Контрольно – обобщающий урок по истории Древнего Египта
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Целью уроков истории стало раскрытие на конкретном материале положения о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Содержание уроков позволяет детям давать самостоятельную оценку историческим явлениям. событиям и личностям, спорить и отстаивать свои взгляды, анализировать исторические источники, читать историческую карту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_na_konkurs.doc | 542.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно – обобщающий урок по истории Древнего Египта
Провела: учитель истории и обществознания Князева Т.В
Класс: 5
Тема: «Страна большого Хапи»
Цели:
- Сформировать представление о рабовладельческом государстве в древнем Египте, его религии и культуре.
- Развивать способности учащихся осмысливать изучаемые события на основе исторического анализа. Продолжить работу по формированию умений и навыков: работа с исторической картой; объяснять значение слов; описывать образ жизни людей; охарактеризовать религию древних египтян.
- Воспитывать интерес к изучаемому периоду древней истории.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и передняя Азия».
Ход урока.
- Организационный момент (1-2 мин.).
- Сообщение темы и цели урока (2 мин.).
Тема нашего урока «Страна большого Хапи».
Сегодня, мы с вами должны будем повторить и обобщить знания по истории Древнего Египта. Выяснить, что представлял собой Египет в далёкую древность, и как жили жители древнего государства. Для этого мы с вами переместимся в те далёкие времена и совершим путешествие по Древнему государству Египет.
Путешествие будет проходить по определённому историческому маршруту, который нарисован на доске, где каждая остановка это выполнение определённого задания по истории Древнего Египта.
Картово
Рассказово
Загадкино
Кроссвордово
Отгадайкино
Терминово
Оценкино
На маршрут выйдут 3 команды, та команда которая наберёт большее количество очков, она и будет являться знатоком Древнего Египта.
Перед тем как начать наше путешествие, я выдам некоторым ребятам задания, в которых они должны будут рассказать нам о том как жили ремесленники, земледельцы, вельможи и фараоны в Древнем Египте.
Итак, начинаем наше путешествие.
- Первая станция – Картово.
- Покажите на карте, и объясните, где располагалось древнее государство Египет?(Египет располагался в северо – восточной части Африки, по берегам Нила –от первого порога до Средиземного моря).
- Покажите на карте, где находится река Нил? (В северо – восточной Африке протекает одна из самых больших рек в мире – река Нил, которая берёт своё начало в центральной Африке и впадает в Средиземное море).
- Покажите дельту реки Нил?
( Прежде чем отдать свои воды Средиземному морю, река Нил распадается на несколько рукавов. Эту часть страны древние египтяне назвали дельтой, потому что она напоминала перевёрнутую букву «дельта»).
- Как называлась первая столица Древнего Египта?
(Первой столицей Древнего Египта был город Мемфис).
- Покажите на карте, где была расположена первая столица Древнего Египта?
(Мемфис располагался в северо-западной части Египта).
- Покажите территории, куда совершали свои походы фараоны Древнего Египта?
(Во время военных походов фараонов Древнего Египта, были захвачены в Азии страны к северо-востоку от Египта – территории Палестины, Сирии, Финикии, Синатского полуострова, которые были богаты залежами медной руды; на юге Африки территория Нубии, которая славилась золотыми рудниками; на западе территории ливейских племён).
- Покажите территорию Египетского царства во время правления фараона Тутмоса III.
(При нём граница Египта в Азии доходила до реки Евфрат, а в Африке – до четвёртого порога Нила).
- Назовите столицу Древнего Египта времён фараона Тутмоса III.
(Столица город Фивы).
- Покажите на карте, где строились пирамиды?
(Пирамиды строились на западном берегу реки Нил, на границе с пустыней).
- Случайно ли было выбрано место на западе, для строительства пирамид?
(Неслучайно, запад по представлению египтян являлся страной смерти, так как на западе умирало солнце, заходя за горизонт).
- Назовите, кому и когда была построена самая большая пирамида?
(Самая большая пирамида была построена в 2600 г. до н. э., фараону Хеопсу).
Итак, на этом этапе исторического маршрута мы с вами выяснили где располагалось государство Древний Египет.
- Вторая станция – Рассказово.
На втором этапе исторического маршрута мы с вами послушаем рассказы ребят о том как жили разные классы в Древнем Египте.
- Рассказ о жизни ремесленников и земледельцев.
- Рассказ о жизни вельмож.
- Рассказ о жизни фараонов.
Итак, какой можно сделать вывод из рассказов ребят?
(В Египте существовало неравенство, ремесленники и земледельцы содержали вельмож и фараонов).
- Третья станция – Загадкино.
На этом этапе нашего исторического маршрута по Древнему Египту, вы попробуете отгадать загадки.
Фараон
Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон,
Повелевать стал всеми ...
Вельможи
У всесильного владыки
Слуги есть. Есть и враги.
Знати скажет он: «Служи!
Местом службы дорожи!»
И советников назвали
Фараоновы
Папирус
В долинах Нила вырос он,
И солнцем и водой взращен.
Его с трудом в Египте рубят,
Кладут затем все вместе в ряд.
И получался замечательный расклад.
Что это? Поспеши назвать.
Пирамида
Не один год, не один раб
Ее строили за так.
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить
И музейным экспонатом
Человечеству служить.
Египет
На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстание рабов здесь подавляли.
Назови, что за страна.
В мире есть сейчас она.
Мумия
В Египте умер человек,
И труп его хранили век.
Тело обработают,
Бинтами замотают.
Назови, что это было,
Долго всем оно служило.
- Четвёртая станция – Кроссвордово.
Перейдём к следующему этапу, разгадыванию кроссвордов.
- Какую форму имеет изображённый кроссворд с буквой «О» на доске?
(Форму пирамиды)
О | ||||||||
Пирамида с «О»
- Бог мудрости (Голова – ибис с длинным клювом)
- Фараон, которому построили самую высокую пирамиду
- Историк
- Французский художник, разгадавший египетские иероглифы
Ответы: 1. Тот 2. Хеопс 3. Геродот 4. Шампольон
Построй треугольник
Сторона АС – Мелкий предмет, который защищает от
злых духов и несчастий
Сторона ВА – Сплав меди и олова.
