Рабочая программа по истории, 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, составлена на основе:
-авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5 – 11 классы» - 5-е издание, М «Просвещение» 2008),
- авторской программы «Новая история 7-8 классы» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной. – М.: Просвещение, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_progr.docx | 94.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» На заседании МС Протокол № ___ от «____»___________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Быковская ООШ» ___________ Чепурина Г.М. «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Быковская ООШ» __________Павленко А.М. Приказ №___ от «___»_________2013 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Капустиной Асият Малильевны
II квалификационная категория
по учебному предмету «История»
7 класс
Базовый уровень
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «История» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1312 от 09. 03. 2004 года,
- авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5 – 11 классы» - 5-е издание, М «Просвещение» 2008),
- авторской программы «Новая история 7-8 классы» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной. – М.: Просвещение, 2008.
Цель курса: дать школьникам знания о значительных процессах и основных событиях, российской и зарубежной истории в период Нового времени; важнейших достижениях культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени.
Задачи курса:
1. Осветить взаимодействие европейских государств и России, их экономическое развитие, различные формы социального и политического строя;
2. Показать особенности развития экономических, политических и культурных процессов в истории России и мира в Новое время.
3. Способствовать формированию знаний о периодизации Нового времени, о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития перед революционным; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий; об особенностях духовной жизни европейцев.
4. Формировать уважение и интерес к истории развития человечества и культуры.
Внесённые изменения.
Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование:
История Нового времени
№ п/п | Структура программы | Кол-во часов по | Изменения | Обоснование | |
уч. прогр. | раб. прогр. | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Часть I. Европа и мир в начале Нового времени | 17 | 15 | Сокращено на 2 часа | Произошло объединение тем: «Революция в Англии. Установление парламентской монархии»; «Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения».* |
3 | Часть II. Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 8 | 8 | ||
4 | Часть III. Традиционные общества в раннее Новое время. | 3 | 3 | ||
6 | Итоговое повторение | 1 | 1 | ||
7 | Резерв | - | - | ||
8 | Всего по курсу | 30 | 28 |
*По авторской программе А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной по курсу «Новая история», 7 класс выделено 30 часов учебного времени, в настоящей учебной программе – 28, так как авторская программа по истории России предполагает 42 часа учебного времени. Приоритет истории России обусловлен тем, что КИМы для итоговой аттестации по курсу «История» содержат материалы только по истории России.
Для освоения знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности внесён краеведческий материал по темам «XVII век в истории Белгородчины», «Родной край во второй половине XVIII века. Социально-экономическое и политическое развитие Белгородского края», что соответствует авторской программе.
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:
Учебники и программы:
- Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России (конец XVI- XVIII века): Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2009.
- Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2008.
- Юдовская, А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800 гг.: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, А. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
- Юдовская, А. Я., Ванюшкина, Л.М. Всеобщая история. История Нового времени // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2008.
Количество часов в неделю: 2 часа, всего – 70 часов.
по Всеобщей истории (история Нового времени)-28 часов.
по истории России - 42 часа.
Методы и формы решения поставленных задач
- Используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа
- индивидуальные и групповые формы работы, работа с фрагментами исторических документов, составление презентаций, таблиц, схем, реферативная работа, работа с исторической картой.
Формы организации учебного процесса: | Формами контроля ЗУН(ов) учащихся являются: |
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны
знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; виды исторических источников.
Уметь:
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
- рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;
- анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;
- определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
- уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
содержание программы:
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (28ч)
Эпоха Великих географических открытий
Путешествия В. да Гамы, X. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф.Дрейк.
Европа: от средневековья к Новому времени
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Эпоха Возрождения
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигъери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дою. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.
Реформация и контрреформация в Европе
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.
Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Ранние буржуазные революции. Международные отношения
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.
Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Западноевропейская культура XVIII века
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США
Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.
Великая Французская революция XVIII в.
Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
Традиционное общество Востока. Начало Европейской колонизации
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI - XVIII вв. (42 ч)
Россия на рубеже XVI-XVII вв.
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Россия в XVII в.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь
Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны.
Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. .;
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С. Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
XVII век в истории Белгородчины. Особенности развития Белгородской земли. Развитие сельского хозяйства.
Россия в первой половине XVIII века
Преобразования Петра Великого. Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Россия во второй половине XVIII в.
Екатерина П. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Русская культура второй половины XVIII в.Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Родной край во второй половине XVIII века. Социально-экономическое и политическое развитие Белгородского края. Развитие сельского хозяйства и промышленности.
Календарно-тематическое планирование.
Новая история. Конец XV-XVIII в.
(28 ч.)
№ п/ п | Название темы | Часы учебного времени | Планируемая дата | Фактич. дата | Примеч. |
1 | «Вводное занятие «От Средневековья к Новому времени». | 1 | |||
Часть I. Европа и мир в начале Нового времени | 15 | ||||
Тема 1. Эпоха Великих географических открытий | 2 | ||||
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 | |||
3 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 1 | |||
Тема 2. Европа: от Средневековья к Новому времени | 4 | ||||
4 | Усиление королевской власти в ХVI-ХVП вв. Абсолютизм в Европе. | 1 | |||
5 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1 | |||
6 | Европейское общество в раннее Новое время. | 1 | |||
7 | Повседневная жизнь Европы. | 1 | |||
Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения. | 2 | ||||
8 | Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. | 1 | |||
9 | Рождение новой европейской науки | 1 | |||
Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе. | 4 | ||||
10 | Начало реформации в Европе. Обновление христианства. | 1 | |||
11 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 1 | |||
12 | Королевская власть и Реформация в Англии. | 1 | |||
13 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | 1 | |||
Тема 5. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). | 3 | ||||
14 | Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. | 1 | |||
15 | Революция в Англии. Установление парламентской монархии. | 1 | |||
16 | Международные отношения в ХVI-ХVШ веках. | 1 | |||
Часть II. Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 8 | ||||
Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в. | 2 | ||||
17 | Великие просветители Европы | 1 | |||
18 | Мир художественной культуры Просвещения. | 1 | |||
Тема 2. Промышленный переворот в Англии. | 1 | ||||
19 | Начало промышленного переворота. | 1 | |||
Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. | 2 | ||||
20 | Английские колонии в Америке. | 1 | |||
21 | Война за независимость. Создание США. | 1 | |||
Тема 4. Великая французская буржуазная революция XVIII в. | 3 | ||||
22 | Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. | 1 | |||
23 | Великая французская революция. От монархии к республике. | 1 | |||
24 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | 1 | |||
Часть III. Традиционные общества в раннее Новое время. | 3 | ||||
25 | Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке. | 2 | |||
Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | |||||
26 | Основные черты традиционного общества. | 1 | |||
27 | Индия, Китай и Япония в ХVI-XVIII вв. | 1 | |||
28 | Итоговое повторение по теме: «Мир в эпоху раннего Нового времени» | 1 |
История Отечества (42 час)
№ п/ п | Название темы | Часы учебного времени | Планир. дата | Фактич. дата | Примеч. |
Россия на рубеже XVI-XVII веков | 4 | ||||
1 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | 1 | |||
2 | Смута | 1 | |||
