Конспекты уроков по истории. Внеклассные мероприятия
классный час по истории по теме
Материалы для проведения уроков истории.
Конспекты классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Начало Смуты" | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Начало Смуты
Цель: раскрыть роль и определить место Смутного времени в российской истории
Задачи:
- повторить материал об обострении социальных, династических противоречий на рубеже XVI-XVII вв
- определить причины Смуты
- охарактеризовать политику Б.Годунова
Оборудование: вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.
Вариант 2: презентация, раздаточный материал.
План урока
1.Причины Смуты
2.Борис Годунов.
3. Лжедмитрий I
Ход урока:
- Постановка проблемы.
- Современные историки считают, что Иван Грозный привел страну не к краю пропасти, а просто в пропасть. На чем основывается данное мнение?
- Что такое Смута? Чем данное понятие характеризуется?
По ходу беседы выясняет причины Смуты и записываем на доске, список остается открытым, т.к. изучая пункт «Борис Годунов», дополним его.
- При варианте 1 – часть доски оформляется как портретная галерея, которая пополняется по ходу появления новых лиц.(Сл.3)
Портрет Б.Годунова в галерею и краткая биографическая справка о нем (опережающее задание)
Работа с учебником
- Историк В.Б.Кобрин писал о правлении Годунова: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было»
Задание: докажите или опровергните это утверждение фактами из § 1.(сл.4)
Работа с документом. ( «Итоговый контроль»,с.74)
Из труда историка Н. М. Карамзина:
«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.
Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»
С1.К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцарения?
С21 Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.
СЗ1 Используя источник и знание курса истории, объясните, почему Борис Годунов, несмотря на все его заслуги, оставил о себе в истории России противоречивую память. Приведите не менее двух объяснений.
Обобщая все вышесказанное, записываем в тетрадь годы правления Годунова , основные деяния и события во время его правления. В список причин Смуты добавляем голод, восстание Хлопка, появление самозванца.
- Пополнение галереи- Лжедмитрий I. Опережающее задание – сообщение «Личность Лжедмитрия I»(сл.5)
Краткий рассказ учителя о захвате российского престола Лжедмитрием I
- Объясните текст учебника: «Один из русских историков заметил, что испечен был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста»
Выполняем задание( В4 с.54).(сл.6)
Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название периода российской истории, с которым связана деятельность охарактеризованного исторического лица.
«Власть вскружила голову Лжедмитрию. Он стал нетерпелив и высокомерен. Когда на балу польский посол осмелился надеть шапку во время танца, царь пришёл в гнев и громогласно объявил, что прикажет снять шапку вместе с головой у любого, кто осмелится последовать примеру посла. На том же балу гости после каждого танца должны были склоняться к его ногам. Если же кто нарушал это правило, самозванец не скрывал раздражения. Его тщеславие не знало предела. Чтобы прибавить себе росту, Отрепьев носил непомерной высоты меховые шапки и сапоги на огромных каблуках».
- Что необычного для москвичей было в поведении Лжедмитрия и его политике?
- Чем закончилось его правление?
Закрепление. Дискуссионное задание.(сл.7)
- Мог ли Борис Годунов предотвратить Смуту?
- Укажите основные ошибки в правлении Б.Годунова и Лжедмитрия I.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к внеклассному мероприятию "Здоровое питание"
Конспект и презентация....
Конспекты уроков по истории. Внеклассные мероприятия
Конспект по истории Росиии План - конспект по теме «Социально-экономическое развитие России в 18 веке»Дата проведения: Цели...
Занимательная история. Внеклассное мероприятие. 6 класс.
Внеклассное мероприятие по истории Средних веков в форме интеллектуальной игры - викторины включает в себя 10 увлекательных конкурсов для учащихся 6 класса....
Конспект викторины из интегрированного внеклассного мероприятия "Такой далёкий и близкий Север".
Вопросы викторины из интегрированного внеклассного мероприятия, посвящённого Всемирному Дню Моржа....
Конспект урока и Сценарий внеклассного мероприятия
Конспект урока по Географии в 6 классе в Коррекционной школеСценарий внеклассного мероприятия по экологии...
План -конспект урока по технологии. Внеклассное мероприятие
План-конспект урока по технологии.Внеклассное мероприятие...
Игра "Колесо истории" - внеклассное мероприятие по истории для 9 класса
Игра "Колесо истории" - внеклассное мероприятие по истории для 9 класса...