Рабочая программа История Древнего мира
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме

Фоменко Елена Михайловна
Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., Примерной программы основного общего образования по истории/ МО РФ Сборник нормативных документов. История /сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007./ Программа по Всеобщей истории / история Древнего мира , 5 класс/ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. Программа обеспечивает изучение курса истории Древнего мира учащимися 5 класса и рассчитана на 68 часов, как рекомендовано нормативными документами. Задачи курса: Овладение определенным объемом знаний по истории Древнего Мира Цели курса: • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя; • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре; • Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства); • Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. • Формировать историческое мышление, терпимость, широту мировоззрения, гуманизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное казённое оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении – “Томмотская санаторная школа -  интернат” МО “Алданский район”

678953, Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Ленина, 38,  тел. (41145)44-1-13 e-mail – tsshi@tsshi.ru

Принято                                                                                                                                                         Утверждаю

Методическим советом                                                                                                                                         Директор МКООУСТ «ТСШИ»

МКООУСТ «ТСШИ»                                                                                                                                         А.Г. Савватеев

“___”_____________201__г.                                                                                                                                     “___”_____________201__г.

 _______________________                                                                                                                                           _______________________

Рабочая программа

 История Древнего мира

на 2013-2014 учебный год

для 5 класса  (68 часов)

Томмот

2013

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., Примерной программы основного общего образования по истории/МО РФ  Сборник нормативных документов. История /сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев.-  М.: Дрофа, 2007./

           Программа по Всеобщей истории / история  Древнего мира , 5 класс/ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.

           Программа обеспечивает изучение курса истории Древнего мира   учащимися 5 класса и   рассчитана на 68 часов, как рекомендовано нормативными документами.

Задачи курса:  Овладение определенным объемом знаний по истории Древнего Мира

Цели курса:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий  - буддизма и христианства);
  • Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
  • Формировать историческое мышление, терпимость, широту мировоззрения, гуманизма.

Основные умения:

            1. Учащиеся должны  знать:

- периодизацию времени;  

- основные черты  традиционного общества;

- осветить взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие древних обществ;

- особенности ментальности «человека древности »;

- особенности зарождения и развития рабовладения;

- наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности.

            2. Уметь:  

- определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответ на вопросы, решении различных учебных задач;

- показывать на исторической карте границы государств, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках , показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- соотносить общие  исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов , явлений и событий; группировать исторические события и явления по заданному признаку; объяснять смысл понятий и терминов; выявлять общность и различия событий и явлений; определять причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры.

           3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-методический комплект:

1. История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений

/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.- М., «Просвещение», 2012.

2.  Г.И. Годер: Рабочая тетрадь по истории Древнего мира в 2 выпусках. М., Просвещение, 2008.

3.  Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. М., 1999.

4. Книга для чтения по истории древнего мира./ под ред. А.И. Немировского.-М., 1998.

5.  Г.И. Смирнов. Задачник по истории Древнего мира.- М., Просвещение, 1998.

6.  Н.И. Шевченко. Сборник проблемно-развивающих заданий по курсам «История

Древнего мира» и «История средних веков». М., Аркти, 2002.

7. Ю.Н. Лубченков, В.В. Михайлов. Методическое пособие для учителей. История  древнего мира 5 класс. М., 1998.

8. Б.Е. Андрюсев, Опорные конспекты по истории древнего мира 5 класс, пособие для учителей.

ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч)

Введение в историю 
История – наука о прошлом человечества. Что изучает история Древнего мира? Исторические источники. Исторический счет времени («лента времени»). Географическое и историческое пространство.
Цивилизация и ее составные части. Культура материальная и духовная. Цивилизации – культурные общности, существующие во времени и пространстве. Отличие одной цивилизации от другой.

Раздел I.   Жизнь первобытных людей

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

Происхождение человека. Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные его отличия от животных. Воссоздание биологической эволюции человека по останкам древних людей. Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания. Занятия и жизнь древнего человека.
Природа и человек в Первобытном мире. Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Появление «человека разумного». Присваивающее хозяйство человека древнего каменного века: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю. Стоянки древних людей. Расселение человека по планете.
Религия и искусство в Первобытном мире. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Первобытные мифы. Появление религиозных представлений.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

Новый каменный век и «неолитическая революция».
Совершенствование орудий труда в новом каменном веке. Переход к производящему хозяйству – возникновение скотоводства и земледелия. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя. Развитие религиозных представлений. Разложение родового строя у племен оседлых земледельцев и скотоводов-кочевников.
Возникновение цивилизаций. Развитие ремесла. Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Войны между общинами и племенами, роль вождей. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Город и городская культура – новая ступень развития общества. Появление письменности. Первые очаги цивилизаций на планете (Африка, Европа, Азия, Америка).
Повторительно-обобщающий урок 
Человеческое общество от первобытности к цивилизации.

Раздел II. Древний Восток  

Тема 3. Древний Египет.

Природа и занятия людей в Древнем Египте. Образование Древнеегипетского государства. Возникновение Древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в Древнем Египте. Оросительная система. Шадуфы. Предпосылки и причины образования Древнеегипетского государства. Северное и Южное царства. Объединение Египта в конце IV тыс. до н. э. Общественное устройство Древнего Египта.
Фараон и его ближайшее окружение. Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба, положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.
Жизнь простых людей в Древнем Египте. Труд земледельцев – основа существования древнеегипетской цивилизации. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.
Военные походы фараонов. Войско фараонов. Завоевания Тутмоса III и Рамзеса П. Могущество Древнеегипетского государства. Рабская судьба пленных.
Религия и искусство Древнего Египта. Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь и подготовка к «жизни вечной». Жрецы и религиозные обряды. Обожествление фараона. Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта.
Школа, литература и наука в Древнем Египте. Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература. Жрецы – хранители научных знаний.

