Внутренняя политика в 1894-1904 гг.
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Класс 9
Тема: Внутренняя политика в 1894-1904 годах
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- познакомить учащихся с политической системой Российской империи в начале XX века;
- подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и начало складывания гражданского общества.
Основные понятия: национализм, русификация.
Оборудование: учебник, презентация, нетбук, экран, проектор.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся по теме «Социально-экономическое развитие страны»
-проверка домашнего задания – письменно ответ на вопрос №4
- Изучение нового материала.
План:
1. Николай II: исторический портрет.
2. Борьба консерваторов и либералов.
3. «Зубатовский социализм».
4. Национальная политика.
1. а) рассказ учителя:
б) сообщение учащегося
Задание: по ходу рассказа отметить в тетради, основные черты характера Николая II, политические взгляды, чем заполнился в истории.
20 октября 1894 г. умер император Александр III. На престол вступил ею сын Николай II. Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 г., и день святого Иона Многострадального, и потому считал себя обреченным на неудачи и мучения. И для подобной веры имелись основания. Во время кругосветного путешествия, которое Николай осуществил еще будучи цесаревичем, в Японии на него было совершено покушение. Коронация Николая II в мае 1896 г. вошла в историю и трагедией, случившейся в этот день. На праздничное гулянье, организованное по случаю коронации на Ходынском поле в Москве, собралось около миллиона человек. Во время раздачи подарков началась давка, в которой пострадало около трех тысяч человек, из них более тысячи погибло. Николаю суждено было пережить другое потрясение: его долгожданный единственный сын страдал неизлечимой тяжелой болезнью. Поскольку Николай никогда не излагал своих взглядов и не стремился сделать их достоянием общества, его считали слабым правителем, находившимся под влиянием сначала матери, а потом жены. Говорили также, что последнее слово всегда оставалось за последним советником, с которым он разговаривал. На самом деле последнее слово оставалось за тем, кто разделял взгляды императора. При этом, определяя свои собственные позиции, Николай руководствовался только одним критерием: как поступил бы на его месте его отец? Близко знавшие Николая считали, что если бы он родился в обыкновенной среде, то прожил бы жизнь, полную гармонии, поощряемый начальством и уважаемый окружающими. Все мемуаристы в один голос отмечают, что Николай был идеальным семьянином, прекрасно воспитанным, сдержанным в проявлении эмоций. В то же время ему были присущи неискренность и известное упрямство, даже лукавство. Современники обвиняли его в том, что он являлся «человеком среднего масштаба», тяготившимся государственными делами.
2. Заполнение таблицы:
ФИО политического деятеля | Какие политические преобразования предлагал | Результат |
Витте С.Ю. – сторонник либеральных реформ | 1. Создание своей собственной промышленности – задача не только экономическая, но и политическая 2. Уравнение крестьян в правах с другими сословиями 3. Разрешение им свободно выходить из общины 4. Введение для крестьян частной собственности на землю 5. Сокращение помещичьего землевладения | 1. 1895 г. – монополия на продажу винно-водочных изделий. «Пьяные деньги». 2. Повышение косвенных налогов, пошлин на импорт промышленных товаров. 3. 1897 г. – реформа финансов. Золотое денежное обращение ускоренный приток капиталов. |
Плева В.К - сторонник консервативных реформ | 1. Необходимы лишь некоторые реформы, но нельзя допустить, чтобы они совершались слишком стремительно. 2. Сохранение основ самодержавно-сословного строя. 3. Поощрение создания рабочих организаций (для отвлечения от борьбы за политические права) под патронажем полиции по инициативе С.В. Зубатова. 5. Подавление оппозиции | 1. Укрепление власти МВД. 2. «Общество взаимопомощи рабочих механического производства» (1901 г) 3. Закон «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.) |
Святополк-Мирской П.Д. | 1. Включить в состав Государственного совета определенное число выборных от земств и городских дум. 2. . Следовало значительно расширить круг избирателей в земские и городские органы управления. 3. Предполагал распространить земства на всей территории империи. 4. Создать условия для сближения крестьян в имущественных правах с другими сословиями. 5. Расширить права старообрядцев. 6. Издать закон о правах еврейского населения | 1. Произошли некоторые социальные, национальные и религиозные послабления. |
В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Он заявлял, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю... Это мировой непреложный закон».
