Рабочая программа по истории 8 класс (Юдовская/Данилов, Косулина)
рабочая программа по истории (8 класс) по теме
Рабочая программа по истории 8 класс (Юдовская/Данилов, Косулина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_8_klass.docx | 87.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОСПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм ___________ /О.А.Чупина/ «___» ___________ 20__г. | «Утверждаю» Директор ОСПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм ____________/И.А.Костинян/ «___» ___________ 20__г. Приказ от ________№______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _____________________________________________________
(учебный предмет, класс, уровень)
на __________________________________________ учебный год
Составитель: Геращенко Сергей Андреевич, учитель истории и обществознания |
I. Пояснительная записка:
Источники составления программы:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по истории // Вестник образования России. 2004. №12.
- Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2008.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913: 8класс. М.: Просвещение, 2010.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. ХIХ век». М.: Просвещение, 2010.
- Положение о рабочей программе педагогического работника обособленного структурного подразделения МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм
Актуальность изучения курса истории:
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
- научиться пользоваться информацией;
- научиться общаться;
- научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Цели и задачи учебного предмета:
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курсов «Новая история 1800-1913 гг.» и «История России XIX в.»:
- освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до начала XX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX вв.; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Общие задачи изучения предмета истории в 8 классе следующие:
- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Нового времени;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Методы и формы решения поставленных задач:
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Нового времени (1800-1913 гг.) и истории Российской империи.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
- личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
— принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории или истории России), межкурсовых (с историей России/историей Нового времени) и межпредметных связей (например, краеведение, обществознание).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные. практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается, прежде всего, на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Формирование системы интегративных связей истории и предметов филологической образовательной области значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Сроки реализации данной программы: 2013-2014 учебный год
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: Базисный учебный план (БУП) для, образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 340 ч на изучение истории (без разделения) в 5-9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «Новая история 1800-1913 гг.» в 8 классе – 28 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), учебного предмета «История России XIX века» - 40 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). Соответственно, на изучение истории в 8 классе отводится 68 часов. В I четверти – 16 часов, во II четверти – 16 часов, в 3 четверти – 18 часов, в 4 четверти – 18 часов.
Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсам «Новая история 1800-1913 гг.» и «История России XIX в.» в 8 классе не предусмотрено авторской программой.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Количество часов (в год) |
Часть 1. История России XIX в. | ||
1 | Введение. Россия на рубеже XVIII-XIX вв. | 1 |
2 | Россия в первой половине XIX в. Александр I | 8 |
3 | Россия в первой половине XIX в. Николай I | 8 |
4 | Россия во второй половине XIX в. Александр II | 10 |
5 | Россия во второй половине XIX в. Александр III | 8 |
6 | «Золотой век» русской культуры. Вторая половина XIX в. | 5 |
Часть 2. Новая история 1800 – 1913 гг. | ||
1 | Введение. Индустриальная революция | 1 |
2 | Становление индустриального общества | 7 |
3 | Строительство новой Европы | 9 |
4 | Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества | 5 |
5 | Две Америки | 2 |
6 | Традиционные общества XIX в.: новый этап колониализма | 4 |
Всего часов | 68 |
III. Календарно-тематический план
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Основные понятия и требования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Часть 1. История России XIX в. | ||||||||
1 | Введение. Россия на рубеже XVIII-XIX вв. | 1 | Дворцовый переворот 1801 г. Павел I. Граф П. Пален | Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды | - | - | 2.09.13 | |
Тема 1. Россия в первой половине XIX в. Александр I | 8 | |||||||
2 | Внутренняя политика Александра в 1801-1806 гг. | 1 | Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. | Знать годы царствования Александра 1; называть характерные черты внутренней политики Александра 1. | Опрос, реферат | §1 | 6.09.13 | |
3 | Внешняя политика России в 1811-1812 гг. | 1 | Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. | Называть основные цели, задачи и направления (и показывать на карте) внешней политики страны; оценивать ее результативность | Опрос, реферат | §2 | 9.09.13 | |
4 | Реформаторская деятельность М.М. Сперанского | 1 | Создание Государственного совета. М.М.Сперанский. | Определять пред- посылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского, причины их неполной реализации и последствия принятых решений | Опрос, реферат | §3 | 13.09.13 | |
