рабочая программа по истории 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории (70 часов, 6 класс)
Данная рабочая программа написана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 г. по предмету «История» утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года,№ 1089, а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.. (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.), Примерной программы курса «Истории Татарстана». Первый концентр. VI-IX классы, на основе авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, Учебного плана МБОУ «Актанышская СОШ №1»Актанышского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год.
Данная рабочая программа расчитана на 70 часов. Плановых контрольных уроков-4;Административных контрольных уроков – 1
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 30 часов, Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в., и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI век.
Последовательность изучения курсов отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана определен в соответствии с методическим письмом МО РТ №7831/9 от 16 октября 2009 года ,объем изучаемого материала распределяется следующим образом: «История средних веков история. (30 часов), «История России. С древнейших времен до XVI в.» (30 часа) и «История Татарстана. С древнейших времен до XVIвека.» (10 часов).
Решением учителей истории и обществознания района на секционном заседании (протокол № 1 от 17.08.2012) было рекомендовано следующая последовательность изучения курса: история России, история средних веков, история Татарстана.
УМК:
Учебники
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.–М.: Просвещение, 2009.–272 с.
2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2011.
3. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы–Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2012.–95 с.:
-А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011.
-Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
Дополнительная литература
- Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2004.– 416 с.
- Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов:лицей, 2002.–96 с.
Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с. Дополнительная литература
3.Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.
4.Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с. А.М.Прокофьев. Тестовые задания по истории Татарстана для учащихся 6-9 классов средней школы.– Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2003.–96 с.
5.Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Древность и средневековье.– Казань, Магариф, 2000.–128 с.
6.Хрестоматия по истории Татарстана: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. в 2-х кн.–кн.1/под ред. В.И.Пискарева.–Казань: Тарих, 2003.–479 с.
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране. показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Цели курса средних веков:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
- сформировать умения:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- работать с исторической картой;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
• давать оценку отдельным явлениям культуры;
• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
• составлять характеристику исторических деятелей;
• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе
Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории.
• Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
• Относить разные средневековые народы и государства существовавшие на территории современной России к различным цивилизациям Средневековья.
• Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
Нравственное самоопределение.
• При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности.
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности
Календарно-тематическое планирование курса история России с древнейших времен до XVI века
(30 часов)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов Тип урока | Обязательный минимум содержания образования | Тип урока | Основные понятия | Знания, умения | Измерительные формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения план/ факт | Примечание |
Тема 1. Русь Древняя (9ч) | ||||||||||
1 | Введение | 1 | История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом | Обобщение и систематизация знаний | Краткая характеристика курса. История России как часть всемирной истории. Археология, культурный слой. Вспомогательные исторические дисциплины | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Беседа | Введение записи | ||
2 | Восточные славяне и их соседи в древности | 1 | Восточные славяне и их соседи | Комбинированный | Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте, заполнять контурные карты | Ф/О, проверка карты | §1-2; историческая карта, документ с. 13 | ||
3 | Соседи восточных славян | 1 | Занятия, быт, верования, общественный строй | комбинированный | Род, родовая община, племя, союз племен, соседская община («мир»), князь, дружина, бояре, | Умения и навыки работать с исторической картой. Правильно отвечать на поставленные вопросы. | Тестирование + защита индивидуальной творческой работы | §2; схема + творческая работа + кроссворд | ||
4 | Формирование Древнерусского государства | 1 | Формирование Древнерусского государства. Новгород, Киев | Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, уроки, погосты. Основные теории возникновения государства у восточных славян | Умение устанавливать причинно-следственные связи. Выделять главное в тексте учебника. Умение работать с картой. Развивать умение составления схем | Проверка схемы, исторические диктанты | §3; документы, вопросы, задания, составление схем «Социально-политический строй Руси»,карта | |||
