Обобщение опыта учителя истории
статья по истории по теме

Бажанова Ольга Владимировна

Представление опыта включает цели и задачи деятельности учителя истории, формы  и методы работы, задания и творческие работы по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_uchitelya_istorii.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Цели и задачи педагогической деятельности

Исходя из реальностей сегодняшних дней, коренной перестройки исторического образования, возрастания требований к универсальности знаний, учитывая уровень развития учащихся, основной целью своей педагогической деятельности считаю формирование нравственных основ личности, патриотизма, всестороннее развитие интеллектуальных способностей учащихся, обучение их навыкам критического мышления, создание устойчивой потребности в самообразовании и саморегуляции, формирование системы правовых знаний и понимания их роли в системе школьного образования. Реализацию данной задачи осуществляю на принципах:

  • гуманизации учитывающей не только развитие ученика, но и «очеловечивание» самой истории;
  • развивающего обучения, предусматривающего применение методов творческой деятельности, использование новых технологий, формирующих навыки умственного труда;
  • индивидуализации и дифференциации, учитывающие уровень развития и способности каждого ученика;
  • гуманитаризации, создающей у учащихся многоплановую целостную и динамичную картину развития человечества на протяжении веков;
  • непрерывности, формирующей необходимые общеучебные навыки и мотивацию продолжения образования.

Преподавание курсов истории веду на основе государственных программ, внося необходимые коррективы. Преподаю курс права и веду факультатив по праву первый год в 10 классах. Корректировка в курсе права идет по следующим аспектам:

  • изучение международного гуманитарного права;
  • изучение права через призму сопричастности ученика, любого гражданина РФ.

Подобная корректировка очень актуальна, так как мир, к сожалению, не избавился от тяжелого наследия прошлых веков - вооруженных конфликтов. Всему мировому сообществу необходимо уменьшить страдания людей, приносимые войной. Особой защиты требуют дети, т. к. они особо уязвимы и им должна предоставляться особая защита. А главный механизм ограничения жесткости - это регулирование поведения участников конфликтов с помощью норм международного гуманитарного права.

В настоящее время в нашей стране идет формирование правового государства, что означает верховенство закона, ответственность государства перед личностью, ответственность граждан перед законом.

В правовом государстве все граждане в ровной степени должны быть законопослушными и дисциплинированными, соблюдать законы. Поэтому я планирую тематику факультатива по праву, исходя из реалий сегодняшнего дня. Основное внимание уделяю работе над конституцией РФ, в особый раздел выделяю «права человека и гражданина», связь прав и обязанностей; взаимосвязь главы II Конституции РФ с международными документами «Всеобщая декларация человека и гражданина», « Конвенция о правах ребенка». Я даю ученикам знания, которые они могли бы применить в реальной жизни - вне зависимости от того, кем станут мои ученики. При составлении тематического планирования, наурочных планов создаю условия для того, чтобы сами ученики принимали активное участие в обсуждении материала. Так, например, на уроке по МГП по теме «Сущность международного гуманитарного права» одним из пунктов

деятелей. Это помогает учащимся осознать свое право выбора способа поведения. Основными формами работы по данному направлению в классах являются 1. Краткие устные сообщения об исторической личности на основе плана 2. Рассказ о прочитанной книге, посвященной историческому деятелю

  1. Письменные сообщения (доклад). Особое место в системе форм и методов общения по этому направлению отвожу учебным играм (игра «на узнавание» личностей, её деятельности по тексту с ошибками, «неотправленное» письмо и т.д.)

В старших классах - реферат «Опыт исторического портрета», готовя который учащиеся развивают умение самостоятельно подобрать литературу, сделать выписки о различных мнениях об этой личности, обосновать собственное мнение о роли личности в истории и значение её деятельности.

Часто использую групповую форму деятельности: дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции, «круглый стол».

