Великая Отечественная война 1941-1945гг., 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

АСТАПЕНКОВА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА

 

УМК: А.А.Данилова,  Л.Г.Косулина, М.Ю,Брант «История России. XX- начало XXI века.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ir_-9.docx224.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по  истории России

Тема: «Великая Отечественная война 1941-1945гг.».

9 класс.

О.А.Астапенкова, учитель истории

первой квалификационной категории,

МКОУ «Нижнесанарская СОШ»,

Челябинская область,

Троицкий муниципальный район

УМК: А.А.Данилова,  Л.Г.Косулина, М.Ю,Брант «История России. XX- начало XXI века.»

Художественно-педагогическая идея урока (эпиграф): реквием Моцарта, стихотворение Владимира Высоцкого “Он не вернулся из боя..”.

Цель: Формирование патриотизма, нравственной позиции, чувства сопричастности к судьбам соотечественников.

Задачи:

1. Освоение  умений аналитического характера;

2. Развитие познавательных и коммуникативных навыков ;

3. Систематизация знаний учащихся по теме.

Тип учебного занятия: повторительно-обобщающий урок

ЦОР: контурные карты, подборка музыкальных произведений, подборка картин, скульптурных, архитектурных памятников, портретов.

Список используемой литературы:

1.Гапеева В.И. Беседы о советских художниках. М.Просвещение. 1964.

2.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М. Новости. 1969.

3.Чуйков В.И. Великая Отечественная. М.Планета. 1984.

4.Басовская В.Д. Трагедия и подвиг. М.Русский язык. 1985.

5.Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М. Владос. 2001.

6.Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. М. Просвещение. 1992.

7. Иллюстрации из книг:

"Чуйков В.И. Великая Отечественная. М.Планета. 1984."
"Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М. Новости. 1969."

Название этапа: Занятие по обобщению и систематизации усвоенного учебного материала

Ведущая деятельность

Этапы урока

Учителя

Учащегося

Предворительная работа: сообщение  учащимся тему урока и основные вопросы. Каждая группа получает домашнее задание - доклад по темам: “Блокадный Ленинград”, “Молодогвардейцы”, “Герои Южного Урала. Рита Сергеева”.

1.Организационный

звучит реквием Моцарта, стихотворение Владимира Высоцкого “Он не вернулся из боя..”.

Анализ соотношения музыкального и литературного произведения

4.  Этап подготовки учащихся у активному и сознательному  усвоению материала.

Формулирование  основных  целей  и задач урока, раскрывает алгоритмы выполнения заданий. Представляет членов экспертной группы, которая будет оценивать выполнение заданий, заполняя экспертный лист заранее подготовленный, где указаны основные критерии оценок заданий.

Класс делится на группы

                              3. Этап всесторонней проверки универсальных учебных действий (УУД)

1. Доклады групп “Память сердца” . Контроль времени (не более 5 минут).

   

Каждая группа представляет свой доклад: “Блокадный Ленинград”, “Молодогвардейцы”, “Непокорённый генерал” (о судьбе Д. Карбышева).

2. “Стратегия и тактика”

А)Работа с контурной картой, на ней необходимо показать крупнейшие военные операции, указывая их хронологические рамки.

Б) Задание на соотношении события и хронологии.

В). Расположите схемы военных операций в хронологической последовательности, указывая их названия.

3. “ Военный арсенал”

А) Задания на знание терминологии и хронологии, вооружения ВОВ

Б) Расставьте события в хронологической последовательности.

В) Продолжить (закончить фразу)

4. «Военная мозаика»

А).  Исключить лишнее событие.

В). Используя данные изображения, узнайте события, укажите основных исторических персоналий соответственно каждому событию.

5. «Война в искусстве»

А).  Приведите в соответствие:  Автор – Произведение

B). Узнайте произведение и укажите авторов.

В). Соотношение авторов и их произведений

9.Подведение итогов урока.

Экспертная оценка выполнения всех заданий,  подводятся итоги, выставляются оценки каждой группе с учётом уровня знаний, показанных умений и навыков в ходе урока.

(Само)рефлексия: Слушание стихотворения  Б. Окуджавы “До свидания, мальчики”.

Приложение № 1.

Алгоритм  работы для учащихся

Задание № 1. Доклад группы «Память сердца».

Задание № 2. «Стратегия и тактика»:

А) Работа  с исторической картой.