5 | Первые русские князья | 1 | Население деревень и городов. Княжеская власть | комбинированный | Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав 862 г., 882 г., 904 г., 945 г. | Продолжать развивать умение работать с исторической картой. Составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы | Проверка кроссворда + карта тест) | §4; составление схемы «Первые русские князья» + составить кроссворд + карта | ||
6 | Правление князя Владимира и крещение Руси | 1 | Крещение Руси | Урок ознакомления с новым материалом
- й и умений - | Крещение Руси, 988 г., христианство | Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства) | Проверка таблиц. Устно о Владимире Красное Солнышко | §5; составление таблиц, причины, значение принятия христианства (подготовить сообщение о Ярославе Мудром) | ||
7 | Внутренняя политика. Расцвет древнерусского государства. Жители Древней Руси Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого (начало распада) | 1 1 | Население деревень и городов Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» Княжеские усобицы. Владимир Мономах | Комбинированный урок | Народность, общество, дружина, духовенство, митрополит, вотчина, закуп, рядович, хоромы Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха. «Устав». «Поучение детям» | Уметь описать экономико-социальное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси. Учиться работать в группах Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц - ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах) | Зачет (тестирование, вопросы и задания, практические задания, исторический диктант) Блицопрос (карточки) | §6, анализ документов пп. 1.2; вопросы, | ||
8 | Формирование древнерусской народности. | 1 | Комбинированный урок | Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). Ценностное ориентирование древнерусского общества | Обсуждение, сообщения | § 7; сообщения | ||||
9 | Культура Древней Руси Быт и нравы Древней РУСИ. | 1 | Культура и быт Древней Руси | Комбинированный урок | Летопись, проповедь, фольклор, былина. Устное народное творчество, Нестор, «Повесть временных лет» | Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры). Ценностное ориентирование древнерусского общества | Обсуждение, сообщения, кроссворды | § 8; сообщения, кроссворды по теме (закончить таблицу) | ||
Тема 2. Политическая раздробленность на Руси XII- XIII вв. (8 часов) | ||||||||||
10 | Начало раздробленности Древнерусского государства | 1 | Политическая раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. | Урок изучения новой темы | Феодальная раздробленность, удельные княжества | Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Развивать умение работы с картой. Сводить знания в таблицы | Проверка карты, проверка таблицы, устный блицопрос | §9; до конца вопросы, карты, закончить таблицу «причины феодальной раздробленности» | ||
11 | Экономические и политические причины раздробленности. Главные политические центры Руси | Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород Галицко-Волынская земля. Русь и Степь) | Комбинированный урок | Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные войны. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия феодальной раздробленности | Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель. Уметь работать в группе | Защиты групповых работ | §9;с.78-84§10; работа по группам, составление по схеме (используя дополнительную литературу, карту) | |||
12 | Новгородская Земля | 1 | Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород Галицко-Волынская земля. Русь и Степь) | Комбинированный урок | Раздробленность, уделы, междоусобные войны. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия феодальной раздробленности | Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель. Уметь работать в группе | Защиты групповых работ | §11; работа по группам, составление по схеме (используя дополнительную литературу, карту) | ||
13 | Нашествие с Востока. Монгольское нашествие на Русь | 1 | Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям | Комбинированный урок | Монголо-татары, имена, Чингисхан, Батый 1223 г., 1237-1238 гг., 1239-1240 гг. | Уметь работать по карте. Определять причины завоевательных походов монголо-татар. Уметь заполнять таблицы: дата, поход, захват территорий | §12; вопросы, карта, сочинение «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» | |||
14 | Борьба с крестоносцами, борьба русских земель против экспансии Запада | 1 | Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище | Комбинированный урок | 1240, 1242 гг. Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Владимир Невский, Невская битва. Ледовое побоище | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности | Устный блицопрос карточки, сообщения | §13;картосхемы, сообщения «Александр Невский» | ||
15 | Русь и Золотая Орда | 1 | Русь и Орда | Комбинированный урок | Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество | Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами | Устные ответы на вопросы проверка таблиц, схема на карточках | §14; вопросы, задания, таблицы, последствия татаро-монгольского ига: потери, приобретения | ||
16 | Русь и Литва Культура русских земель | 1 | Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Великие княжества Литовские Развитие культуры в Х1-УХУ вв. | Комбинированный урок | Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. «Слово о полку Игореве» | Уметь работать с картой. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, картыть выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники (картины, документы). Делать выводы. Участвовать в беседе | Устные ответы на вопросы Викторина | §15; вопросы, задания16; вопросы, задания, документы, иллюстрации учебника | ||