3 | Окончание Смутного времени. | 1 | |||
4 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XVI-XVII веков» | ||||
Россия в XVII веке. | 10 | ||||
5 | Новые явления в экономике. | 1 | |||
6 | Основные сословия российского общества | 1 | |||
7 | Политическое развитие страны. | 1 | |||
8 | Власть и церковь. Церковный раскол. | 1 | |||
9 | Народные движения | 1 | |||
10 | Внешняя политика | 1 | |||
11 | Образование и культура в XVII веке. | 1 | |||
12 | Сословный быт. Обычаи и нравы. | 1 | |||
13 | XVII век в истории Белгородчины | 1 | |||
14 | Повторительно- обобщающий урок по главе «Россия в XVII веке.» | 1 | |||
Россия в первой четверти XVIII в. | 12 | ||||
15 | Предпосылки петровских преобразований | 1 | |||
16 | Пётр I. Россия на рубеже веков. | 1 | |||
17 | Северная война. Восточное направление внешней политики. | ||||
18 | Северная война. Итоги внешней политики Петра I. | 1 | |||
19 | Реформы Петра I: причины и содержание реформ. | 1 | |||
20 | Реформы Петра I: выступления против реформ, значение петровских преобразований. | 1 | |||
21 | Экономика России в первой четверти XVIII века. | 1 | |||
22 | Экономика России в первой четверти XVIII века. | 1 | |||
23 | Народные движения в первой четверти XVIII века. | 1 | |||
24 | Изменения в культуре в первой четверти XVIII века. | 1 | |||
25 | Изменения в быту в первой четверти XVIII века. | 1 | |||
26 | Урок контроля и проверки знаний по теме главы. Тестовый контроль. | 1 | |||
Россия в 1725 -1 762 | 4 | ||||
27 | Дворцовые перевороты | 1 | |||
28 | Внутренняя политика в 1725-1762 годах. | 1 | |||
29 | Внешняя политика России в 1725- 1762 годах. | 1 |
Россия в 1762-1801 годах. | 10 | ||||
30 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | |||
31 | Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва. | 1 | |||
32 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. | 1 | |||
33 | Внешняя политика Екатерины II. | 1 | |||
34 | Внешняя политика Екатерины II. | 1 | |||
35 | Россия при Павле I. | 1 | |||
36 | Наука и образование в России. | ||||
37 | Художественная культура. | 1 | |||
38 | Быт и обычаи | 1 | |||
39 | Родной край во второй половине XVIII века. Социально-экономическое и политическое развитие Белгородского края. | 1 | |||
40 | Повторительно- обобщающий урок по главе «Россия в 1762-1801 годах». Тестовый контроль. | 1 | |||
41 | Итоговое повторение | 1 | |||
42 | Резерв | 1 |
Формы и средства контроля.
Контроль уровня обучения.
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
- Устный опрос (собеседование);
- Публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);
- Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
- различные виды работ с исторической картой;анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- тесты (однотипные, комплексные);
- Тексты с лакунами (пропусками);
- историческое сочинение, эссе и т.п.
- рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
Итоговое тестирование по курсу: История Нового времени».
1. Первое плавание X. Колумба началось в:
а) 1492 г. в) 1453 г.
б) 1503 г. г) 1519 г.
2. Выдающиеся мореплаватели, участники Великих географических открытий (укажите лишнее):
а) А. Веспуччи
б) Ф. Магеллан
в) Васко да Гама
г) Б. де Лас Касас
3. Начало европейской Реформации связано с деятельностью:
а) Ж. Кальвина в) М. Лютера
б) Т. Мора г) Генриха VIII
4. Реформация — это:
а) широкое движение за переустройство католической церкви
б) деятельность, направленная на совершенствование системы управления в абсолютистских государствах
в) борьба за сохранение сложившихся в обществе порядков
г) борьба за сохранение сложившихся в католической церкви обычаев и догматов
5. К важнейшим признакам мануфактуры относится:
а) разделение труда
б) применение машин
в) наличие общего производственного здания
г) жесткая регламентация производства со стороны цехов
6. «Владычицей морей» в XVII в. начали называть:
а) Францию в) Англию
б) Португалию г) Италию
7. В раннее новое время росла численность (найдите лишнее):
а) буржуазии
б) наемных рабочих
в) старого дворянства
г) людей, стоящих вне сложившихся социальных групп (бедняков, нищих и пр.)
