Иван Грозный
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Эссе.
Иван Грозный - великий реформатор или диктатор?
Когда мы говорим о Древней Руси, то с уважением, почтением и придыханием называем имена Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира (он вообще вне конкуренции), Ярослава Мудрого (он и был мудрый), Владимира Мономаха. Это действительно выдающиеся люди, которые строили, создавали Великую Русь, начальное наше государство, колыбель трех братских народов - русского, украинского и белорусского. Каждый из этих людей внес колоссальный вклад в развитие нашего государства, системы, которая была в то время встроена в европейскую цивилизацию.
Но потом начинаются проблемы, которые нас - с точки зрения нашего самосознания, патриотизма - тревожат. Если Ивана III можно назвать великим государем, создавшим Русское централизованное государство, то, что касается Ивана Грозного, здесь возникает проблемный вопрос : «Иван Грозный – великий реформатор или диктатор?»
Что же это за человек такой, Иван Грозный? Какое значение он имел в российской истории?
Одни говорят, что это был великий человек, который достоин чуть ли не того, чтобы быть причисленным к лику святых. Да, он впервые объявил себя русским царем и , таким образом, как бы поднял престиж государства, народа. Также можно упомянуть и о прекращении феодальной усобицы, объединении земель, реформах Ивана Грозного, укрепивших систему государственного управления и вооруженные силы. Это позволило сокрушить последние осколки Золотой Орды на Волге — Казанское и Астраханское царства. К положительным сторонам деятельности Ивана Грозного можно отнести и сохранение независимости страны , и формирование оборонных рубежей на южных границах. Именно победы Ивана Грозного открыли русским путь в низовья великой русской реки Волги и на Каспийское море. При Иване Грозном в Москве состоялся первый Земский собор, был создан Стоглав, присоединена Сибирь, начата торговля с англичанами , а также с Персией и Средней Азией, открыта первая типография, построены Архангельск, Кунгур и Уфа, башкиры приняты в русское подданство, учредилось Донское казачество, воздвигнут знаменитый храм Покрова в память завоевания Казанского царства, более известный под именем Василия Блаженного, учреждено Стрелецкое войско.
Но, с другой стороны, это деспот, феодальный диктатор, который создал опричнину, ввел в систему террор против собственного народа, практически изничтожил лучших людей России того периода, всех своих соратников по Избранной раде: одних казнил, других сослал, третьи, как Курбские, от него бежали. Полководцы были уничтожены, герои взятия Казани, борьбы с крымцами : Воротынский, Горбатый, были в Москве казнены лютой казнью.
Мне кажется, что все эти несчастья были заложены ещё при рождении Ивана Грозного. Будущий царь родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 г. В эту ночь над Москвой разразилась буря, от молний в разных местах столицы вспыхнули пожары. Ветер раскачал колокола церквей, и они как бы сами собой зазвенели. Один из них сорвался с колокольни и рухнул на землю. В народе заговорили о предзнаменовании грядущих больших несчастий. И эти слова оказались пророческими. При Грозном личность человека пала так низко, что не могла подняться в течение десятилетий, а может, и столетий после ужасной опричнины, которую он организовал в России. Смута, разорение страны, гибель большого количества населения, уничтожение и оттеснение интеллектуального цвета нации (так, первопечатник Иван Федоров бежал из России в Литву) - все это связано с личностью Грозного.
Именно диктатор придумал и ввёл на Руси Опричнину , принёсшую на русскую землю смерть от своих же сограждан. Примеров жестокости опричников множество: конюший боярин Фёдоров был убит самим царём, а потом его изрезали опричники, приняли смерть 1505 новгородцев , будто бы выступавших против царя и т.д. А каких только способов убийств не придумал царь и его опричники(читаешь , и страшно становится): людей обливали горячей и холодной водой, таскали на верёвках, отрезали языки, с живых срезали мясо и т.д.
Не только народ испытывал на себе жестокость царя, страдали и родственники. В 1569 году царь покончил со своим двоюродным братом: он был обвинен в намерении отравить царя и казнен вместе со слугами, его мать Ефросинья Старицкая утоплена с 12 монахинями в реке Шексне. Согласно легенде, Иван Грозный убил своего сына , наследника престола, Ивана Ивановича, ударив его по голове посохом с железным наконечником. Через 10 дней его сын умер…
Пора подвести итоги и ответить на вопрос , заданный в начале: Иван Грозный -реформатор или диктатор. Моё мнение такое - диктатор. Я нисколько не умаляю заслуг Ивана Грозного, может быть, даже горжусь некоторыми из них, например, строительством храмов, церквей, городов…
Но стоит вспомнить о тех людях, которые были безвинно убиты, да и ещё с такой жестокостью, о женщинах, которых «растлил» Грозный, о младенцах , которых убили по его приказу, и понимаешь, что все заслуги Грозного не могут смыть тот кровавый след, который он после себя оставил. И , наверное, не случайно Ивана IV редко называют Иваном Васильевичем, чаще мы слышим Иван Грозный. А слово «грозный» в «Толковом словаре» означает «суровый и жестокий (правитель)» .
Таким образом, в данный момент я считаю, что Иван Грозный – диктатор, и что его правление принесло Руси не только победы , славу, но и беды и смерти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к уроку по истории "Иван Грозный"
Путешествие во времена Ивана Грозного. Полный обзор его правления. "Посланник Бога или раб дьявола"....
Иван Грозный
Презентация, подготовленная учащимися по теме "Правление Ивана Грозного"....
Иван Грозный
контрольная работа по истории в 6 классе "Правление Ивана Грозного"...
Русская Православная Церковь и Иван Грозный в период Избранной Рады.
Данный материал может быть использован на уроках посвящённых истории РПЦ в России....
Иван Грозный (презентация)
Презентацию можно использовать в 8 классе на уроках при изучении эпохи Ивана Грозного...
Методическая разработка урока в 7классе «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»
В ходе дискуссии, организованной на уроке учащиеся определяют роль Ивана Грозного в истории страны,учатся аргументированно высказывать своё мнение,анализировать информацию, дел...
Презентация к уроку " Иван Грозный " 6 класс
Презентация к уроку " Иван Грозный " 6 класс...