Б).Привести в соответствие:  «Военные планы – Характеристики»

“Барбаросса»

 1. Гитлеровский план захвата Москвы;

“Багратион”        

2. План советского контрнаступления под Сталинградом

“Тайфун”                  

 3. Гитлеровский план молниеносной воны против СССР;

«Цитадель»        

  4. Советский план по освобождению Белоруссии;

«Кутузов»

5. Гитлеровский план окружения советских войск под г.  Курском;

«Румянцев»

  6. Советский план освобождения г.Орла

«Уран»

  7. Советский план освобождения г. Белгорода и Харькова

В) Расположите схемы военных операций в хронологической последовательности, указывая их названия.

1.                            2.  

4.                                  3

Задание № 3. «Военный арсенал»

А)  Объясните: блицкриг; рельсовая война; холокост, авангард, арьергард, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, экспансия, заградительный отряд, Нюренбергский процесс; блокада.

Б). Расставьте события в хронологической последовательности:

1. Потсдамская конференция

2. Снятие блокады Ленинграда

3. Курская битва

4. Взятие Зееловских высот

5. Парад победы

6. Нюренбергский процесс

7. Начало ВОВ

8. Пакт Риббентропа-Молотова

9. Начало II мировой войны

10. Сталинградская битва.

В). Продолжите:

- лучшим танком II мировой войны признан ………

- Лангемак создал, Флёров испытал ………

- самый знаменитый конструктор советского стрелкового оружия……..

- “КВ” и “ИС”……….

- род войск, потерявший своё значение во время ВОВ……..

- сражение под Прохоровкой- крупнейшее сражение……..

- Шпагин создал автомат …….

Задание № 4. «Военная мозаика»

А). Исключить лишнее событие.

- Тегеран-1943, коалиция, Ялта-1945г, Мюнхен-1938г, Потсдам-1945г;

- заградительный отряд, штрафная рота, “Ни шагу назад”, пятая колонна;

- 25 апреля 1945г, Эйзенхауэр, Дунай, Эльба, г. Торгау;

- пятая колонна, немцы Поволжья, август 1941г, концлагеря, Казахстан.

Б).  Используя данные изображения укажите:

-  события,

- основных исторических персоналий

- соотнесите  каждое изображение с исторической деятельностью.

1.     2.

3.       4.

Задание № 5. «Война в искусстве»

А). Приведите в соответствие:  Автор – Произведение

Бондарев Ю.        

“Живые и мёртвые”

Твардовский А

  “До свидания, мальчики”

Симонов К.                              

“Горячий снег”

Окуджава Б.

 “Молодая гвардия”

Фадеев А.                            

“Василий Тёркин”

Б). Узнайте произведение и укажите автора:

- звучит отрывок из VII симфонии Д. Шостаковича;

- звучит отрывок из песни “Священная война”;

- звучит отрывок стихотворения:

…..Жди, когда наводят грусть

 Жёлтые дожди,

 Жди, когда снега метут,

 Жди, когда жара,

 Жди, когда других не ждут……

- звучит отрывок стихотворения:

…..Переправа, переправа!

 Берег левый, берег правый,

 Снег шершавый, кромка льда….

 Кому память, кому слава,

 Кому тёмная вода…….

В). Из предложенных ниже изображений выберите:

- Картины художника Дейнека А;

- Картины художников Кукрыниксов;

- Картину, отобразившую реальный исторический факт, укажите её автора;

- Скульптурный памятник-символ героизма Сталинграда.

1.               2.

3.

       4.

5.   6.

 Приложение № 2. Оценочный лист экспертной комиссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война 1941-1945гг

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4133544","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"237","style":"font-size: 12px;","width":"213"}}]]ЧТО ЗНАЛ СТАЛИН О ГОТОВЯЩЕЙСЯ АГРЕСС...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «История» по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»

Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования« Омский  колледж торговли, экономики и сервиса»...

Курская битва. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Тематический урок посвященный 70-летию Курскойбитвы  проведенный с обучающимися   8-11 классов МОБУ СОШ №3  с.Бураево.            ...

Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)

Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...

Индивидуальный проект по технологии культурно-просветительской деятельности на тему: «Классный час «Женское лицо войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

Индивидуальный  проект по технологии культурно-просветительской деятельности на тему:  «Классный час «Женское лицо войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественн...

Повторительное обобщающий урок в 11 классе по теме «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

Повторительное обобщающий урок в 11 классе по теме «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»...