Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) по теме
рабочая программа к учебникам Сороко - Цюпа Всеобщая истрория, Данилова, Косулиной История России 20 век, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_9_klass.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждаю
на педсовете директор школы
Приказ №_____
протокол № 1 от «__»______2012г
от «20» 08. 2012 __________________
В.А. Шкарупелова
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
« Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории 9 класс
Автор составитель: Табакаева М.В.
учитель истории и обществознания
Михайловка
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка---------------------------------------------------------- с.3
Планируемые результаты.
Система контроля-----------------------------------------------------------------с. 8
Тематическое планирование---------------------------------------------------- с. 13
Содержание планирования------------------------------------------------------ с. 16
Список литературы для обучающихся
и учителя---------------------------------------------------------------------------- с. 22
Материально – техническое
оснащение-------------------------------------------------------------------------- с. 23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа состав лена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории, авторской программы по истории России Данилова А.А., Косулиной Л.Г., авторской программы по всеобщей истории Сороко – Цюпы О.С., требований к уровню подготовки выпускников основной школы, методических рекомендаций, , учебного плана МБОУ «Михайловская РВ (с) ОШ» на 2012 – 2013 уч.г.
Программа рассчитана на 36 учебных часов при недельной нагрузке в 1 час. Из них 14 часов на всеобщую историю, 22 часа на историю России. Курсы изучаются синхронно при едином календарно-тематическом планировании рабочей программы.
Данная программа ориентирована на использование учебника по истории России авторов Данилова А. А., Косулиной Л. Г., Брандта М.Ю. История России. 9 класс и учебника по всеобщей истории Сороко-Цюпы О. С. Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в., выходящих в издательстве «Просве щение» и включенных в Федеральный перечень учебников.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них: либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении.
Цель:
Основной целью преподавания курса истории является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях ис тории. При этом отбор фактологического материала осу ществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспита нию гражданских и патриотических качеств учащихся, содей ствовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поис ка и расширения знаний по истории своей Родины.
Формируется умение воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Задачей курса истории 9 класса является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления.
Программа предполагает знакомство учащихся с документальными источниками. Происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Школьник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе.
Основная цель обучения истории в 9 классе - способствовать овладению учащимися систематизированными историческими курсами, дающими основы знаний об историческом пути, его социальном, духовном и нравственном опыте, дать представление о развитии российской в ее линейной, хронологической последовательности. В то же время при построении курсов истории учитывается в первую очередь не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.
Изучение истории призвано обеспечить:
- овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества; о социальном, духовном и нравственном опыте человечества;
- развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа; творческое применение исторических знаний;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторического опыта; восприятие идей гуманизма, международного гуманитарного права, уважения прав личности и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов; стремление сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и всего человечества.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, дебаты, круглые столы, презентации, конференции, и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой ; видов и приёмов контроля : письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, беседы, рассказы, устное тестирование и др.
Цели и задачи курса истории России
Одной из основных задач курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелей отечественной истории.
Способствовать гражданских и патриотических качеств у учащихся, содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
Главной целью является развитие ученика как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор,личности, саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Уровень обучения – базовый.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Самостоятельное изучение |
1. Мир в первой половине XX века | 22 | 9 | 13 |
2. Мир во второй половине XX века | 12 | 6 | 6 |
3. Россия в начале XX в. | 13 | 4 | 9 |
4. Россия в 1917-1928г.г. | 14 | 3 | 11 |
5. СССР в 1928-1938г.г. | 7 | 1 | 6 |
6. Великая Отечественная война | 6 | 3 | 3 |
7. СССР в 1945-1952г.г. | 4 | 1 | 3 |
8. СССР в 1953-середине 60-х г.г. | 4 | 2 | 2 |
9. СССР в середине 60-х –середине 80-хг.г.г. | 4 | 2 | 2 |
10. Перестройка в СССР 1985-1991г.г. | 4 | 2 | 2 |
11. Новая Россия | 6 | 4 | 2 |
Количество зачётов в год: 3
Планируемые результаты. Система контроля
Формы организации образовательного процесса представлены классно-поурочной системой с использованием модификаций традиционного урока: лекция с эвристической беседой и постановкой проблемы, урок-ролевая игра, урок-практикум.
