Рабочая программа по истории, 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Настоящая рабочая учебная программа по предмету «История» для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09. 03 2004 года, авторской программ А.А. Данилова «История России» для 6 класса и В.А. Ведюшкина «История Средних веков, опубликованных в сборнике программ для общеобразовательных учреждений, примерной программы основного общего образования по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_progr.docx | 88.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» На заседании МС Протокол № ___ от «____»___________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Быковская ООШ» ___________ Чепурина Г.М. «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Быковская ООШ» __________Павленко А.М. Приказ №___ от «___»_________2013 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Капустиной Асият Малильевны
II квалификационная категория
по учебному предмету «История»
6 класс
Базовый уровень
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая учебная программа по предмету «История» для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09. 03 2004 года, авторской программ А.А. Данилова «История России» для 6 класса и В.А. Ведюшкина «История Средних веков, опубликованных в сборнике программ для общеобразовательных учреждений, примерной программы основного общего образования по истории.
Цель курса: дать школьникам знания о периодизации истории средних веков, особенностях и сущности различных процессов и явлений средневековья в странах Европы, Азии, Африки.
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи курса:
1. Осветить взаимодействие средневековых государств и России, их экономическое развитие, различные формы социального и политического строя;
2. Показать наиболее яркие личности России и средневекового мира, их роль в истории и культуре;
3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (моральные нормы, религиозные верования, особенности мировых религий);
4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов средневековья оставил позитивный след в истории человечества.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.
Внесённые изменения.
Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование:
История Средних веков
№ п/п | Структура программы | Кол-во часов по | Изменения | Обоснование | |
уч. прогр. | раб. прогр. | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Раздел I. Раннее Средневековье | 10 | 10 | ||
3 | Раздел II. Расцвет Средневековья | 13 | 11 | Сокращено на 2 часа | В целях рационального использования учебника количество часов на изучение этого раздела сокращено |
4 | Раздел III. Осень Средневековья | 6 | 8 | В целях повышения качества усвоения исторического материала на изучение данного раздела добавлено 2 часа | |
4 | Раздел IV. Вдали от Европы | 3 | 3 | ||
6 | Итоговое повторение | 1 | 1 | ||
7 | Резерв | - | - | ||
8 | Всего по курсу | 34 | 34 |
История России
№ п/п | Структура программы | Кол-во часов по | Изменения | Обоснование | |
уч. прогр. | раб. прогр. | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Восточные славяне | 2 | 2 | ||
3 | Русь в IX – первой половине XII в. | 6 | 6 | ||
4 | Русь во второй половине XII – XIII в. | 8 | 8 | ||
5 | Родной край в древности | 1 | 1 | ||
6 | Образование единого русского государства | 8 | 10 | Два часа резерва использованы для изучения темы: «Быт в XIV – начале XVI в.», повторения данного раздела. | |
7 | Московское государство в XVI веке. | 5 | 5 | ||
8 | Родной край в XIV- XVI веках | 1 | 1 | ||
8 | Итоговое повторение | 1 | 1 | ||
9 | Резерв | - | - | ||
10 | Всего по курсу | 34 | 36 |
Для освоения знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности внесён краеведческий материал по теме «Родной край в древности. Белгородская земля, особенности развития»; «Церковь и государство в конце XV- начале XVI вв. Святое Белогорье».
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:
1. Агибалова, Е.В., Донской, Г.М. История Средних веков М.: Просвещение, 2008. (учебник)
2. Ведюшкин, В.А. Программа по истории Средних веков / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2007.
3. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. Программа по истории России / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2007.
4. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века. М.: Просвещение, 2004 (учебник)
5. Данилов, А. А., Косулина, Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века / Рабочая тетрадь М.: Просвещение, 2006.
6. Крючкова, Е.В. Рабочая тетрадь по истории Средних веков.
7. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит для изучения на базовом уровне учебного предмета «История» в 6 классе 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения: История России с древнейших времен до конца XVI века - 36 часов и Всеобщая история (история Средних веков - 34 часа (в соответствии с требованиями Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории, при условии, что на изучение всеобщей истории отводится не менее 24 часов). Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «Романовы» и «Мировая историческая энциклопедия»: видеофильмов: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне».
Формы организации учебного процесса: | Формами контроля ЗУН(ов) учащихся являются: |
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения истории ученик 6 класса должен знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира в средние века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности;
- высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России.
Владеть компетенциями: коммуникативной компетенцией, компетенцией личностного саморазвития; информационно-поисковой; рефлексивной компетенцией; учебно-познавательной компетенцией; профессионально-трудовой компетенцией.