8. Обязательным признаком абсолютизма является:
а) формирование централизованной системы управления
б) прекращение деятельности представительных органов
в) преследование религиозных меньшинств
г) проведение политики веротерпимости
9. Глава англиканской церкви:
а) король
б) Папа Римский
в) архиепископ Кентерберийский
г) лицо, избираемое церковными приходами
10. Основными участниками религиозных войн второй половины XVI в. во Франции были:
а) католики и лютеране
б) католики и гугеноты
в) гугеноты и лютеране
г) сторонники и противники абсолютизма
11. К причинам Нидерландской революции XVI в.относят (укажите лишнее):
а) стремление страны к независимости от Испании
б) ущемление Испанией экономических интересов Нидерландов
в) религиозные преследования
г) затяжной экономический кризис, начавшийся в конце XV в.
12. Английская революция началась в:
а) начале XVII в.
б) 40-е гг. XVII в.
в) 80-е гг. XVII в.
г) 60-е гг. XVII в.
13. «Славной революцией» называют:
а) бегство Якова II из Англии и восшествие на престол Вильгельма Оранского в 1688 г.
б) казнь Карла I в 1649 г.
в) казнь Карла I и провозглашение Англии республикой в 1649 г.
г) разгон Долгого парламента и установление протектората О. Кромвеля
14. Вестфальский мир был заключен по итогам:
а) Северной войны
б) Столетней войны
в) Тридцатилетней войны
г) религиозных войн во Франции
15. К XVI—XVII вв. относятся научные открытия (укажите лишнее):
а) закон всемирного тяготения
б) доказательство, что Земля вращается вокруг
Солнца и собственной оси
в) создание универсального парового двигателя
г) вывод о бесконечности Вселенной
16. Выдающийся философ эпохи Просвещения:
а) И. Ньютон в) И. Гутенберг
б) Н. Коперник г) Ж. Ж. Руссо
17. Философы-просветители XVIII в.:
а) призывали к революции и насильственному свержению абсолютизма
б) выступали за переустройство общества в соответствии с принципами разума и науки
в) выступали за ликвидацию частной собственности
г) были сторонниками республики
18. Промышленный переворот — это:
а) возникновение мануфактурного производства
б) переход от мануфактуры к фабрике
в) возникновение разделения труда
г) переход от крепостного труда к наемному
19. Автором Декларации независимости США был:
а) Т. Джефферсон в) Б. Франклин
б) Дж. Вашингтон г) Т. Пейн
20. По Конституции 1787 г. исполнительная власть в США вручена:
а) королю в) президенту
б) Конгрессу г) палате представителей
21. Началом Великой французской революции является:
а) созыв Генеральных штатов
б) взятие Бастилии
в) принятие Декларации прав человека и гражданина
г) провозглашение Учредительного собрания
22. Политическая группировка в годы Великой французской революции:
а) левеллеры в) жирондисты
б) лоялисты г) пуритане
23. В результате Великой французской революции (укажите лишнее):
а) был свергнут абсолютизм
б) были созданы условия для развития капиталистических отношений
в) было ликвидировано имущественное равенство
г) значительная часть земли оказалась в собственности крестьян
24. В XVI—XVIII вв. в Индии, Китае и Японии:
а) утвердились основы индустриального общества
б) существовали централизованные государства
в) правили иностранные по происхождению династии
г) сохранялось традиционное общество
25. Колонизация европейцами Латинской Америки (укажите лишнее):
а) имела мирный характер
б) сопровождалась истреблением местного населения
в) стала началом взаимодействия индейской и европейской культур
г) привела к образованию нового — латиноамериканского — общества
Тест по теме: «Реформация и контрреформация».