В основе программы лежат технологии развивающего обучения, личностно-ориентированная методика с элементами инновационных технологий.
Механизмами формирования ключевых компетенций является знание терминов, понятий, хронологии, оперирование у учащихся общеучебных задач и информации в развернутом и сжатом виде.
Видами и формами контроля являются: текущий , периодический и итоговый.
Устный контроль, практическая работа, дидактические тесты, карточки-задания, контрольная работа с исторической картой.
Планируемый уровень подготовки:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций. Умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным критериям. При выполнении творческих работ умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Ученик должен
ЗНАТЬ –ПОНИМАТЬ
--основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней выдающихся деятелей отечественной истории;
--важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
--изученные виды исторических источников;
УМЕТЬ
--соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
_--использовать текст исторической источника при ответе на вопросы
--показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, места исторических событий.
--рассказывать о важнейших исторических событиях и участниках, показывая знания терминов, дат, фактов. Использовать приобретенные знание при написании творческих работ.
Освоение:
Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками в поиске необходимых знаний.
Познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач.
Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, передавать содержание текста.
Рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Тематическое планирование
история 9 класс (36 часов)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
Мир в XX веке (14 часов) | |||
1. | Страны Западной Европы и США в начале XX века | Беседа | Конспект |
2. | Страны Востока и Латинской Америки в начале XX века | Лекция | П. 12,13 |
3. | Международные отношения в конце XIX – начале XX века | Урок изучения нового материала | П.3, конспект |
4. | Первая мировая война. Версальско – Вашингтонская система | Лекция | П. 4,5, таблица |
5. | Страны Европы и США в 1920-1930-е годы. | Урок изучения нового материала | Конспект |
6 | Мировой экономический кризис | Комбинированный урок | П. 7,8 |
7. | Страны Азии в 1920-1930-е г.г. | Лекция | Конспект |
8. | Международные отношения в 1920-1930-е г.г. | Комбинированный урок | П. 15 |
9. | Вторая мировая война | Лекция | П.16, таблица |
10. | Страны Европы и США во второй половине XX в. | Лекция | П. 17-19 |
11. | Страны Европы и США во второй половине XX в. | Комбинированный урок | Конспект |
12 | Страны Азии, Африки и Латинской Америки и Востока во второй половине XX века | Урок изучения нового материала | П.28-29, конспект |
13. | Культура XX века | Лекция | Конспект, |
14. | Итоговый урок по курсу Всеобщая история | Контрольный урок | |
Зачёт №1 Мир в XX веке | |||
Россия в начале XX в. (4 часа) | |||
15. | Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XX в. | Урок изучения нового материала | П.1,2 |
16. | Внешняя политика Николая II Общественно – политические движения в начале XX в. | Комбинированный урок | П 3-4 ,таблица |
17. | Первая русская революция и реформы | Лекция | П,5,6, конспект |
18. | Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации. | Комбинированный урок | П.9,7 |
Россия в 1917 – 1927 г.г. (3 часа) | |||
19. | От Февраля к Октябрю Становление советской власти. | Лекция | П.10-13, записи в тетради |
20. | Политика «Военного коммунизма» Гражданская война | Лекция | П.14-17 |
21. | Новая экономическая политика Внутренняя и внешняя политика в 20-е г.г. | Комбинированный урок | П.18-21 |
СССР в 1928 – 1938 г.г. (1 час) | |||
22 | СССР в 1928 – 1938 г.г. | Урок изучения нового материала | П.23-27, конспект |
Великая Отечественная война (3 часа) | |||
23. | СССР накануне войны Начало Великой Отечественной войны. | Комбинированный урок | П.28-29, даты |
24. | Боевые действия зимой – летом 1942 г. Коренной перелом в войне. | Леция | П.30-32, вопр. С221 |
25. | Завершающий период Великой Отечественной войны. | Урок изучения нового материала | П.33,34, повтор. Разд4 |
Зачёт №2 СССР в первой половине XXв. | |||
СССР в 1945 -1952 г.г (1 час) | |||
26. | СССР в 1945 -1952 г.г | Лекция | П. 35-38 |
СССР в 1953 – середине 60-х г.г. (2 часа) | |||
27. | Изменения политической системы. Экономическое и социальное развитие. | Урок изучения нового материала | П.39-41, конспект |
28. | Внешняя политика | Лекция | П.42, даты |
СССР в середине 60-х – середине 80-х г.г. (2 часа) | |||
29. | Политическое развитие в середине 60-х – середине 80-х г.г. | Комбинированный урок | П.43,46вопр2,3 с.298 |
30. | Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь | Урок изучения нового материала | П.44-45, конспект |
Перестройка в СССР 1985 – 1991г.г. (2 часа) | |||
31. | Реформа политической системы Экономические реформы 1985 – 1991 г.г. | Лекция | П44-45, 47, записи в тетр. |
32. | Внешняя политика в середине 60-х – начале 90-х г.г. | Комбинированный урок | П.46, даты |
Новая Россия (3 часа) | |||
33. | Российская экономика на пути к рынку Политическая жизнь | Урок изучения нового материала | П.51-52, выуч. Слова с.345 |
34. | Духовная жизнь и культура России в XX веке | Лекция | Конспект лекции |
35. | Россия в начале XXI в. | Комбинированный урок | П.54-56, конспект |
Зачёт № 3 СССР во второй половине XXв. Новая Россия | |||
36. | Итоговый урок по курсу История России (1 час) | Контрольный урок |
Содержание планирования
Всеобщая история. 9 класс.
