЦИЯ – единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы)
Начало процесса – распад первобытного общества и переход части народов в стадию цивилизованности.
Стадии мирового цивилизационного процесса
Традиционная (доиндустриальная, аграрная) | 3 тыс. до н.э. – 2 пол. 18 в. |
Индустриальная (промышленная, машинная) | 2 пол. 18 в. – посл. треть 20 в. |
Постиндустриальная (информационная) | с посл. трети 20 в. |
Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Локальная цивилизация как система: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт, нормы поведения и др.
Стадиальные теории | Локальные теории |
ОБЩЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
Единые для всего человечества законы развития | Разнообразие исторического процесса |
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ - стадия в развитии человечества;
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ -
а) качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни,
отличающее одну ист. общность от другой;
б) социокультурная общность.
ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
М.Блок
Л.Февр
- Подход возник вследствие взаимодействия истории с антропологией, психологией и др. науками.
- История рассматривается как наука об общественной жизни человека, который действует во времени, ист. пространстве.
- История обращается к изучению семьи, родословных, культуры, религии, мифов, ритуалов, верований, норм поведения и др.
4. Объектом интереса историков становятся личные судьбы участников исторических событий, отсюда и повышенное внимание к мемуарам, дневникам, биографическим материалам.
ФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ
К.Маркс
Ф. Энгельс
Общественно-экономическая формация (строй) | Характер собственности. Разделение на классы |
Первобытнообщинная формация | Коллективная собственность. Отсутствие классов. |
Рабовладельческая формация | Част. собственность на орудия труда и работников. Рабы и рабовладельцы. |
Феодальная формация | Част. собственность на землю. Феодалы и зависимые крестьяне. |
Капиталистическая формация | Част. собственность на средства производства. Буржуазия и наемные рабочие. |
Коммунистическая формация | Общ. собственность на средства производства. Бесклассовое общество. |
ТЕОРИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
(эшелоны капиталистического развития)
I Англия Франция США | II Германия Россия Япония Италия Испания Польша Чехия (Словакия) Румыния Болгария Сербия | III Латинская Америка (Мексика, Куба) Азия (Индия, Китай, Монголия) Африка |
I
- время – раннее (XIV-XVI в.в.)
- уровень – высокий
- направление – изнутри, снизу
II
- время – позднее (XVIII-сер.XIX в.в.)
- уровень – средний
- направление – в основном изнутри, сверху
III
- время – позднейшее (кон. XIX пер.пол. XX в.в.)
- уровень – низкий, очень низкий
- направление – в основном извне, сверху
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Историческая азбука".Урок истории в 7 классе специальной (коррекционной)школы VIII вида.
Урок по теме: "Летописи и летописцы" с презентацией....
Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов.
Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов....
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».
Одной из главных задач исторического образования в настоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Исследование Отечественной войны 181...
Современные подходы к методологии истории и теории исторического процесса.
Лекция по современным подходам к методологии истории и теории исторического процессам....
Урок истории. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в исторической памяти народа. 11 класс
«Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в исторической памяти народа»...
Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"
Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...