1. Выберите правильный ответ Реформация XVI веке началась а Швейцария
б Германия
в Франция
2. Начало Реформации связано с именем
а Ж.Кальвин
б М.Лютер
в М.Сервет
3. Назовите понятие, которое соответствует данному описанию Ими особенно активно торговали в Германии. Выложив деньги за эти грамоты, «подкупные и лживые», человек мог рассчитывать на прощение грехов и спасение души:
а Индульгенции
б Калькулярии
в тезисы
4. Назовите понятие, которое соответствует данному описанию. Католики и протестанты воевали между собой, стремясь силой заставить своих противников признать те истины, в которые они верили:
а Религиозные войны
б Гражданские войны
в Крестьянские войны
5. Назовите лишнее. М.Лютер учил, что:
а Человек спасается лишь верой
б Спасение зависит от личных заслуг человека и даруется Богом
в Источником религиозных истин является только Священное Писание
г Церковь не должна подчиняться ни папе и светским государям
6. Назовите лишнее. Ж.Кальвин учил:
а Душа человека предопределена Богом к спасению или погибели
б Церковь не должна подчиняться ни Папе, ни светским государям
в Человек должен упорно трудиться, стремиться к успеху
г Подданные должны безропотно подчиняться любой власти, даже власти тирана
7. Найдите ошибку в описании. Ж.Кальвин считал, что Бог предопределил души людей к спасению или погибели. Человек бессилен перед волей Бога. Он должен безропотно повиноваться ей: молчать, молиться, мечтать о спасении – отказаться от активной жизни, надеяться и верить:
а). На самом деле Кальвин верил в способность человека добиться спасения собственными усилиями и трудом
б). На самом деле Кальвин считал активную трудовую жизнь долгом человека перед Богом
в). Ошибок нет.
8. Найдите ошибку в описании. М.Лютер создал дешевую церковь. В ней не было пышных обрядов, икон, почитание святых мощей, проповедей. Лютеранские пасторы находились на государственной службе:
а). На самом деле в лютеранской церкви сохранилось почитание икон и святых мощей
б). На самом деле проповеди занимали важное место в церковных службах
в). На самом деле пасторов нанимали верующие.
9. Объясните смысл выражения: «Чья страна – того и вера»:
а). Подданные обязаны исповедовать ту религию, которой придерживается их князь
б). Князья обязаны исповедовать ту религию, которой придерживаются его подданные.
в). Князья должны придерживаться той религии, которой придерживается император.
Контрольное тестирование по теме: «Россия в первой четверти XVIII в.»
В первые годы правления Петра I приказная система
А) подверглась незначительным изменениям
Б) была сильно модернизирована, старые приказы было упразднены, создано
много новых
В) была отменена, а вместо нее создана система коллегий
Г) среди ответов А, Б, В нет правильного
2. Петр I создавал мануфактуры в основном для
А) для пополнения казны
Б) обеспечения нужд армии
В) создания купечества в качестве опоры экономики
Г) среди ответов А, Б, В нет правильного
3. Даты царствования Петра I
А) 1672-1725
Б) 1675-1724
В) 1682-1725
Г) среди ответов А, Б, В нет правильного
4. Важнейшими коллегиями были
А) Военная, Мануфактур-коллегия, Синод
Б) Военная, Коммерц-коллегия, Иностранная
В) Военная, Адмиралтейская, Иностранная
Г) Военная, Адмиралтейская, Тайная Канцелярия
5. Для управления финансами государства были созданы
А) Камер-, Комерц-, Ревизион-коллегия
Б) Мануфактур-, Комерц-, Ревизион-коллегия
В) Камер-, Штатс-контор-, Ревизион-коллегия
Г) Берг-, Штатс-контор-, Комерц-коллегия
6. Прокурорский контроль введен Петром I для:
А) надзора за соблюдением законов
Б) противодействия Сенату
В) политического сыска
Г) контроля Сенатом коллегий
7. Петербург стал столицей в
А) 1701
Б) 1703
В) 1713
Г) 1720
8. Основу российской армии составляли
А) иностранные наемники и иррегулярная армия
Б) принудительно набранные рекруты
В) стрельцы и дворянское ополчение
Г) cреди ответов А, Б, В нет правильного
9. Сенат–это высший
А) законодательный и законосовещательный орган
Б) судебный и исполнительный орган
В) судебный и законодательный орган
Г) среди ответов А, Б, В нет правильного
10.Главный смысл табели о рангах–
А) принцип выслуги и последовательного прохождения всех рангов
Б) четкая иерархия
В) разделение государственных служащих на дворян и не дворян
Г) среди ответов А, Б, В нет правильного
11. В области внешней торговли Петр I
А) ввел большие ввозные пошлины
Б) покровительствовал импорту
В) проводил умеренную покровительственную политику
Г) среди ответов А, Б, В нет правильного
12. Внутренней торговлей Петр I управлял с помощью
А) гибкой системы налогов
Б) полного запрета импорта и фиксацией цен
В) регламентации торговой деятельности
Г) среди ответов А, Б, В нет правильного
13. Первым крымским походом в 1682 году руководил
А) Голицын В. В.