17 | Повторительно-обобщающий урок | УУрок проверки знаний | Контрольная работа | |||||||
Тема 3. Русь Московская. Образование единого русского государства (16 часов) | ||||||||||
18 | Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества | 1 | Москва - центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы | Комбинированный урок | Порядок наследования престола, Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение | Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью Выделять предпосылки объединения русских земель Причина возвышения Московского княжества | Устные ответы, опрос, карточки, причины, предпосылки, сообщение «Иван Калита» | §17;вопросы и задания, характеристика правления Ивана Калиты | ||
19 | Куликовская битва. Москва - центр борьбы с ордынским игом | 1 | Куликовская битва. Дмитрий Донской | Изучение нового материала | Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва, полк, рать | Уметь выделять главное. Выводить «уроки» из события. Определять роль личности с истории | «Исторический футбол» сообщения проверка картосхем | §18; картосхема Дмитрий Донской; проблема «Уроки Куликовской битвы» | ||
20 | Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV вв. | 1 | Московское княжество и его политика. Иван III, Василий III | Комбинированный урок | Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей. Междоусобные войны | Уметь кратко излагать исторический материал. Уметь развернуто излагать исторический материал. Вести дискуссию | Блицопрос, карточки | §19;карта; ответ на вопросы | ||
21 | Создание единого русского государства и конец ордынского ига | 1 | Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды | Комбинированный | Предпосылки образования единого государства. Централизованное государство, служивые люди, дворяне, поместье. Ханство, «Стояние на Угре» | Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи | Устный развернутый ответ на вопросы, проблемное задание на карте | §20; предпосылки выучить; вопросы и задание к параграфу | ||
22 | Московское государство в конце XV -начале XVI вв., основные социальные слои | 1 | Завершение объединения русских земель. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси, Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 года. Традиционный характер экономики | Комбинированный урок | Вотчинно-поместные землевладения и положение крестьян. Феодально-зависимые крестьяне, судебник, пожилое, привилегии, служилое казачество, Юрьев день | Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы | Карта, схема, устный опрос, карточки с индивидуальным заданием | §21; работа по карте; задание; даты; слова; схема | ||
23 | Церковь и государство в XV - начале XVI вв. | 1 | Церковь в Русском государстве. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский | Комбинированный | Становление русской автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне. Теория «Москва -третий Рим» | Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси | Устный опрос, карточки с индивидуальным заданием | §22;задания; новые слова; записи | ||
24 | Образование единого государства (повторительно-обобщающий урок) | 1 | За счет 1ч резервного времени | Кроссворд, карточки с заданиями. Игровое поле «Интеллектуальный лабиринт» | ||||||
25 | Реформы Избранной Рады. . Начало правления | 1 | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Условия развития страны в XVI в. Территория, население, характер экономики. Становление централизованного государства и самодержавной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60 гг. XVI в. Земские соборы | Комбинированный урок | Избранная рада, централизованное государство, Земский собор, приказы, стрельцы, дворяне, губа, судебник, царь, сословная монархия | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности. Роль личности в истории. Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями | Сообщения, таблица, индивидуальное задание, карточки, | §23;таблица «Реформа избранной Рады»; даты; новые слова | ||
26 | Внешняя политика Ивана IV | 1 | Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война | Урок изучения нового материала | Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполитая | Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы. Видеть причинно-следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями | Проверка, хронологическая таблица «Внешнее положение», устный блиц-опрос | §24; вопросы, хронологическая таблица; карта; сообщения | ||
27 | Опричнина. Усиление власти Ивана Грозного | 1 | Опричнина | Изучение новой темы | Опричнина, земщина, приказы, террор, самодержавие | Уметь выделить главную суть явления (процесса). Причинно-следственные связи, итоги (последствия). Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки историческим явлениям | Решение познавательных задач по карточкам, устный блицопрос | §25; вопросы; карта; новые слова | ||
28 | Россия в конце правления Ивана IV | 1 | Централизованное государство; сословно-представительная монархия. Церковный Собор | Комбинированный урок | Сословно-представительная монархия, острог, заповедные Лета | Уметь работать в группах. Анализировать источники. Сравнивать, осмысливать и оценивать исторические явления. Оперировать терминами и понятиями. Слушать товарищей, вести дискуссию | Проверка записей, тест | §25; Творческое задание по группам; «Суд над Иваном IV» | ||