5 | Отечественная война 1812 года | 1 | Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. | Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.; планы сторон, характер войны, ее основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | Опрос, реферат | §4 | 16.09.13 | |
6 | Внешняя политика Александра в 1813-1825 гг. | 1 | Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз. | Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях | Опрос | §5 | 20.09.13 | |
7 | Внутренняя политика Александра в 1815-1825 гг. | 1 | Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. | Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.; давать оценку внутренней политики | Опрос, реферат | §6 | 23.09.13 | |
8 | Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 г. | 1 | Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. | Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг. | Опрос | §7 | 27.09.13 | |
9 | Общественное движение при Александре I | 1 | Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы | Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения | Опрос, самостоятельная работа | §8 | 30.09.13 | |
Тема 2. Россия в первой половине XIX в. Николай I | 8 | |||||||
10 | Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов | 1 | Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. | Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов | Опрос | §9 | 4.10.13 | |
11 | Внутренняя политика Николая | 1 | Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Польское восстание 1830-1831 гг. | Знать годы царствования Николая 1; называть характерные черты внутренней политики Николая 1 | Опрос | §10 | 7.10.13 | |
12 | Социально-экономическое развитие страны в 20-50-е годы | 1 | Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. | Называть характерные черты социально- экономического развития; знать финансовую политику Е.Ф. Канкрина | Опрос | §11 | 11.10.13 | |
13 | Внешняя политика Николая в 1826-1849 гг. | 1 | Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. | Называть основные направления (и показывать на карте) внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада | Опрос | §12 | 14.10.13 | |
14 | Общественное движение при Николае | 1 | Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы. | Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку | Опрос | §13 | 18.10.13 | |
15 | Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя | 1 | Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне. | Знать дату войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора | Опрос | §14 | 21.10.13 | |
16 | Наука и образование в первой половине XIX в. Русские первооткрыватели и путешественники | 1 | Политика в области просвещения. Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки. Называть выдающихся путешественников и ученых, их открытия. | Опрос, самостоятельная работа | §15-16 | 25.10.13 | |
17 | Художественная культура. Быт и обычаи | 1 | Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир). | Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры. Уметь давать сравнительную характеристику быту и образу жизни различных слоев населения | Опрос | §17-18 | 28.10.13 | |
Тема 3. Россия во второй половине XIX в. Александр II | 10 | |||||||
18 | Накануне отмены крепостного права | 1 | Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. | Знать предпосылки причины отмены крепостного права в России | Опрос | §18 | 1.11.13 | |
19 | Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. | Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы; объяснять значение отмены крепостного права | Опрос | §20 | 11.11.13 | |
20 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | 1 | Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России. | Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; при водить оценки характера и значения социальных реформ | Опрос | §21-22 | 15.11.13 | |
21 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | 1 | Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России. | Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; при водить оценки характера и значения социальных реформ | Опрос, реферат | §21-22 | 18.11.13 | |
22 | Отмена крепостного права в России | 1 | Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. | Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы; объяснять значение отмены крепостного права | Опрос | §22 | 22.11.13 | |
23 | Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права | 1 | Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. | Называть основные направлении экономической политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства | Опрос | §23 | 25.11.13 | |
24 | Общественное движение: либералы и консерваторы | 1 | Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. | Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма | Опрос | §24 | 29.11.13 | |
25 | Зарождение революционного народничества и его идеология | 1 | Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». | Называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения | Опрос | §25 | 2.12.13 | |
26 | Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. | 1 | Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». | Называть цели и методы народнических организаций, лидеров. Рассказывать об убийстве царя | Опрос | §26 | 6.12.13 | |
27 | Внешняя политика Александра | 1 | Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. | Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг. Знать дату русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией | Опрос | §27 | 9.12.13 | |
Тема 4 . Россия во второй половине XIX в. Александр III | 8 | |||||||
