Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) по теме
Рабочая программа по истории на 8 класс составлена на основе учебника Юдовской А.Я. "Всеобщая история" и Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. История России XIX в.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8_klass_istoriya.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 280 ИМЕНИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
____________
_______________/Севастьянова Ю.Б./
« » ____________2013 г « »_____________2013 г
Рабочая программа
учебного курса
по истории Нового времени. 1800 - 1913 гг.
и истории России XIХ вв.
8 класс
Учитель: Ягофарова Л.М.
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей истории и обществознания
Протокол № ________
от «____»___________________2013 г.
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основании Федерального Государственного стандарта основного образования, базовой программы основного общего образования по истории.- авторских программ: «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной (сборник Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012); «История России 6-9 кл.» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2011.
Учебная программа рассчитана на реализацию разработанного Министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образованию. Программа курса охватывает период с 1800-1913 гг., с периода становления индустриального общества до международных отношений в последней трети XIX века. Задача курса - показать пути развития европейского общества от Средневековья через Возрождение, Реформацию, эпоху Просвещения, революции к парламентской демократии и реформам.
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.
Данное тематическое планирование курса «Новая история. 1800-1913 гг.» и История России. XIX в. предназначено для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы. Изучение курса рассчитано на 70 часов.
Цели курса: в результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, "оставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как к средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, противоположных точек зрения.
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;
• выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
• анализировать исторические явления, процессы, факты;
• обобщать и систематизировать полученную информацию;
• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
• выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
В результате изучения истории России ученик должен знать/ понимать:
- Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX в. до 1917 г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., революций 1905-1907 гг., 1917 г.).
- Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
- Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
- Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
- Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
- Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
- Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.
- Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
- Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.: присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
- Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
- Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
- А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1800-1913 гг. – М.: «Просвещение», 2010.
- А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1800-1917 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2004 г.
- К.В. Волкова. Тесты по Новой истории. 8 класс – М.: «Экзамен», 2006
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 класс М.: Вако, 2004
- Лопатюк Л.М. История России. XIX век. 8 класс Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России.8 класс Волгоград, 2003
- Брандт М.Ю. Новая история. Тесты. 7-8 кл.: Учебно-метод.пособие. – М.: Дрофа, 2002.
- Грибов В.С. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по новой истории 7 – 8 кл. М., 1998
- Кадневский В.М. Тесты по истории России XIX век. 8 класс М.:Рольф, 2001
- Грибов В.С. Рабочая тетрадь для учителя Новая история. XIX век. 8 класс М.:Дрофа, 2001
10. И.С.Кочетов «Поурочные планы по учебнику А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Новая история. 1800—1913», - Волгоград, 2004
11. К.А.Соловьев «Поурочные разработки по новой истории1800-1900», - М., 2009
- Атласы по Новой истории.
- Настенные карты по Новой истории.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Новая история, 8 класс.
3. Презентации по курсу Новой истории.
4. Уроки КиМ. «Всеобщая история. Новое время»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА
История XIX в. изучается в 8 классе. Этот сложный и интересный период в развитии человечества следует представить во всем многообразии, познакомив учащихся с разными сторонами жизни общества. Главная задача — ярко и убедительно показать формирование индустриального общества в процессе модернизации, ставшей главной тенденцией мирового развития и в той или иной мере охватившей многие страны и регионы. Модернизация — это сложный комплексный процесс изменения в соответствии с требованиями современности. Он затрагивает не только сферы экономики и политики, но и демографические проблемы, идеологию, культуру, науку, повседневную жизнь. Процесс модернизации в это время охватил и некоторые традиционные общества. Программа курса позволяет увидеть общие черты и различия в развитии модернизации в индустриальном и традиционном обществах: в отношении к техническому прогрессу, в организации власти, в положении человека в обществе, в отношении к собственности, в отношении к природе и т. д. Эти задачи обусловливают отбор единиц содержания и структуру курса.
Программа курса состоит из шести разделов. Первый раздел «Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху» построен проблемно и является ключом для усвоения всего содержания курса. Проблемы, раскрываемые в нем, дают возможность представить сложную и многокрасочную панораму XIX в. Восьмиклассники видят, как развивается процесс модернизации и становления индустриального общества в первой половине XIX в., узнают об основных чертах индустриального общества периода классического капитализма, об особенностях развития индустриального общества во второй половине XIX в. Учащиеся изучают процесс перехода от свободного капитализма к монополистическому, узнают о создании корпораций и монополий, углубляют знания о неравномерности социально-экономического и технического развития различных стран, об особенностях индустриальной революции на рубеже веков, подготовившей развитие «большого бизнеса», получают необходимые знания об империализме, знакомясь с разными концепциями по этому вопросу.