Сторона ВС – Богиня, покровительница женщин и их
красоты, в образе кошки
- Пятая станция – Отгадайкино.
На этом историческом этапе вы будете отгадывать ребусы и историческую арифметику.
Ребусы
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе
Князева Татьяна Валентиновна ,учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 28 округа Муром
класс: 5
Тема: Зарождение демократии в Афинах.
Цель:
- дать представление о зарождении демократии в Афинах
- реконструировать социальный конфликт между демосом и аристократией в Афинах в VI в до н.э.
- ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами
- развить умение работать с картой, первоисточниками, умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события
- воспитать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки.
Оборудование:
- карта “Древняя Греция”,
- меловая схема “Население Аттики” VII в. до н.э,
- таблица “Законы солона 594 г. до н.э.,
- индивидуальные задания-карточки,
- жетоны- “следы ног”.
Организационный момент. (Эмоциональный настрой детей)
Актуальные знания учащихся.
Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
А как еще можно прославиться?
Совершая хорошие поступки.
Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?
Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.
Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.
(За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)
Проверка домашнего задания.
Индивидуальные задания трем учащимся.
- Что означало для земледельцев гибель олив? (Полисы Греции часто воевали друг с другом, противники, пытаясь навредить друг другу вырубали оливковые деревья. Земледелец горевал по загубленным оливковым деревьям больше чем по вытоптанному полю ячменя, оливковое дерево приносит первые плоды на 18 год, долго дожидаться урожая ).
- Кого погубило пьянство?(Людоеда-циклопа Полифема из поэмы Гомера “Одиссея”).
- В VII в. до н.э. В Афинах были изданы Драконовские законы. В чьих интересах проводились это законы? Объясните двойственное значение выражения “Драконовские законы”. Почему считали, что “законы написаны не чернилами, кровью”?
- Работа 1 ученика у доски. Объяснить значения слов:
— полис, ареопаг,
— архонт, долговое рабство. - Ответ 1 ученика у доски. В какой области Греции возникло Афинское государство? (Аттика).
— Покажите эту область на карте.
— Покажи главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря был расположен этот город? - Расскажите миф о том, как богиня Афина стала покровительницей одного из самых знаменитых в Греции городов. (Индивидуальное задание, данное на предшествующем уроке ученику).
Изучение нового материала.
Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”.
План изучения нового материала:
- Афинский демос и его требования.
- Демос восстает против знати.
- Законы Солона. Отмена долгового рабства.
- Перемены в управлении Афинами.
- Солон покидает Афины.
Работа по меловой схеме.
Всё население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.
- Какими путями жители Аттики становились рабами?
- Должники.
- Однако в Аттике были не только рабы должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.
- Как рабы-чужеземцы могли оказаться в Афинах?
- Чужеземцы проданные в рабство за серебро. Люди, захваченные пиратами из заморских стран.
(делается запись: чужеземцы) - Кому в Аттике принадлежали земли и власть?
(делается запись: знатные)
Знатных людей называли - аристократы в переводе с греческого благородные, лучшие, знатные люди, господа.
- Как назывались остальные свободное население Аттики?
делается запись: демос (земледельцы, ремесленники, купцы).
Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.
(Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души).
Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?
- Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?
- Чем гордились знатные люди?
- Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному.
Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным.
Солон в V в. до н.э. был избран архонтом (правителем Афин). Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?
Работа по учебнику.
Громкое чтение § 30 п.1. со слов “В 554 г. до н.э. знать и демос…”
Составление таблицы.
Законы Солона 594 г. до н.э.
№ | Суть закона | Основное содержание |
1 | Прощение долгов | Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью |
2 | Запретить обращать в рабство за долги | Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны |
3 | Выборность судей | Из всех афинян независимо от их знатности и богатства |
4 | Регулярный созыв народного собрания (экклесия). | В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане. |
5 | Значения законов | Заложены основы демократии |
Законы можно разделить на 2 части:
- Отмена долгов, долгового рабства.
- Изменения в управлении государством.
Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 138.
Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни.
Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?
Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.
Он повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.
Разбор отрывка из стихов Солона, в которых описаны его законы. (стр.139)
Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона. (слово “должники”)
Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы- чужеземцы остались)
Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил).
Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.
Работа с 5 пунктом плана “Солон покидает Афины” – краткий рассказ учителя.
- о причинах всеобщего недовольства Солоном,
- отъезд за границу,
- странствие по странам и возвращение на родину.
Законы Солона заложили в Афинах основы “демократии” - по-гречески означает “власть народа”.
Закрепление пройденного материала.
Работа в рабочих тетрадях по истории Древнего Мира с.15.
Задание. Выпишите недостающие слова. Главное в законах Солона _________________
(Учащиеся вписывают в текст недостающие слова).
Прочитайте выполненные задание.
Итог урока.
Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.
- А кто больше всех наследил? (Ребята поднимает свои “следы ног”)
- У кого больше всех следов?
Оценивание (по количеству).
- На дом: 30 в рабочих тетрадях с.15, задание 21.
- Из законов Солона (отрывки с.139). Подумайте и постарайтесь ответить на поставленные вопросы
Повторительно-обобщающий урок по истории в 5 классе
по теме: «Древний Восток»
учитель истории и обществознания : Князева Татьяна Валентиновна
Цели урока: обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока, осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитии хозяйства и культуры всего мира; развивать память, мышление, монологическую речь обучающихся;
развивать интерес и уважение к истории и культуре народов Древнего Востока.
Оборудование: карта «Древний Восток»;
- Оформление доски – рисунки учащихся по указанной теме, образцы египетского папируса, чайнворд «На берегах Нила».
- «Чёрный ящик».
- Правила поведения при работе в группе (листок с правилами находится на столе каждой команды, основные правила выведены на доску).
Форма проведения: урок – деловая игра, с использованием интерактивных технологий.
При подготовке к уроку учащиеся получают задание: разделиться на три команды, придумать название команды, её девиз, эмблему, выбрать капитана.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проведение игры.
