игра "Дорогами Победы"
классный час по истории (9 класс) по теме

Дьяконова Ольга Владиславовна

Игра-викторина "Дорогами Победы" может быть использована на этапе закрепления знаний на уроках истории при  изучениитемы " Великая Отечественная война"  в 9-11 классах или как внеурочное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1igra_dorogami_pobedy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Южное окружное управление образования

Департамента образования г. Москвы

ГБОУ гимназия № 1272

Викторина  «Дорогами Победы»

Автор: Дьяконова Ольга Владиславовна, учитель истории  ГБОУ гимназии

№ 1272 г. Москвы

           

Игра - викторина «Дорогами Победы»

Пояснительная записка

Данная викторина рассчитана на учащихся 9 - 11 классов и может быть использована во внеурочной работе или на этапе закрепления знаний на уроках истории России.

Цель игры-викторины:

Повысить интерес учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны через участие в творческой деятельности.

Задачи: 1.Создать мотивацию для дальнейшего получения знаний, самообразования.

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе.

3. Сформировать умение поиска и использования различных источников информации.

4. Воспитание чувства патриотизма, гордости за прошлое и настоящее России.

Описание игры

Игра – викторина предполагает или личное первенство (среди трех участников) или командное ( 3 команды из 5-6 участников).

Игровое пространство организуется посредством размещения на полу 3 полос с буквами. Каждая ячейка- буква на полосе находится на расстоянии шага . Среди букв располагаются  ячейки «Минное поле» (набранные за ответы очки пропадают), «Марш – бросок»(продвижение вперед на 2 ячейки).

Участник игры бросает кубик с цифрами от 1 до 6 ( его размеры-25 см х25 см) на игровое поле, которое располагается с пяти шагах от игрока. Поле разбито на секторы «География Победы», « Битвы», «Вооружение»»,

« Защитники Отечества».

Делая определенное количество шагов вдоль бумажной полосы ( в соответствии с цифрой кубика) , участник попадает на ячейку-букву и отвечает на вопрос, который задает ведущий в соответствии с рубрикой игрового поля. Побеждает тот участник или та команда, которая первой пройдет всю «дорогу».

Повысить эффективность игры позволят предварительные задания учащимся по темам рубрик игры («Военные операции Великой Отечественной войны», « Герои Великой Отечественной войны», « Вооружение Красной Армии в годы Великой Отечественной войны».)

Успех данной игры-викторины определяется тем, что материал разнообразен по уровню сложности, что делает его доступным не только для сильных учеников, но и для учащихся с низкой мотивацией и ограниченными знаниями. Одновременно, игровая форма мероприятия не позволяет в данном случае отнести его к развлекательным, перейти грань серьезности

предлагаемой темы.

Оформление:

1. Игровое поле , разделенное на секторы – рубрики игры

2. 3 игровые полосы с буквами

3. Видеопроектор (для демонстрации портретов Героев Советского Союза, предусмотренные в рубрике  «Защитники Отечества»)

 

Вопросы викторины

Рубрика  «География Победы»

А – где сражались немецкие дивизии генерала Роммеля ( в  Северной Африке)

Б – назовите крепость-герой, оборонявшуюся в первые дни войны на Западной границе СССР. (Брест)

В  - как  сейчас называется город, ставший центром Сталинградской битвы (Волгоград)

Г- что такое  «Голубая линия» и где она была расположена? ( немецкие укрепленные рубежи на Кубани от Азовского до Черного моря на 100 км )

 Д – река, форсирование которой в 1943 году способствовало освобождению Левобережной Украины (Днепр)

Е – назовите город, под которым была одержана победа в сентябре 1941 года в ходе Смоленского сражения  (Ельня)

З – предместье Берлина, откуда была начата Берлинская операция (Зееловские высоты)

И – страна, где установился фашистский режим Муссолини  (Италия)

К – место, где был подписан акт о капитуляции Германии 8 мая 1945 (Карсхорст)

Л – город – герой, к которому вела «Дорога жизни» по Ладожскому озеру.