Календарно-тематический план
История Средних веков (34 ч.)
№ п/ п | Название темы | Кол-во часов | Домашнее задание | Плано-вые сроки прохож-дения | Факт. дата | Приме-чание |
1 | Вводный урок. | 1 | Стр.5-8 | |||
Раздел I. Раннее средневековье. | 10 | |||||
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье. | 5 | |||||
2 | Древние германцы и Римская империя. | &1, задание к контур. картам | ||||
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI- VIII вв. | &2 | ||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | &3 | ||||
5 | Западная Европа в IX-XI веках. | &4 | ||||
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье. | &5 | ||||
Тема 2. Византия и славянский мир | 3 | |||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | &6, индиви-дуальные задания | ||||
8 | Культура Византии | &7 | ||||
9 | Образование славянских государств | &8 | ||||
Тема 3. Арабский мир в VI – XI вв. | 2 | |||||
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | &9 | ||||
11 | Культура стран халифата. | &10 | ||||
Раздел II. Расцвет Средневековья. | 11 | |||||
Тема 4. Феодальное общество | 2 | |||||
12 | В рыцарском замке | &11 | ||||
13 | Средневековая деревня и её обитатели. | &12 | ||||
Тема 5. Средневековый город | 2 | |||||
14 | Формирование средневековых городов. | &13 | ||||
15 | Горожане и их образ жизни. | &14 | ||||
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. | 2 | |||||
16 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | &15 | ||||
17 | Крестовые походы. | &16 | ||||
Тема 7. Разные судьбы государств. | 3 | |||||
18 | Как происходило объединение Франции. | &17 | ||||
19 | Что англичане считают началом своих свобод. | &18 | ||||
20 | Германия и Италия в XII-XVвв. | &19-20 | ||||
Тема 8. Культура Западной Европы в XI-XIII веках. | 2 | |||||
21 | Образование и философия | &27 | ||||
22 | Средневековая литература и искусство | &28 | ||||
Раздел III. ”Осень” Средневековья | 8 | |||||
Тема 9. Западная Европа в XIV-XV вв. | 6 | |||||
23 | Столетняя война. | &19 | ||||
24 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | &20 | ||||
25 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии | &21 |
26 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | &22 | ||||
27 | Культура раннего Возрождения в Италии | &29 | ||||
28 | Научные открытия и изобретения | &30 | ||||
Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XVвв. | 2 | |||||
29 | Гуситское движение в Чехии | &25 | ||||
30 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | &26 | ||||
Раздел IV. Вдали от Европы. | 3 | |||||
Тема 11. Культуры и государства Азии. | 2 | |||||
31 | Индия. Государство и культура. | &32 | ||||
32 | Китай в средние века. | &31 | ||||
Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки | 1 | |||||
33 | Государства и народы доколумбовой Америки. Африка в средние века. | &33-34 | ||||
34 | Итоговое повторение | 1 |
История Отечества. (36 часов)
№ п/ п | Название темы | Кол-во часов | Домашнее задание | План. дата | Факт. дата | Приме-чание |
1 | Вводный урок. | 1 | Стр. 4-7 | |||
Восточные славяне | 2 | |||||
2 | Восточные славяне. | &1, задание к контур. карте, вопросы в конце параграфа* | ||||
3 | Соседи восточных славян. | &2, задание к контур. карте | ||||
Русь в IX – первой половине XII в. | 6 | |||||
4 | Формирование Древнерусского государства. | &3, задание к контур. карте | ||||
5 | Образование древнерусского государства. Его внутренняя организация. | &3 | ||||
6 | Первые киевские князья. | &4 | ||||
7 | Владимир Святославович. Принятие христианства. | &5, анализ документа с. 42. (письменно). | ||||
8 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | &6, индивидуальные задания | ||||
9 | Культура Древней Руси. | &7,8 составить кроссворд по теме параграфа | ||||
10 | Быт и нравы Древней Руси. | &8 | ||||
Русь во второй половине XII – XIII в. | 8 | |||||
11 | Начало раздробления русского государства. | &9, задание к контур. карте | ||||
12 | Главные политические центры Руси. | &10-11 | ||||
13 | Галицко-Волынское княжество | &10-11 | ||||
14 | Нашествие с Востока. | &12, задание к контур. карте | ||||
15 | Борьба Руси с Западными завоевателями. | &13, задание к контур. карте | ||||
16 | Русь и Золотая Орда. | &14 | ||||
17 | Русь и Литва. | &15, индивидуальные задания | ||||
18 | Культура русских земель в ХП-ХШ веках. | &16, повтор&9-16 | ||||
19 | Родной край в древности. Особенности развития Белгородчины. | 1 | Лекция, индивид. сообщения | |||
Образование единого русского государства | 10 | |||||
20 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | &17 | ||||
21 | Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | &18 | ||||
22 | Московское княжество и его соседи в конце ХIV-середине XV вв. | &19 | ||||
23 | Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. | &20 | ||||
24 | Московское государство в конце XV- начале XVI вв. | &21 | ||||