Б) Долгорукий Д. М.
В) Петр I
Г) Хованский И. А.
14. Главным идеологом самодержавия был
А) Феофан Прокопович
Б) Посошков И. Т.
В) Шафиров П. П.
Г) Стефан Яворский
15. Указ о посессионных крестьянах
А) освобождал часть крестьян для работы на мануфактурах
Б) приписывал часть государственных крестьян к заводам
В) разрешал помещикам покупать крестьян к заводам
Г) среди ответов А, Б, В нет правильного
Ответы к тесту: 1 – А, 2-Б, 3 – В, 4 – В, 5-В, 6-А, 7-В, 8-Б, 9-Б, 10-А, 11-А, 12 – Б, 13 – А, 14 – А, 15 – В.
Учебно-методическое обеспечение
Литература:
- Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России (конец XVI- XVIII века): Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2009.
- Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2008.
- Юдовская, А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800 гг.: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, А. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
- Юдовская, А. Я., Ванюшкина, Л.М. Всеобщая история. История Нового времени // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература:
- Безносов, А.Э. История. Россия и мир: Тесты:. 7-8 кл.: Учебно-метод. пособие. М.: Дрофа, 2002.
- Всеобщая история, История Нового времени, 7 класс, Рабочая тетрадь, Части 1, 2. Юдовская А.Я., 2010.
- Данилов, А.А, Косулина, Л.Г. История России, 7 класс, Рабочать тетрадь. М.: Просвещение, 2013.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проекты «Романовы»; «Мировая историческая энциклопедия»; «История Нового времени. 7 класс».
Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Учебно-методические материалы | библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков | http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm |
исторические фотодокументы, репродукции | http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html | |
исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей | http://www.humanities.edu.ru | |
карты | http://www.ostu.ru/personal/ | |
справочные и дополнительные материалы по истории | исторические понятия, персоналии | http://www.vseslova. |
Оборудование и приборы
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | ПК | 1 |
Исторические карты.
Карты по истории России.
Смутное время в России в начале XVII века.
Россия с конца XVI - до 60-х годов XVII века.
Русское государство в XVI веке (при Иване IV).
Русское государство в период крестьянской войны и борьба с интервенцией польских и шведских феодалов в начале XVII века.
Расширение русского государства в XVI-XVII веков.
Русское государство в XVII веке (1617-1689 гг.)
Русское государство в XVII веке.
Российская империя во второй половине XVIII века.
Российская империя в XVIII веке. Европейская часть.
Территориальный рост Российской империи с 1700 по 1914 г.
Отечественная война 1812 г.
Российская империя с начала XIX века по 1861 г.
Россия после реформы. Развитие капитализма с 1861 до 1900 г.
Россия в XIX - начале XX столетия.
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Первая русская революция (1905-1907 гг.)
Россия в 1907-1914 гг.
Карты по Новой истории зарубежных стран.
Европа в начале Нового времени. Английская буржуазная революция.
Война за независимость и образование США. 1775-1783 гг.
Франция в период Буржуазной революции 1789-1794 гг.
Европа в период Директории.
Европа в 1799-1815 гг. Европа в XVIII - XIX веках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...