(Ленинград)

М – план германского командования по захвату этого города носил название  «Тайфун»  (Москва)

Н – город-герой на Черном море (Новороссийск)

О – город, освобождение которого было отмечено первым победным салютом в Москве в 1943 г.

П -  место встречи глав трех держав – СССР, США, Великобритании в 1945 году. (Потсдам)

Р – Город семнадцать месяцев не только находился в фашистской оккупации, но длительное время был городом-фронтом. Захвачен немецко-фашистскими оккупантами на 115-й день войны в ходе наступления на Москву. На этом плацдарме стояли 2/3 дивизий армии "Центр". Потери советских войск в боях под этим городом составили более 2 миллионов. (Ржев)

С – назовите современное название города, который должен был стать столицей СССР в случае сдачи Москвы.(Самара, в годы Великой Отечественной войны – Куйбышев).

Т – город, в котором проходила конференция стран – союзников в 1943 году

 (Тегеран)

Рубрика  « Битвы и военные операции»

А - города, воображаемую линию соединения которых германское командование планировало достичь  по плану  «Барбаросса» за 3 месяца. (Архангельск – Астрахань)

Б- название операции по освобождению Белоруссии  («Багратион»)

В – название операции по освобождению Польши («Висло- Одерская»)

Г – назовите место действия немецкой дивизии  «Эдельвейс» (Главный Кавказский хребет, прорыв к Эльбрусу)

Д – один из фронтов, принимавший участие в Сталинградской битве (Донской)

Е – успешная операция советских войск 1941, осуществлена в ходе Смоленского сражения.   (Ельнинская)

З- один из фронтов, принимающих участие в обороне Москвы (Западный фронт)

И - наступательная операция советских войск 1943 года Ленинградскиго и Волховского фронтов с целью прорыва блокады Ленинграда. («Искра»)

К- название партизанской операции  1943 г («Концерт»)

Л – название операции по освобождению Западной Украины («Львовско – Сандомирская)

М – название одной из операций в ходе Сталинградской битвы («Малый Сатурн»)

Н – место открытия Второго фронта (Нормандия)

О – название операции в районе Орла и Белгорода («Огненная дуга»)

П – деревня, у которой произошло крупнейшее танковое сражение 1943 (Прохоровка)

Р – название партизанской операции 1943 года («Рельсовая война»)

С – битва, в результате которой была окружена и уничтожена  группировка немецких войск во главе с фельдмаршалом Ф.Паулюсом (Сталинградская)

Т – город, где произошла встреча советских и американских войск в апреле 1945 года (Торгау)

Рубрика  «Военная техника»

А  - Какой род войск называли  «богом войны»? (артиллерия)

Б – Как иначе называли реактивную установку БМ -13  («Катюша»)

Г – Что означает аббревиатура РПГ- 41, РПГ -3 ( ручная противотанковая граната)

Д –разработчик ручного пулемета (Дегтярев)

Е – одним из видов вооружений Красной Армии Великой Отечественной войны была гаубица. Как называлась гаубица русской армии 18 века, предшествовавшая нарезному оружию?  ( «Единорог»)

З – что такое  «трехтонка» (  советский грузовик ЗиС -5)

И – авиаконструктор, создатель самолета – штурмовика (Ильюшин)                     К – марка советского танка, названного в часть наркома обороны («КВ», «Клим Ворошилов»

Л – советский авиаконструктор, создатель самолетов  истребителей Ла-5,

Ла -7 ( С.А.Лавочкин)

М – фамилия создателя  «трехлинейки», основного индивидуального стрелкового оружия времен Великой Отечественной войны  (Мосин)

Н – фамилия братьев – изобретателей из Бельгии, давшая название огнестрельному оружию, применявшемуся в РККА  (Наган)

О – в годы Великой Отечественной войны солдаты сами стали придумывать имена оружию. Это была необходимость. Чтобы зашифровать телефонные переговоры прибегали к условным названиям ,о которых заранее договаривались. Как называли бойцы снаряды?  («огурцы»)

П – модель немецкого танка («Пантера»)