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята, сегодня мы проводим повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Восток». Перед нами поставлена задача не просто повторить ранее изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания, проверить насколько они прочны, смогут ли они быть тем фундаментом, на котором мы в дальнейшем будем строить многоэтажный дом открытий истории Древнего мира.
Итак, сегодня у нас соревнуются три команды: Мемфис, Вавилон и Сидон. Представление капитанов: эмблема, девиз команды. Для успешной работы необходимо повторить правила работы в группе. Каковы они?
Правила работы в группе (находятся на столах команд):
- Чтобы попросить слово, подними руку.
- Говори по теме, понятно, кратко.
- Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
- Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
- Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
- Старайся найти наилучшее решение проблемы.
- Поощряй других к участию в обсуждении.
- Будь доброжелателен и терпим.
- Соблюдай правило «трёх нельзя»:
- нельзя говорить: «всё уже сказали»;
- нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
- нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Учитывая возрастные особенности пятиклассников, на доске для зрительного восприятия выведены основные правила:
Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.
Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
Для оценки нашей работы, у капитанов есть списки команд, в которых отмечаются ответы каждого участника, в конце игры капитаны должны будут подвести итоги работы своей команды, а команда должна будет оценить капитана.
Учитель: Но прежде чем мы с вами начнем игру, давайте вспомним, какие страны называют Древним Востоком?
- Древним Востоком называют страны Азии и Северо-Восточной Африки, в которых несколько тысяч лет назад люди перешли от первобытнообщинного строя к классам и государству.
- Назовите эти страны.
(Древний Египет, Финикия, Урарту, Сирия, Ассирия, Междуречье, Вавилонское царство, Персидское царство).
1. Конкурс «Разминка»
Командам по очереди задаются вопросы, на которые они дают ответы.
- В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек? (Китай)
- В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена)
- Где изобрели цифры? (Индия)
- “Блуждающей рекой” или “рекой тысячи бедствий” называли в древности Нил, Ганг, Хуанхэ? (Хуанхэ)
- Раджами назывались вожди Китая, Индии или Междуречья? (Индии)
- Писали на бумаге (Китай)
- В какой библиотеке были несгораемые книги? (в библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги)
- Какой “дикий зверь” является источником жизни многих поколений людей государств Передней Азии? (река Тигр в Междуречье)
- Хаммурапи был царём Вавилона, Египта, Ассирии или Индии? (Вавилона)
- На чём писали в Древней Индии: на папирусах, на глиняных дощечках, на пальмовых листьях? (на пальмовых листьях).
- Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. (Инд.)
- Тонкая, воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. (Шелк).
- Замкнутые группы людей, на которые делилось индийское общество. (Касты).
- Как называлась письменность в Китае? (Иероглифы).
- В какой стране верили в переселение душ? (В Индии).
- Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. (Джунгли).
- Где расположен Китай? (Юго-восточная Азия).
- Кого в Китае называли “Сыном Неба”? (Царя).
- Знаменитым китайским мудрецом был... (Конфуций).
- Правитель Китая, который объединил государства Китая под своей властью. (Цинь Шихуан).
- Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. (Брахма).
- Главные реки Китая. (Хуанхэ, Янцзы).
- Мог ли индиец перейти из одной касты в другую? (Нет).
- В каком году Цинь Шихуан объединил Китай в единое государство? (221 г. до н.э.).
2. Конкурс “Загадочный”.
Каждой команде предлагается отгадать загадку.
Загадка № 1.
Он самый мудрый и почтенный,
Бог Брахма изо рта его создал,
И цвет его одежды белый.
К концу же жизни
Вдруг отшельником он стал. (Брахман)
Загадка № 2.
Этих слуг повсюду гнали,
Жить в деревне запрещали.
Те в лачугах жалких спали,
На судьбу свою роптали. (“Неприкасаемые”)
Загадка № 3.
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести,
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили ее строить,
Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)
Загадка № 4.
Узнал Китай чрез много лет,
Как много может человек,
Из книг, на наши не похожих.
На связку дров скорее схожих.
Чтоб книгой стать,
Прошел чрез много мук
В Китае — расщепленный то... (Бамбук)
3. Конкурс “Синий ящик”.
По описанию нужно узнать предмет, который находится в синем ящике.
- Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
- Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
- То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
- Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
- Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)
- Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
4. Конкурс «знатоки дат»
Задание: соотнеси дату и событие. Каждая команда получает задание на карточках.
События: разрушение Ниневии, образование единого государства в Китае, взятие Вавилона персами, образование единого государства в Индии, правление царя Хаммурапи.
612 г. до н.э., 300 г. до н.э., 538 г. до н.э., 221 г. до н.э., 1792 – 1750 г.г. до н.э..
5. Конкурс переводчиков.
А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.
Командам даются листы с заданием.
Н КРСТ____________________ (не красть)
Н ЛГТ_____________________ (не лгать)
Н БВТ ЧЛВК_______________ (не убивать человека)
ПЧТ Т ТЦ МТ____________________ (почитать отца и мать)
Какие заповеди здесь написаны?
6. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)
Задание: Назовите имя.
- Древнеперсидский царь, при котором Персия достигла своего могущества? (Дарий I)
- Правитель Китая, 221 год до нашей эры (Цинь Ши-Хуанди).
- Древнеперсидский царь из династии Ахаменидов, один из величайших полководцев древности, который объявил себя царём, 538 год до нашей эры овладел Вавилоном? (Кир)
- Вавилонский царь 1792 – 1750 гг. до нашей эры? (Хаммурапи)
- Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия? (Ашока)
- Самый могущественный правитель Персидской державы, содержащий огромное количество тайных осведомителей, которых называли «глаза и уши царя». (Дарий Первый).
III . Подведение итогов игры, награждение победителейвыставление оценок.
Домашнее задание: прочитать мифы о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Провела: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 28 г Муром
Князева Татьяна Валентиновна
Предмет обществознание
Урок №____1_____6 класс___________________
Тема урока: «Человек родился»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация подведение уч-ся к пониманию ценности жизни как великого чуда))
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Программа кружка
гражданско – правовой направленности
«Я и закон»
на 2013 – 2014 учебный год
возраст: 10-14 лет
Руководитель:
учитель истории и обществознания
Князева Татьяна Валентиновна
ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я И ЗАКОН».