В этом разделе рассказывается о техническом прогрессе и о тех изменениях, которые произошли в социальной структуре индустриального общества, о появлении новой аристократии и новой буржуазии, об укреплении среднего класса, о рабочем классе. Сведения о женском и детском труде, о женском движении за уравнивание в правах позволяют восьмиклассникам понять те коренные изменения, которые произвели процессы модернизации и индустриализации в европейском обществе и в Северной Америке.
Первый раздел курса предоставляет возможность учащимся проследить дальнейшее развитие общественно-политических учений на протяжении всего XIX в., понять, что изменения в общественно-политических взглядах выражаются в движении к реформам, увидеть, как изменяются отношения между человеком и государством.
Наряду с вопросами, посвященными развитию рыночной экономики и изменениям в социальной структуре общества, восьмиклассники знакомятся с развитием материальной культуры и повседневной жизнью людей.
Главный герой в истории — человек, поэтому при изучении всех процессов в духовной и материальной жизни общества необходимо анализировать то, как они влияют на его жизнь, какие изменения вносит в нее развитие технического прогресса.
Учащиеся понимают, что технический прогресс, с одной стороны, облегчает труд человека, дает больше свободного времени, делает удобнее быт и богаче жизнь, с другой стороны, требует за это достаточно высокую плату: человек попадает в зависимость от технического прогресса, возникают проблемы с экологией, с разрастанием промышленных городов, с их перенаселением и т. д.
При отборе содержания для этого раздела следует учитывать и то, насколько раскрываемые в нем проблемы актуальны для современной молодежи, как опыт истории помогает понять суть человека, его поступки. С этой точки зрения важны сведения о том, как достижения в области науки и техники, градостроительства и т. д. повлияли на повседневную жизнь человека: изменили условия труда и проведения досуга, повлияли на его здоровье.
В конце раздела дается характеристика художественной культуры XIX в., новых художественных форм и методов, приемов, способных наиболее полно и выразительно запечатлеть изменившуюся картину мира. Художественная культура второй половины XIX в. — один из самых важных периодов в истории мирового искусства. В это время закладываются основы школ, традиций, направлений, язык которых кажется творцам искусства наиболее подходящим для отражения нового видения мира и тех перемен, что принесла в страны Европы, Америки, Азии и Африки индустриальная цивилизация. Происходит отказ от копирования действительности, разрушаются традиционные представления о роли и месте искусства в общественной жизни. Вместе с тем возрождается интерес к национальной самобытной культуре, традиционное искусство наполняется современным содержанием, ускоряется процесс взаимопроникновения и обогащения культур Запада и Востока. При изучении этого материала школьники приходят к пониманию того, что современная художественная картина мира берет свое начало в поисках творцов искусства XIX в.
Второй раздел «Строительство новой Европы» начинается с истории консульства и империи Наполеона Бонапарта и охватывает развитие европейского общества до 70-х гг. XIX в. Здесь раскрываются сложные и неоднозначные стороны внутренней и внешней политики Наполеона Бонапарта. Содействие развитию промышленности, закрепление собственности на земли, полученные крестьянами в результате революции, создание Гражданского кодекса, меры, направленные на устранение старых порядков в европейских странах, — все это позволяет учащимся понять сущность тех изменений в обществе, которые происходили в Европе в начале XIX в.
XIX в. — это век насилия, войн и революций, которые происходили чаще, чем в XVIII в. В то же время это эпоха бурных преобразований, движение вперед к осознанию необходимости политических и социальных реформ, которые становятся реальностью во второй половине XIX в.
Важным сюжетом в этом разделе является история франко-прусской войны и Парижской коммуны. Показано, что война повлияла на все последующее политическое, экономическое и идеологическое развитие Европы: ее результаты сделали возможным завершение объединения Германии и Италии, ускорили процесс индустриальной революции в ряде стран, изменили политическую карту Европы, но в то же время повлияли на развитие реваншизма и шовинизма, породили новые противоречия между европейскими державами, что в определенной степени привело к Первой мировой войне. История Парижской коммуны углубляет представления учащихся о причинах социальных конфликтов и влиянии их на общество. Общим для истории европейских стран является их движение к техническому прогрессу и политическим и социальным реформам, но все страны по-разному переживали эти процессы.
Третий раздел «Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Путем модернизации и социальных реформ» дает возможность узнать о процессе модернизации в последней трети XIX — начале XX в., знакомит учащихся с острой политической борьбой в европейских странах, со сложностями конкурентной борьбы между европейскими государствами за выход на мировой рынок. Вторая половина XIX в. характеризуется господством европейских стран в мировой экономике и политике. В экономической области побеждало капиталистическое хозяйство. Особенностью европейской истории в это время было то, что страны Европы смогли быстрее и результативнее (исключение составляли только США) применить на практике достижения мирового сообщества в науке, технике, торговле, военном деле. Это позволило проводить политику индустриализации в экономике, создавать новые отрасли промышленности, основанные на прогрессивной технологии. Тем не менее развитие хозяйственной жизни шло неравномерно. Наиболее быстрыми темпами развивалась экономика в Германии, значительных успехов в области модернизации промышленности достигли Австро-Венгрия и Италия. Произошло некоторое замедление темпов экономического развития в Великобритании и Франции. В политической жизни это время дальнейшего формирования правовых государств и гражданских обществ в передовых странах Европы, укрепления принципов парламентаризма и конституционализма. В области внешней политики, носящей империалистический характер, усиливалось нарастание противоречий между великими державами. Позднее эти противоречия привели к Первой мировой войне.