Р- многозарядное огнестрельное оружие ближнего боя, механизм питания патронов которого выполнен в виде вращающегося барабана.  (револьвер)

С – назовите аббревиатуру артиллерийского орудия, смонтированного на самодвижущемся шасси. (САУ – самоходная артиллерийская установка)

Т –самая известная модель советского танка (Т-34)

Рубрика  «Защитники Отечества»

А – имя Героя Советского Союза, в 1943 году совершившего подвиг у деревни Чернушки Псковской области, закрыв собой амбразуру вражеского дзота. (Александр Матросов)

Б  - советский военачальник, разрабатывающий и участвовавший в операциях   «Кутузов», «Багратион» . ( Баграмян)

В -  Герой Советского союза, Маршал Советского Союза ,член Государственного комитета обороны, его популярность отразилась в названии модели танка, значка за меткость стрельбы.      ( К.Е.Ворошилов)

Г – летчик, совершивший таран вражеской колонны в 1941 г под Минском. (Николай Гастелло)

Д - Гвардии генерал-майор кавалерии ,за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой, посмертно присвоено звание Героя Советского союза.  ( Л.М.Доватор)

Е- фамилия бойца 150-й стрелковой дивизии, водрузившего знамя Победы над Рейхстагом  2 мая 1945 года  (Егоров)

З – имя партизанки-разведчицы, совершившей подвиг у деревни Петрищево в 1941 году  (Зоя Космодемьянская)

И – Герой Советского Союза, сын руководителя испанских коммунистов, руководитель пулеметной роты, погиб в битве под Сталинградом.  (Рубен Ибаррури)

К- Летчик-ас,  лётчик-истребитель , на его счету 64 сбитых самолета. Трижды  Герой Советского Союза, Маршал авиации.  (И.Кожедуб)

Л – какой город  помогли освободить участники операции  «Январский гром»? (Ленинград )

М – руководитель партизанского отряда  «Победитель», действовавшего в Смоленской, Орловской области, Герой Советского Союза, автор книги  «Сильные духом»  (Медведев)

Н - 225 дней продолжались кровопролитные бои в 1943 году на плацдарме ,названном  «Малая земля» площадью в 30 квадратных километров. По этому клочку земли вели ураганный огонь десятки артиллерийских и минометных батарей. Назовите город, под которым был совершен подвиг защитников  «Малой земли».  (Новороссийск)

О - Военный орден СССР, учреждённый  в 1942 году. Им награждались лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Воено – морского флота , войск  НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.  (Орден Отечественной войны)

П – летчик –ас, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе, первый трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации. ( Александр Покрышкин)

Р-  командующий 5-й гвардейской танковой армией, участник битвы под Прохоровкой, маршал танковых войск .  (Ротмистров)

С- Председатель Государственного Комитета Обороны в годы Великой Отечественной войны  (Сталин)

Т – летчик, совершивший первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика (  Виктор Талалихин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Победа в сердце каждого живет" (сценарий праздника к Дню Победы)

Давно отзвучали последние выстрелы Великой Отечественной Войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. Мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням...

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Классный час, посвященный Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств «Мы были вместе и победили!» (10 класс)

Цель: Расширение знания учащихся о вкладе народов СССР в победу над фашизмом и нацизмом, о составе Содружества Независимых Государств и его отношении ко Дню Победы 1945 года.  ...

Музыкально-историческая композиция, посвященная 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Салютуем во славу Победы!!!"

Мероприятие направлено на воспитание в детях мужества и любви к Отчизне, приобщение их к изучению военной истории и патриотических традиций края и страны, утверждение в сознании учащихся патриотически...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса “ Победа! Славная Победа!”

Урок памяти  разработан в сотвествии с  требованиями  ФГОС ООО. Цели  мероприятия:  воспитание  чувства патриотизма у подростков, формирование чувства долга, благода...

Внеклассное мероприятие по теме: "Победа! Славная Победа!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе  ( урок памяти, посвященный 65-летию Победы русского народа над фашизмом)Тема: " Победа! Славная Победа!"...