Тема  4. Западная  Азия в древности.

Государства Древнего Междуречья. Местоположение, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов Древнего Междуречья. Возникновение городов-государств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Научные открытия жрецов. Клинопись. «Сказание о Гильгамеше» – древний эпос Междуречья.
Древнее Вавилонское царство. Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Священный характер царской власти в Вавилонии. Город Вавилон – «ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии.
Финикия. Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийца. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.
Древнееврейские государства. Еврейские племена скотоводов-кочевников во II тыс. до н. э. и завоевание ими Палестины. Мифы и предания древних евреев. Религия. Распад древнееврейского государства. Израильское и Иудейское царства.
Ассирийская держава. Положение Ассирии до конца II тыс. до н. э. Перемены в хозяйстве и в военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Отношение ассирийцев к побежденным народам. Столица Ассирии – Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека Ашшурбанипала.
Нововавилонское царство и Персидская держава. Образование Нововавилонского царства. Расцвет города Вавилона. Строительство Вавилонской башни и библейские сказания о ней. Хозяйство и население древнего Ирана. Персидский царь Кир и легенда о его происхождении.

Восстание персов против индийского царя. Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I – «царство стран». Религия древнего Ирана, Авеста.

Тема 5. Индия и Китай в древности.  

Древняя Индия. Природные условия. Население и его основные занятия. Особенности хозяйства индийской сельской общины. Загадка древнейших городов-государств долины Инда (Мохенджо-Даро и Хараппа). Вторжение на Индостан племен ариев. Индийские «Веды». «Махабхарата» и «Рамаяна». Представления о богах и переселении душ.
Государство и общество в Древней Индии. Древнейшие государства в Индии. Роль религии в жизни древнеиндийского общества. Варны. Учение Будды. Буддизм. Особенности государства в Индии. Держава Ашоки. Культура Древней Индии.
Природа и занятия населения Древнего Китая. Зарождение китай-ской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учителя мудрости – Конфуций и Лао Цзы. Китайская религия и мифология.
Государство в Древнем Китае. Единое китайское государство (династии Цинь и Хань). Деятельность Цинь Шихуанди. Власть китайского императора. Китай и окружающие его народы и государства. Представления китайцев об их стране и ее месте в мире. Сыма Цянь об истории Древнего Китая. Достижения хозяйства. Великая китайская стена. Культура Древнего Китая.
Повторительно-обобщающий урок. Культурное наследие древних цивилизаций. Их роль в мировой истории.

Раздел III. Древняя Греция    

Тема 6.  Древнейшая  Греция.

 

Природа и население Древней Греции. Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории Древней Греции.
Крит и Микены. Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Кносский дворец. Использование достижений критской культуры. «Златообильные Микены». Гибель Критского царства и Микен. Наступление «темных веков».
Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник. Троянская война и ее причины. Вторжение северных греческих племен – дорийцев. Упадок и гибель Микенского царства. Отражение исторических событий в народных легендах и преданиях. Миф о суде Париса и похищении Елены Прекрасной. Боги и герои в поэме Гомера. «Открытие»

Г. Шлиманом Трои.
Поэма Гомера «Одиссея». Одиссей и его спутники. Долгий путь домой. Приключения Одиссея. Возвращение на родную Итаку.
Древнегреческие города-государства. Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации. Граждане полисов. Система ценностей древнегреческого полиса.
Религия Древней Греции. Боги – покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о Геракле. Культура – объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.

Тема 7.  Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Древние Афины. Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения. Афины – главный город Аттики. Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев.
Зарождение демократии. Демос и аристократия. Законы Драконта. Законодательство Солона: отмена долгового рабства и перемены в управлении государством. Борьба с тиранами в Афинах. Основные черты афинской демократии.
Древняя Спарта. Природа и хозяйство Лаконики. Законодательство Ликурга. Плутарх о спартанцах. Отношения между спартанцами и илотами. Управление и военное дело в Спарте. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе.
Греческая колонизация. Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье и Причерноморье. Взаимоотношения греческих колоний и варварских племен (на примере скифов).                                       Общегреческие праздники. Олимпийские игры. Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей. Легенды о знаменитых атлетах древности.
Греко-персидские войны. Причины греко-персидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Мильтиад. Марафонская битва и ее значение.
Вторжение персов под предводительством царя Ксеркса. Подготовка эллинов к новой войне. Создание Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье и Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.

Тема 8. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.


Афины в V в. до н. э. Восстановление города после разрушения его персами. Быт простых граждан. Расцвет искусства, ремесла и торговли. Гавани  Пирея. Труд рабов и их положение в обществе.
Афинские школы. Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры и гамнасии). Кто учился в афинских школах. Чему и как учили. Греческий алфавит. Домашнее образование. Педагоги.
Искусство Древней Греции. Представления древних греков о красоте. Скульптура. Канон классических статуй и образ идеального гражданина. Творения Мирона и Поликлета. Расцвет древнегреческой архитектуры в классический период. Система ордеров. Фидий и его творения. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.
Возникновение древнегреческого театра. Праздники в честь Диониса. Отец трагедии – Эсхил. Творцы комедий и трагедий. Устройство театров и актеры. Значение театров в общественной жизни полисов.                                                                                                                                       Возвышение Афин. Возвышение Афин. Афинский союз – инструмент поддержания господства Афин в эллинском мире. Положение афинских граждан и их союзников. Афины при Перикле. Война со Спартой (Пелопоннесская война). Народное собрание, его функции и порядок работы. Суд черепков. Система государственных должностей и плата за них.

Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Возвышение Македонии. Подчинение Эллады. Македонское царство в IV в. до н. э. – природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп и подчинение им Греции. Приход Александра к власти.
Создание и распад державы Александра Македонского. Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание

державы Александра. Идея всемирного завоевания и поход в Индию. Смерть Александра. Распад державы Александра Македонского.
Эллинистическая культура. Развитие изобразительного искусства в эпоху эллинизма. Расцвет науки и достижения техники. Знаменитые чудеса эллинистического мира (Фаросский маяк, Александрийская библиотека и Музеум, Пергамский алтарь).
Научные знания у древних греков. Древнегреческая философия и наука. «Любители мудрости» – Сократ, Платон и Аристотель, их жизненный путь и учения о человеке, природе, обществе.
Древнегреческие историки. Геродот – «отец истории». Фукидид, Ксенофонт и их

произведения.                                                                                                                                                                                                                    Повторительно-обобщающий урок.
Особенности развития древнегреческой цивилизации. Наследие древнегреческой цивилизации вокруг нас.

Раздел IV.  Древний  Рим

Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией.

Природа и население древней Италии. Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Миф об основании Рима. Возникновение римской гражданской общины. Этруски и Рим. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме, представления о «римском народе». Верования и обычаи древних римлян.
Свержение царской власти и установление республики в Риме. Предания о первых римских царях. Установление республики в Риме и ее аристократический характер. Борьба плебеев и патрициев и ее влияние на систему управления.
Завоевание Римом Италии. Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданина). Покорение народов Италии и война с царем Пирром. Образование и структура римско-италийского союза.

Тема 11.  Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

Пунические войны. Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье.              1-я Пуническая война. Образование первых римских провинций (Корсика, Сардиния и Северная Италия). 2-я Пуническая война. Вторжение Ганнибала в Италию, битва при Каннах. Поражение Карфагена. Сципион Африканский. Новые римские владения и принцип управления ими.
Завоевание Римом Восточного Средиземноморья. Взаимоотношения с эллинистическими государствами. Разгром Сирии и подчинение Македонского царства. Союзы греческих городов под властью Рима. Установление римского господства на всем Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями).
Жизнь и быт римлян в период расцвета Римской республики. Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Значение рабства в экономике Рима. Рабство и гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Городская культура. Римская вилла.

Тема 12.  Гражданские войны в Риме.  

Земельный закон братьев Гракхов.  Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Перемены в комплектовании армии и их значение. Гражданские войны в Римской республике. Гай Марий и Луций Сулла.                       Восстание рабов в Риме. Восстание Спартака – причины, ход и значение его для римской истории.
Падение республики в Риме. Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры Цезаря. Заговор против Цезаря и его гибель. Новые гражданские войны и падение республики. Октавиан Август – первый римский император.                                                                                                                                                                                                                                              Власть римских императоров. Установление внутреннего мира при Октавиане Августе. Взаимоотношения Августа с сенатской аристократией и римским плебсом. Градостроительная и законодательная деятельность Августа. Покровительство культуре. Управление империей. Роль чиновников и армии в укреплении государственной власти. Римские историки о первых императорах.
Военное дело у римлян. Комплектование армии. Вооружение. Организация римского легиона. Римский военный лагерь. Военная дисциплина: наказание и награды. Военные машины римлян. Военное искусство римских полководцев.

Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры.

Возникновение и распространение христианства в Римской империи. Особенности восточных провинций Римской империи. Иудея под римским владычеством. Евангелие о земной жизни Иисуса Христа. Складывание книг Нового Завета. Деятельность апостола Павла. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение христианства в Римской империи.
Превращение Рима в мировую державу. Взаимоотношения Римской империи с ее соседями. Захват новых владений и оборона старых. Распространение римского гражданства и романизация жителей провинций. Рим и германцы. Император Траян – «лучший из императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам. Пограничные римские укрепления.                                                                                                                            Культура Римской империи. Рим («вечный город») – столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса. Римские достижения в архитектуре. Портретная скульптура, фрески и мозаика. Древнеримская литература. Окончательное слияние греческих и римских традиций.

Тема 14. Разгром Рима германцами  и падение Западной Римской империи.

Кризис хозяйства и управления в Римской империи в III в. н. э. Борьба за власть во времена «солдатских императоров». Упадок хозяйства. Постепенная замена рабского труда колонатом. Усиление натиска варварских народов и восточных соседей на границы империи.
Поздняя Римская империя. Реформы Диоклетиана и Константина по укреплению империи. Создание новой формы правления. Армия поздней Римской империи. Указ императора Константина и перемены в положении христиан. Христианская церковь и императорская власть в поздней Римской империи.
Падение Западной Римской империи. Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную в конце IV в. н. э. Натиск германских племен на Западную Римскую империю. Взятие Рима готами и вандалами. Распад и гибель Западной Римской империи.
Повторительно-обобщающий урок. Этапы развития римской цивилизации и ее роль в истории Европы и Западной Азии. Наследие римской цивилизации и современность.
Итоговое повторение.
Становление человеческой цивилизации в Древнем мире. Различные варианты цивилизаций на Древнем Востоке и в античном Средиземноморье. Наследие древних культур и современность.