В старших классах основными формами работы с учащимися являются лекция, семинар, зачет. Особенно мне удается семинар-диспут, т.к. ученики проявляют большой интерес к такой форме, и знания, усвоенные в ходе дискуссии, более прочны. Часто использую такую форму, как практику, лабораторная работа с источниками. При проведении семинара-практикума в 10 классе «Призвание варягов и начало Русской государственности» использовались следующие направления деятельности учащихся, за две недели ученики получили задание в виде вопросов семинара, список литературы, а в ходе семинара-практикума ввели дискуссию по поводу проблемы западного и самобытного в российской цивилизации, используя историографию вопроса; анализировали «Повесть временных лет» о призвании варягов и сравнивали её с документом «Деяния саксов», выводы из сравнения делали самостоятельно. Учащиеся характеризовали сущность «норманнской теории», из которой вытекала другая проблема - это происхождение термина «Русь».

Для закрепления материала в качестве домашнего задания я предложила заполнить таблицу:

Основные проблемы норманнской теории

В пользу теории

Против

Являются ли варяги создателями древнерусского государства

Происхождение термина «Русь»

Скандинавское

Славянское

В нынешних учебниках изменились вопросы и задания. Они направлены включение учеников в исторические ситуации, реконструкцию эпох и народов, на основе собственных размышлений, личного субъективного опыта.        $

Даже форма заголовка урока в виде вопроса - это уже элемент развития критического мышления. Например: « Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?» Ha I фазе вызова ученики сами определяют возможные вопросы и проблемы, которые необходимо разрешить: «Чтотаоке раздробленность?», «Причины раздробленности вообще и в частности на Руси», «Чем феодальная раздробленность на Руси отличается от раздробленности в странах Западной Европы? Последствия и т.д.», они вспоминают курс истории средних веков, говорят о междоусобной войне. Сами ученики определяют какие проблемы можно рассмотреть: Раздробленность на Руси - чем это плохо, чем это хорошо? Можно ли было её избежать? И прочее. Даже я начинаю объяснение, но предварительно прошу фиксировать ответы на поставленные учениками в начале урока. Рассказ свой я иногда прерываю вопросами, которые позволяют активизировать осмысление проблемы. Затем использую отрывок из летописи «о Любечском съезде». Прошу определить отношение к словам: «Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем сохранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей». Вопрос - «О чём же договариваются князья», Ответ - о том, что будут охранять землю русскую и за каждым сохраняется земля их отцов».

Вопрос: « Нет ли здесь противоречия?» Ответ: «Да противоречия есть. Князья собрались покончить с усобицами, но правовое закрепление земель в собственность вновь приведет к борьбе за богатство и власть» - это одни ученики говорят. Адругие возражают, говоря, что решение любечского съезда приостановило процесс раздробления страны, Все дело было в том, что в то время во главе Руси стоял просто слабый правитель, который не мог подчинить себе всю страну. Ученики приводят аргументы - когда Владимир Мономах повел объединенное войско        , хрупкий мир был восстановлен.

На стадии рефлексии я просила учеников записать ответ на вопрос: «Что меня удивило в процессе изучения темы?» Некоторые писали о неоднозначности и противоречивости исторических решений и событий, другие писали о жестокости князей в борьбе за власть и богатство, некоторые удивлялись: Как это князья не понимали, что распри перед лицом половецких вторжений - это смерти подобно.

Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда ученик переформирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст. (Ученики иногда спрашивают: «можно ли своими словами, как я понял».)

Народу с письменной рефлексией, я считаю, важна устная рефлексия. Живой обмен идеями между учащимися даёт возможность расширить свой выразительный словарь, познакомиться с различными представлениями. Я обычно использую диалог на стадии рефлексии.

Как можно стимулировать рефлексию?

  1. Задавать вопросы ученикам. Это ещё и путь к самостоятельной рефлексии.
  2. Субъективные суждения самого учителя по поводу происходящего на уроке. Это могут быть собственные сомнения, собственные ощущения от происходящего на уроке.

