Рабочая программа по истории 7 класс (Юдовская/Данилов, Косулина)
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа по истории 7 класс (Юдовская/Данилов, Косулина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_7_klass.docx | 84.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОСПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм ___________ /О.А.Чупина/ «___» ___________ 20__г. | «Утверждаю» Директор ОСПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм ____________/И.А.Костинян/ «___» ___________ 20__г. Приказ от ________№______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _____________________________________________________
(учебный предмет, класс, уровень)
на __________________________________________ учебный год
Составитель: Геращенко Сергей Андреевич, учитель истории и обществознания |
I. Пояснительная записка:
Источники составления программы:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по истории // Вестник образования России. 2004. №12.
- Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI - XVIII вв.: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI - XVIII вв.: рабочая тетрадь для 7 кл. общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2011.
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 7 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2009.
- Юдовская А.Я. Новая история 1500 – 1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500 – 1800. 7 класс. М.: «Просвещение», 2010. Вып. 1,2.
- Положение о рабочей программе педагогического работника обособленного структурного подразделения МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм
Актуальность изучения курса истории:
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
- научиться пользоваться информацией;
- научиться общаться;
- научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Цели и задачи учебного предмета:
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курсов «История Нового времени» и «История России XVI - XVIII вв.»:
- освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до конца XVIII века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI - XVIII вв.; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Общие задачи изучения предмета истории в 7 классе следующие:
- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Нового времени;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Методы и формы решения поставленных задач:
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Нового времени и истории московского государства и Российской империи.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
- личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
— принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории или истории России), межкурсовых (с историей России/историей Нового времени) и межпредметных связей (например, краеведение, обществознание).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные. практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается, прежде всего, на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Формирование системы интегративных связей истории и предметов филологической образовательной области значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Сроки реализации данной программы: 2013-2014 учебный год
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: Базисный учебный план (БУП) для, образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 340 ч на изучение истории (без разделения) в 5-9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «История Нового времени» в 7 классе – 29 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), учебного предмета «История России с древнейших времен до конца XVI века» - 39 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). Соответственно, на изучение истории в 7 классе отводится 68 часов. В I четверти – 16 часов, во II четверти – 16 часов, в 3 четверти – 18 часов, в 4 четверти – 18 часов.
Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсам «История Нового времени» и «История России XVI - XVIII вв.» в 7 классе не предусмотрено авторской программой.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Количество часов (в год) |
Часть 1. История России конца XVI – XVIII вв. | ||
1 | Введение | 1 |
2 | Россия на рубеже XVI – XVII вв. | 3 |
3 | Россия в XVII веке | 9 |
4 | Россия при Петре Великом | 9 |
5 | Россия в 1725 – 1762 гг. | 5 |
6 | Россия в 1762 – 1801 гг. | 12 |
Часть 2. Новая история 1500 – 1800 гг. | ||
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 13 |
3 | Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) | 4 |
4 | Эпоха Просвещения. Время преобразований | 7 |
5 | Колониальный период в Латинской Америке | 1 |
6 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 3 |
Всего часов | 68 |
III. Календарно-тематический план
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Основные понятия и требования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Часть 1. История России конца XVI – XVIII вв. | ||||||||
1 | Введение | 1 | Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. | Знать особенности внутренней и внешней политики царя Фёдора Ивановича. Уметь выделять последствия пресечения династии Рюриковичей. Иметь представление о торговых и культурных связях России со странами Западной Европы на рубеже веков. | 2.09.13 | |||
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. | 3 | |||||||