Повторение (5 ч). Первая мировая война. Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Важнейшие битвы и военные операции 1914-1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Дипломатия в ходе войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества.
Мир после Первой мировой войны. (4 ч). Мирное урегулирование. Версальско – Вашингтонская система. Положение Версальского, Сен-Жерменского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров. Характеристика Версальско-Вашингтонской системы.
Революционный подъём в Европе и Азии. распад империй. XX век-новая национальная история. Революции в Германии, Австро-Венгрии, России.
Стабилизация 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Особенности стабилизации. План Дауэса. «Процветание» по-американски. Германия и Англия в стабилизации.
Мировой экономический кризис с 1930-х гг. Пути выхода. Особенности экономического кризиса. Пути выхода, две альтернативы: «Новый курс» США – либерально – демократическая модель.
Особенности экономического кризиса в демократических странах Европы. Выход из кризиса. Размеры кризиса. Модели борьбы. Курс Чемберлена, Блюма. Значение либерально – демократической модели.
Тоталитарные и авторитарные режимы как путь выхода из экономического кризиса.
Методы решения социальных и политических проблем. Политическая нестабильность в Германии, Италии, Испании.
Страны Азии в первой половине XX в. Культурно цивилизационные особенности. Проблемы модернизации.
Страны Латинской Америки в первой половине XX в. Культурно цивилизационное своеобразие. Способы модернизации.
Вторая мировая война (1 ч). Международные отношения накануне Второй мировой войны. Крах Версальско- Вашингтонской системы. Политика умиротворения агрессора и невмешательства, нейтралитета.
Вторая мировая война. Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты. Великая Отечественная война – во Второй мировой войне. Особенности Второй мировой войны. Итоги, последствия.
Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития (4 ч). Превращение послевоенного мира в двухполюсный (биополярный). Предпосылки биополярности. Противостояние общественно-политических систем.
Особенности послевоенного восстановления стран Западной Европы. Особенности экономического восстановления. Факторы экономического подъёма. Либерализация торговли. Экономическая интеграция.
Экономические кризисы 70-80-х гг. Причины кризисов 1974-75 гг. и 1980-82 гг. Роль и место НТР. Три этапа социально-экономической политики ведущих капстран (либерально-демократический, социал-реформистский, консервативно-реформистский).
Политическое развитие стран Запада. Идейно-политические течения и партии (консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм). Изменения в расстановке сил, появление христианско-демократических партий.
Социальные движения. Гражданское общество. Новые социальные движения в мире. Процесс формирования гражданского общества, гражданские инициативы.
Страны мира и регионы во второй половине XX в.: США. Послевоенный курс «мировая ответственность» принципы политики в 1945-1990-е годы. Социальные политические программы.
Великобритания. Франция. Лейбористы, консерваторы у власти. Решение экономических, политических, социальных, этнических проблем развития. Социально-экономическая и политическая история Франции XX в. От многопартийности к режиму личной власти (голлизм). Попытка «левого» эксперимента.