Четвертый раздел курса «Две Америки» раскрывает особенности развития американских континентов. Учащиеся убеждаются в том, что Северная и Южная Америка начали развитие в XIX в. в неравных условиях и пошли разными путями. США осуществляли модернизацию, внедряя в жизнь все новое, необычное, формировали себя как единую нацию. Быстрое экономическое развитие страны позволило ей в конце XIX в. вступить в конкурентную борьбу с Европой, и в первую очередь с Великобританией. В то же время в стране существовали острые социальные противоречия: дискриминации подвергались индейцы и афроамериканцы, засилье трестов разоряло фермеров, «справедливой оплаты за честный труд» добивались рабочие. Под давлением средних слоев населения американские политики нового поколения выбрали путь реформ. Рассматривая внутриполитический курс Т. Рузвельта, особенно его антитрестовскую политику, восьмиклассники получают доказательства жизнеспособности гражданского общества и действенности правового государства. Углубляя знания о внешней политике США в XIX в., учащиеся убеждаются в ее экспансионистском характере. В итоге формируется представление о североамериканском индустриальном обществе, о США как о государстве с европейскими традициями, возникшем на американской почве.
Латинская Америка в этот период переживала время жестоких гражданских войн и пограничных конфликтов. Процесс модернизации в латиноамериканских государствах не получил необходимого развития. Ростки демократии в этих государствах долго и с трудом пытались пробить себе дорогу через господствующие старые традиционные отношения. Авторитарные режимы, каудильизм душили все свободы. Содержание этого раздела поможет учащимся понять влияние религии, ценностных установок и культуры на формирование общества.
Пятый раздел «Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма» знакомит учащихся с кардинальными переменами, происходившими в этот период в странах Азии и Африки. Развитие процесса модернизации было затруднено господством мировосприятия, присущего человеку традиционного общества. Из-за неразвитости национальной буржуазии в большинстве стран государство выступало главной силой модернизации общества. Однако многие преобразования носили поверхностный характер, а в ряде случаев попытки социальных и демократических реформ не приживались в условиях традиционных обществ. Большинство стран Азии и Африки находились в положении зависимых стран — колоний и полуколоний, что активно влияло на рост национально-освободительного движения, направленного против разрушения традиционных основ цивилизации и национальной зависимости. Прогрессивные слои общества все более убеждались в необходимости модернизации как средства против политической, экономической и культурной зависимости от европейских стран и США.
Шестой раздел «Международные отношения в конце XIX — начале XX в.» включает характеристику международных отношений. Учащиеся получают необходимые представления о международной обстановке, сложившейся к концу XIX в. Вместе с тем они могут убедиться в том, что фатальной неизбежности Первой мировой войны не существовало, так как в начале XX в. уже начали складываться политико-юридические гарантии от возникновения войн, формировалось международное сотрудничество во всех областях жизни: экономике, политике, культуре. Война началась прежде всего потому, что имеющимися механизмами для разрешения противоречий не пожелали воспользоваться сами державы, отказавшиеся от достижения компромисса.
Программа курса позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и традиционного обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.
НОВАЯ ИСТОРИЯ. XIX в. 8 класс (32 ч)
Часть I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (18 ч)
ВВЕДЕНИЕ. ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К ОБЩЕСТВУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ (1 ч)
От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ (10 ч)
Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.
Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.
Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.
Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ (8 ч)
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.
Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.
Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
Часть II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (14 ч)
Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв. (5 ч)
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.
Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Внешняя политика. Колониальные захваты.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.
Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ (3 ч)
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА (4 ч)
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. (1 ч)
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.
ИСТОРИЯ. РОССИЯ В XIX в. (38 учебных часов)
ТЕМА 1. Россия в первой половине XIX в. — 20 часов
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
Внутренняя политика в 1801 — 1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования Александра I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа
народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Внешняя политика в 1801 — 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в антифранцузских коалициях. Войны России с
Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. М. И. Кутузов. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813 — 1825 гг. Цели и основные этапы заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава. Англо-российские противоречия как основные противоречия в послевоенной системе международных отношений.
Внутренняя политика в 1814 — 1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20_х гг. XIX в. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812 — 1815 гг. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.
Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и возникновение династического кризиса. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Выступление Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление социальной базы царизма. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом. Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.
Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.