Искренность и позиция партнерства позволяет сделать атмосферу обсуждения более открытой, а результаты более плодотворными. В процессе рефлексии учитель оценивает результаты работы учеников. Результаты диагностики на заключительном этапе могут быть озвучены особенностью диагностики результативности работы в режиме технологии развития критического мышления состоит в том, что учитель и ученики могут отследить развитие представлений, идей и практического опыта в динамике, по мере работ на стадиях вызова, а осмысления содержания и рефлексии.

Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создают проблемные ситуации, побуждают учеников следить за развивающимся конфликтом: «Греция или Македония», «Тверь или Москва», «Филипп или        »?

На уроках я часто использую аналитические задания, которые начинаются словами; «Объясните причины», «Сравните...», «Докажите...» и т д.


Примеры заданий: определите, в чем состояла двойственность политики Александра Невского. Навыки синтеза отрабатываю в заданиях, требующих спрогнозировать последствия исторических событий. Оценочные суждения дети высказывают, выполняя задания, которые требуют определить негативные и позитивные последствия какого либо процесса . Очень важно создать на уроке ситуацию, диалогична и находится координатах жизнедеятельности ребенка. Например, при изучении темы «Русско-турецкие войны XVII в» ученикам было предложено разыграть диалог двух русских купцов, раскрывающий интересы

этого слоя        Т. о., ученики подходят к пониманию смысла внешней политики Екатерины II. Уроки в

русле развития критического мышления подчинены цели выявления опыта учеников - в связи с содержанием предмета. Ученик не столько получает знания, сколько добывает их, занимаясь творческой работой. Очень важна мотивация. Она может быть эмоциональная. Например, изучая тему «Смутное время», ученики подбирали слова, ассоциирующиеся у них с понятием Смута.

  1. Гностическая мотивация. Ученикам предложено подумать, не хотят ли они узнать побольше о чем-то приблизительно известном.
  2. Этическая мотивация. Спрашиваю, например: « что, на ваш взгляд, выше: личная выгода или благо Родины? Как на этот вопрос ответил своей жизнью А. Невский?»

В уроке развивающем критической мышление очень важно целеполагание. Например, тема «Крестовые походы» целеполагание про и сходит та к, я говорю: «Парадоксально, что военные поход организован Церковью; его участники - мирные крестьяне. Какие вопросы возникают у Вас в связи с этим?»

Ученики спрашивают когда I крестовый поход? Каковы его цели и последствия? Почему крестьяне отправились в поход? и т д.

Психологически лекцию слушать трудно, поэтому необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Я использую в ходе лекций проблемные вопросы, графическое представление материала, интересные факты и комментарии.

Работа в режиме чтения более сложна для организации, т.к. это процесс индивидуальный, скорость восприятия у всех разная. Но чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления. Ученик может перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.

Фазы рефлексии.

Рефлексия - особый вид мышления. Оно означает фокусирование вашего внимания, это - тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. На практике на детальную рефлексию не остается времени, да и ученики в конце урока не очень-то ждут вопросов типа: « Какая информация привлекла Ваше внимание?» Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста? Или учитель предлагает ученикам поделиться в парах или группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Обычно вопросы фактологические или поясняющие. Поэтому рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построения дальнейшего маршрута обучения - это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать ещё, по этому поводу было бы лучше задать вопрос и так далее. Но рефлексивный анализ мало полезен, если он не обращен в словесную и письменную форму.