2 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | 1 | Смутное время. Б.Годунов. Установление крепостного права. | Знать причины обострения социально-экономических противоречий в начале XVII в. Уметь выделять основные цели, которые преследовали Польша и Швеция, вторгаясь на территорию России. | Опрос | §1 | 5.09.13 | |
3 | Смута | 1 | Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. | Знать причины обострения социально-экономических противоречий в начале XVII в. Уметь выделять основные цели, которые преследовали Польша и Швеция, вторгаясь на территорию России. | Опрос | §2 | 9.09.13 | |
4 | Окончание Смутного времени | 1 | Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. | Знать причины установления в России новой династии. Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела. | Самостоятельная работа | §3 | 12.09.13 | |
Тема 2. Россия в XVII веке | 9 | |||||||
5 | Новые явления в экономике | 1 | Ликвидация последствий Смуты. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. | Знать влияние Смутного времени на социально – экономическое положение страны. Уметь выделять последствия перехода к мелкотоварному производству. | Опрос | §4 | 16.09.13 | |
6 | Основные сословия российского общества | 1 | Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. | Знать о процессе постепенного усиления роли дворянства в жизни страны. Знать процесс усиления самодержавной власти. | Опрос | §5 | 19.09.13 | |
7 | Политическое развитие страны | 1 | Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. | Иметь представление о возросшей роли государственного аппарата и армии. Уметь свободно оперировать основными термина раздела. | Опрос | §6 | 23.09.13 | |
8 | Власть и церковь. Церковный раскол | 1 | Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. | Уметь выделять характерные черты во взаимоотношениях церкви и государства | Опрос | §7 | 26.09.13 | |
9 | Народные движения | 1 | Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. | Знать причины и особенности народных волнений. | Опрос | §8 | 30.09.13 | |
10 | Внешняя политика | 1 | Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Русские землепроходцы. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. | Знать причины, ход и итоги внешней политики России в XVII в. Иметь представление о процессе освоения Сибири. | опрос | §9 | 3.10.13 | |
11 | Образование и культура в XVII веке | 1 | Русская культура XVII в. Обмирщение культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна. | Иметь представление о характерных чертах светской культуры. | Опрос | §10 | 7.10.13 | |
12 | Сословный быт. Обычаи и нравы | 1 | Быт и нравы допетровской Руси. | Знать повседневный быт и обычаи крестьян | Опрос | §11 | 10.10.13 | |
13 | Обобщающий урок по теме «Россия в XVII веке» | 1 | Творческая работа (эссе) | - | 14.10.13 | |||
Тема 3. Россия при Петре Великом | 9 | |||||||
14 | Предпосылки петровских преобразований | 1 | Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Великое посольство. | Знать особенности положения России на рубеже XVII – XVII вв. Знать предпосылки прихода Петра I к власти. Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела. | Опрос | §12 | 17.10.13 | |
15 | Петр Великий. Россия на рубеже веков | 1 | Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. | Иметь представление о процессе усиления иностранного влияния на Россию. Уметь выделять характерные черты реформ В. В. Голицына и А. Л. Ордин-Нащокина. | Опрос | §13 | 21.10.13 | |
16 | Северная война | 1 | Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. | Знать причины, ход и итоги Северной войны. | Опрос | §14 | 24.10.13 | |
17 | Государственные реформы Петра Великого | 1 | Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. | Знать основные реформы Петра I в области государственного переустройства. | Опрос | §15 | 28.10.13 | |
18 | Экономическое развитие России в начале XVIII века | 1 | Строительство мануфактур и заводов. | Иметь представление об основных направлениях экономических преобразований на рубеже веков. | Опрос | §16 | 31.10.13 | |
19 | Народные движения первой четверти XVIII века | 1 | Восстание К.Булавина. | Знать характерные черты народных восстаний первой четверти XVIII в. и их причины. | Опрос | §17 | 11.11.13 | |
20 | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века | 1 | Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. | Иметь представление о процессе насаждения в России западноевропейской культуры. | Опрос | §18 | 14.11.13 | |
21 | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века | 1 | Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. | Иметь представление о процессе насаждения в России западноевропейской культуры. | Опрос | §19 | 18.11.13 | |
22 | Обобщающий урок по теме «Россия при Петре Великом» | 1 | Роль петровских преобразований в истории страны. | Самостоятельная работа | - | 21.11.13 | ||
Тема 4 .Россия в 1725 – 1762 гг. | 5 | |||||||
23 | Дворцовые перевороты | 1 | Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. | Знать основные причины и последствия дворцовых переворотов. Иметь представление об изменении системы местного самоуправления в изучаемый период. Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.. | Опрос | §20-21 | 25.11.13 | |
24 | Дворцовые перевороты | 1 | Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. | Знать основные причины и последствия дворцовых переворотов. Иметь представление об изменении системы местного самоуправления в изучаемый период. Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела. | Опрос | §20-21 | 28.11.13 | |
