Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

рабочая программа  к учебникам Агибаловой История средних веков, Данилова, Косулиной История России, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                                  Утверждаю

на педсовете                                                                                   директор школы

                                                                                                          Приказ №_____

протокол № 1                                                                                  от «__»______2012г

от «20» 08. 2012                                                                               __________________

                                                                                                            В.А. Шкарупелова

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

« Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории 6 класс

Автор составитель: Табакаева  М.В.

учитель истории и обществознания

                                                                 

                                                                 Михайловка

2012


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка---------------------------------------------------------- с.3

Планируемые результаты.

Система контроля-----------------------------------------------------------------с. 6

Тематическое планирование---------------------------------------------------- с. 9

Содержание планирования------------------------------------------------------ с. 11

Список литературы для обучающихся

и учителя---------------------------------------------------------------------------- с. 15

Материально – техническое

оснащение-------------------------------------------------------------------------- с. 16


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе:
Государственного образовательного стандарта; Примерной программы основного общего образования по истории 5 – 9 классы для общеобразовательных учреждений, авторской программы А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной « История России 6 – 9 классы» М., «Просвещение» 2010; авторской программы курса «Истории средних веков в 6 классе» для общеобразовательных учреждений под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.. – М., «Просвещение» 2008.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них: либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Цели
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народов мира, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной: 

        В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

1. История Средних веков

28

8

20

2. Русь в IX – первой половине XII в.

6

3

3

3 Русь во второй половине XII – XIIIв.

8

2

6

4. Образование единого русского государства

8

2

6

5 Московское государство в XVI в.

5

3

2

Количество зачётов в год: 5

Планируемые результаты. Система контроля.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

В результате изучения истории ученик 6 класса должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории Средних веков;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.

Критерии оценки успеваемости обучающихся.

Оценка «5» ставится, если ученик:

• показывает усвоение всего объема программного материала;

• выделяет в нем главные положения;

• осмысленно применяет полученные знания на практике;

• не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также письменных работах и выполняет их уверенно и аккуратно;

• легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.

Оценка «4» ставится, если ученик:

• выявляет знание материала;

• без особых затруднений отвечает на вопросы учителя;

• умеет применять полученные знания на практике;

• в устных ответах не допускает серьезных ошибок ( даты, имена, события) и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя;

• в письменных работах делает незначительные ошибки.

Оценки «5» и «4» характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

• обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;

• предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;

• допускает ошибки в письменных работах.

Знания, оцениваемые оценкой «3», находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.

Оценка «2» ставится, если ученик:

• имеет отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

В устных ответах оценивается точность сообщаемых фактов, полнота и логика изложения, использование материала в рамках учебника и дополнительной литературе.

Более эффективной формой контроля ЗУНов учащихся является контрольная работа, контрольные срезы, творческие работы.

Тематическое планирование

история 6 класс (18 часов)

№ урока

                       Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

История Средних веков (8 часов)

1.

Западная и центральная Европа в VI – XI в.в. Византия и славянский мир

Лекция

Гл.1,2

2.

Арабы в VI – XI в.в.

Лекция

Гл.3

3.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Лекция

Гл.4

4.

Католическая церковь в XI – XIII в.в. Крестовые походы

Лекция

Гл.5

5.

Образование централизованных государств в Западной Европе

Лекция

Гл.6

6.

Феодальная раздробленность в центральной Европе. Гуситское движение в Чехии

Лекция

Гл.7,8

7.

Османская империя  в XIV – XVI в.в.

Народы Азии, Америки и Африки в средние века

Лекция

Гл 9,11

8.

Культура Западной Европы в XI – XV в.в.

Лекция

Гл.10

Зачёт №1 История средних веков

Русь в IX – первой половине XII в. (3 часа)

9.

Восточные славяне и их соседи Формирование древнерусского государства. Первые русские князья

Лекция

п.1-4,конспект

10.

Князь Владимир. Крещение Руси

Урок изучения нового материала

П.5

11.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава

Лекция

п.6, конспект

 

Русь во второй половине XII – XIIIв. (2 часа)

12.

Раздробление Древнерусского государства. Главные политические центры Руси

Урок изучения нового материала

п.9 - 11, таблица в тетради

13.

Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями

 

Комбинированный урок

П. 12, 13, выучить даты

Зачёт №2 Русь в 9 – 13 вв

 

Образование единого русского государства (2 часа)

14.

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси Москва – центр борьбы с ордынским владычеством

Комбинированный урок

п. 17-18, конспект

15.

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV в. Создание единого русского государства. Церковь и государство

 

Комбинированный урок

п.  19-22, конспект

Зачёт №3 Образование единого русского государства

 

Московское государство в XVI в. (3 часа)

16.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады50-х г.г. XVI в.

Урок изучения нового материала

П.24

17.

Внешняя политика Ивана IV. Опричнина

Лекция

п. 24-25, конспект

Зачёт №4 Московское государство в 16 век

18.

Культура и быт Руси в IX - XVI в.

Лекция

Конспект лекции

Зачёт №5 История России с древнейших времен до конца 16 века


Содержание планирования

Содержание тем учебного курса

Тема 1.  Западная Европа на заре средневековья.

Великое переселение народов. Кельты, франки, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Тема 2.  Восточнохристианский мир.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Культура .Образование славянских государств. Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

             Тема 3.  Арабы и рождение исламского мира.

Племена Аравийского полуострова: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Тема 4.  Западноевропейское общество в XI- XV вв.

Сословный строй в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Вассалитет. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Экономическое развитие Западной Европы. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь, быт и труд горожан. Цехи и гильдии.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие, ислам в эпоху крестовых походов. Начало реконкисты на Пиренейском полуострове

Образование централизованных государств. Сословно-представи-тельные монархии в Европе.

Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей.  Парламент. Священная римская империя.

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.Столетняя война: причины и итоги. Жанна дАрк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Ереси. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Тема 5. Западноевропейская культура XI- XV вв

Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Тема 6.  Турко-османы против христианского мира.

Завоевания сельджуков и османов. Балканы и Малая Азия в XIII- XIV вв. Завоевание турок-османов Падение Византии. Османская империя Гибель Византии и создание Османской империи.

Тема 7. Страны и народы Азии и Америки.

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.  Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сунн. Крестьянские восстания и нашествие кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих моголов. Делийский  султанат. Средневековая Япония.

Государства Средней Азии в Средние века. Хорезм. Походы Тимура.

 Происхождение индейцев Америки. Развитие наиболее мощных государств. Загадки культуры и религии

Глава 1 Русь древняя.

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I. Крещение Руси.

 Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Глава 2. Политическая раздробленность на Руси.

Политическая раздробленность Руси. Удельный период: экономические и политические причины политической раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель: Владимиро-Суздальское, Киевское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская боярская республика.

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве»

Культура Руси в домонгольские времена.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древне-русской культуры.

Единство и своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале  XIII вв. Фольклор. Славянская письменность. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы

 Борьба с внешней агрессией в XIII в.

        Чингиз-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия нашествия для дальнейшего развития страны.

Глава 3. Русь Московская.

Борьба  против ордынского ига. Русские земли в составе Великого Литовского княжества.

Восстановление хозяйства на Руси. Формы землевладения и хозяйства Вотчинное, монастырское, поместное, черносошное землевладение. Начало объединения русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

        Предпосылки образования Российского государства. Иван III.  Свержение ордынского ига. Василий III.  Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель. Многонациональный состав населения страны. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII – XV в

Монгольское завоевание и русская культура. Куликовская битва и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Формирование культуры Российского государства. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, литературе. Летописание. «Задонщина». Теория «Москва – третий Рим». Феофан Грек. Книгопечатание. Иван Федоров. Московский Кремль.  Андрей Рублев.

 Российское государство в XVI в

        Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVIв. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение дикого поля. Казачество. Ливонская война. Опричнина. Становлении самодержавия. Сословно-представительная монархия.

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой». 

Список литературы для обучающихся и учителя

Учебно – методическое обеспечение

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века.   – М.: Просвещение, 2005

Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века.

Б.Н. Серов.  Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. К учебным комплектам Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века.   М.: ВАКО, 2004.

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс. - М.: Просвещение, 2009

Материально – техническое оснащение

1. Медиатека

  • Всеобщая история 5-6 кл

2. Карты по истории Средних веков

3. Дидактический материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...