29 | Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках. . Архитектура и живопись в 14-16 веках. Русская культура в конце XV - начале XVI вв. Быт 15-16 веков. | 1 | Развитие культуры в XVI в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов Русский культура в конце XV - начале XVI вв. | » Комбинированный урок | Печатник, иконоста«Сказания о князьях Владимирских», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение затри моря», «Троица». Афанасий Никитин, Феофан Грек, Андрей Рублев с Влияние централизации на культурную жизнь страны. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой | Изучать, сравнивать, анализировать, описывать, давать характеристику произведениям искусства. Писать краткие сообщения Умения выделять главное. Сравнивать с культурой начала XV в. Давать характеристику описательную произведениям искусств. Учиться писать краткие сообщения | Сообщения, кроссворды, блицопрос | §26; Сообщение, кроссворд или викторин§27; Записи, сообщения, развёрнутый план (возможно заполненная таблица)а | ||
30 | Повторение-обобщение Контрольная работа. | 1 | Урок закрепления изученного | Уметь работать в группах. Анализировать источники | Сообщения, викторина Проверка, хронологическая таблица, устный блиц-опрос |
Курс истории средних веков (30 часов)
№ модуля | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения | Приме чание | |
План | Факт | |||||||||
I блок «Введение» (1 ч.) | ||||||||||
1. | Что изучает история средних веков | 1 | Вводный | Беседа | Вопросы | Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков. | с.6-11 | |||
II блок «Раннее средневековье» (9 ч.) | ||||||||||
2. | Древние германцы и Римская империя | Урок изучения нового материала | Работа по карте, беседа | Тест | Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров. | § 1 | ||||
3. | Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Фронтальный опрос | Называть отличия власти короля от власти вождя, изменения у франков в управлении и суде после завоевания Галлии. Объяснять смысл и последствия военной реформы Карла Мартелла | § 2 | |||
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | 1 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Тест | Давать оценку деятельности Карлу Великому. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности. | § 3 | |||
5. | Западная Европа в IX-XI веках | 1 | Комбинированный | Решение творческих задач, работа с терминами | Беседа | Называть причины набегов норманнов на Европу и их последствия. | § 4 | |||
6. | Культура раннего Средневековья | 1 | Урок-семинар | Дискуссия, презентация, беседа | Вопросы | Составлять рассказ о представлениях человека в раннее Средневековье о мире. Называть отличия обучения в средневековой школе от современного обучения. | § 5 | |||
7. | Византийская империя. Культура Византии. | 1 | Комбинированный | Решение творческих задач | Тест | Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана. | § 6-7 | |||
8. | Образование славянских государств | 1 | Урок-практикум | Работа по карте, по учебнику | Фронтальный опрос | Показывать историческую связь славянских государств с другими средневековыми государствами. | § 8 | |||
9. | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа | Фронтальный опрос | Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата. | § 9 | |||
10. | Культура стран халифата | 1 | Урок-семинар | Дискуссия, презентация, беседа | Тест | Сопоставлять достижения науки в странах халифата и в Византии. Определять различие в назначении христианских и мусульманских храмов. | § 10 | |||
III блок «Расцвет средневековья» (8 ч.) | ||||||||||
11. | Средневековый замок и рыцари | 1 | Урок-лекция/презентация | Беседа, дискуссия | Вопросы | Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала». | § 11 | |||
12. | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Работа по карте, беседа, самостоятельная работа с текстом | Тест | Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства. | § 12 | |||
13. | Формирование средневековых городов | 1 | Урок-практикум | Анализ источников, работа по карте, практическая работа | Тест | Пояснять причины возникновения городов. Определять роль в развитии городов королей, монастырей, феодалов. Показывать связь между ростом городов и расширением торговли. | § 13 | |||
14. | Горожане и их образ жизни | 1 | Урок-семинар | Беседа, дискуссия | Беседа | Иметь представление о жизни горожан в средневековье | § 14 | |||
15. | Католическая церковь и духовенство. Церковь и ересь | 1 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Беседа, самостоятельная работа с текстом | Фронтальный опрос | Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Называть причины появления ереси. | § 15 | |||
16. | Крестовые походы | 1 | Урок-практикум | Работа по карте, анализ источников | Тест | Называть причины и последствия крестовых походов. Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев. | § 16 | |||
17. | Объединение Франции | 1 | Урок-презентация | Беседа, дискуссия | Беседа | Выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции. | § 17 | |||
18. | Англия в XI-XII вв. | 1 | Комбинированный | Работа по учебнику, беседа, работа по карте | Перессказ | Определять главные последствия нормандского завоевания Англии. Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ. Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным. | § 18 | |||
III блок «Позднее Средневековье» (8 ч.) | ||||||||||
19. | Столетняя война | 1 | Урок изучении нового материала | Работа по карте, беседа, работа по учебнику | Перессказ | Определять причины Столетней войны. Сравнивать английскую и французскую армии. Определять причины поражения французской армии в начале 15 века и причины перелома в войне с появлением Жанны д Арк. | § 19 | |||
20. | Усиление королевской власти в к.XV в. во Франции и Англии | 1 | Урок-практикум | Работа по карте, анализ источников, беседа | Тест | Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым. | § 21 | |||
21. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Беседа | Называть причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на Пиренейском полуострове. | § 22 | |||
22. | Феодальная раздробленность в Германии и Италии в XI-XV вв. | 1 | Медиаурок | Анализ источников, работа с картой, беседа | Фронтальный опрос | Определять условия и причины роста богатств городов Италии. | § 23-24 | |||
23. | Гуситское движение в Чехии | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Фронтальный опрос | Сравнивать цели умеренных и таборитов. Определять причины победы гуситов над крестоносцами, умеренных над таборитами. Определять последствия гуситских войн. | § 25 | |||
24. | Османская империя в XIV-XVI вв. | 1 | Комбинированный | Решение творческих задач | Вопросы по плану | Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия. | § 26 | |||
25. | Образование и философия. Средневековая литература и искусство | 1 | Урок-презентация | Беседа, просмотр иллюстраций | Беседа | Давать характеристику университета как корпорации. Сравнивать взгляды средневековых богословов. | § 27-28 | |||
26, | Культура раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 1 | Урок-семинар | Беседа, дискуссия | Тест | Раскрывать представления гуманистов о роли, значении и цели человека. | § 29-30 | |||
IV блок «Народы Азии, Америки и Африки в средние века» (4 ч.) | ||||||||||
27. | Средневековый Китай | 1 | Урок-лекция/презентация | Беседа, дискуссия | Перессказ | Называть последствия объединения Китая в 6 веке. Выделять причины крестьянской войны в Китае в конце IX века, отличия от обычных крестьянских восстаний. По тексту и рисункам определять особенности китайской архитектуры. | § 31 | |||
28. | Индия. Государства и культура. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа с текстом, беседа | Тест | Сравнивать причины распада Делийского султаната с причинами распада Арабского халифата. Используя иллюстрации описывать индийские архитектурные сооружения. | § 32 | |||
29. | Цивилизации Американского континента | 1 | Урок-практикум | Работа с картой, беседа, работа с источниками | Вопросы | Определять особенности цивилизаций американского континента. Характеризовать главные достижения культуры народов Америки. | § 33 | |||
Африка | Медиаурок | Беседа, самостоятельная работа с текстом, дискуссия | Пересказ | Определять особенности развития народов стран Африканского континента | § 34 | |||||
30 | Повторение-обобщение | Контрольная работа «Россия с древнейших времен до 16 века» |
Курс истории Татарстана
№ модуля | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения | |
План | Факт |
прПр
1. | Введение. Древние люди на территории Среднего Поволжья | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа | Вопросы | Характеризовать источники по курсу И.Т., иметь представление об основных племенах, населявших край | § 1 | |||
2. | Древние тюрки и ранние тюркские государства | 1 | Комбинированный | Работа по карте, беседа | Тест | Знать образ жизни тюркских народов, характеризовать государственные образования древних тюрков | § 2 | |||
3. | Волжская Булгария в X-начале XIII веках | 1 | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Самостоятельная работа с текстом, беседа | опрос | Сравнивать развитие средневековых городов, иметь представление об особенностях развития В.Б. | § 3-4 | |||
4. | Волжская Булгария и монгольские завоевания | 1 | Комбинированный | Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа | Беседа | Характеризовать процесс столкновения булгар с монголами, знать последствия монгольских походов | § 5 | |||
5. | Золотая Орда | 1 | Медиаурок | Решение творческих задач, работа с терминами, просмотр иллюстраций | опрос | Знать особенности развития З.О., определять причины расцвета З.О. | § 6 | |||
6. | Булгарский улус. Распад Золотой Орды | 1 | Комбинированный | Дискуссия, презентация, беседа | Тест | Иметь представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар, знать причины распада З.О. | § 7 | |||
7. | Казанское ханство в XIV-XV веках | 1 | Комбинированный | Беседа, работа по учебнику, работа с терминами | Тест | Уметь характеризовать территорию, население, хозяйство Казанского ханства | § 8-9 | |||
8. | Казанское ханство II половины XV-первой половины XVI в. | 1 | Комбинированный | Беседа, самостоятельная работа по учебнику | Письменный опрос | Знать причины ослабления и падения Казанского ханства, иметь представление о последствиях завоевания | § 10 | |||
9 | Повторение-обобщение. Контрольная работа по курсу «история Татарстана» | |||||||||
10 | Подведение итогов |
Учебно-тематическое планирование по истории
Класс – 6в
Учитель: Сафиуллин Р.Н
Количество часов:
Всего – 70 часов, в неделю – 2 часа;
Плановых контрольных уроков – 4;
Административных контрольных уроков – 1
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.)
Учебники
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2009.–272 с.
2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2011.
3. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: учебное пособие для 6 класса общеобразовательной школы–Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2012.–95 с.:
Дополнительная литература
1.Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2004.– 416 с.
2.Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов:лицей, 2002.–96 с.
3.Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.
4.Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Древность и средневековье.– Казань, Магариф, 2000.–128 с.
5.Хрестоматия по истории Татарстана: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. в 2-х кн.–кн.1/под ред. В.И.Пискарева.–Казань: Тарих, 2003.–479 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...