Период политической раздробленности на Руси
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Разработка урока по истории
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9
Период политической раздробленности на Руси
Разработку урока
подготовила
Учитель истории
Костыря Е.И.
с.Новоукраинское
Цели:
1) повторить пройденный материал по истории Руси времён политической раздробленности;
2) развивать аналитические способности учеников;
3) воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны.
Оборудование: карта «Русь в XIII в.»; генеалогическая таблица «Рюриковичи»; Изображения памятников архитектуры XII-XIV вв.; таблички с текстами и вопросами.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок-викторина
Ход урока
Вступительное слово учителя: Как и прочие средневековые страны, Древняя Русь не миновала длительного периода политической раздробленности. Причинами её послужили и относительная самостоятельность каждой земли, где были собственные органы власти и своё ополчение, и сложный не вполне определённый порядок наследования великокняжеского киевского стола, и превращение дружинников в землевладельцев, не заинтересованных в постоянных перемещениях за своим князем из одного города в другой.
Первые признаки разделения страны проявлялись ещё при сыновьях Ярослава Мудрого, во второй половине XI в. А в середине XII в. (после смерти Мстислава великого) началась усобица, в результате которой, по словам летописца, «раздърася вся земля Русьская». Обособившиеся крупные княжества становились, по сути, почти самостоятельными государственными образованиями, а их на рубеже XII-XIII вв. насчитывалось около десятка.
Раздробление страны и раздоры правителей различных княжеств привели к ослаблению обороноспособности. Большая часть страны подверглась монгольскому нашествию и двухсотлетнему игу иноземных завоевателей. И лишь после успехов в объединении, ускоренном осознанием внешней опасности, России удалось свергнуть гнёт Золотой орды и вновь завоевать достойное место среди других держав.
«…Россия нам отечество, её судьба и в славе, и в унижении равно для нас достопамятна… в тёмной картине междоусобия, неустройств, бедствий являются также яркие черты ума народного, свойства нравов, драгоценные своею древности. Одним словом, история предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество», - таковы слова известного историка и писателя Н.М.Карамзина.
Сегодня мы вспомним, какие важнейшие политические центры существовали на Русской земле в период раздробленности, какие произошли тогда значительные события, кто из деятелей той эпохи наиболее знаменит в истории.
1. для выполнения первого задания класс делится на три группы. Одна из них представляет новгородскую, вторая – Владимиро-Суздальскую, а третья – Галицко-Волынскую земли.
Задание:
1) назвать имена известных государственных и церковных деятелей указанных земель;
2) назвать важнейшие события и их даты;
3) перечислить памятники литературы и искусства.
Представители других команд имеют право на дополнения и уточнения.
За каждый верный ответ команде засчитывается 1 балл, за неверный – 1 балл вычитается.
2. на карте обозначены контуры княжеств, но не указанных их названия – вместо них стоял номера. Ребята должны определить, за каким номером какое княжество скрывается. Работа выполняется письменно.
3. Найти соответствия:
Новгородская земля
Галицко-Волынская земля
Владимиро-Суздальская земля.
Формирование наследственной монархии
Тенденция к республиканскому строю
Ограничение боярской знатью княжеской власти.
(Новгородская земля – тенденция к республиканскому строю; Галицко-Волынская земля – ограничение боярской знатью княжеской власти; Владимиро-Суздальская земля – формирование наследственной монархии.)
4. По Генеалогической таблице определить, какая ветвь династии Рюриковичей утвердилась:
а) в Галиче;
б) во Владимире Волынском;
в) в Полоцке;
г) во Владимире на Клязьме;
д) в Смоленске;
е) в Муроме и в Рязани;
ж) В Чернигове и в Новгороде Северском.
5. Определить, кому принадлежат следующие высказывания:
а) «Где Святая София, там и Новгород». (Мстиславу Удалому.)
б) «Брани без убитых не бывает». (Даниилу Галицкому.)
в) «Не в силе бог, а в правде». (Александру Невскому.)
г) «Лучше быть убитым, чем полоненным». (Игорю Святославичу, герою «Слова о полку Игореве».)