Механизм рефлексии в режиме технологии развития критического мышления посредствам чтения и письма

Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог-постановка целей учебной деятельности

Знакомство с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы,выявление затруднений и противоречий, корректирование целей

Суммирование и систематизация новой информации, её оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности


На этой фазе я использую индивидуальную работу. Ученики пишут эссе, выделяют ключевые слова, графически организовывают материал и прочее. Т. о., ученики сами отбирают материал, выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

была практическая работа «Сходство и различие двух отраслей права - МГП и права прав человека». Ученики обсуждали «Всеобщую декларацию» и Конституцию РФ И главу и самостоятельно итоги обсуждения записывали в таблицу. На этом же уроке был проведен «круглый стол» - беседа историков и литераторов. Ими были ученики, которые сообщали известные им факты из истории об ограничение жестокости на войне (рассказ об А.В. Суворове и его книге «Наука побеждать»), А литераторы сообщали об этих проблемах, которые ранние обсуждались в курсе «Вокруг тебя мир» на уроках литературы (рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие»), В конце урока ученики вели дискуссию по теме: «Война и право». Война - это всегда произвол, хаос. Имеет ли смысл устанавливать для неё какие-либо правила? В заключении учащиеся должны были записать предложения и продолжить их:

«Я узнал на уроке...

«Меня удивило, что...

«Мне кажется...

Подобное задание имело цель развивать рефлексию. Тем самым я учу ребят доказательности и обоснованности своей позиции, стимулирую независимую оценку происходящего, развиваю умение критически мыслить. Таким образом на уроке я выполнила все предъявленные цели правового и исторического материала (знания - об основополагающих принципах и положениях МГП; умения

  • анализировать источники и учебные ситуации, строить доказательства, составлять схемы, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире; творческая деятельность - конкурс плакатов «Дети и война», сочинение «Войны и вооруженные конфликты, коснувшиеся моей семьи непосредственно».

Исходя из сущности исторического образования и способов его усвоения, определяю и методы обучения. Не отказываюсь от объяснительноиллюстративного, репродуктивного методов, но основное внимание уделяю творческой деятельности учащихся. Основой этого является использование мною проблемно-творческих ситуаций на уроке, задач и заданий. Например, создание проблемной ситуации на уроке «Причины и начало I мировой войны» достигается на основе сообщения учителя: о выстреле в Сараево, о заявлении Ллойд- Джорджа, что политики были втянуты в войну не подозревая о том, что они делают; никто не хотел этой войны; анализа потерь в войне (на основе таблицы в ученике). В результате сопоставления таблицы и высказывания у учащихся в качестве проблемы возникает вопрос, соответствует ли действительности это утверждение, в связи с этим и вопрос об ответственности за I мировую войну. После дискуссионного обсуждения мнения учащихся свелись в основном к трем вариантам: 1. причины коренились запутанной, сложной дипломатической обстановке, наличии ряда договоров и союзов, создавшихся в тот период в Европе; 2. к войне стремились все государства Европы, заявление Ллойд- Джорджа является просто отговоркой; 3. больше всех в войне была заинтересована Германия, начавшая её против Франции и России, и, значит, она больше всех виновата. В ходе дискуссии на основе проблемных вопросов учителя, учащиеся подводятся к более глубокому проникновению в ситуацию тех лет, критическому отношению к известным фактам. При этом основное внимание уделялось формированию умения доказывать свою точку зрения, уважая мнение оппонентов. Очень важным в преподавании истории считаю показ достижений народов и конкретных личностей, показ проявления объективных закономерностей развития общества через деятельность, интересы, наклонности, поиске и борьбу этих личностей. Очень часто на уроках говорю о судьбе простого человека в ту или иную эпоху и об индивидуальных чертах исторических.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания

Педагогический опыт:Проектирование учебно-методического комплекса элективного курса«Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки». Сопровождается презентацией и текстом для п...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Обобщение опыта учителя математики и председателя ШМО учителей математики и физики В.А. Воробьевой

Презентация о методических находках учителя как обобщение опыта за последние 5 лет и отчет о проведении предметной недели в школе....

.Обобщение опыта учителя истории Тотровой Л.К

Одним из направлений нравственного воспитания является формирование    уважения к  труду....

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания

Проектирование учебно-методического комплекса элективного курса«Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки»...