конспект урока по теме: "Ленинград осенью и зимой 1941-1942 гг."
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
подробный конспект урока по истории Санкт-Петербурга для 9 класса с документами периода блокады Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leningrad_osenyu_i_zimoy_1941042.doc | 61 КБ |
direktiva_ob_unichtozhenii_l-da.doc | 23 КБ |
listovkit_word.doc | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории СПб в 9 классе
Тема: Ленинград осенью и зимой 1941-1942 гг.
Цели:
- Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
- Объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов, познакомить с жизнью блокадного города, привести примеры мужества и стойкости ленинградцев, дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда;
- воспитывать гордость за свое отечество.
Учебное оборудование и материалы:
- учебники «Санкт – Петербург. Век XX» Е.В. Дмитриевой;
- карта «Великая Отечественная война 1941 -1945г»;
- документы;
- презентация;
- документальный фильм «Блокада Ленинграда»
План урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы:
1. Бомбардировка и артобстрелы Ленинграда. Начало блокады.
2. Город – фронт.
3. Город – труженик.
4. Дорога Жизни.
III. Закрепление изученного материала на уроке.
IV. Подведение итогов урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы
1. Бомбардировки и артобстрелы Ленинграда. Начало блокады.
Мы начали изучать большую тему: Великая Отечественная война.
Вспомните, когда началась Великая Отечественная война?
Сегодня пойдет речь о начале блокады Ленинграда. Тема урока «Ленинград осенью и зимой 1941-1942 годов».
Показ документального фильма «Блокада Ленинграда».
На фоне фильма рассказ учителя.
В планах ведения войны против СССР германское командование отводило особое место захвату Ленинграда, так как Ленинград имел большое военное, экономическое и политическое значение. На совещании высшего руководства вермахта в рейхсканцеллярии 14 июня 1941 года Гитлер назвал взятие Ленинграда одной из решающих оперативных целей новой войны. В июле при посещении штаба группы армий «Север» фюрер подчеркивал, что сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов революции, являвшегося наиболее важным для русского народа на протяжении последних 24 лет.
4 сентября 1941 г. город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного немецкими войсками города Тосно.
Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Нельзя без боли и гнева читать материалы Ленинградской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских преступников, представленные ею на Нюрнбергский процесс:
В сентябре 1941 г. небольшая группа офицеров по заданию командования ехала на автомашине-полуторке по Лесному проспекту с аэродрома Левашово. Немного впереди нас шел переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздается разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий... Трамвай разнесен в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут. Светловолосый мальчик лет семи-восьми, чудом уцелевший на остановке, закрыв лицо обеими ручонками, рыдает над убитой матерью и повторяет: - Мамочка, что они наделали…
Город постоянно бомбили, но есть один из секретов, почему он не сгорел.
Может вы знаете этот секрет?
Еще до налетов все чердаки и крыши в городе по совету ленинградских ученых обработали специальным противопожарным раствором. В результате тысячи сброшенных на город зажигалок оказались бесполезными.
В сентябре-октябре 1941 года бомбы падали на город ежедневно. На оборонительные сооружения вокруг Ленинграда фашисты сбрасывали вместе с бомбами камни, рельсы, железные бочки – все, что могло грохотать. Они пытались запугать людей, рывших окопы, сломить их волю. На город вместе с бомбами сбрасывали листовки с угрозами: «Чечевицу доедите – Ленинград, Москву сдадите!» и другие.
На каждый квадратный километр приходилось 480 снарядов и 16 авиабомб. На артиллерийских картах каждый объект имел свой порядковый номер: № 9 – Эрмитаж, № 708 – Институт охраны материнства и младенчества. № 192 – Дворец пионеров.
Всего за время войны гитлеровцы сбросили на Ленинград 107 158 фугасных и зажигательных бомб.
6 сентября 1941 года Гитлер своим приказом (Weisung № 35) останавливает наступление группы войск «Север» на Ленинград, уже достигших пригородов города, и отдаёт приказание фельдмаршалу Леебу отдать все танки Гепнера и значительное число войск для того, чтобы «как можно быстрее» начать наступление на Москву.
В дальнейшем немцы, отдав свои танки на центральный участок фронта, продолжали окружение города кольцом блокады, удаленным от центра города не более чем на 15 км, и перешли к длительной блокаде. В создавшейся ситуации Гитлер, реально представлявший себе огромные потери, которые он понес бы, вступив в городские бои, своим решением обрек его население на голодную смерть.