28 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Знать дату русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией | Опрос, самостоятельная работа | §28 | 13.12.13 | |
29 | Внутренняя политика Александра | 1 | Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. | Приводить оценку личности Александра 111; называть основные черты внутренней политики Александра 111 | Опрос | §29-30 | 16.12.13 | |
30 | Внутренняя политика Александра | 1 | К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. | Приводить оценку личности Александра 111; называть основные черты внутренней политики Александра 111 | Опрос | §29-30 | 20.12.13 | |
31 | Экономическое развитие в годы правления Александра | 1 | Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в. | Называть основные черты экономической политики Александра 111; сравнивать экономические программы Бунге и Вышнеградского; знать экономическую программу С. Ю. Витте; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности Бунге, Вышнеградского, Витте | Опрос | §31 | 23.12.13 | |
32 | Положение основных слоев российского общества | 1 | Народы Российской империи. Национальная политика самодержавия в конце XIX в. | Называть изменения, произошедшие в социальной структуре общества после отмены крепостного права и либеральных реформ. | Опрос | §32-33 | 27.12.13 | |
33 | Положение основных слоев российского общества | 1 | Народы Российской империи. Национальная политика самодержавия в конце XIX в. | Называть изменения, произошедшие в социальной структуре общества после отмены крепостного права и либеральных реформ. | Тестирование | §32-33 | 10.01.14 | |
34 | Общественное движение в 80-90-х гг. | 1 | Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». | Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | Опрос | §34 | 13.01.14 | |
35 | Внешняя политика Александра | 1 | «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг. | Называть цели и Основные направления внешней поли- тики Александра 111 | Опрос | §35 | 17.01.14 | |
Тема 5. «Золотой век» русской культуры. Вторая половина XIX в. | 5 | |||||||
36 | Просвещение и наука во второй половине XIX века | 1 | Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. | Называть достижения науки, деятелей литературы и живописи. | Опрос | §36 | 20.01.14 | |
37 | Литература и изобразительное искусство | 1 | Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). | Называть достижения науки, деятелей литературы и живописи. | Опрос | §37 | 24.01.14 | |
38 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество | 1 | Рождение кинематографа. Градостроительство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс. | Называть стили архитектуры, имена выдающихся архитекторов, музыкантов, актеров. Знать народные промыслы. | Опрос | §38 | 27.01.14 | |
39 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | 1 | Рост населения. Изменения облика городов. Связь и городской транспорт. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. | Называть новые черты в жизни города и деревни, давать им сравнительную характеристику. | Опрос | §39 | 31.01.14 | |
40 | Урок-обобщение по разделу «Россия в XIX веке» | 1 | Самостоятельная работа | - | 3.02.14 | |||
Часть 2. Новая история 1800 – 1913 гг. | ||||||||
41 | Введение. Индустриальная революция | 1 | Хронологические рамки нового времени. Индустриальное общество. Модернизация. Страны старого и нового капитализма. Индустриализация. Демократизация государственной и общественной жизни. 19 век – век рождения и развития индустриального общества. | Называть хронологические рамки нового времени, объяснять новые понятия, называть и сравнивать черты традиционного и индустриального общества | Опрос | §1-2 | 7.02.14 | |
Тема 1. Становление индустриального общества | 7 | |||||||
42 | Индустриальное общество | 1 | Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. | Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников | Опрос | §3-4 | 10.02.14 | |
43 | Индустриальное общество | 1 | Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. | Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников | Опрос | §3-4 | 14.02.14 | |
44 | Наука в XIX веке | 1 | Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. | Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки | Опрос | §5-6 | 17.02.14 | |
45 | Искусство XIX века | 1 | Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс. | Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры | Рефераты | §7-8 | 21.02.14 | |
46 | Либералы, консерваторы, социалисты | 1 | Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. | Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи | Опрос | §9-10 | 24.02.14 | |
47 | Либералы, консерваторы, социалисты | 1 | Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. | Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи | Опрос | §9-10 | 28.02.14 | |
48 | Индустриальное общество: рассвет | 1 | Влияние технического прогресса на повседневную жизнь людей. Газеты. Изобретения. Мода. | Рассказывать о изобретениях и открытиях, их влиянии на повседневную жизнь людей. | Опрос, самостоятельная работа | - | 3.03.14 | |
Тема 2. Строительство новой Европы | 9 | |||||||
49 | Образование наполеоновской империи | 1 | Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. | Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте). Высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с историческим документом | Опрос | §11 | 7.02.14 | |
50 | Падение империи Наполеона. Венский конгресс | 1 | Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. | Знать причины ослабления империи Наполеона. Описывать условия в жизни империи. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу | Опрос | §12 | 10.03.14 | |