Гражданско-правовая направленность в современной педагогике имеет очень большую актуальность. Происходящие в нашей стране экономические, политические, социальные изменения в последние 10 – 15 лет выявили острые противоречия в социализации подрастающего поколения, в полноценном и качественном воспитании школьников, в позиции между школой и семьями воспитуемых. Среди важнейших проблем, эффективное решение которых обеспечивает нормальное развитие любого общества, особое место занимает защита прав и интересов несовершеннолетних. Острота проблемы правового воспитания обусловлена тем, что ребенок является не только объектом, но и субъектом правовых отношений. Как свидетельствует статистика, несмотря на общеконституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав несовершеннолетних встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом, в результате чего ребенок становится жертвой произвола взрослых членов общества. Кроме того, несовершенство, а порой и полное отсутствие знаний законов, защищающих права каждого ребенка, делает его участником правонарушений и преступлений, формирует толерантность и снисходительное отношение к различным формам девиантного поведения. Это, в свою очередь, ведет к искажению процесса социализации.
Общая деморализация общества, распространения в СМИ рекламы и сообщений о «прелести » лёгкой и красивой жизни, бесконтрольность, которая сопровождает современных школьников, порой наталкивает их на мысль о безнаказанности и беззаконии. Современный подросток не задумывается над тем, что общественные отношения регулируются законом. Забыв об этом, он естественно и не думает о последствиях, наказании которые будут после совершения правонарушения. Исходя из этого я выделяю следующую цель и задачи данного кружка:
ЦЕЛЬ: Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей. Снижение уровня правонарушении и преступлений среди несовершеннолетних. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
ЗАДАЧИ: обучающая: 1)познакомить учащихся с основными понятиями: правонарушение, административное право, уголовное право, суд, закон, право;
2) дать детям достоверную информацию об ответственности, наступающей после совершения правонарушения;
3) дать знания о штрафных санкциях при свершении административных правонарушениях .
Развивающая: сформировать у детей понимание данной проблемы, значимость проблемы правонарушений, развивать чувство ответственности за свершённые поступки.
Воспитательная: воспитывать в детях сознательное социально-активное поведение в обществе, воспитывать умение уважать права других людей, умело разрешать конфликты в повседневной жизни.
Принципы:
-Безусловное уважение личности подростка.
- защита прав и законных интересов обучающихся.
-Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.
-Взаимодействие различных заинтересованных служб.
Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:
- Ролевые игры;
- Психотехнические тренинги и упражнения;
- Работа в малых группах;
- Дискуссии, творческие диалоги;
- Творческие работы;
Программа построена с учётом обязательного минимума содержания обществоведческого образования для основной и средней (полной) школы, который предполагает изучение значительного блока правовых знаний.
Данный курс разработан на основе:
- программы "Права человека" Пермской Школы прав человека;
- программы модульного курса "Права человека" Молодёжного Центра прав человека и правовой культуры;
- программы "Права человека в современном мире" для лидеров 1некоммерческих организаций Варшавского Хельсинского Фонда по правам 1человека;
- основе профилактических поведенческих программ «Формирование жизненных социально – психологических навыков» и программе Н. В. Вострокнутова «Обучение здоровому образу жизни»
- программы "Тренинг для тренеров" проекта Нидерландского Хельсинского Комитета, Варшавского Хельсинского Фонда по правам человека и Московской Хельсинской группы "Российская правозащитная школа".
Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.
При изложении материала необходимо учитывать особенности возрастного периода учащихся. Главным при ведении кружка должен стать принцип «Не навреди» - то есть, нельзя рассказывать учащимся о том чего он не знает, дабы не разбудить дополнительный интерес к правонарушениям.
Данный курс рассчитан на три года обучения. Преподавание материала происходит по концентрической системе обучения таким образом, что каждая тема рассматривается с каждым годом все более глубже и шире. В каждом разделе имеются как теоретические, так и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с правовыми документами, основными законами РФ. На практике ребята учатся решать реальные жизненные ситуации в соответствии с этими законами и правовыми актами. Практические занятия должны проходить в форме дискуссии, диалога, ролевой игры, творческих заданий. Так же на практических занятиях, возможно, использовать видеотеку, посвященную данной проблеме и различные тексты из художественной литературы. Форма контроля за знаниями учащихся – это устный опрос, который проводится в конце каждого занятия, тестирование по окончанию изучения крупной темы.