Основные понятия курса.
История, общество, семья, народ, государство, исторические источники и памятники, археология, культура, цивилизация, эволюция, орудия труда, среда обитания, присваивающее хозяйство, каменный век, религия, искусство, мифы, скотоводство, земледелие, родоплеменной строй, ремесло, торговый обмен, оседлые земледельцы, скотоводы-кочевники, соседская община, знать, вожди, город, оросительная система, государственная власть, вельможи, фараон, внешняя политика, жрецы, храмы, обряды, иероглифическая письменность, эпос, законы, алфавит, единобожие, буддизм, варвары, полис, граждане, политика, аристократия, демос, тирания, демократия, театр, философия, наука, эллинизм, республика, диктатура, империя, колонат, христианство, Вселенские соборы.

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира

5 класс,  68 часов,  2 часа в неделю

Уроки

§ - §

Темы

№ недели

Фактич.

дата

1 урок

с. 6-8

Введение в курс истории.  Источники знаний о прошлом.

элементы содержания

История как наука. Понятие исторического источника.

Виды исторических источников. Что изучает история Древнего мира. Хронологические рамки древней истории.

Основные понятия: исторические периоды, дописьменная история, письменная история.

Основные факты: история Древнего мира - первый период в истории человечества 

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять значение понятий: археологи,  различать виды источников; 

- раскрывать роль источников в изучении истории;

- составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение.

Региональный компонент

Исторические источники. Ленские  писаницы - рисунки на утёсах по берегам реки Лены. Археологические раскопки на территории Якутии.

1

 

Жизнь первобытных людей.

Глава 1.  Первобытные собиратели и охотники.  

2 урок

§ 1

Древнейшие люди.

элементы содержания

Влияние природных условий на жизнь первобытного человека. Охотники и собиратели, овладение огнем, умение изготовлять орудия труда.

требования к уровню подготовки обучающихся

Описывать условия существования древнейших  людей. Излагать суждение о роли труда  в развитии человека. 

Региональный компонент

Якутия в каменном веке. Климат. Влияние природных условий на жизнь первобытного человека. Стоянки древних людей.

3 урок

§ 2

Родовые общины охотников и собирателей.

элементы содержания

«Человек разумный» - изменения в образе жизни, родовая община. 

Основные понятия: орудия труда, «человек разумный», родовые общины.

Исторические факты: расселение древнейшего человека, влияние природных условий на жизнь первобытного человека; «искатели пищи»: занятия, орудия труда, общества

требования к уровню подготовки обучающихся

Объяснять понятия: «человек разумный», родовая община, рубило, копье. Называть признаки родовой общины. 

Уметь:

- давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

- описывать условия существования древнейших людей;

- излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека.

Региональный компонент

Основные занятия, орудия труда. Расселение жителей древнейшей Якутии.

2

4 урок

§ 3

Возникновение искусства и верований.

элементы содержания

Возникновение искусства и религиозных верований.                                                                                                                                  Основные понятия: религия, тотем, наскальная живопись, магия.

Исторические факты: представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства.

требования к уровню подготовки обучающихся

Объяснять понятия: обряд,  сверхъестественные силы, оборотни, наскальная живопись.

Уметь:

- давать определение понятий: религии, искусство, колдовской обряд, душа;

- высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства;

- называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей.

Региональный компонент

Представления  людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства.

Глава  2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

5 урок

§ 4

Возникновение земледелия и скотоводства.

элементы содержания

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Развитие  ремесла и обмена. 

Основные понятия: присваивающее хозяйство, земледелие, скотоводство, соседская община, неравенство, знать.

Исторические факты: переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Развитие ремесла, обмен произведенными продуктами, зарождение неравенства, выделение родоплеменной знати.

требования к уровню подготовки обучающихся

Описывать условия и образ  жизни земледельцев и скотоводов. 

Уметь:

- давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

3

6 урок

§ 5

Появление неравенства и знати.

элементы содержания

Соседская община. Появление неравенства.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- анализировать причины появления неравенства;

- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени;

- объяснять понятия.

Глава  3. Счёт лет в истории.

7 урок

с.29-32

Счёт лет в истории

элементы содержания

Единицы счета времени. Эры и их виды. Календари. Лента времени. Общее летоисчисление-необходимое условие для  общения людей. 

Основные понятия: лента времени, летоисчисление.

Основные факты: историческое время.

требования к уровню подготовки обучающихся

Объяснять понятия: Связь счета времени и движения небесных тел. Хронология. Эра. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Выявлять синхронность событий, решать задачи с помощью ленты времени.

Уметь:

- объяснять значения понятий: наша эра, до нашей эры; как велся счет лет в истории;

- определять век и вести подсчет исторического времени.

Региональный компонент

Решение исторических задач с использованием хронологии Якутии.

4

8 урок

Повторительно - обобщающий.

элементы содержания

История  первобытного общества.

требования к уровню подготовки обучающихся

Объяснять понятия раздела, решать задачи, составлять схемы. 

Уметь:

- определять значение первобытной эпохи в истории человечества;

- описывать условия перехода от первобытности к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда.

Древний Восток.

Глава  4.  Древний Египет.    

9 урок

§ 6

Государство на берегах Нила.

элементы содержания

Древний Египет: природные условия, население. Создание государства в Египте. Устройство  государства.