51 | Англия в первой половине XIX в. | 1 | Национальные идеи в странах Европы. Чартистское движение в Англии. | Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом | Опрос | §13 | 14.03.14 | |
52 | Франция: от революции 1830 г. к новому политическому кризису | 1 | Европейские революции XIX в. | Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задания | Опрос | §14 | 17.03.14 | |
53 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя | 1 | Вторая империя во Франции. | Объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе; умение устанавливать причинно- следственные связи | Опрос | §15 | 21.03.14 | |
54 | Германия: на пути к единству | 1 | Создание единого германского государства. О. Бисмарк. | Называть причины необходимости объединения Германии. Называть этапы борьбы за объединение. Давать характеристику деятельности «железного канцлера» | Опрос | §16 | 4.04.14 | |
55 | Италия в первой половине XIX в. | 1 | Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. | Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей | Опрос | §17 | 7.04.14 | |
56 | Франко-прусская война. Парижская коммуна | 1 | Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. | Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений | Опрос | §18 | 10.04.14 | |
57 | Новая Европа XIX в. | 1 | Самостоятельная работа | - | 14.04.14 | |||
Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества | 5 | |||||||
58 | Германская империя в конце XIX-начале ХХ в. Борьба за место под солнцем | 1 | Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. | Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения. Показывать на карте колонии | Опрос | §19 | 18.04.14 | |
59 | Великобритания: конец Викторианской эпохи | 1 | Чартизм. Народная хартия. Королева Виктория. Ротшильды. Крымская война. | Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | Опрос | §20 | 21.04.14 | |
60 | Третья республика во Франции | 1 | Террор. Республика. Отсутствие социальной базы для монархии. | Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | Опрос | §21 | 25.04.14 | |
61 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | Итальянская колониальная империя. Война в Эфиопии. Движение протеста в стране. | Рассказывать о развитии страны после объединения, этапах развития модернизации. Давать оценку роли государства в процессе индустриализации. | Опрос | §22 | 28.04.14 | |
62 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса | 1 | Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. | Называть причины крушения империи Габсбургов, рассказывать о событиях, приведших к началу Первой мировой войны | Опрос | §23 | 5.05.14 | |
Тема 4. Две Америки | 2 | |||||||
63 | США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики | Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. | Сравнивать разницу в развитии Севера и Юга, называть этапы Гражданской войны, давать оценку отмене рабства. Называть причины быстрого экономического развития, признаки монополистического капитализма, особенности политического развития. Характеризовать этапы включения США в мировую политику | Опрос | §24-25 | 12.05.14 | ||
64 | Латинская Америка в XIX-начале XX в.: время перемен | Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг. | Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона | Опрос, реферат | §26 | 16.05.14 | ||
Тема 5. Традиционные общества XIX века: новый этап колониализма | 3 | |||||||
65 | Страны Востока в XIX веке: Япония и Китай | «Опиумные войны». Движение тайпинов. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае. | Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики. Объяснять особенности развития Китая, причины превращения Китая в полуколонию; составлять сравнительную таблицу | Опрос | §27-28 | 19.05.14 | ||
66 | Страны Востока в XIX веке: Индия и Африка | Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика. | Называть особенности развития; решать познавательные задания. Уметь делать сообщения. Рассказывать об особенностях развития африканских государств, причинах их завоевания европейскими странами. Назвать этапы борьбы за независимость. | Опрос | §29-30 | 23.05.14 | ||
67 | Международные отношения в конце XIX-начале XX вв. | Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. | Давать характеристику международным отношениям рубежа 19-20 вв. называть противоречия, приведшие к Первой мировой войне. Называть военно-политические блоки, давать оценку факту их создания. | Опрос | §31 | 26.05.14 | ||
68 | Урок обобщения изучения истории в 8 классе | 1 | Завершение изучения разделов, систематизация и обобщение материала | Тестовая работа | - | 30.05.14 | ||
Всего – 68 часов |
IV. Требования к результатам обучения по истории
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая , коммуникативная
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
- способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
- способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
V. Учебно-методический комплект
- Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2008.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913: 8класс. М.: Просвещение, 2010.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. ХIХ век». М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по истории 5-11класс (Данилов,Косулина; Загладин)
Программы много раз проверенные с неимоверной фанатичностью завучем побуквенно! Требовалось 0% отклонения от методписьма. Возможно, кому-то понадобятся для грядущих проверок. Пожалуйста, оставляйте от...
Рабочая программа по истории 7 класс (Юдовская/Данилов, Косулина)
Рабочая программа по истории 7 класс (Юдовская/Данилов, Косулина)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.
Работа по учебно-методическому Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...