В конце курса ученики должны:
уметь
осуществлять свои права на практике;
уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;
уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;
знать
юридические термины и понятия;
знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
владеть
четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;
владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия. Практическая работа. | Теория | Практика | Всего часов |
I раздел: «Основные права и свободы человека». 1 год обучения | ||||
1 | Правовые понятия: право на жизнь, свободу, равенство. | 1 | 1 | 1 |
3 | Право на жизнь: кто его дает | 1 | 1 | 1 |
4 | Право на свободу | 1 | 1 | 1 |
5 | Все ли люди равны? | 1 | 1 | 1 |
6 | Происхождение и природа законов; первые законы человека. | 2 | 2 | 4 |
7 | Что такое закон? | 2 | 2 | 4 |
8 | Божественные законы, все ли их соблюдают | 2 | 2 | 4 |
9 | Декларация прав человека и гражданина 1789 года. | 2 | 1 | 3 |
10 | Всеобщая декларация прав человека | 2 | 1 | 3 |
11 | Конституция РФ. | 2 | 2 | 4 |
12 | Конвенция о правах ребёнка. | 2 | 1 | 4 |
13 | Кодекс учащихся общеобразовательной школы № 28. | 2 | 2 | 4 |
14 | Правонарушение – когда оно наступает? | 1 | 3 | 4 |
15 | Правонарушение и юридическая ответственность. | 2 | 2 | 4 |
15 | Система права. | 2 | - | 2 |
16 | Практическое занятие по теме: «Основные права и свободы человека.» (подготовка, проведение) | - | 2 | 2 |
17 | Политико-правовая игра-форум «Глобализация. за и против» (подготовка, проведение) | 2 | 2 | 4 |
18 | Всего по теме 50 часов | |||
II раздел: «Государственные институты, призванные защищать права человека». | ||||
Тема «Административные правонарушения». | ||||
19 | Подросток и правоохранительные органы. | 1 | 1 | 2 |
20 | Административное правонарушение. | 1 | 1 | 2 |
21 | Ответственность за административное правонарушение. | 1 | 1 | 2 |
22 | Административная ответственность: ст. 44,49 | 1 | 1 | 2 |
23 | Административная ответственность: ст. 102, 114. | 1 | 1 | 2 |
24 | Административная ответственность: ст. 117, 119. | 1 | 1 | 2 |
25 | Административная ответственность: ст. 121, 158. | 1 | 1 | 2 |
26 | Административная ответственность: ст. 161,162,. | 1 | 1 | 2 |
27 | Административная ответственность: ст. 164,164.1,164.2 | 1 | 1 | 2 |
28 | Административная ответственность: ст. 165,178,179. | 1 | 1 | 2 |
29 | Административное задержание. | 1 | 1 | 2 |
30 | Обобщение по теме: «Административное правонарушение». | 1 | 1 | 2 |
31 | Практическое занятие: «Решение задач по административному правонарушению». | - | 2 | 2 |
32 | Игра «Детективное агентство в действии» (подготовка, проведение) | 2 | 1 | 3 |
Всего по теме 29 часов. | ||||
Тема: «Система уголовного правосудия». | ||||
33 | Что такое уголовное правосудие? | 1 | 1 | 2 |
34 | К кому и куда можно обратиться с жалобой? | 1 | 1 | 2 |
35 | УК РФ. ст. 7,8,9,10 | 1 | 1 | 2 |
36 | УК РФ. ст. 16,17,18,19. | 2 | 2 | 4 |
36 | Понятие тяжкого преступления. | 1 | 1 | 2 |
38 | Ответственность за уголовное преступление: предварительное следствие. | 1 | 1 | 2 |
39 | Ответственность за уголовное преступление: обвиняемый становится подсудимым. | 1 | 1 | 2 |
40 | Как нужно себя вести, чтобы не стать обвиняемым. | 2 | 1 | 3 |
41 | Закрепление материала по теме: «Система уголовного правосудия». Ролевая Игра «Суд присяжных». (подготовка и проведение) | 2 | 2 | 4 |
Всего по теме: 23 часа. | ||||
Всего за первый год обучения: 102 часа | ||||
2 год обучения | ||||
Социализация подростка в обществе. | ||||
1 | Понятия проступок, правонарушение, преступление. | 2 | 2 | 4 |
2 | Отличия административного правонарушения от уголовного преступления. | 1 | 1 | 2 |
3 | Законодательные акты, регулирующие правоотношение в обществе. | 2 | - | 2 |
4 | Антиобщественные действия. | 1 | 3 | 4 |
5 | Остановись у преступной черты | 1 | 1 | 2 |
6 | Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм. | 1 | 2 | 3 |
7 | Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок | 2 | 2 | 4 |
8 | Как не стать жертвой преступления | 2 | 2 | 4 |
9 | От правовых знаний к гражданской позиции | 2 | 1 | 3 |
10 | «Пирамида жизни» | 2 | 4 | 6 |
11 | Разрешение конфликтов без насилия | 1 | 3 | 4 |
12 | Игра «минуя сети мошенников» (подготовка и проведение) | 3 | 3 | 6 |
13 | Всего часов | 18 | 20 | 44 |
Подросток в семье. | ||||
14 | Права ребёнка Повторение основных прав и обязанностей подростков.. | 1 | 1 | 2 |
15 | Мой выбор. Мир моих увлечений. | 1 | 1 | 2 |
16 | Самопонимание. Самоуважение. | 1 | 1 | 2 |
17 | Дружба: неписанные законы дружбы. | 1 | 1 | 2 |
18 | « Право любить: ответственность молодых друг перед другом» | 1 | 1 | 2 |
19 | Семейное право | 1 | 1 | 2 |
20 | Права и обязанности супругов | 2 | 2 | 4 |
21 | Ответственность супругов друг перед другом | 1 | 2 | 3 |
22 | Проектирование ситуаций взаимопомощи в семье. | 2 | 2 | 4 |
23 | Игра «Бюджет молодой семьи» (подготовка, проведение) | 2 | 2 | 4 |
Всего часов | 13 | 12 | 27 | |
24 | Подросток – личность психологически и физически здоровая. | |||
25 | Реализация программы формирования здорового жизненного стиля у подростков. | 20 | 20 | 40 |
Предупреждение насилия в школе. | ||||
26 | Создание чувства безопасности (физического, психологического, эмоционального) | 2 | 4 | 6 |
27 | Формирование позитивного самоотношения. | 2 | 2 | 4 |
27 | Развитие умений устанавливать и поддерживать дружеские отношения | 1 | 3 | 4 |
29 | Развитие умения ставить цели | 1 | 2 | 3 |
30 | Развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций. | 2 | 2 | 4 |
31 | Шесть шагов к отказу от насилия «совесть» | 6 | 6 | 12 |
Всего часов | 14 | 19 | 33 | |
Всего за первый год обучения: 144 часов | ||||
3 год обучения | ||||
1 | Тема 1. Теоретические основы права как системы | |||
2 | Система права | 1 | 1 | 2 |
3 | Правотворчество и процесс формирования права | 1 | 1 | 2 |
4 | Формы права | 1 | 1 | 2 |