Основные понятия: государство, папирус, дельта, фараон.

Исторические факты: местоположение и природные условия, объединение Египта

требования к уровню подготовки обучающихся

Давать описание местоположения Древнего Египта. Называть признаки государства, объяснять понятия: дельта, оазис, пороги, фараон. 

Уметь:

- показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта;

- характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат);

- объяснять причины возникновения древнеегипетского государства.

5

10 урок

§ 7

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

элементы содержания

Характеризовать занятия населения.

Основные понятия: шадуф, ремесло, вельможи, писцы.

Исторические факты: труд, жилище, быт земледельцев и ремесленников; чиновники, жрецы.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- давать определение понятий: вельможи, писцы, налоги;

- характеризовать существенные признаки и интересы  различных общественных групп;

- анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников.

11 урок

§ 8

Жизнь египетского вельможи.

элементы содержания

Усадьба египетского вельможи. Служба вельмож. Вельможи при дворе фараона.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- давать характеристику вельможам, их  жизни  и службы при дворе фараона;

- анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни египетских вельмож.

6

12 урок

§ 9

Военные походы фараонов.

элементы содержания

Причины военных успехов египтян. Завоевания при Тутмосе. 

Основные понятия: колесницы, дротики, египетское войско, рабы, завоевательные походы.

Исторические факты: цели, причины, направления, итоги военных походов египетских фараонов

требования к уровню подготовки обучающихся

Объяснять последствия завоевательной политики  египетских фараонов.

Уметь:

- раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта;

- показывать на исторической карте пути и направления военных походов;

- участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов.

13 урок

§ 10

Религия древних египтян.

элементы содержания

Боги Древнего Египта. Обожествление фараонов. Роль жрецов в Египте. 

Основные понятия: мифы, верования, религия, «олимпийские боги». 

Исторические факты: боги и жрецы; мифы, отражающие природные явления; священное животное; загробное царство.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- характеризовать религиозные  верования, их связь с природой страны;

- давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»;

- называть характерные признаки и особенности верований древних египтян;

- извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян.

7

14 урок

§ 11

Искусство Древнего Египта.

элементы содержания

Связь искусства и религии древних египтян. Пирамиды и храмы Египта.

Основные понятия: храмы, пирамиды, сфинкс.

Исторические факты: научные познания древних египтян.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять понятия темы;

- составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры;

- характеризовать основные достижения древнеегипетского искусства и определять его значение для мировой культуры.

15 урок

§ 12

Письменность и знания древних египтян.

элементы содержания

Основные понятия: иероглифы, папирус.

Исторические факты: Письменность. Древнеегипетская школа. Литература.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять значение понятий: иероглиф, папирус;

- определять значение появления письменности для возникновения научных знаний.

- характеризовать высокий уровень знаний Древнего Египта.

8

16 урок

Повторительно - обобщающий.

элементы содержания

Проверить, как усвоен материал по истории Древнего Египта.

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Глава 5.   Западная Азия в древности.  

17 урок

§ 13

Древнее Двуречье.

элементы содержания

Местоположение  и природа  Древнего Двуречья. Образование городов – государств. Письменность. 

Основные понятия: Междуречье, или Двуречье, Шамаш, клинопись, глиняные таблички.

Исторические факты: местоположение, природа, климат, население, его занятия

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья;

-сравнивать географическую среду Египта и  Двуречья, описывать природу;

- высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье.

9

18 урок

§ 14

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

элементы содержания

Образование Вавилонского государства. Законы царя Хаммурапи. 

Основное понятие - законы.

Исторические факты: возвышение Вавилона, законы Хаммурапи.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

- высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей.

19 урок

§ 15

Финикийские мореплаватели.

элементы содержания

Финикийские мореплаватели.  Основание колоний.  Создание алфавита. 

Основные понятия: колонии, Карфаген, алфавит.

Исторические факты: особенности образования государства. Основание колоний. Достижения финикийцев.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять причины образования колоний и их значение;

- показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

- характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры.

10

20 урок

§ 16

Библейские сказания.

элементы содержания

История Древнееврейского царства, первые правители.

Основные понятия: Библия, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет. 

Исторические факты: происхождение древних евреев. Библия. Десять заповедей. Создание израильского государства 

требования к уровню подготовки обучающихся

Знать о создании и строении  Библии, характеризовать первых правителей Древнееврейского царства.

Уметь:

- объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия; жертвенник. 

- высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний.

21 урок

§ 17

Древнееврейское царство.

элементы содержания

Основные понятия: Правление Соломона, Давида.

требования к уровню подготовки обучающихся

Подвиги Самсона и Давида.

11

22 урок

§ 18

Ассирийская держава.

элементы содержания

Освоение железа. Ассирийское  войско. Политика ассирийцев в покоренных  странах.  

Основные понятия: бронза, конница.

Исторические факты: Ассирийское войско. Завоевательные походы. Путешествие в столицу Ниневию

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- определять значение открытия железа для хозяйства, военного дела, образования государства;

- определять причины возникновения и гибели Ассирии;

- характеризовать особенности военного искусства ассирийцев;

- сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы.

23 урок

§ 19

Персидская держава «царя царей».

элементы содержания

Основные понятия: Держава «Царя царей».

Исторические факты: образование Персидского царства. Завоевательные походы Кира, Дария I. Управление Персидской державой

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- показывать на карте расположение Персидской державы;

- раскрывать особенности государственного устройства Персидской державы;

- сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства.