Германия. Три периода истории Германии, особенности Италии. Соревнование двух систем в рамках одной страны. Трудности реинтеграции восточных земель. Юг-региональные проблемы Италии.
Восточные страны. Принципы формирования мировой системы социализма. Направления преобразований.
Страны Азии и Африки в современном мире. Проблемы выбора путей развития. Культурно-цивилизационные особенности Азиатско-Тихоокеанского, индо-мусульманского, латино-американского и африканского регионов. Варианты выбора.
Основные этапы развития международных отношений. Глобализация в конце XX – начале XXI в. Мировые войны в истории человечества. Складывание международно-правовой системы. Биполярная модель. Интеграция и дезинтеграция. Глобализм и антиглобализм.
Духовная культура периода новейшей истории. Изменение в научной картине мира. Основные направления в развитии культуры.
Итоговый урок 1 ч.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ТЕМА № 1 РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (1900-1916гг.) 4 ЧАС.
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Политическое развитие России в нахале ХХ века. Экономическое развитие России в начале. ХХ века. Социальная структура Российской империи начала ХХ века. Внешняя политика Николая II. Общественно политическое движение в начале. ХХ века. Первая русская революция. Реформы Столыпина П.А. Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации. Серебряный век русской культуры.
Основные понятия темы: учащиеся должны ЗНАТЬ-ПОНИМАТЬ.
Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество. Многоукладная экономика, монополистический капитализм, социальная дифференциация, маргинализация, финансовая олигархия, средние слои, полицеский социализм, революция, общинная психология, движущие силы революции, конституционная монархия, политическая партия, программа партии, партийная тактика, государственная дума, парламентская фракция, переселенческая политика, отруб, хутор, кооперация, аннексия, мировая гегемония, контрибуция, Антанта, мировая война, революционное оборончество, пацифизм, пораженчество, брусиловский прорыв, кризис власти, радикализация общества, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, модерн.
Уметь давать определения понятиям, анализировать модернизационные процессы в странах Европы, США и России. Объяснять причины отставания отечественной экономики, излагать причины, ход, итоги русской революции 1905-1907 гг., характеризовать итоги реформы Столыпина, делать выводы, составлять таблицу событий Первой мировой войны, участвовать в дискуссии.
РАЗДЕЛ 2. ТЕМА №2 РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ 1917-1927 гг.4 ЧАС.
От февраля к Октябрю. Становление советской власти. Эволюция экономической политики советской власти. Гражданская война. Новая экономическая политика. Развитие политического процесса в20-е гг. Внешняя политика в 20-е годы. Духовная жизнь.
Учащиеся должны ЗНАТЬ:
Субъективные и объективные причины революции. Двоевластие, коалиционное правительство. Учредительное собрание, сепаратный мир, чрезвычайная продовольственная политика,»военный коммунизм», продразверстка, гражданская война, красный и белый террор, НЭП, продналог, концессия, «командные высоты» в экономике, однопартийная система, авторитарный режим, федерация, унитарное государство, Коминтерн, эмиграция, сменовеховство.
УМЕТЬ:
Характеризовать события февраля-октября 1917г., определять сущность «двоевластия». Анализировать 1-ые декреты советской власти. Знать периодизацию и основные события Гражданской войны. Сопоставлять НЭП и политику «военного коммунизма»., проводить аналогию с современным рынком, уметь анализировать документы.
РАЗДЕЛ 3. СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ (1928-1938гг).
(1 час)
Экономическое развитие .Политическая система. Социальная система. Внешняя политика. Духовная жизнь.
Учащиеся должны ЗНАТЬ:
Форсированная индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание, тоталитаризм, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, номенклатура, привилегии, система коллективной безопасности, идеология, социалистический реализм, культурная революция.
УМЕТЬ:
Давать определения понятиям, анализировать последствия индустриализации и коллективизации, давать оценку сталинскому «Великому перелому». Характеризовать основные элементы тоталитаризма, определять изменения в жизни рабочих и крестьян. Указывать основные направления внешней политики СССР в 30-е гг. Давать оценку «нового курса» советской дипломатии. Называть выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, подготовить сообщение.
РАЗДЕЛ 4 ;, ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг. (4 часа)
СССР накануне войны. Начало Великой Отечественной Войны. Тыл. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны. Завершающий период Великой Отечественной Войны. Родной край в Великой Отечественной Войне.