25 | Церковь и государство в конце XV- начале XVI вв. Святое Белогорье. | &22 | ||||
26 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – начале XVI в. | &26 | ||||
27 | Архитектура и живопись в XIV – начале XVI в. | &27 | ||||
28 | Быт в XIV – начале XVI в. | &28, повторение | ||||
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого русского государства» | 1 | ||||
Московское государство в XVI веке. | 5 | |||||
30 | Реформы Избранной рады. | &23 | ||||
31 | Внешняя политика Ивана IV. | &24 | ||||
32 | Опричнина. | &25, индивидуальные задания | ||||
33 | Родной край в XIV- XVI веках | конспект | ||||
34 | Культура и быт в ХVI в. | лекция | ||||
35 | Повторительно-обобщающий урок по теме главы | 1 | ||||
36 | Итоговое повторение и обобщение в форме тестирования. | 1 | ||||
содержание программы:
ИСТОРИЯ КАК НАУКА
История в системе гуманитарных наук.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (34 ч)
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Западная и Центральная Европа в V-IX веках
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Византийская империя и Ближний Восток VI-XI века
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Византия при Юстиниане. Культура Византии.
Образование славянских государств. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Арабский мир в VI-XI вв.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Феодальное общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные
повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
«ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Средневековый город
Формирование средневековых городов. Средневековый город и его обитатели. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Католическая церковь в XI-XIII вв.
Могущество папской власти. Церковь и еретики. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.
Разные судьбы государств
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Культура Западной Европы в XI-XIII вв.
Развитие научных знаний. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета средневековья. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Западная Европа в XIV - XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна дАрк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Реконкиста и образование централизованных гос-в на Пиренейском п-ове
Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV - XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова
ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ
Культура и государства Азии.
Китай в средние века. Индия в средние века.
Культура и государства Африки и Америки.
Америка и Африка в средние века.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI ВЕКА (36 ч)
Восточные славяне
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Русь в IX - первой половине XII в и во второй половине XII – XIII вв.
Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русь во второй половине XII - XIII вв.
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Образование единого русского государства
Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северозападных земель Руси. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Московское государство в XVI в.
Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Формы и средства контроля.
Перечень контрольных и повторительно-обобщающих уроков
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Итоговое повторение по теме «История Средних веков» Нового времени»» | 1 | |
2 | ПОУ «Образование единого русского государства» | 1 | |
3 | ПОУ «Московское государство в XVI веке» | 1 | |
4 | Итоговое обобщение по теме «История России с древнейших времён до XVI века» | 1 |
Итоговый тест по курсу «История России с древнейших времён до XVI века».
Вариант 1.
- В период формирования Древнерусского государства в VI-VIII веках :
- восточные славяне были язычниками
- восточные славяне были христианами
- восточные славяне не имели никакой веры
- Что стало результатом приглашения на княжение варяжского князя?
- На Русь пришло христианство
- В Новгороде началось правление Рюриковичей
- Завершилось образование Древнерусского государства
- С именем какого князя связаны разгром Хазарского каганата и организация военных походов на Балканы?
- Ярослава Мудрого
- Владимира Мономаха
- Святослава
- Каково было последствие принятия христианства?
- Ослабление княжеской власти
- Создание государства у восточных славян
- Укрепление международного авторитета Руси
- Как называли в Древней Руси разорившихся общинников, попавших в долговую кабалу за ссуду?
- Закупами
- Холопами
- Дружинниками
- Когда состоялся съезд князей в Любече, постановивший «каждый держит отчизну свою»?
- В 882 году
- В 1097 году
- В 1147 году
- Почему росло число княжеств на Руси в XII-XII вв. ?
- В результате освоения новых земель
- Наступил период феодальной раздробленности
- Участились набеги половцев
- Чем был вызван отказ хана Батыя от завоевания Европы?