Внешняя политика в 1826 — 1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Русско-иранская война 1826 — 1828 гг. Русско-турецкая война 1828 — 1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.
Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
Общественное движение 1830 — 1850 гг. Особенности общественного движения 1830 — 1850 гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853 — 1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов. В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.
Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. Х. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович.
Драматургические произведения А. Н. Островского. Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов. Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский. Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. А. Д. Захаров. А. Н. Воронихин. К. И. Росси. О. И. Бове. Русско-византийский стиль. К. А. Тон.
Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Родной край в первой половине XIX в. (1 час)
Итоговое повторение и обобщение. Россия на пороге перемен. (1 час)
Основные понятия темы:
Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный переворот, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства, охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская
община, революционная демократия
ТЕМА 2. Россия во второй половине XIX в. — 20 часов
Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Александр II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 1860 — 1870 гг. Земская и городская реформы. Создание системы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Новые цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 1870 — 1880 гг. «Конституция» М. Т. Лорис-
Меликова.
Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.
Народы Поволжья.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 1850 — 1860 гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860 — начала 1870 гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля».
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877 — 1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Александр III. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 1880 — 1890 гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество.
Особенности российского пролетариата.
Общественное движение 1880 — 1890 гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физиоко-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская
опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт
городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Родной край во второй половине XIX в. (1 ч)
Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX в. (1 ч)
Основные понятия темы:
Промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, полицейское государство, социальная структура, общественное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор, бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический реализм, Тройственный союз.
Распределение учебного материала курса
Наименование раздела | Количество часов |
Введение | 1 |
Тема 1. Становление индустриального общества | 8 |
Тема 2. Строительство новой Европы | 9 |
Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX в. – XX вв. | 5 |
Тема 4. Две Америки | 3 |
Тема 5. Традиционные общества XIX в. Международные отношения в конце XIX - начале XX в. | 3 |
Повторение | 1 |
Тема 1. Россия в первой половине XIX века | 19 |
Тема 2. Россия во второй половине XIX века | 21 |
Итого | 70 |
Календарно-тематическое планирование на 8 класс
№ п/п | Тема раздела. Тема урока | Основные понятия | Универсальные учебные действия | Форма контроля | Домашнее задание |
1. | Вводное занятие «Цивилизации Запада и Востока к началу XIX века» | Промышленная революция | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | Беседа | Введение записи в тетради |
2. | Тема 1. Становление индустриального общества (8 часов) Индустриальная революция: достижения и проблемы | Промышленная революция, машиностроение, конкуренция, модернизация, монополия, картель, синдикат, трест, концерн | Знать основные положения урока. Называть условия, сделавшие возможной победу промышленной революции. Составлять рассказ о каком-нибудь изобретении. Умение выделять причинно-следственные связи. Объяснять, какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе к середине XIX века. | Таблица «Изобретения XIX века» | § 1-2 в.4-6 |
3. | Индустриальное общество | Урбанизация, миграция, новая буржуазия, средний класс, рабочая аристократия, эмансипация | Знать основные понятия урока. Уметь работать со статистическими данными. Составлять рассказ о причинах иммиграции. Сравнить положение разных слоев населения. Знать, какие изменения происходили и чем их можно объяснить. Делать вывод о том, как развитие индустриального общества влияет на структуру населения. | Сравнить положение разных слоев населения | §3 в. 3, 4, 7, 8 |
4 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность | Омнибус, мода, фонограф, | Объяснять, как влияли технические изобретения на повседневную жизнь человека; какие изменения произошли в организации торгового дела. Уметь самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями и представлять сообщения; | Рассказ о технических изобретениях | §4 в. 4-6 |
5. | Наука в XIX веке | Научная революции, вакцинация, микробиология, | Объяснять причины быстрого развития физики и других естественных наук. Уметь составлять таблицу по тексту учебника. Умение ставить и разрешать проблемы. Характеризовать успехи медицины на рубеже веков. Используя разные источники, сравнить развитие школьного образования в различных странах, выделяя общие черты и различия. Уметь вести дискуссию. | Тест Заполнение таблицы | §5 в.3, 4, 6, 7 |
6. | XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. | Массовая культура, романтизм, критический реализм, натурализм | Знать основные понятия. Характеризовать основные черты романтизма, критического реализма, натурализма. Умение анализировать исторические и литературные тексты. Уметь работать в группе и предъявлять результаты своей работы. | презентации | §6 в тетради |
7. | Искусство XIX века в поисках новой картины мира | Массовая культура, импрессионизм, постимпрессионизм | Объяснять, почему произведения импрессионистов долгое время публикой не принимались. Использовать различные источники (в том числе иллюстративные) для работы в группе; анализировать исторические и литературные тексты. | Беседа Дифференцированные задания
| §7-8 в.1, 3,5,7 |
8. | Идеологическая мысль XIX века | Пролетариат, рабочее движение, либерализм, консерватизм, социализм, утописты, анархизм | Характеризовать основные взгляды либералов, консерваторов, социалистов. Называть причины развития социалистических учений в первой половине 19 в. Умение анализировать, устанавливать межпредметные связи. Уметь высказывать свою точку зрения, аргументировать ее. Уметь составлять сравнительную таблицу. | Индивидуальная работа по карточкам | §9-10 в.5-10 |
9. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Становление индустриального общества» | Уметь обобщать материал. Знать основные положения раздела. | Тест |
| |
10 | Тема 2. Строительство новой Европы (9 часов) Консульство и образование наполеоновской империи | Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, франк, рекрутский набор | Уметь определять и объяснять понятия. Называть причины создания империи Наполеона Бонапарта и сравнивать с империей Людовика XVI. Рассказывать о внутренней политике консульства и империи Наполеона. Уметь составлять таблицу по тексту учебника и по карте. | Таблица «Внешняя политика консульства и империи» | §11 в.4-6 |
11 | Падение империи Наполеона | Венский конгресс, Священный союз | Уметь работать с исторической картой. Анализировать внутреннее и внешнее положение империи Наполеона Бонапарта и объяснять причины ее ослабления после 1809 г. Уметь составлять рассказ по теме «Крушение империи Наполеона». | Тест Таблица «Территориальные изменения по решению Венского конгресса» | §12 в. 4,5 |
12. | Англия в первой половине XIX века | Хартия, чартизм, законченный парламентский режим, тред-юнион, «мастерская мира» | Знать основные понятия урока. Знать главные задачи и методы борьбы чартистов. Уметь работать с контурными картами. Уметь работать с текстом источника. Объяснять, почему Англию называют «мастерской мира», «мировым извозчиком». | Опрос Задания по документу | §13 в.5-7 |
13. | Франция в первой половине XIX века | Финансовая аристократия, луидор, дублон, буржуазная монархия | Знать основные понятия урока. Сравнивать политическое устройство Франции в период Реставрации с политическим устройством в период Июльской империи. Указывать общие черты и различия. Уметь самостоятельно работать с предложенным материалом. | «Они (Бурбоны) ничего не забыли и ничему не научились» (Талейран). Какие события подтверждают эти слова? | §14 в.4,6 |
14. | Франция в 1848-1870 гг. | Антиклерикал, сантим, авторитарный режим | Называть причины революции 1848 г. Понимать, какие мероприятия республики были направлены на укрепление демократии. Составлять рассказ о внешней политике Наполеона III. Уметь работать с исторической картой. Уметь высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. | Беседа Работа с документом | §15 в. 2,4,5, |
15. | Германия в первой половине XIX века | Канцлер, Северогерманский союз, юнкер, ландтаг, кронпринц, | Знать основные понятия. Называть особенности экономического развития Германии и сравнивать их с экономическим положением Англии. Высказывать точку зрения, почему Пруссия, а не Австрия сумела возглавить процесс создания единого национального государства. Давать оценку деятельности Бисмарка. Уметь анализировать исторические и литературные тексты. | Сообщения Задания индивидуальные | §16 в.3,5,6,7 |
16. | Италия в первой половине XIX века | Карбонарий, | Уметь составлять план по основным событиям 1848-1849 гг. в Италии. Называть политические задачи, стоявшие перед народом в 50 - 60-е годы. Уметь работать с документами. Понимать причины успешного завершения объединения Италии и называть значение этого события. | Устный опрос дискуссия | §17 в. 4-6 по вариантам |
17. | Франко-прусская война. Парижская коммуна | Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш | Составлять рассказ о ходе франко-прусской войны; указывать причины поражения Франции. Знать условия мирного договора между Францией и Германией. Уметь работать с исторической картой. Высказывать свою точку зрения по вопросу «Коммуна – это бунт или подвиг?». | Индивидуальная работа, работа с текстом источника | §18 в. 3, 4,5,8 |
18. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «строительство новой Европы». | Умение обобщать материал. | Творческое задание | ||
19. | Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX в. – XX вв. (5 часов) Германия во второй половине XIX века | Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм, «новый курс» Бисмарка | Знать основные понятия урока. Понимать, какие факторы обеспечили быстрое экономическое развитие Германии. Характеризовать Бисмарка кА политического деятеля. Уметь показывать на карте колонии Германской империи и давать характеристику ее внешней политике. Уметь ставить и разрешать проблемы. | Беседа Работа с картой и текстом учебника | §19 в. 2,4,7а |