ЗНАТЬ:
Секретные протоколы, оккупация, эвакуация. коренной перелом в ходе войны, антигитлеровская коалиция, капитуляция.
УМЕТЬ:
Излагать причины войны, знать историческую карту, систематизировать материал, составлять, таблицу, участвовать в дискуссии.
РАЗДЕЛ V СССР в 1945-1953гг. (1час)
Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. Идеология и культура. Внешняя политика.
ЗНАТЬ:
Конверсия, репарация, «холодная война», «железный занавес», генетика, биологи-менделисты, кибернетика.
УМЕТЬ:
Характеризовать состояние экономики после войны. Находить изменение в международном положении СССР. Объяснять причина и характерные признаки «холодной войны».
РАЗДЕЛ VI СССР в 1953-60-х гг. ХХ века (2часа)
Изменение политической системы. Экономическое и социальное развитие. Развитие науки и образования. Духовная жизнь. Внешняя политика.
ЗНАТЬ:
Волюнтаризм. Субъективизм, реабилитация, десталинизация, демократия, интенсификация экономики, НТР, урбанизация, военно-промышленный комплекс, мирное существование.
УМЕТЬ:
Давать определения: ротация,»оттепель», диссидент. Паритет, пацифизм, оценку экономическим реформам Хрущева, характеризовать политику мирного сосуществования, участвовать в дискуссии.
РАЗДЕЛ VII СССР в середине 60-х – 80-х гг (2 часа)
Политическое развитие. Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь. Внешняя политика.
ЗНАТЬ:
Номенклатура, «развитой социализм», военно – стратегический паритет, биполярная система, доктрина Брежнева, разрядка международной напряженности, хозрасчет, самоокупаемость. «магнитофонная революция»
УМЕТЬ:
Характеризовать особенности политического и экономического развития страны. Объяснять причины отставания экономики, написать эссе.
РАЗДЕЛ VIII ПЕРЕСТРОЙКА В СССР (1985-1991) (2часа)
Реформа политической системы. Экономические реформы 1985-1991 гг. общественная жизнь. Внешняя политика.
ЗНАТЬ:
Ускорение социально-экономического развития, «кадровая революция», гласность, свобода слова, многопартийность, плюрализм, гражданское общество, реабилитация, ново политическое мышление, правовое государство.
УМЕТЬ:
Объяснять понятия, определять цели и основные этапы преобразований. Давать им оценку.
РАЗДЕЛ IX РОССИЯ В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI века, (3 часа)
Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь. Духовная жизнь. Национальная политика и межнациональные отношения. Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия на пороге ХХIвека.
ЗНАТЬ: суверенитет, национальная независимость, федерация, конфедерация, демократизация, либерализация цен, приватизация, акционирование, банковская система, национальные интересы, либерализм, монетаризм. Конвертируемый рубль.
УМЕТЬ:
Понятия «шоковая терапия», инфляция, рыночная экономика, давать оценку реформам. Объяснять понятиям референдум. Характеризовать результаты реформ, называть их, определять положительные результаты и нерешенные проблемы. Написать эссе.
Итоговый урок 1 час
Список литературы для обучающихся и учителя
- Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран. XX-начало XXI в.: учебник М.: Просвещение, 2008.
- - Сороко-Цюпа О.С. Рабочая тетрадь по новейшей истории. 9 класс. – М.: Просвещение, 2008.
- - Соловьёв А.К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX- начало XXI в.»- Просвещение, 2006.
- Данилов А.А., Косулина, М.Ю.Брандт. – М.6 Просвещение, 2008.
- - Данилов А.А., Косулина В.Г. «Рабочая тетрадь по истории России XX – начала XXI века». – М.: Просвещение, 2008
- - Данилов А.А., Косулина В.г. Поурочные разработки к учебнику «История Росии ХХ века». – М.: Просвещение, 2008
- -Методические рекомендации к учебнику «История Отечества ХХ век» / Е.Е Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2008.
Материально – техническое оснащение
- Карты периода новейшей истории.
- Электронные средства обучения.
- Медиатека
- Россия на рубеже третьего тысячелетия
- Шедевры русской живописи
- Эрмитаж
- Энциклопедия Истории России
- Государственная символика России
- От Кремля до рейхстага
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...