5 | Действие норм права во времени и в пространстве | 1 | 2 | 3 |
6 | Реализация права | 2 | 2 | 4 |
7 | Толкование права: задачи и особенности | 2 | - | 2 |
8 | Повторительно-обобщающий урок. | 2 | 2 | |
Тема 2.Правоотношения и правовая культура | ||||
9 | Правоотношения и их виды | 1 | 1 | 2 |
10 | Правонарушения и их характеристика | 1 | 3 | 4 |
11 | Юридическая ответственность | 1 | 2 | 3 |
12 | Правосознание и правовая культура | 1 | 1 | 2 |
13 | Правовые системы современности | 1 | 1 | 2 |
14 | Повторительно-обобщающий урок. Промежуточная диагностика | - | 2 | 2 |
15 | Тема 3. Государство и право | |||
16 | Понятие государства и его признаки | 1 | 1 | 2 |
17 | Теории происхождения государства | 1 | 1 | 2 |
18 | Сущность и функции государства | 1 | 1 | 2 |
19 | Форма государства | 1 | 1 | 2 |
20 | Организация власти и управления в стране | 1 | 1 | 2 |
21 | Правовое государство и его сущность | 1 | 1 | 2 |
22 | Конституция РФ – Основной закон государства | 1 | 2 | 3 |
23 | Гражданство как правовая категория | 1 | 1 | 2 |
24 | Правовой статус человека в демократическом государстве | 1 | 2 | 3 |
25 | Избирательные системы и их виды | 1 | - | 1 |
26 | Повторительно-обобщающий урок. Зачёт по Конституции РФ | - | 2 | 2 |
27 | Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы | |||
28 | Защита прав человека в государстве | 1 | 1 | 2 |
29 | Правоохранительные органы РФ | 1 | 1 | 2 |
30 | Политическая система общества Политическая власть | 1 | 1 | 2 |
31 | Сущность и организация государства | 1 | 1 | 2 |
32 | Местное самоуправление | 1 | 2 | 3 |
33 | Из истории местного самоуправления. | 1 | - | 1 |
34 | Сущность местного самоуправления. Функции местного самоуправления. | 1 | - | 1 |
35 | Местное самоуправление в моем городе | 1 | 3 | 4 |
36 | Структура и порядок формирования органов местного самоуправления. | 1 | 1 | 2 |
37 | Политическая жизнь общества | 1 | - | 1 |
38 | Я и политика (семинар. ролевая деловая игра) | 2 | 4 | 6 |
39 | Частное право | 1 | - | 1 |
40 | Предпринимательство и закон. | 1 | 1 | 2 |
41 | Трудовые права российских граждан. | 2 | 2 | 4 |
42 | Семья и право. Брак и его правовое регулирование. | 2 | 2 | 4 |
43 | Правовые взаимоотношения родителей и детей. | 2 | 2 | 4 |
44 | Поведение человека в правовой сфере | - | 3 | 3 |
45 | Почему мы нарушаем закон? Проблемы и противоречия. | 1 | 3 | 4 |
46 | Право — помощник нашей жизни. | - | 3 | 3 |
47 | Всего часов | 44 | 61 | 105 |
48 | ||||
49 | Реализация программы по предупреждению употребления ПАВ. | 12 | 24 | 36 |
50 | Подведение итогов и повторение всех основных правовых понятий. | 2 | 1 | 3 |
Всего часов: | 144 |
Содержание программы:
Содержание кружка «Я и закон» представлено основами важнейших отраслей российского права, знание которых необходимо совершеннолетнему гражданину - полноправному субъекту права. Основное назначение данного курса - научить осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений, с помощью которого обеспечивается всеобщий устойчивый порядок и становятся возможными активные действия человека, так как право препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности.
Таким образом, данный курс являет собой практическое руководство по реализации правомерного поведения на основе действующего законодательства как совокупности нормативно-правовых актов. Понятие "законодательство" - важнейшее системообразующее понятие программы кружка «Я и закон». Программа включает в себя нормы административного, трудового, гражданского права, связанные с применением труда. Первый год обучения рассчитан на 144 часов и в этот период рассматриваются темы: «Основные права и свободы человека», «Государственные институты, призванные защищать права человека», «Административные правонарушения», «Система уголовного правосудия».
Второй год обучения рассчитан так же на 144 часов, в этом периоде используются темы, связанные с социализацией и адаптацией подростка в современном правовом пространстве. Темы: «Социализация подростка в обществе», «Подросток – личность психологически и физически здоровая», «Реализация программы формирования здорового жизненного стиля у подростков» предполагают помимо традиционных форм проведения занятий использовать тренинговые занятия.
На третьем году обучения учащиеся снова углубляются в юридические понятия «право», «закон», «преступление», «правонарушение». Рассматриваются более серьезные и значимые темы «Семейное право», «Признаки правового государства», «Политическая система общества», «Политическая власть», «Местное самоуправление».
Методическое обеспечение программы:
Формы организации учебной деятельности:
Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.
Методы проведения занятия:
Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:
- Ролевые игры;
- Психотехнические тренинги и упражнения;
- Работа в малых группах;
- Дискуссии, творческие диалоги;
- Творческие работы;
- Тренинговые занятия
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, словесные указания требование):
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п
Список учебных пособий.
1. Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Барнаул, 1994.
2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
3. Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1996.
4. Баглай М.В., Гарбригидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996.
5. Бахрах Д.Н. Административное право, М., 1996.
6. Гражданское право. Ч.1. М., 1996; Ч.П. М., 1997.
7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1997.
8. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993.
9. Основы налогового права. М., 1995.
10. Охрана труда в РФ. М., 1996.
11. Права человека в свободной стране: Учебное пособие по правоведению для 8-9 кл. средней общеобразовательной школы. СПб., 1996.
12. Российское уголовное право. Общая и особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 1997.
,
Урок истории в 5 классе по УМК А.А Вигасин, Г.И. Годер.
