практические методы работы с текстом, как способ формирования универсальных усебных действий. доклад
статья по истории по теме
Проблема усвоения материала учебника существует давно и решается учителями по-разному.
Дело в том, что учебники истории имеют ряд «подводных камней», усложняющих усвоение материала. При видимой легкости чтения запоминается крайне мало информации. Учебник насыщен фактами, датами ,именами и новыми терминами и понятиями. На все это наслаивается публицистический стиль изложения, когда явно просматривается мнение автора учебника. Немотивированное чтение не дает эффекта, приводит к механическому зазубриванию, от внимания школьника ускользают главные моменты, а механически выученный текст быстро забывается. Эта проблема возникает с первых дней в 5 классе. Обилие новых слов сбивает учащихся столку, они быстро утомляются и теряют интерес к предмету. Как научить школьника извлеать из текста полезную информацию и облегчить ее запоминание. Начинать формировать основы критического мышления нужно постепенно. Для этого разработано множество методических приемов. Составление плана или таблицы наиболее освоенные и часто применяемые приемы у многих педагогов. В своей работе я часто применяю эти формы работы и вижу положительные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практические методы работы с учебным текстом | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете школы 07.11.2013г.
Практические методы работы с учебным текстом как способ формирования универсальных учебных действий.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.
Универсальные учебные действия:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Процесс формирования УУД можно проследить на примере работы с учебным текстом на уроках истории.
Проблема усвоения материала учебника существует давно и решается учителями по-разному.
Дело в том, что учебники истории имеют ряд «подводных камней», мешающих усвоению материала. При видимой легкости чтения запоминается крайне мало информации. Учебник насыщен фактами, датами ,именами и новыми терминами и понятиями. На все это наслаивается публицистический стиль изложения, когда явно просматривается мнение автора учебника. Монотонное чтение не дает эффекта, приводит к механическому зазубриванию, от внимания школьника ускользают главные моменты, а механически выученный текст быстро забывается. Эта проблема возникает с первых дней в 5 классе. Обилие новых слов сбивает учащихся столку, они быстро утомляются и теряют интерес к предмету.
Начинать формировать основы критического мышления нужно постепенно. Для этого разработано множество методических приемов. Составление плана или таблицы наиболее освоенные и часто применяемые приемы у многих педагогов. В своей работе я часто применяю эти формы работы и вижу положительные результаты.
Что же такое план или таблица. В них есть много общего. Это краткое изложение содержания текста. План исторического текста отличается от плана литературного тем, что в нем обязательно должны отразиться факты и события, упомянутые в текст.
Исторический план больше похож на очень сжатый конспект. Основные достоинства плана:
1. Ставится конкретная цель работы.
2. В процессе поиска нужной информации ученик невольно перечитывает отдельные части текста, что позволяет запомнить больше фактов.
3. Он учится отбрасывать второстепенное и выбирать главное
4. Учится формулировать мысли кратко, используя научные термины
5.прививаются общеучебные навыки: опрятно оформлять запись, писать грамотно, четко прописывать слова, пользоваться своими записями.
6. И наконец, формируется навык исследования информации, и ее систематизации.
Рассмотрим виды планов, используемых на уроках истории.
Простой (информативный) план составляется в случае, если нужно выделить в тексте главное, сохраняя внутренние связи, воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу. Такой план используется чаще всего в младших классах, или когда нужно подготовить продолжительное выступление в старшей школе.
Сложный (развернутый план) дает возможность подтвердить основные мысли фактами и конкретизировать их. По содержанию план может быть информативный, развернутый, картинный, смысловой, стереотипный, тезисный.
На первом этапе главной задачей является научить учащихся пользоваться алгоритмом и выполнять требования к оформлению плана. В 5 классе приходится объяснять, почему нужно писать без ошибок и помарок, как выделять основную мысль, что в тексте является наиболее значимым.
Задача учителя – к окончанию основной школы научить детей самостоятельно писать планы без готового алгоритма.
И план и таблица позволяют учителю увидеть все слабые места в знаниях ученика.
Я применяю эти приемы в зависимости от от возраста, наличия навыка, развития логических способностей учеников, а также от содержания текста. Если текст насыщен новыми понятиями, описанием крупных событий , требующих анализа, то применяется план. Если в тексте много событий и дат, то разумно применить таблицу.
К их заполнению выдвигаются определенные правила:
1. чертить только по линейке
2. писать кратко и четко
3. соблюдать синхронность в таблице
4. обязательно писать заглавие
5. содержание должно соответствовать заданной теме
Таблицы схожи с планом по конечным целям, но они более компактные и лучше систематизируют материал. Работа с таблицей формирует следующие умения:
- выбирать нужный материал из текста
- кратко формулировать мысль в виде словосочетаний или простых предложений
-разборчиво и аккуратно вести записи
- пользоваться своими записями во время устного ответа.