25 | Внутренняя политика в 1725-1762 гг. | 1 | Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. | Знать особенности внутренней политики во время дворцовых переворотов | Опрос | §22 | 2.12.13 | |
26 | Внешняя политика в 1725-1762 гг. | 1 | Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель. | Знать особенности внешней политики во время дворцовых переворотов | Опрос | §23 | 5.12.13 | |
27 | Обобщающий урок по теме «Россия в 1725-1762 гг.» | 1 | Опрос | - | 9.12.13 | |||
Тема 5. Россия в 1762 – 1801 гг. | 12 | |||||||
28 | Внутренняя политика Екатерины II | Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. | Знать особенности внутренней политики во времена Екатерины II. | Опрос | §24 | 12.12.13 | ||
29 | Внутренняя политика Екатерины II | Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. | Знать особенности внутренней политики во времена Екатерины II. | Опрос | §24 | 16.12.13 | ||
30 | Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева | Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. | Иметь представление о причинах, характере и итогах крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва. | Опрос | §25 | 19.12.13 | ||
31 | Экономика России во вт. половине XVIII века | Развитие капиталистического уклада. | Уметь выделять особенности разложения феодально-крепостнической системы | Опрос | §26 | 23.12.13 | ||
32 | Внешняя политика Екатерины II | Русско-турецкие войны конца XVIII в. Россия и Великая французская революция. | Иметь представление о процессах проникновения либеральных идей в Россию. Знать основные направления внешней политики при Екатерине II | Опрос | §27-28 | 26.12.13 | ||
33 | Внешняя политика Екатерины II | Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков. | Иметь представление о процессах проникновения либеральных идей в Россию. Знать основные направления внешней политики при Екатерине II | Опрос | §27-28 | 13.01.14 | ||
34 | Россия при Павле I | Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. | Иметь представление о личности Павла I. Знать характерные черты во внутренней и внешней политике при Павле I. | Опрос | §29 | 16.01.14 | ||
35 | Наука и образование | Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. | Уметь выделять характерные черты российского образования в XVIII в. | Опрос | §30 | 20.01.14 | ||
36 | Художественная культура | Русская культура второй половины XVIII в. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. | Уметь выделять особенности в развитии художественной культуры в конце XVIII в. | Опрос | §31-32 | 23.01.14 | ||
37 | Быт и обычаи | Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан. | Уметь выделять особенности в развитии быта в конце XVIII в. | Опрос | §33 | 27.01.14 | ||
38 | Народы России в XVIII веке | Присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. | Знать политику русских властей в отношении нерусских народов. | Опрос | Записи в тетради | 30.01.14 | ||
39 | История России XVII – XVIII вв. как феномен мировой истории | Завершение изучения раздела, систематизация и обобщение материала | Контрольная работа по разделу | - | 3.02.14 | |||
Часть 2. Новая история 1500 – 1800 гг. | ||||||||
40 | Вводный урок. От Средневековья к Новому времени | 1 | Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. | - | 6.02.14 | |||
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 13 | |||||||
41 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 | Совершенствование техники. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк. | Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. | Опрос | §1 | 10.02.14 | |
42 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 1 | Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк. | Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен. | Опрос | §2 | 13.02.14 | |
43 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе | 1 | Реформация. Утверждение абсолютизма Европейские государства в XVI-XVII вв. Испанская империя при Карле V. | Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. | Опрос | §3 | 17.02.14 | |
44 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Возникновение мануфактур. | Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. | Опрос | §4 | 20.02.14 | |
45 | Новые ценности преобразуют общество | 1 | Развитие товарного производства. Торговые компании. | Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих. | Опрос | §5 | 27.02.14 | |
46 | Повседневная жизнь | 1 | Буржуазия и наемные рабочие. | Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. | Опрос | §6 | 3.03.14 | |
47 | Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке | 1 | Эпоха Возрождения. Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. | От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры. | Опрос | §7-8 | 6.03.14 | |
48 | Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (XV-XVII вв.) | 1 | Искусство Ренессанса. | Новые тенденции в изобразительном искусстве. Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. | Творческая работа | §9 | 10.03.14 | |
49 | Рождение новой европейской науки | 1 | Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. | Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей. | Опрос | §10 | 13.03.13 | |
50 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 | Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. | Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. | Опрос | §11 | 17.03.14 | |
51 | Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации | 1 | Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. | Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. | Опрос | §12 | 20.03.14 | |