20. | Великобритания конца XIX века. | Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, «гнилые местечки», Антанта | Знать основные понятия урока. Уметь сравнивать экономическое развитие Англии с экономическим развитием другой индустриальной страны. Называть реформы, проведенные парламентом с конца XIX в. в начале ХХ в. Уметь самостоятельно работать с предложенным материалом. Уметь показывать на карте колонии Великобритании и давать характеристику ее внешней политике. | Тест Тезисный план | §20 в.4-6 |
21. | Третья республика во Франции | Радикал, коррупция, атташе, дело Дрейфуса | Указывать особенности экономического развития Франции. Уметь сравнивать экономическое развитие Франции с экономическим развитием другой индустриальной страны. Уметь анализировать иллюстративный материал. Уметь составлять план по тексту. | Письменное задание План «Демократические реформы во Франции» | §21 в.4,6,7 |
22. | Италия во второй половине XIX века | Арбитр, эра Джолитти | Уметь работать с документами. Уметь показывать на карте колонии Италии и давать характеристику ее внешней политике. Называть мероприятия, проведенные Джолитти. | Работа с источником | §22 в.4-6 по вариантам |
23. | Формирование Австро-Венгерского государства. | Национальное возрождение, двуединая монархия, империя | Умение определять и объяснять понятия. Уметь сравнивать экономическое развитие Австро-Венгрии с экономическим развитием другой индустриальной страны. Называть особенности политического устройства Австро-Венгрии; причины революции 1848 г. | Устный опрос Проблемное задание | §23 в.4, 5 |
24. | Тема 4. Две Америки (3 часа) Гражданская война в США. | Акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм Олигархия, резервация, прогрессивная эра | Уметь работать с исторической картой. Знать особенности промышленной революции в США и сравнивать ее с промышленной революцией в европейских странах. Составлять рассказ о Гражданской войне в США, используя текст учебника, произведения художественной литературы, кинофильмы. Понимать значение войны для дальнейшего развития процесса модернизации в США. | Дифференцированные задания | §24 в. 2, 4,5,7,8 |
25. | США: империализм и вступление в мировую политику. | дипломатия «большой дубинки», «дипломатия доллара», справедливый курс Рузвельта, доктрина Монро | Знать причины быстрого экономического развития США после Гражданской войны. Уметь выделять причинно-следственные связи. Называть особенности политического устройства США после войны. Оценивать справедливый курс Рузвельта. Уметь рассказывать о внешней политике США (используя карту). | Беседа Индивидуальные задания | §25 в.5-7 |
26. | Латинская Америка в XIX веке. | Каудильо, клан, гаучо, латиноамериканский «плавильный котел» | Называть причины освободительных войн в первой четверти XIX в. Уметь работать с исторической картой. Уметь составлять план ответа. Сравнивать экономическое положение стран Латинской Америки и США. | Письменное задание | §26 7, 8 |
27. | Тема 5. Традиционные общества XIX в. Международные отношения в конце XIX - начале XX в.(3 часа) Страны Востока в XIX веке: Япония и Китай. | «Закрытие» страны, «открытие» страны, экстерриториальность, сёгун, Ямато, Мэйдзи Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления | Знать реформы Мэйдзи. Высказывать мнение, почему Япония смогла стать страной, где удачно прошла модернизация. Уметь сравнивать реформы Мэйдзи с реформаторским движением в Китае. Объяснять, почему оно потерпело поражение. Уметь давать оценку движению ихэтуаней. Уметь работать с картой. | Беседа Сравнительная таблица | §27-28 в.4-6 |
28 | Страны Востока в XIX веке: Индия и Африка. | Сипаи, Индийский национальный конгресс, «крайние», «умеренные» Тотемизм, анимизм, | Знать основные понятия курса. Уметь анализировать, устанавливать межпредметные связи. Понимать, как британское присутствие повлияло на индийское традиционное общество: в городской жизни, в сельской общине, в развитии культуры. | Опрос | §29-30 4, 5 |
29 | Международные отношения в конце XIX – начале XX веков. | завершение территориального раздела, Канонерка, Тройственный союз, Тройственное согласие, буры, концентрационный лагерь | Знать, какие международные противоречия существовали в Европе и мире; какие военно-политические блоки были созданы в Европе на рубеже веков. Уметь работать с документами, выделять главное. Уметь высказывать свою точку зрения, приводить аргументы. | Беседа Дифференцированные задания | §31 в.4-6 |
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. | Все основные понятия и термины курса | Умение систематизировать материал. | Тест |
Календарно-тематическое планирование на 8 класс История России (40 часов)
№ п/п | Тема раздела. Тема урока | Основные понятия | Универсальные учебные действия | Форма контроля | Домашнее задание |
31 | Тема 1. Россия в первой половине XIX века (19 часов) Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг. | Конституционное правление, манифест, маневры, амнистия, либерализм, негласный комитет, | Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя карту). Рассказывать о политическом строе России, развитии экономики, положении отдельных слоев населения. Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра в начале века. Уметь анализировать и работать с документами | Беседа Задания по документам | §1 в.2, 3 по документу |
32 | Внешняя политика в 1801 – 1812гг. | Коалиция, континентальная блокада, восточный вопрос, Тильзитский мирный договор 1807 года, сейм | Знать понятия. Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях. | Беседа Хронологическая таблица | §2 в. 2-6 |