- Смертью монгольского полководца
- Плохими погодными условиями
- Героическим сопротивлением жителей Руси
- Как называли ордынских сборщиков дани в русских княжествах?
- Баскаками
- Тысяцкими
- Наместниками
- В чём состояло значение правления Ивана Калиты?
- Он уничтожил зависимость русских земель от Золотой Орды
- Он завершил процесс объединения русских земель
- Он обезопасил Московское княжество от набегов ордынцев
- Что произошло в результате объединения русских земель?
- Расширение торговых связей
- Развитие натурального хозяйства
- Увеличение числа удельных княжеств
- Какой памятник культуры создан в период становления централизованного государства?
- Успенский собор во Владимире
- Новодевичий монастырь в Москве
- Десятинная церковь в Киеве
- Первое упоминание о Москве :
- 988 год
- 1097 год
- 1147 год
- В каком году русский правитель провозглашается царём?
- В 1480 году
- В 1547 году
- В 1598 году
Задания части В.
- Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.
| А. река Угра |
| Б. река Нева |
| В. Река Дон |
Б | В | А |
- Соотнесите понятие и определение
| А. Зависимые крестьяне, проживающие на землях великого князя |
| Б. Воины вооружённых отрядов князя |
| В. Лица в Древнерусском государстве служившие по договору |
В | Б | А |
Вариант 2.
- В период формирования Древнерусского государства в VI-VIII веках :
- Восточные христиане приняли христианство
- Восточные славяне жили соседскими общинами
- Племена восточных славян жили в Прибалтике
- Предпосылкой чего стало появление крупных племенных княжений с центрами в Новгороде и Киеве?
- Создания Древнерусского государства
- Появления частной собственности
- Возникновение торгового пути «из варяг в греки»
- С чьим именем связано установление норм сбора дани в Древнерусском государстве?
- Князя Ярослава Мудрого
- Княгини Ольги
- Князя Владимира Мономаха
- Каково было последствие принятия христианства?
- Укрепление княжеской власти
- Ослабление государства
- Разрыв всех торговых связей с Византией
- Как назвали сельских жителей, которые несли повинности в пользу князя?
- Смердами
- Дружиной
- Полюдьем
- Чем является «Повесть временных лет»?
- Описанием жизни святых
- Летописью
- Русским народным сказанием
- К чему привёл рост политической независимости местных князей в XII веке?
- К усилению обороноспособности княжеств
- К прекращению феодальных усобиц
- К возникновению феодальной раздробленности
- В какой русской земле самым важным органом являлось вече?
- В Киевской
- В Новгородской
- В Московской
- Что произошло в результате походов хана Батыя 1237-1240 гг.?
- Русские земли попали в вассальную зависимость
- Русские земли вошли в состав Золотой Орды
- Была уничтожена Византийская империя
- В Невской битве, в отличии от сражения на реке Угре, русское войско:
- Сражалось с монголо-татарами
- Сражалось со шведскими рыцарями
- Проиграло
- Как называли на Руси ежегодный платёж Орде?
- Ярлык
- Пошлина
- Выход
- Какой памятник культуры создан в период становления централизованного государства?
- Грановитая палата в Московском Кремле
- Софийский собор в Киеве
- Церковь Покрова на Нерли
- Крещение Руси :
- 882 год
- 988 год
- 1097 год
- Конец монголо-татарского владычества на Руси
- 1380 год
- 1480 год
- 1547 год
Задания части В.
- Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.
| А. половцы |
| Б. шведы |
| В. хазары |
1 | 2. | 3. |
В. | А. | Б. |
- Соотнесите понятие и определение
| А. Особое военное сословие, несшее военную службу в пограничных районах |
| Б. Лично свободные крестьяне, несшие государственные повинности |
| В. Зависимые люди в Древнерусском государстве |
А. | В. | Б. |
Итоговый тест по курсу: «История Средних веков».
1. Генеральные штаты были созваны:
А) в 1308 г. Б) в 1301 г. В) в 1302 г.
2. Восстание под руководством Уота Тайлера было в:
А) 1337 г. Б) 1358 г. В) 1381 г.
3. Столетняя война была в:
А) 1337 – 1450 г.г. Б) 1337 -1453 г.г. В) 1330 – 1453 г.г.
4. Средними веками называют период в истории человечества:
А) к. V – XV в. Б) V – XVI в. В) сер. V – XV в.
5. Какая дата не имеет отношение к истории славянских государств?
А) 1453 г. Б) 1389 г. В) 800 г.
6.Военное состязание рыцарей в силе и ловкости – это:
А) турнир; Б) маневры; В) битва.