8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург. (показ по карте) С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города.
(8 сентября 1941 год – начало блокады Ленинграда – запись в тетрадь)
Как вы понимаете это слово «блокада»?
В большом энциклопедическом словаре дается такое определение:
Военная блокада - изоляция блокируемого объекта (группировка войск, город, государство и другие) путем нарушения его внешних связей на суше, в воздухе и на море. Цель блокады - истощение блокируемой группировки и принуждение ее к капитуляции, подрыв военно-экономической мощи вражеского государства. (запись в тетрадь)
В ходе урока нам надо ответить на вопрос: благодаря чему выстоял и выжил Ленинград?
Запишите вопрос в тетрадь. Услышав ответы, вписывайте.
По разным официальным данным за период блокады в городе погибло от 800 тысяч до 1,5 миллионов человек. Неоднократно вставал вопрос: не лучше ли было сдать город, сохранив жизни людей. Перед вами лежат рассекреченные немецкие документы. Найдите в них ответ.
Работа с документами.
1 документ:
Директива Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» (документ лежит перед всеми учениками).
2. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…
4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.
Запись названия документа в тетрадь.
2 документ:
7 октября 1941 года в секретной директиве верховного командования вооруженных сил было: «Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а позже – Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником…».
Сделайте вывод по документам – надо ли было защищать Ленинград?
2. Город - фронт
Рассказ уч-ся по теме «Город – фронт»
Для организации обороны города и прорыва блокады приказом от 11 сентября Г. К. Жуков был назначен командующим Ленинградским фронтом, к обязанностям приступил с 14 сентября. (запись в тетрадь)
Пытаясь остановить вражеское наступление, Жуков не останавливался перед самыми жестокими мерами. В конце месяца он подписал шифрограмму № 4976 с таким текстом:
Разъяснить всему личному составу, что все семьи сдавшихся врагу будут расстреляны, и по возвращению из плена они также будут все расстреляны.
Он, в частности, издал приказ о том, что за самовольное отступление и оставление рубежа обороны вокруг города все командиры и солдаты подлежали немедленному расстрелу. Отступление прекратилось.
Линия фронта проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов.
3. Город - труженик
Рассказ уч-ся по теме «Город – труженик».
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Город жил и работал. Работая с текстом учебника, вам предстоит выполнить задание № 3 на странице 312. (по 2 вопроса каждому ряду, ответы на страницах 294 – 298)
Через 3 минуты проверка работы.
4. Дорога Жизни
Продовольственное положение Ленинграда вызывало большую озабоченность. Государственный Комитет Обороны 30 августа принял постановление «О транспортировке грузов для Ленинграда», которым предусматривалась доставка в город продовольствия, вооружения, боеприпасов и горючего водным путем через Ладогу.
В связи с ранними холодами уже в ноябре Ладожское озеро было покрыто льдом. И по нему пошли машины.
У нас в гостях ветеран Великой Отечественной войны, солдат рабочего батальона дороги Жизни Крылов Иван Михайлович.
Рассказ ветерана о дороге Жизни.
Несмотря на героический подвиг всех работников дороги Жизни в городе с 20 ноября по 25 декабря нормы хлеба составляли 250 г для рабочих, для остальных жителей – 125 г. Для выпечки хлеба стали использовать все сырьевые ресурсы, которые можно было смешивать с мукой. С 6 сентября хлеб выпекался с примесями ячменной и овсяной муки, а затем с примесями отрубей, соевой муки и жмыхов, что резко снизило питательные качества хлеба.
Ленинградская дистрофия за весь период блокады унесла жизни 641 803 горожан.
Стихотворение А. Молчанова «Дистрофия». (читает уч-ся)
Дистрофия -
Это слово из мертвой латыни
В наш блокадный вошло лексикон
И врубилось нам в память доныне,
Как осколки в граниты колонн.
Дистрофия - проклятое слово,
Равнозначно чуме и войне.
Мы не можем исправить былого,
Но забыть – мы не можем вдвойне.
Дистрофия… А попросту – голод Жуткий голод. И холод. И мрак. А вокруг – торжествующий враг. «Вымирай, революции город!
Не хотел нам сдаваться – не надо, Так теперь пожирай сам себя! Подыхай, о пощаде сипя! Никогда не прорвать вам блокаду!»