33 | Реформаторская деятельность М.Сперанского | Идеолог, инстанция, консерватизм | Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала века. Уметь анализировать, выделять главное в тексте. Называть причины свертывания либеральных реформ. | Устный опрос Тезисы к тексту учебника | §3 в.4,6 |
34 | Отечественная война 1812 г | Народное ополчение, партизаны, редут, батарея, фураж, инфантерия, флеши, ополчение | Знать основные понятия. Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Подготовить сообщение об одном из участников войны (по выбору). Объяснять, в чем заключались последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества. Уметь работать с документами. | Тест сообщения | §4 задания по документам в.6-8 |
35 | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. | Венский конгресс, Священный союз, Восточный вопрос | Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в. Уметь работать с документами. Уметь работать с исторической картой | Беседа Задания по документам | §5 в. 4-6 |
36 | Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг. | Сейм, военные поселения, аракчеевщина, возрастной и имущественный ценз, «Уставная грамота российской империи» | Называть либеральные и консервативные меры Александра. Объяснять причины изменения внутриполитического курса Александра. Уметь анализировать исторические документы. | Беседа | §6 в. 5, 6 |
37 | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. | Полигон, устав, тариф, сукно, экономический кризис, пенька | Объяснять смысл понятий. Понимать, в чем сущность аграрного проекта Аракчеева. Уметь выделять главное в тексте. Составлять общую характеристику развития российской промышленности и торговли. | Беседа | §7 в. 4-6 |
38 | Общественное движение при Александре I | Тайные общества, масоны, | Умение определять и объяснять понятия. Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору). | Исторический диктант Таблица «Тайные общества» | §8 в. 3-5 |
39 | Династический кризис 1825 г. выступление декабристов | Декабристы, династический кризис, | Излагать оценку движения декабристов. Определять и аргументировать свое отношение к ним и оценку их деятельности. Уметь работать с документами и искать ошибки в нем. | Беседа Тексты с ошибками | § 9 вопросы по документу |
40 | Внутренняя политика Николая I | «апогей самодержавия», цензура, кодификация законов, жандармерия, канцелярия | Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществленных во второй четверти XIX в и оценивать их последствия. Уметь выделять главное, сравнивать. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Николая I. | Самостоятельная работа | §10 в.4-6 |
41 | Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. | Промышленный переворот, пролетариат, буржуазия, ассигнации, «капиталистые крестьяне», классы, товарно-денежные отношения, экономический уклад | Уметь работать с исторической картой. Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя карту. Давать оценку деятельности Сперанского, Киселева, Канкрина. | Опрос Дифференцированные задания | §11 в. 3-6 |
42 | Внешняя политика Николая I в 1826 – 1849 гг. | Горцы, имам, теократия, мюридизм, | Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя карту, о военных кампаниях – войнах с Персией, Турцией, Кавказской войне, характеризовать их итоги. Уметь выделять причинно-следственные связи. Показывать на карте рост Российской империи в первой половине XIX в. | Беседа Тезисный план | § 12 вопросы к документу |
43 | Общественное движение в годы правления Николая I | Западники, славянофилы, социализм | Знать основные понятия. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты. Уметь работать с историческими документами | Беседа таблица | §13 в. 2, 4, 6,7 |
44 | Крымская война 1853 -1856 гг. | Восточный вопрос, пароход | Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1853 – 1856 гг. Подготовить сообщение об одном из участников Крымской войны (по выбору). Объяснить, в чем заключались последствия Крымской войны для российского общества. Уметь обобщать материал. | Тест Презентации работ учащихся | §14 в. 4-6 |
45 | Образование и наука | Гимназия, приходские училища | Характеризовать достижения отечественной культуры рассматриваемого периода. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в. Уметь анализировать, устанавливать межпредметные связи | Сообщения Составление таблицы | §15 в.3-5 |
46 | Русские первооткрыватели и путешественники | экспедиция | Уметь самостоятельно работать с предложенным материалом. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в. | Индивидуальная работа по карточкам | §16 в.3-6 |
47 | Художественная культура | Романтизм, ампир, реализм, художественный стиль, национальное самосознание | Уметь ставить и разрешать проблемы. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору). Уметь работать с текстом, иллюстрациями, составлять презентацию. | Тест работа с иллюстративным материалом | §17 в. 5, 6 |
48 | Быт и обычаи | Быт, шорничество, досуг | Иметь представление о тех изменениях, которые произошли в первой половине XIX в. | презентации | §18 в.4,6 |
49 | Повторение | Уметь систематизировать материал по теме. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории первой половины XIXв. | тестирование | ||
50 | Тема 2. Россия во второй половине XIX века (21 час) Накануне отмены крепостного права | Политический режим, недоимки | Знать основные термины. Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Уметь работать со статистическими данными | Устный опрос | §19 в. 1,2,5 |