Провела: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №28 г.Муром
Князева Татьяна Валентиновна
Тема урока | Место урока по теме |
Местоположение, природа и люди Древней Индии | Раздел № II «Древний Восток» |
Тип урока | Формы, приёмы, методы |
Тип урока – Урок открытия нового знания (ОНЗ), | Индивидуальная, фронтальная деятельность, работа с интерактивными модулями, составление сиквейна. |
Цель урока | Задачи урока |
Цель - Достижение компетенции (аспектов компетенции). | 1.Развивающая: на основе анализа, полученной из различных источников информации научить учащихся формулировать и решать познавательные задачи. Формировать умение работы с ЭОР. 2.Образовательная: способствовать формированию у учащихся представлении о географическом положении, природных условиях и занятиях населения Древней Индии. 3. Воспитательная : способствовать формированию толерантного отношения к истории и культуре народов Древнего Востока. |
Предполагаемый результат | |
Знать | Уметь |
*Географическое положение Индии; | *Аргументировать свою точку зрения; |
Педагогические технологии | Оборудование |
*Технология игровых методов; | *Модули ЭОР; |
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный этап | Приветствие учащихся. Создание рабочей обстановки. | Приветствие учителя. | |
2 | Актуализация знаний учащихся | http://ololo.fm/search /%D0%9C%D1%83 %D0 %B7%D1%8B% D0% Презентация :Слайд №2 Слайд №3 http://www.proshkolu.ru/ user/antonina166/folder/787843/ | На фоне индийской музыки зачитываются строки стихотворения: О жизни……………..расскажу, Она свободная как птица гордая. Она прекрасна как луна ясная, Ты мне не веришь, но поверь И в страну чудес откроешь дверь. Там бубенцы на ногах голосят как ноты, Там так поют, что танцевать охота. О какой стране идёт речь? Сегодня мы отправимся в путешествие в одну из самых древнейших стран мира – Индию. | Учащиеся предлагают свои формулировки темы урока. Учащиеся дают ответ : индия |
3 | Мотивационный | Предложенная музыка и стихотворение мотивируют учащихся на тему урока. Вместе с учащимися ставиться проблемный вопрос:: Почему греки считали Индию “волшебной сказочной страной? Давайте вместе продумаем маршрут нашего путешествия.. На доске записывается маршрут путешествия: 1.Местоположение Индии 2Природа Джунгли 3.хозяйство 4.Верования | Учащиеся с помощью иллюстраций презентации и личного опыта перечисляют природные особенности, достояния культуры известные им. В процессе данного вида работы ставят перед собой цель расширить знания о наследии индийской цивилизации и предлагают примерный план путешествия : 1.Местоположение Индии 2Природа Джунгли 3.хозяйство 4.Верования | |
4 | Изучение новой темы. Правила игры. | Предлагаю ученикам отправиться в путешествие. Что нам необходимо , чтобы не заблудиться в незнакомой нам стране? Раздаю маршрутные листы ( приложение №1) и контурные карты. Объясняет методику работы с ЭОР. А также напоминаю, что: За каждый правильный ответ ученик будет получать жетон, которые суммируются в конце игры и выявляется победитель., | Учащиеся выдвигают свои версии. В итоге приходят к выводу –необходима карта и маршрутный лист. | |
Первый маршрут «Местоположение Индии» | http://fcior.edu.ru/card/21576/priroda-i-naselenie-drevney-indii.html Презентация :Слайд №4 | Демонстрация модуля, (прослушивание модуля) объяснение работы с контурной картой .Обращаю внимание , что при заполнении карты необходимо пользоваться исторической картой « Древняя Индия» в учебнике А.А. Вигасин, Г.И. Годер стр. 92 или выведенной на экране исторической картой. Объясняю задания по контурной карте: 1.На каком полуострове находится Индия (подписать название полуострова). 2.Обозначте на карте воды каких морей и океанов омывают полуостров 3.Обозначте горы расположенные на севере Индии. 4.Обозначте самые большие реки протекающие по территории индии | Учащиеся работают с контурными картами. Предполагаемые варианты ответов 1.Учащиеся делают записи полуостров Индостан. 2.Учащиеся отмечают на карте Индийский океан и Аравийское море . 3.Учащиеся обозначают -горы Гималаи. 4.Учащиеся обозначают Инд и Ганг. | |
Второй маршрут | http://fcior.edu.ru/card/21576/priroda-i-naselenie-drevney-indii.html http://www.google.ru/webhp? source=search_app&gws_rd= Презентация: Слайд №6; Презентация: Слайд №7; Презентация: Слайд №8; Презентация: Слайд №9. | Давайте познакомимся с природой Индии. Демонстрация модуля ( прослушивание ) Природа древней Индии. Вопросы по модулю: 1.Какой климат был большую часть года в индии? 2.Почему в Индии 2 месяца в году (июль и август) идут дожди? 3.Как нам следует одеться для продолжения нашего путешествия? 4.Какой вид транспорта вы бы выбрали? Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу о джунглях. Кто её автор? Как называется эта книга? Следовательно, следующая наша остановка Джунгли. Посмотрите пожалуйста на экран .Перед вами фрагмент мультфильма «Маугли». После просмотра фрагмента Предлагаю загадки:
В жарких странах жить привык На носу имеет рог, Значит это……
Что за птица, угадай? Целый день болтает с нами Разноцветный……
Нарисована четко. И очень к лицу Людоеду решетка. Считался он царем зверей Но это было встарь Не любят в наши дни царей И он уже не царь.