6. Определите, где (в Великом Новгороде, во Владимиро-Суздальской или Галицко-Волынской земле) могли быть написаны такие строки:
а) «…Добраго государя (человек) не может забыти, аще бы жив с ним во гроб влезл…». (Во Владимиро-Суздальской земле.)
б) «…И победи я (их) силою святыя Софья и молитвою Владычица нашея Богородица и Приснодевица Мария, месяца июля въ 15…». (В Великом Новгороде.)
в) «О злая честь татарьская! Ему же отець бе царь в Рускои земли, иже покори Пловецкую землю и воева на иные страны све; сын того не прия чести, то иный кто можеть приятии?» (в Галицко-Волынской земле – речь идёт о князе Данииле Романовиче Галицком.)
7. О князе какого княжества в «Слове о полку Игореве» говорится:
Высоко седиши
н своемъ златокованнемъ столе,
пдперъ горы Угорскыи
соими железными плъки,
зступивъ королеви путь,
затворивъ Дунаю ворота?..
(Галицкого княжества.)
8. Где правили потомки мятежного князя, о котором «Слово о полку Игореве» сообщает:
…Были плъци Олговы,
Ольга Святъславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
истрелы по земле сеяше…
Тогда, при Олзе Гориславличи
сяшется и растяшеть усобицами,
пгибашеть жизнь Даждьбожа внука;
въ княжитъ крамолахъ, веци человекомъ
скратишась.
(в Чернигове, в Новгороде Северском, в Путивле.)
9. В XIII в. В связи с усовершенствованием стенобитных орудий (камнеметов) произошли важные перемены в планировке оборонительных сооружений. Новые города старались создавать в защищенных от природы местах, где не было возможности установить камнемёты поблизости от крепостных стен. Во время Батыева нашествия одной из таких крепостей (расположенной в горах) удалось отбиться от монголов. В пределах какого княжества она находилась? (Галицко-Волынского.)
10. о жителях какого города московский книжник писал: «Кого от князь не прогневаша? Или кто то князь угодим им, аще и Великий Александр Ярославич не уноровил им?» (О жителях Великого Новгорода.)
11. какая земля досталась в удел младшему сыну Владимира Мономаха? (Ростово-Суздальская.)
12. назовите несколько городов, существовавших в пределах Новгородской, Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской земель (по карте).
13. Где находится в XIII в. Резиденция новгородского князя – на Софийской стороне, на Торговой стороне или на Рюриковом Городище под Новгородом? (На Рюриковом Городище.)
14. Кто из перечисленных в списке князей княжил в Великом Новгороде? Всеволод-Гавриил, Святослав Черниговский (отец героя «Слово о полку Игореве»), Мстислав Удалой, Ярослав Всеволодович (отец Александр Невского), Александр Невский, Михаил Хоробрит, Василько Ростовский, Довмонт Псковский, Даниил Галицкий. (Всеволод-Гавриил, Святослав Черниговский, Мстислав Удалой, Ярослав Всеволодович, Александр Невский.)
15. В чём заключалось различие усобиц конца XI в. (При сыновьях Ярослава Мудрого) и второй половины XII – первой половины XIII вв.?
16. как сказалось политическая раздробленность на обороноспособности страны? Докажите своё мнение примерами из истории.
17 Какие претенденты на собирание русских земель существовали в XIV в, помимо Москвы? Почему они потерпели неудачу?
В заключение урока учитель проводит итоги викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс
Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х классов....
Политическая раздробленность на Руси (Обобщающий урок в виде игры «Морской бой») 6 класс.
Политическая раздробленность на Руси(Обобщающий урок в виде игры «Морской бой»)6 класс....
Политическая раздробленность на Руси тест
Эту презентацию можно использовать как игровой элемент урока, а также для самостоятельной подготовки учащихся к итоговому уроку по истории Росии в 6 классе...
Тесты по теме «Политическая раздробленность на Руси» (6 кл)
Тесты составлены для учащихся 6 класса по истории России (учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г.) В тесты включены задания на знание фактического материала, а также задания, требующие анализа историчес...
Политическая раздробленность на Руси
Методическая разработка урока-обобщения в форме викторины...
Политическая раздробленность на Руси. Урок для 6 класса.
Методическая разработка обобщающего урока по данной теме....
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...