7. Как назывались города Западной Европы, освободившиеся от власти сеньоров?
А) республики; Б) коммунами; В) полисами.
8. Как называется хозяйство, в котором все необходимое производилось для собственного потребления, а не для продажи?
А) товарное; Б) добывающее; В) натуральное.
9. Как назывался церковный суд?
А) индульгенция; Б) инквизиция; В) реконкиста.
10. Кто не входил в духовенство?
А) миряне; Б) епископы; В) аббаты.
11. Правило Юстиниана не включало в себя:
А) единый закон; Б) единое государство; В) единый язык.
12.К какой ветви славян относятся русские?
А) восточной; Б) южной; В) западной.
13. Как называется хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне?
А) феодальный замок; Б) феодальная вотчина; В) господский двор.
14. Первый король франков:
А) Карл Великий; Б) Юстиниан; В) Хлодвиг.
15. Человек, критикующий учение церкви:
А) раскольник; Б) сектант; В) еретик.
16. Кому принадлежат слова: «Никто на свете не спасет королевство французское, кроме меня»?
А) Жанне д`Арк; Б) Людовику XI; В) Людовику X
17. Как называются большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству?
А) классы; Б) общества; В) сословия.
18. Какая наука учила искусству рассуждать?
А) риторика; Б) грамматика; В) диалектика.
19. Кто из нижеперечисленных не является вассалом?
А) рыцарь; Б) король; В) барон.
20. Кто не является создателем славянской письменности?
А) Кирилл; Б) Мефодий; В) Юстиниан.
21.Найдите ошибку и запишите правильно сословия Франции:
А) I сословие – дворянство; Б) II сословие – крестьяне и горожане; В) III сословие – духовенство.
22. Соотнесите термины и определения:
А) оброк; 1) повинность в пользу церкви;
Б) барщина; 2) доля произведенного урожая, отдаваемая хозяину земли.
В) десятина. 3) работа на поле хозяина;
23. Распределите в I группу слова, относящиеся к христианству, а во II – к мусульманству.
А) хиджра; Б) Библия; В) Коран; Г) шариат; Д) католичество; Е) инквизиция; Ж) мечеть.
24. Вставьте пропущенное слово:
А) ученик - …?….- мастер.
Б) палата лордов + палата общин = ?
В) умеренные + табориты =?
25. Дайте определение:
А) феодальная раздробленность; Б) цех.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература:
Основная литература:
1. Агибалова, Е.В., Донской, Г.М. История Средних веков М.: Просвещение, 2008. (учебник)
2. Ведюшкин, В.А. Программа по истории Средних веков / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2007.
3. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. Программа по истории России / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2007.
4. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века. М.: Просвещение, 2004 (учебник)
5. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времён до конца XVI века / Рабочая тетрадь М.: Просвещение, 2006.
6. Крючкова, Е.В. Рабочая тетрадь по истории Средних веков.
7. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
- Арасланова, О.В., Соловьёв, К.А. История Средних веков. 6 класс: Поурочные разработки . - М.: ВАКО, 2004. - 416 с.
- Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2006.
- Петрова, Н. Г. История средних веков: рабочая тетрадь / Н. Г. Петрова. - М: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2006.
- Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990.
Исторические карты:
Карты по истории России.
Первобытнообщинный строй на территории нашей страны.
Древнерусское государство в IX - начале XII века.
Киевская Русь в IX - начале XII века.
Русь в XII веке.
Русские княжества в XII - начале XIII века. ( До похода Батыя).
Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке.
Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII веке.
Русские княжества и Золотая Орда в XIII веке.
Образование Российского централизованного государства. Российское государство в XVI веке.
Карты по истории Средних веков.
Европа в V - VII веках.
Франкское государство в V - середине IX века.
Арабы в VII - XI веках.
Византийская империя и славяне в VI - XI веках.
Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI веках.
Западная Европа в XI - начале XII века. Крестовые походы.
Европа в VIII — XI веках.
Европа в XIV - XV веках.
Европа в XVI - первой половине XVII века.
Западная Европа в XVI - первой половине XVII века.
Индия и Китай в Средние века.
Исторические картины и аппликации:
Альбом с наглядными пособиями «История Средних веков».
Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Учебно-методические материалы | библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков | http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm |
исторические фотодокументы, репродукции | http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html | |
исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей | ||
карты | http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html | |
справочные и дополнитель-ные материалы по истории | исторические понятия, персоналии | http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy- |
Оборудование и приборы
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | ПК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...