12

24 урок

Повторительно - обобщающий.

элементы содержания

Проверить, как усвоен материал по истории Передней Азии в древности.

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Глава  6.   Индия и Китай в древности.    

25 урок

§ 20

Природа и люди Древней Индии.

элементы содержания

Природа Древней Индии, занятия и верования индийцев. 

Основные понятия: джунгли, касты, Брахма, жрецы, Будда.

Исторические факты: природные условия, занятия населения, религиозные верования, легенды и сказания.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии.

13

26 урок

§ 21

Индийские касты.

элементы содержания

Миф о происхождении четырёх каст.

требования к уровню подготовки обучающихся

Характеризовать кастовое деление инд. общества, иметь представление о буддизме.

Уметь:

- анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст.

27 урок

§ 22

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

элементы содержания

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока

Основные понятия: «Великий шелковый путь»,  конфуцианство, компас.

Исторические факты: природные условия,  философское учение Конфуция, научные знания и открытия.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- определять особенности географических и природных условий Китая;

- сравнивать учения Будды и Конфуция;

- высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая.

14

28 урок

§ 23

Первый властелин единого Китая.

элементы содержания

Объединение Китая. Внутренняя и внешняя политика Цинь Шихуана. 

Основные понятия: империя, «Великая Китайская стена».

Исторические факты: империя Цинь, император и подданные.

требования к уровню подготовки обучающихся

Составить кроссворд по теме урока.

Древняя Греция.

Глава 7.  Древнейшая Греция.   (5 часов)

29 урок

§ 24

Греки и критяне

элементы содержания

Местоположение Греции и Крита. Природа Греции  и  основные занятия жителей.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

- сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта.

15

30 урок

§ 25

Микены и Троя.

элементы содержания

Древнейшие греческие города-государства. Мифы о Троянской войне.

требования к уровню подготовки обучающихся

Характеризовать общественно-экономический строй древних греков.

Уметь:

- характеризовать общественно-экономический строй древних греков;

- характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны».

31 урок

§ 26

Поэма Гомера «Илиада».

элементы содержания

Эллины. Личность Гомера. Содержание поэмы «Илиада».

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада»;

- характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

- высказывать свою точку зрения о значимости поэмы Гомера для современности.

16

32 урок

§ 27

Поэма Гомера «Одиссея».

элементы содержания

 Содержание поэмы  «Одиссея».

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- рассказывать основное содержание поэм Гомера  «Одиссея»;

- характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

- высказывать свою точку зрения о значимости поэмы Гомера для современности.

33 урок

§ 28

Религия древних греков.

элементы содержания

Отражение природы и  занятий др. греков в религии  Мифы о Прометее и Геракле.

Основные понятия: религия, мифология.

Исторические факты: сказания о богах и героях, религиозные верования древних греков, природные явления в религии древних греков.

требования к уровню подготовки обучающихся

Называть имена богов,  уметь объяснять связь религии и природных явлений.

 Уметь:

- показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

- называть имена мифических богов;

- объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались.

17

Глава 8.   Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.        (8 часов)

34 урок

§ 29

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

элементы содержания

Местоположение Афинского полиса. Природные условия  Аттики. Развитие хозяйства. 

Основные понятия: демос, граждане, народное собрание.

Исторические факты: развитие земледелия и ремесла, демос и знать, свободные и рабы.

требования к уровню подготовки обучающихся

Характеризовать порядок управления в Афинском полисе и положение крестьянства. 

Уметь:

- объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание.

35 урок

§ 30

Зарождение демократии в Афинах.

элементы содержания

Основные понятия: демократия, ареопаг, архонты.

Исторические факты: демос и знать, свободные и рабы, реформы Солона.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять значение понятий: ареопаг, архонты;

- раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

- называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса;

- анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам.

18

36 урок

§ 31

Древняя Спарта.

элементы содержания

Особенности жизни и управления Спартой. Воспитание мальчиков в Спарте. 

Основные понятия: спартанцы, илоты, Совет старейшин, законы Ликурга.

Исторические факты: воспитание спартанцев, Спарта - военный лагерь, лаконичная речь.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

- описывать образ жизни спартанцев и илотов;

- высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев.

37 урок

§ 32

Основание греческих колоний.

элементы содержания

Причины греческой колонизации. Порядок и образ жизни в колониях.

Основные понятия: колонии, скифы.

Исторические факты: местоположение колоний; Массилия, Сиракузы, Пантикапей, Херсонес, скифы-кочевники

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний;

- раскрывать основные причины основания древними греками колоний;

- извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы о греческих колониях, о том, что объединяло греков-колонистов с их соотечественниками в метрополии.

19

38 урок

§ 33

Олимпийские игры в древности.

элементы содержания

История возникновения и  проведения Олимпийских игр.

Основные понятия: Олимпия, атлеты, пятиборье, ипподром.

Исторические факты: олимпийские игры - общегреческое празднество, Милон, Феаген.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье, ипподром, Полидам, Феаген;

- раскрывать причины возникновения Олимпийских игр;

- описывать ход проведения Олимпийских игр;

- излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности  от современных.

39 урок

§ 34

Победа греков над Персами в Марафонской битве.

элементы содержания

Основные понятия: Мильтиад, Фемистокол, Ксеркс, стратег, триера, фаланга, марафон.