Таблицы также бывают разные по значению: хронологические, аналитические, сравнительные. Дети должны различать их и выполнять в соответствии с требованиями: Хочется привести примеры наиболее распространенных ошибок.
Хронологическая таблица: пример- таблица о 1 мировой войне
Дата | событие |
1888 | Воцарение Вильгельма на престол Германии |
В данном случае в таблицу внесена несущественная дата, не относящаяся к теме таблицы.
Аналитическая таблица:
дата | событие | значение |
В таких таблицах важно правильно распределить размеры колонок, т.к. больше всего текста будет в 3 колонке.
Сравнительная таблица:
Развитие капитализма в Европе в конце 19 века:
Линии сравнения | Англия | Франция | германия |
Промышленность | В Англии замедлился экономический рост | Промышленность Франции переживала подъем | |
Сельское хозяйство | Сельское хозяйство … | ||
торговля |
Здесь ученик повторят слова, которые уже есть в линиях сравнения, перегружая текст лишней информацией. При систематической работе большинство учащихся избавляются от таких ошибок и смело пользуются записями во время ответов, а в старших классах они самостоятельно составляют линии сравнения для таблицы.
В 5-6 классах таблица используется редко и с минимумом колонок, так как у детей еще не сформировался почерк и в таблице слова просто не помещаются. Здесь используется таблица из двух колонок, для сравнения каких либо фактов. На данном этапе главное научить учащихся правильно и аккуратно оформлять работу.
Часто приходится использовать таблицу при изучении тем по культуре, т.к. текст большой, а времени мало. Если в 8 классе в теме русско-турецкие войны описывается 3 войны ,то цель урока запомнить итоги каждой ,не вдаваясь в подробности, в теме 1 мировая война много и фактов и дат и проблемных вопросов, здесь можно использовать 3 вида таблиц. Часть можно сделать на уроке, а часть дома. В старших классах эти формы используются без алгоритма, т.к. учащиеся умеют сами выстраивать линии сравнения. Использование планов и таблиц важно и потому, что подобные задания присутствуют в ГИА и ЕГЭ, поэтому отработку навыка необходимо начать как можно раньше.
Таким образом, можно сказать, что целенаправленное изучение текста дает учителю возможность акцентировать внимание учащихся на важные моменты, не отвлекаясь на мелкие подробности. При этом ученик добывает знание самостоятельно, целенаправленно изучая текст.
Как составлять простой план
- Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
- Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
- Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
- Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
- Запишите план.
- Запомните требования к плану:
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Как составлять сложный план
- Внимательно прочитайте изучаемый материал.
- Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
- Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
- Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Общие правила составления плана при работе с текстом
- Для составления плана необходимо прочитать текст, продумать прочитанное.
- Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
- Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
- Обязательно использовать новые понятия и термины, которые есть в тексте. (особенно, если они выделены как либо)
- Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Алгоритм составления таблицы:
- Напишите название таблицы.
- По линейке разграфите страницу тетради на необходимое количество граф.
- Заполните «шапку» таблицы, выбрав нужные параметры для анализа материала.
- четко и кратко ведите записи в графах, в виде словосочетаний или простых предложений, нельзя применять глаголы.
- В таблице должны быть только факты.
- Не экономьте бумагу, четко разделяйте текст по горизонтали.
- Помните, таблица это в
- аша подсказка во время ответа.
Хронологическая таблица: пример- таблица о 1 мировой войне
Дата | событие |
1888 | Воцарение Вильгельма на престол Германии |
неверно
Аналитическая таблица:
дата | событие | значение |
Аналитическая таблица:
Великие европейские просветители 18века.
Имя | Страна | Основные идеи |
Сравнительная таблица:
Развитие капитализма в Европе в конце 19 века:
Линии сравнения | Англия | Франция | германия |
Промышленность | В Англии замедлился экономический рост | Промышленность Франции переживала подъем | |
Сельское хозяйство | Сельское хозяйство … | ||
торговля |
Подчеркнутое неверно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...
Практические работы на уроках географии с использованием географических карт, как эффективный способ формирования универсальных учебных действий.
Практические работы на уроках географии 6 класс....
Практические работы на уроках географии с использованием географических карт, как эффективный способ формирования универсальных учебных действий.
Практические работы на уроках географии 6 класс....
Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе
Сегодня обучение должно иметь системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...
Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...
Метод проектной деятельности «Бизнес-план», как способ формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.
Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого пр...