Но мы знали: страна нас не бросит, Не покинет в смертельной беде. Эта вера – сильней дистрофии. Эта вера – сильней, чем фашизм.
На голод прежде всего и рассчитывал Гитлер, когда забирал войска для наступления на Москву. Но он не знал, что такое «русский дух».
И уже в приказе по войскам, блокирующим Ленинград, от 1 января 1942 года Гитлер «благодарил своих солдат за создание невиданной в истории человечества блокады» и нагло заявлял, что не позднее, чем через три – четыре недели, «Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам…»
III. Закрепление изученного на уроке.
О дальнейшей судьбе Ленинграда мы узнаем на следующем уроке.
Сейчас вам предстоит небольшая самостоятельная работа.
Приём «Конверт недосказанных фраз». Учитель раздаёт из конверта всем учащимся листочки, на которых написано начало предложения:
- Этот урок открыл для меня…
- Я узнал(а) сегодня на уроке..
- Я хочу, чтобы…
- Подвиг ленинградцев…
- Мы – молодое поколение…
- Главными источниками победы…
- Считаю, что война….
- Патриот- это…
Продолжите предложения.
Вопрос нашего урока: благодаря чему выстоял и выжил Ленинград?
Ответы учащихся.
IV. Подведение итогов урока.
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Чтобы голос погибших сквозь время проник,
Чтобы знали потомки всю правду про них
И гордились в открытую прошлым своим,
Я несу донесенье от мертвых живым.
Предварительный просмотр:
.Директива начальника штаба военно-морских сил Германии об уничтожении г. Ленинграда
22 сентября 1941 г.
г. Берлин
Секретно
Будущее города Петербурга
1. Чтобы иметь ясность о мероприятиях военно-морского флота в случае захвата или сдачи Петербурга, начальником штаба военно-морских сил был поднят вопрос перед Верховным главнокомандованием вооруженных сил о дальнейших военных мерах против этого города.
Настоящим доводятся до сведения результаты.
2.Фюрер решил стереть город Петербург с лида земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ.
3.Прежние требования военно-морского флота о сохранении судостроительных, портовых и прочих сооружений, важных для военно-морского флота, известны Верховному главнокомандованию вооруженных сил, однако удовлетворение их не представляется возможным ввиду общей линии, принятой в отношении Петербурга.
4.Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.
Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.
5. Главное командование военно-морских сил в ближайшее время разработает и издаст директиву о связанных с предстоящим уничтожением Петербурга изменениях в уже проводимых или подготовленных организационных мероприятиях и мероприятиях по личному составу.
Если командование группы армий имеет по этому поводу какие-либо предложения, их следует как можно скорее направить в штаб военно-морских сил.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для дошкольников "Дары осени"
Конспект урока для дошкольников «Дары осени» Грибы Учитель Наступила осень, и лесная скатерть-самобранка разложила на своих светлых опушках и под кронами вековых деревьев, в зарослях к...
Урок по истории для 11 класса "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 годов"
Методическая разработка включает в себя наиболее трагические собыия 1941-1942 годов в Севастополе,когда последним оплотом отпоры врагу была 35 береговая батарея....Защитники держали оборону Севастопол...
Конспект урока по изобразительной деятельности "Осенние мотивы. Рисунок грибов"
Данный материал может быть использован при проведении урока по ИЗО по соответствующей теме....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ТУЛЬСКИЙ КРАЙ В 1941-1942 ГГ"
ТИП ЗАНЯТИЯ-КОМБИНИРОВАННЫЙ, ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг...
План-конспект урока. Игра-путешествие: Здравствуй Осень золотая.
Урок-путешествие "здравствуй осень золотая" проходил в период Недели естествознания. На этом уроке учащиеся рассказывали о признаках осени в окружающей природе. Уточнили ,что природа каждого...
План- конспект урока изобразительного искусства "Золотая осень в лесу"
План-конспект урока изобразительного искусства "Золотая осень в лесу"...
Конспект урока по теме "Волшебная мастерская Зимушки-зимы. Аппликация - снеговик"в 6 классе для детей с умеренной степенью умственного развития
Конспект урока содержит цели, задачи и подробное описание хода урока. Схема последовательности выпонения снеговика поможет увидеть конечный результат работы. Разработка будет полезна учителям ко...