На одной качались ветке. А теперь нас держат в клетке Хорошо ли это детки? | Прослушивания учащимися модуля. Предполагаемые ответы учащихся: 1.Климат жаркий; 2.Когда ветер дует с юга Гималаи останавливают облака; 3. Идётся надо легко; 4.Лодку с навесом или поездка на слоне; Ответ учащихся : книга Киплинга «Маугли». Просмотр учащимися фрагмента мультипликационного фильма «Маугли». Предполагаемые ответы учащихся:
| |
Физкультминутка | Здорово резвятся маленькие мартышки давайте, и мы с вами немного прогуляемся по джунглям. Физкультминутка: 1.Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза- открываем ( несколько раз) 2.Идём по тропинке ( ходьба на месте),стараемся высоко поднять ноги-вдруг нам встретиться змея ( ходьба на месте с высоким подниманием бедра). 3.Увидели птицу слева-справа ( поворот головы влево-вправо). 4.Впереди увидели красивый цветок. Понюхаем его (вытягиваем шею вперёд, втягиваем воздух носом). 5.Раздвигаем лианы на пути ( разводим руками - правой , левой, двумя). 6.Вот мы и вышли из джунглей ( улыбнулись солнышку, потянули руки вверх.). Заняли свои места . Предлагаю учащимся выполнить следующее задание 1.Перечислите животных обитающих в джунглях. Сделайте записи в маршрутные листы 2.Назовите растения произрастающие в джунглях .Сделайте записи в маршрутных листах. | Учащиеся выполняют физические упражнения. Учащиеся называют животных : тигр .обезьяны, питон… Учащиеся записывают перечисленных животных.в маршрутные листы Учащиеся называют растения и делают записи в маршрутных листах | ||
Третий маршрут | Презентация : Слайд №10; Презентация : Слайд №11; http://fcior.edu.ru/card/21576/priroda-i-naselenie-drevney-indii.html Презентация : Слайд №12; | Продолжаем путешествие. Мимо нас мелькают поля с сельскохозяйственными культурами. Посмотрите какое удивительное поле, словно покрытое шерстью…(Работа с текстом (приложение №2). О какой культуре идёт речь? Предлагаю для прослушивания модуль: «Хозяйство индийцев». И сделать записи в маршрутных листах: перечислите основные занятия индийцев. Индийцам в хозяйстве помогали большие и трудолюбивые животные. Угадайте-кто это? Ноги кажутся столбами Как гора огромен он Догадались это…… | Учащиеся работают с предложенным текстом и дают следующие ответы: 1.Хлопок; Учащиеся прослушивают модуль и делают запись в маршрутных листах. Предполагаемый ответ-слон. | |
Четвёртый маршрут | Презентация : Слайд №13; | Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона. Как вы думаете, кому ещё поклонялись индийцы. Обращаю внимание учащихся на маршрутные листы. В них приведены, отдельные слова, правильно расположив которые учащиеся смогут получить ответ на данный вопрос (приложение №3). Путешествие продолжается. Ребята смотрите вдалеке уже виден Тадж-Махал. Предлагаю вам встать, чтобы покинуть воображаемую лодку, но будьте внимательны, потому что вы должны быть очень осторожны, чтобы не раздавить не червячка, ни букашку. «Индийцы верили, что когда человек умирает, его душа превращается в другое существо. Кем станет человек, зависит от его поведения. Пьяница станет крокодилом, вор – червяком. Если мы заботимся о своей судьбе, то должны проявлять милосердие ко всем живым существам. С какими верованиями связаны данные убеждения? Мы подходим к мавзолею, усыпальнице царицы Мохам-Тадж-Махал». Рассказ о Тадж-Махал с использованием видеоролика. Вот и подходит к завершению наша экскурсия .Индия удивительная страна. Уже в древности манила она к себе путешественников. Особенно стремились в Индию Купцы Что же манило их сюда? | Работа учащихся с маршрутными листами. Составление из отдельных слов предложения. Ответ учащихся: «Корова давала молоко, простоквашу и масло, поэтому её называли – кормилицей – божественной матерью». Предполагаемый ответ учащихся – с верой в переселение душ. (реинкарнация). | |
5 | Первичное закрепление материала | Организую работу учащихся с тестом: «Путешествие за 3 моря» Афанасия Никитина Что поразило в Индии путешественника? Акцентирую внимание на проблемном вопросе, обозначенном в начале урока: Почему Индию называют страной сказочных богатств. Так ли это? Обращаю внимание на записи учащихся в маршрутных листах. Они помогут учащимся сформулировать вывод. Предлагаю составить сиквейн (памятка по составлению сиквейна приложение №5 ) | Учащиеся работают с фрагментом исторического источника. Обращают внимание на то изобилие, которым восхищается автор. В ходе работы приходят к выводам: Индия называется страной сказочных богатств, потому что там: * благоприятные природные и климатические условия, *плодородные земли; *полноводные реки, *защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи); | |
6 | Контроль усвоения знаний. Коррекция ошибок. | http://fcior.edu.ru/card/21230/priroda-i-naselenie-drevney-indii.html | Предлагаю поработать с практическим модулем: | Учащиеся работают с практическим модулем. |
7 | Оценочный | Пришло время подвести итоги нашей игры (выставляются оценки за работу на уроке). Собираются для проверки маршрутные листы. Подсчитываются полученные жетоны, и выявляется лидер. | ||
8 | Рефлексия | Учащимся предлагается 2 смайлика : один с грустным выражением лица, а другой весёлый, радостный. Предлагаю выбрать по настроению смайлик. Учащиеся по очереди продолжают фразу: Сегодня мне понравилось на уроке…. Мне не понравилось…. | Учащиеся выбирают смайлики и показывают их. Продолжаю предложенную учителем фразу. | |
9 | Домашнее задание | Даётся дифференцированное домашнее задание: параграф 20 читать. Нарисовать рисунок по теме: «Джунгли» или составить рассказ от лица путешественника. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение к уроку.
Перечень используемых ЭОР.
№ | Название ресурса | Гиперссылка на ресурс |
1 | Индийская музыка | |
2 | Презентация: «Природа и люди Древней Индии» | http://www.proshkolu.ru/user/antonina166/folder/787843/ |
3 | Теоретический модуль: «Природа и население Древней Индии» | http://fcior.edu.ru/card/21576/priroda-i-naselenie-drevney-indii.html |
4 | Практический модуль: «Природа и люди Древней Индии» | http://fcior.edu.ru/card/21230/priroda-i-naselenie-drevney-indii.html |
5 | Фрагмент мультипликационного фильма «Маугли» | http://www.google.ru/webhp? source=search_app&gws_rd= |
6 | Фрагмент видео ролика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс
Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...
нетрадиционные формы проведения контрольно-обобщающих мероприятий по истории города
В данной работе предложены варианты контрольно –обобщающих занятий по истории и культуре СПб с 5 по 8 класс в интеграции с историей, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Эти уроки п...
План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "
План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....
Урок истории в 5 классе "Древний Восток" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)
Цели урока: обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего ...
Урок истории в 5 классе "Достижения древних египтян" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)
Цели урока: способствовать формированию интереса к истории древнейших цивилизаций; в игровой форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать умени...
Урок истории в 5 классе "Вклад древних эллинов в мировую культуру" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)
Цели урока: Формирование целостного представления о цивилизации Древней Греции, вклада древних эллинов в мировую культуру...
Методические рекомендации по проведению контрольно-обобщающих уроков по истории и культуре СПб в интеграции с историей и литературой.
Обобщение и систематизация знаний учащихся на контрольно-обобщающих занятиях в интеграции содержания учебных предметов с использованиемсовременных образовательных технологий (личностно орие...