Исторические факты: Марафонная битва.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

- рассказывать о наиболее крупных сражениях;

- раскрыть причины победы греков над персами.

20

40 урок

§ 35

Нашествие персидских войск на Элладу.

элементы содержания

Подготовка эллинов к войне с персами. Бои в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон, триера.

- рассказывать о наиболее крупных сражениях;

- анализировать содержание исторических документов, делать выводы и обобщения.

41 урок

Повторительно – обобщающий.

элементы содержания

Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции.

Обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных в ходе изучения темы.

21

Глава 9.   Возвышение Афин в 5 веке до н.э.  и расцвет  демократии.     (5 часов)

42 урок

§ 36

В гаванях афинского порта Пирей.

элементы содержания

Основные понятия: афинские граждане, метеки, пошлина, Совет пятисот, морской союз.

Исторические факты: продажа рабов, развитие торговли, военные гавани, сбор пошлины и налогов.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- раскрывать роль Афин в истории Древней Греции;

- описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов.

43 урок

§ 37

В городе богини Афины.

элементы содержания

Посещение Агоры и Акрополя.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- составлять описание и объяснять значение памятников Афин: Парфенон, храм богини Ники и др.

Составить маршрут экскурсии  по городу Афины.

22

44 урок

§ 38

В афинских школах и гимнасиях.

элементы содержания

Создание греческого алфавита, занятия в школах.

требования к уровню подготовки обучающихся

Знать систему образовании в Афинах.

45 урок

§ 39

В афинском театре.

элементы содержания

Основные понятия: театр, трагедия, комедия.

Исторические факты: зарождение театра в Греции, Аристофан, Софокл.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков;

- рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана.

23

46 урок

§ 40

Афинская демократия при Перикле.

элементы содержания

Основные понятия: демократия, народное собрание, оратор.

Исторические факты: Перикл, плата за исполнение выборных должностей, открытое и тайное голосование. 

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять значение понятий: народное собрание, демократия;

- называть характерные черты политического устройства Афин;

- анализировать фрагмент исторического документа (Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл);

- составлять характеристику Перикла.

Глава 10.    Македонские завоевания в 4 веке до н.э.  (4 часа)

47 урок

§ 41

Города Эллады подчиняются Македонии.

элементы содержания

Основные понятия: усиление Македонии при  царе Филиппе, междоусобные войны, македоняне, осадные башни.

Исторические факты: Македонское царство, потеря Грецией независимости.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- раскрывать причины подчинения Эллады Македонии;

- высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа Великого;

- рассказывать об организации и  вооружении македонской армии раскрыть причины подчинения  Греции.

24

48 урок

§ 42

Поход Александра Македонского на Восток.

элементы содержания

Исторические факты: подготовка похода на Восток, походы Александра Македонского, сражения при Гранике, Иссе, взятие Тира, поход на Персию, держава Александра Македонского и ее распад.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

- высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии  Александра Великого.

49 урок

§ 43

В Александрии Египетской.

элементы содержания

Развитие научных и философских  знаний. 

Основные понятия: музей, обсерватория, Фаросский маяк, Александрийская библиотека.

Исторические факты: культурное наследие Древней Греции.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- излагать свои суждения о вкладе древнегреческих ученых в мировую культуру;

- раскрывать значение  греческой культуры.

25

50 урок

Повторительно – обобщающий.

элементы содержания

Изученные понятия и факты по теме.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- определять значение культурного наследия Древней Греции;

- описывать исторические объекты и культурные памятники;

- характеризовать исторические личности Древней Греции.

Древний Рим.

Глава 11.   Рим: от его возникновения до установления господства над  Италией.    (3 часа)

51 урок

§ 44

Древнейший Рим.

элементы содержания

Местоположение Рима. Легенда о возникновении Рима. Управление в древнейшем городе. 

Основные понятия: латины, ликторы, сенат, патриции, плебеи, народное собрание.

Исторические факты: природа и население Древней Италии, занятие и положение населения.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- показывать на карте местоположение Древней Италии;

- объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

- описывать условия жизни древних латинян;

- называть дату основания Рима;

- излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима.

26

52 урок

§ 45

Завоевание Римом Италии.

элементы содержания

Основные понятия: консулы, галлы.

Исторические факты: Римская республика, господство Рима над Италией.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- определять даты основных событий;

- объяснять значение основных понятий и терминов, причины войн Рима с народами Италии;

- характеризовать войско римлян и галльских племен.

53 урок

§ 46

Устройство Римской республики.

элементы содержания

Установление республики.  Войны Рима с соседями.  Устройство Римской республики 

Основные понятия: республика, народные трибуны, консулы, форум, легион.

Исторические факты: управление Римской республикой, римское войско.

 требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять основные понятия и термины;

- сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

- характеризовать войско римлян.

27

Глава 12.  Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.   (4 часа)

54 урок

§ 47

Вторая война Рима с Карфагеном.

элементы содержания

Вторжение Ганнибала в Италию. Битва при Каннах. Основные понятия: пунические войны.

Исторические факты: войны Рима с Карфагеном, создание военного флота.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

- объяснять значение основных понятий;

- давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону.

55 урок

§ 48

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

элементы содержания

Основные понятия: триумф, император.

Исторические факты: установление господства Рима в Восточном Средиземноморье

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:        

- рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

- объяснять значение основных понятий;

- раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья;

- объяснять значение понятий, работать с картой. 

28

56 урок

§ 49

Рабство в Древнем Риме.

