Российская империя до 1917 года (11 класс)
презентация урока для интерактивной доски по истории (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассматриваемые вопросы: Особенности российской модернизации Государство и общество в начале XX века Первый революционный разлом 1905 – 1907 гг. Политические реформы Первый опыт российского парламентаризма Социально-экономические преобразования Россия в Первой мировой войне
Статистические данные Территория Российской империи на начало XX века – 22,4 млн квадратных километра Численность населения по переписи 1897 года – 125,6 млн человек Этнический состав – русские – 43,4%, украинцы – 18,1%, белорусы – 4%, иные народности – 34,5%
Сословное деление общества Дворянство – 1,85 млн человек Духовенство – 0,6 млн человек Буржуазия – 0,6 млн человек Мещанство – 13 млн человек Крестьянство – 100 млн человек Казачество – 3 млн человек
Доход на душу населения в начале века
МОДЕРНИЗАЦИЯ – усовершенствование, отвечающее современным требованиям ВЕРСТА – русская мера длины (1,0668 км)
Модернизация в промышленности выражалась, прежде всего, в ее империалистическом развитии. Возникали монополии: «Продажа металлов» «Продажа вагонов» «Продажа паровозов» «Продажа угля» «Рельсовый картель» Возросла численность рабочего класса – 17 млн человек
МОНОПОЛИЯ – рыночные условия, когда одна единственная фирма (монополия) является продавцом определенной продукции, не имеющей близких заменителей; барьеры для вступления новых фирм в отрасль практически непреодолимы
Революция 1905 – 1907 гг. Катализатор – поражение в русско-японской войне 1904 – 1905 гг. Повод – забастовка рабочих на Путиловском заводе Начало – «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года, общегородская манифестация в Петербурге Результат – «Манифест об учреждении Государственной Думы» 17 октября 1905 года
ПЕТИЦИЯ – коллективное письменное обращение к властям
Революция 1905 – 1907 гг.
Расстановка политических сил в послереволюционной России Сторонники традиционного самодержавия Либералы Революционные демократы Анархисты Эсеры Социал-демократы
Социал-демократическая партия II съезд РСДРП, август 1903 года «Большевики» РСДРП(б) «Меньшевики» РСДРП(м) В.И. Ульянов (Ленин) Г. Плеханов П. Аксельрод В. Засулич А. Потресов Ю. Мартов
Социал-революционная партия I съезд ПСР (эсеры), конец 1905 – начало 1906 года (В.М. Чернов) Аграрный вопрос Социальная революция Социализация земли, ее изъятие из товарного обращения и превращение в общенародное достояние Основной революционный класс – рабочий пролетариат. Установление режима народо- властия, федеративное государственное устройство
Конституционно-демократическая партия 1905 год – образование КДП (кадетов), П.Н. Милюков Программные требования Равенство всех перед законом, отмена сословий, свобода совести, политическая свобода, неприкосновенность личности, свобода передвижения по стране и миру, созыв Учредительного собрания, развитие системы местного самоуправления, сохранение государственного единства, отмена смертной казни, отчуждение всего государственного и части помещичьего земельного фонда для раздачи его нуждающимся крестьянам
Характеристика иных партийных образований «Союз 17 октября» (партия октябристов), А.И. Гучков «Союз русского народа» «Русское собрание» «Союз Михаила Архангела» Сохранение царского самодержавия, господствующее положение русской национальности и Русской Православной Церкви (лозунг «Россия для русских») Лидеры: Н.Е. Марков, В.М. Пуришкевич, А.И. Дубровин Либерально-демократические воззрения
Государственная Дума I- я Государственная Дума (27 апреля – 8 июля 1906 года). Крупнейшие фракции – трудовики, социал-демократы, кадеты Важнейший вопрос – аграрный Распущена с формулировкой – превышение полномочий и разжигание смуты II- я Государственная Дума (Февраль – 3 июня 1907 года). Крупнейшие фракции – трудовики, кадеты, социал-демократы, октябристы Важнейший вопрос – аграрный Распущена с формулировкой – обвинение депутатов в заговоре III- я Государственная Дума (1907 – 1912 гг.). Крупнейшие фракции – трудовики, кадеты, социал-демократы, октябристы, прогрессисты, правые Важнейший вопрос – аграрный, вопрос статуса Думы Распущена с формулировкой – окончание срока действия
Деятельность П.А. Столыпина Чрезвычайные меры Аграрная реформа Уравнение крестьян в гражданских правах Переселенческая политика
Культура и наука начала XX века Число начальных школ – 92,5 тысячи Основаны – Саратовский университет, Московский и Киевский коммерческие институты (всего в стране 105 ВУЗов) Число ежедневных газет – 1131 тысяча на 24 языках Число журналов - > 1 тысячи Фамилии: Физиолог И.П. Павлов Биолог И.И. Мечников Физик Н.Е. Жуковский
Литература и искусство начала XX века Л.Н. Толстой А.П. Чехов А. Блок А. Ахматова Н. Гумилев В. Брюсов С. Есенин В. Маяковский З. Гиппиус И.Е. Репин В.А. Серов Н.К. Рерих С. Рахманинов Н. Римский-Корсаков А. Скрябин А. Глазунов 1908 г. – выпуск первого российского кинофильма «Стенька Разин»
Россия в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. Самостоятельное изучение
Итоги периода Первые 17 лет ХХ века стали временем бурного расцвета российской экономики, науки и культуры. Но убийство П.А. Столыпина в 1911 году, а затем и Первая мировая война лишили Россию возможности развиваться по пути реформ.
Литература 1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. — М., 1991. 2. Боханов А.Н. Николай II. — М., 1997. 3. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году: Реформа и революция. — СПб., 1991. 4. Миронов Б.Н. Социальная история России. В 2 т. — СПб., 1999. 5. Политические партии России. История и современность. — М., 2000. 6. Политические партии России первой трети ХХ века: Энциклопедия. — М., 1996. 7. Становление российского парламентаризма начала ХХ века / Под ред. Н.Б. Селунской . — М., 1996. 8. Урилов И.Х. История российской социал-демократии (меньшевизма). — М., 2000. 9. Уткин А.И. Россия и Запад: История цивилизаций. — М., 2000. 10. Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905—1907 гг. — М., 1997.
Контрольные вопросы 1. Назовите основные виды общественных организаций, легально действовавших в России в начале ХХ в. Какие задачи они решали? Какими методами действовали? 2. Объясните, почему годы первой российской революции названы временем формирования многопартийности в России? 3. Ваш вариант ответа на вопрос, почему были распущены I и II Государственные Думы, а III Дума отработала полный срок? 4. Почему в оценке реформ П.А. Столыпина существуют или сугубо положительные, или сугубо отрицательные мнения, хотя историки видят в этих реформах как достоинства, так и недостатки? 5. Были ли связаны между собой внутренняя и внешняя политика России в начале ХХ в.? Свое мнение обоснуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс
Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс...
Решение тестов по теме «Великая российская революция 1917 года»
урок истории 10 класс...
Контрольный тест по теме «Российская империя при Николае I». 10 класс
Тест в 2-х вариантах; с ответами....
Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".
• Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир...
Презентация - 100 лет Великой Октябрьской революции 1917 года. 9 класс.
В этой презентации рассказывается о причинах , ходе , итогах и значении революции в России в октябре 1917 года....
Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11).Российская империя при Павле I (8 класс)
Представлена хроника событий внутренней и внешней политики Павла I. Материал можно использовать как в качестве изучения нового материала, так и при его закреплении....
Российская империя. Династия Романовых (1613-1917)
Материалы для подготовки к огэ история...