52 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 1 | Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии. Генрих VIII. Елизавета I. | Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I. | Опрос | §13 | 3.04.14 | |
53 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти во Франции. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. | Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте. | Опрос | §14 | 7.04.14 | |
Тема 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) | 4 | |||||||
54 | Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии | 1 | Первые буржуазные революции. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. | Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» | Опрос | §15 | 10.04.14 | |
55 | Парламент против короля. Революция в Англии | 1 | Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. | Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. | Опрос | §16 | 14.04.14 | |
56 | Английская революция. Путь к парламентской монархии | 1 | Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция». | Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия | Опрос | §17 | 17.04.14 | |
57 | Международные отношения в XVI – XVIII вв. | 1 | Тридцатилетняя война и Вестфальская система. | Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система». | Тестовая работа | §18 | 21.04.14 | |
Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований | 7 | |||||||
58 | Век Просвещения. Стремление к царству Разума. Художественная культура Европы эпохи Просвещения | 1 | Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. | Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден. | Опрос | §19-20 | 24.04.14 | |
59 | Промышленный переворот в Англии | 1 | Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. | Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). | Опрос | §21 | 28.04.14 | |
60 | Английские колонии в Северной Америке | 1 | Английские колонии в Америке. Фридрих II. Семилетняя война. | Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма. | Опрос | §22 | 5.05.14 | |
61 | Война за независимость. Создание США | 1 | Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. | Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки. | Опрос | §23 | 8.05.14 | |
62 | Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции | 1 | Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. | Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. | Опрос | §24 | 12.05.14 | |
63 | Великая французская революция. От монархии к республике | 1 | Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. | Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. | Опрос | §25 | 15.05.14 | |
64 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | 1 | Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. | Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства. Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории. | Опрос | §26 | 19.05.14 | |
Тема 4. Колониальный период в Латинской Америке | 1 | |||||||
65 | Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества | 1 | Мир испанцев и мир индейцев. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. | Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити. | §27 | 22.05.14 | ||
Тема 5. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 3 | |||||||
66 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | 1 | Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. | Основные черты традиционного общества: государство. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. | Опрос | §28 | 26.05.14 | |
67 | Государства Востока. Начало европейской колонизации | 1 | Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава. | Маньчжурское завоевание Китая. Русско-китайские отношения. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Русско-японские отношения. | Опрос | §29-30 | 26.05.14 | |
68 | Урок обобщения изучения истории в 7 классе | 1 | Завершение изучения разделов, систематизация и обобщение материала | Тестовая работа | - | 29.05.14 | ||
Всего – 68 часов |
IV. Требования к результатам обучения по истории
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая , коммуникативная
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
- способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
- способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
V. Учебно-методический комплект
- Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI - XVIII вв.: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI - XVIII вв.: рабочая тетрадь для 7 кл. общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2011.
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 7 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2009.
- Юдовская А.Я. Новая история 1500 – 1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500 – 1800. 7 класс. М.: «Просвещение», 2010. Вып. 1,2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по истории 5-11класс (Данилов,Косулина; Загладин)
Программы много раз проверенные с неимоверной фанатичностью завучем побуквенно! Требовалось 0% отклонения от методписьма. Возможно, кому-то понадобятся для грядущих проверок. Пожалуйста, оставляйте от...
Рабочая программа по истории 8 класс (Юдовская/Данилов, Косулина)
Рабочая программа по истории 8 класс (Юдовская/Данилов, Косулина)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.
Работа по учебно-методическому Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...