элементы содержания

Основные понятия: раб, рабство, амфитеатр, гладиаторы.

Исторические факты: рабство в Древнем Риме, положение рабов в Древнем Риме, отношение рабов к труду,  гладиаторские бои.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- описывать положение рабов в Древнем Риме;

- рассказывать о гладиаторских боях;

- о причины расцвета рабовладения. 

57 урок

Повторительно – обобщающий.

элементы содержания

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Проверка и закрепление изученного материала.

29

Глава 13.   Гражданские войны в Риме.  (4 часа)

58 урок

§ 50

Земельный закон братьев Гракхов.

элементы содержания

Основные понятия: гражданская война, закон.

Исторические факты: гражданские войны в Риме, разорение крестьян в Италии,  земельный закон братьев Гракхов.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснить основные понятия;

- раскрыть причины разорения римских крестьян во 11 в. до н.э., и итоги  гражданских войн;

- называть суть земельного закона братьев Гракхов;

- последствия преобразований Тиберия и Гая Гракхов. 

59 урок

§ 51

Восстание Спартака.

элементы содержания

Основное понятие: восстание.

Исторические факты: восстание рабов в Древнем Риме, победы Спартака, разгром восставших рабов под руководством Красса.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- описывать восстание рабов в Риме;

- раскрывать причины, ход, результат восстания;

- давать характеристику Спартака;

- высказывать свое мнение о значении восстания Спартака.

30

60 урок

§ 52

Единовластие  Цезаря.

элементы содержания

Основные понятия: единовластие, ветераны.

Исторические факты: предпосылки падения республики, возвышение Цезаря, кризис управления Цезаря.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря;

- раскрывать причины возвышения Цезаря;

- анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима;

- извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы; - работать с историческим источником.

61 урок

§ 53

Установление империи.

элементы содержания

Римская империя при  Октавиане  Августе.

Основные понятия: преторианцы, империя, император.

Исторические факты: борьба Антония и Октавиана, создание империи, территория Римской империи, управление империей.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- раскрывать причины падения диктатуры Цезаря;

- рассказывать о борьбе Антония и Октавиана;

- характеризовать римского императора Октавиана

- показывать на исторической карте территорию Римской империи;

- описывать жизнь соседей Римской империи;

- анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления.

31

Глава 14.  Римская империя в первые века нашей эры.    (4 часа)

62 урок

§ 54

§ 55

Соседи Римской империи.

В Риме при императоре Нероне.

элементы содержания

Исторические факты: варварские народы, жившие рядом с Римской империей в начале нашей эры; обожествление императоров, Нерон, восстание в армии, гибель Нерона.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- показывать на карте Римскую империю и территории соседских народов;

- объяснять суть взаимоотношений Римской империи и её соседей;

- показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

- раскрывать методы правления Нерона, причины пожара в Риме.

63 урок

§ 56

Первые христиане и их учение.

элементы содержания

Основные понятия: Иисус, апостолы, Христианство, «Евангелие».

Исторические факты: зарождение и распространение христианства. 

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- рассказывать о жизни и деятельности христиан;

-объяснять суть христианского учения;

- сравнивать учение христианства с другими религиями. 

32

64 урок

§ 57

Расцвет Римской империи во 2 веке.

элементы содержания

Перемены в сельском хозяйстве, труд колонов и рабов. Основные понятия: колоны, бетон, оратор.

Исторические факты: возникновение и развитие колоната.

требования к уровню подготовки обучающихся

Объяснять неэффективность рабского труда и перемены в сельском хозяйстве.

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- анализировать деятельность императора Трояна;

- сравнивать положение колона и раба;

- рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств.

65 урок

§ 58

«Вечный город» во времена империи и его жители.

элементы содержания

Основные понятия: Колизей, Пантеон, термы, цирк.

Исторические факты: Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян.  Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- описывать повседневную жизнь римлян;

- составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры;

- определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки;

- рассказывать о культурном наследии Рима. 

33

Глава 15.  Разгром Рима германцами и  падение Западной Римской империи.    (3 часа)

66 урок

§ 59

Римская империя при Константине.

элементы содержания

Основные понятия: варвары, епископ, священник, Новый Завет                                                                                                   Исторические факты: правление Константина, признание христианства, основание Константинополя.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- характеризовать деятельность Константина;

- рассказывать о переменах в положении христиан;

- раскрывать причины переноса столицы Рима на Восток.

67 урок

§ 60

Взятие Рима варварами.        

элементы содержания

Основные понятия: готы, вандалы.

Исторические факты: распад Римской империи на Западную  и Восточную, вторжение готов в Италию, падение Римской империи

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- рассказывать о борьбе римлян с варварами;

- объяснять причины распада Римской империи, и  гибели Западной Римской империи.

34

68 урок

Повторительно – обобщающий.         

элементы содержания

Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира»

Культурное, политическое наследие Древнего Рима.

Наследие Древнего мира - фундамент современной цивилизации.

требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь:

- анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима;

- описывать основные памятники культуры;

- сравнивать цивилизации Греции и Рима;

- сравнивать древние мировые цивилизации;

- определять общее и различное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"

Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)

Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...

Тест по истории Древнего мира по теме "Древнее Междуречье", тест "Древний Рим"

Тест содержит материал для проверки знаний по истории Древнего мира по теме "Древнее междуречье", "Древний Рим"...

Задания по Древней Греции (из рабочей тетради по истории Древнего мира)

Разноуровневые индивидуальные карточки по Древней Греции...