51 | Крестьянская реформа 1861 г. | Рескрипт, уставная грамота, временно-обязанные крестьяне | Объяснять смысл понятий. Называть и понимать основные положения крестьянской реформы 1861 г. Уметь работать со статистическими данными. Понимать, в чем состояли плюсы и минусы крестьянской реформы. | Таблица Работа с документом | §20 №2,3 |
52-53 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | Городская дума, всеобщая воинская повинность, апелляция, присяжный поверенный, террор, конституционное правление, гражданское общество, вольнослушатель | Знать основные понятия урока. Называть основные положения земской, судебной, военных реформ. Приводить оценки характера и значения реформ 1860 – 1870-х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. Уметь анализировать иллюстративный материал. | Исторический диктант | §21-22 № 4-6 вопросы по документу |
54 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Отработочная система, капитализм, концессия, кредит, пошлина, стачка, товарное производство, аренда | Знать основные понятия урока. Уметь анализировать документы. Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия на основе информации исторической карты. Раскрывать, в чем заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать об экономическом состоянии России, положении основных слоев населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы | Игра «Домино» Сообщения учащихся | §23 № 5-7 |
55 | Общественное движение: либералы и консерваторы | Либералы, консерваторы, народное представительство, национализм, публичность, устои, революционный путь развития. | Уметь объяснять понятия. Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Понимать, в чем состояли общие точки соприкосновения между либералами и консерваторами пореформенной России. | Беседа Дифференцированные задания таблица | §24 № 4, 5 |
56 | Зарождение революционного народничества и его идеология | Революционер, народничество, конспирация | Объяснять, в чем заключалась эволюция народнического движения в 1870 – 1880-е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Уметь ставить и разрешать проблемы. | Устный опрос Схема о»Течения в народничестве» | §25 № 3-5 |
57 | Революционное народничество второй половины 60 – начала 80-х гг. | Департамент, диктатура, политические требования | Излагать оценку значения народнического движения, высказывать свое отношение к ним. Уметь работать с документами. | Беседа | §26 № 4,5 |
58 | Внешняя политика Александра II | Характеризовать внешнюю политику Александра II. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Уметь ставить и решать проблемы | Опрос Индивидуальные задания | §27 № 3-5 | |
59 | Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. | Уметь работать с исторической картой. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX века. | Тест Дифференцированные задания | §28 № 3,5 | |
60-61 | Внутренняя политика Александра III | Контрреформы, крамола, переселенческая политика, полицейское государство, реакция, циркуляр, черта оседлости | Знать основные понятия. Уметь рассказывать прочитанный материал. Характеризовать внутреннюю политику Александра III. Излагать оценки деятельности императора, приводимые в учебной литературе, высказывать и аргументировать свою оценку. | Беседа схема | §29-30 № 5-7 |
62 | Экономическое развитие в годы правления Александра III | Косвенные налоги, дефицит бюджета, монополия, акциз, акция, биржа | Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Уметь сравнивать и обобщать материал | Самостоятельная работа | §31 № 2,4,5 |
63-64 | Положение основных слоев общества | Марксизм, меценатство, требник, | Рассказывать о положении основных слоев российского общества в этот период, характеризовать его. Понимать, каковы причины появления новых слоев населения. Уметь разрешать проблемы | Устный опрос Дифференцированные задания | §32-33 № 5,6 вопросы по документу |
65 | Общественное движение в 80 – 90-х гг. | подоходный налог | Уметь объяснять понятия. Излагать оценки значения общественного движения, высказывать свое отношение к ним. | Беседа | §34 №4-6 |
66 | Внешняя политика Александра III | Мобилизация, военный союз, сепаратный мир | Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIXв. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Уметь выделять главное в тексте, высказывать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. | Задания по документу и по карте | §35 №4, 6 |
67 | Просвещение и наука | Классические и реальные гимназии, естественные науки, рецидив, гуманитарные науки | Характеризовать достижения культуры России второй половины XIX века. Составлять рассказ о великих ученых, родившихся или связанных своей деятельностью с СПб. Понимать, какими причинами был обусловлен рывок в развитии отечественной науки. Уметь анализировать исторические и литературные тексты | Тест Презентации учащихся | §36 № 3,4 |
68 | Литература и изобразительное искусство | Скульптура, жанр | Уметь работать в парах. Составлять описание памятников культуры рассматриваемого периода. Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля (по выбору). | Беседа презентации | §37 № 3,4 |
69 | Архитектура, музыка, театр, быт | Архитектура, быт | Рассказывать об условиях жизни населения в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники. Уметь ставить и разрешать проблемы. Давать оценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в. | Опрос Задания для работы в группе | §38-39 №3,4 Подготовка к самостоятельной работе |
70 | Итоговое повторение | Уметь обобщать и систематизировать материал | Самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...