Первоочередными он считал экономические преобразования, а среди них — реформы в области промышленного производства и финансов. Он полагал, что индустриализация страны — задача не только экономическая, но и политическая. Ее осуществление позволило бы накопить средства для проведения назревших социальных реформ, заняться сельским хозяйством. Результатом стало бы постепенное вытеснение дворянства, замена его власти властью крупного капитала. Представители крупного капитала в дальнейшем и реформировали бы политическое устройство страны нужном направлении.
Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев».
В своей политике В. К. Плеве делал ставку на карательные меры: «Если мы не в силах изменить историческое движение событий, ведущих к колебанию государства, то мы должны поставить ему преграды, дабы задержать его, а никак не плыть по течению, стараясь быть всегда впереди». Свою деятельность он начал с укрепления позиций МВД.
В департаменте полиции служили всего 125 чиновников, но это был лишь штаб целой армии полицейских, филеров, секретных сотрудников. Во всех губерниях, уездах, на железных дорогах существовали жандармские управления. Русское образованное общество с брезгливостью относилось к жандармам. Однако часть дворянской молодежи, увлекшись ореолом таинственности и романтики, стремилась поступить па службу в корпус жандармов. Правительство предъявляло серьезные требования к претендентам. Стать жандармом мог только потомственный дворянин, успешно окончивший поенное или юнкерское училище и прослуживший на строевой службе не менее шести лет. Были и другие требования: не иметь долгов, не исповедовать католичество, необходимо было выдержать предварительные испытания при штабе корпуса жандармов, прослушать четырехмесячные курсы в Петербурге и успешно сдать выпускной экзамен.
Особое внимание В. К. Плеве уделял расширению сети отделений по охране порядка и общественной безопасности, которые получили в народе название «охранок». Так впоследствии стали называть всю тайную полицию. Агенты наружного наблюдения — филеры — согласно инструкции должны были быть «с крепкими ногами, с хорошим зрением, слухом и памятью, с такой внешностью, которая давала бы возможность не выделяться из толпы».
Одним из действенных методов сыска В. К. Плеве считал вскрытие писем. Для перехвата писем имелись технические средства, позволявшие незаметно вскрыть и скопировать послание, подделать любую печать, проявить симпатические чернила, расшифровать тайнопись и т. д. Министр внутренних дел был осведомлен о частной переписке и иностранных дипломатических представителей. Только два человека в империи — царь и министр внутренних дел — могли быть спокойными за свою переписку.
«Зубатовский социализм». В это же время была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С. В. Зубатову.
Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку.
Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку.
С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит.
Недолгая «весна» П. Д. Святополк-Мирского. Между тем положение в стране оставалось сложным. Не прекращались рабочие и крестьянские выступления, студенческие волнения, проявляли настойчивость земские либералы, армия терпела поражения в войне с Японией. Все это подвело Россию к грани революционного взрыва. В этих условиях при назначении на ключевой пост министра внутренних дел выбор царя пал на виленского губернатора князя П. Д. Святополк-Мирского, известного своими либеральными настроениями.
В первом же публичном выступлении в сентябре 1904 г. новый министр произнес слова о доверии между властью и обществом как решающем условии государственной политики.
Провозглашая курс на сотрудничество власти с земствами, Святополк-Мирский понимал, что земства были единственными легальными организациями в России. Он считал, что за счет союза с земским руководством можно было расширить и укрепить социально-политическую опору власти.
В ноябре 1904 г. Святополк-Мирский вручил царю записку, в которой перечислял первоочередные меры в области государственного переустройства. Он предложил включить в состав Государственного совета определенное число выборных от земств и городских дум. Следовало значительно расширить круг избирателей в земские и городские органы управления, а также образовать волостные земства. Он предполагал распространить земства на всей территории империи. Святополк-Мирский пытался решить и другие вопросы: создать условия для сближения крестьян в имущественных правах с другими сословиями, расширить права старообрядцев, издать закон о правах еврейского населения и т. д.
В начале декабря 1904 г. Николай II собрал высших государственных сановников и великих князей для обсуждения программы Святополк-Мирского. Итогом стал императорский указ от 12 декабря 1904 г., обещавший некоторые изменения. Однако о народном представительстве в указе не говорилось. Более того, подчеркивалось, что все реформы должны быть осуществлены при сохранении самодержавия в незыблемом виде. Отставка Святополк-Мирского была предрешена.
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 20-22.
Задание: прочитать и ответить на вопросы:
- в чём противоречивость национальной политики Николая II?
- как вы думаете, почему правительство более лояльно относилось к мусульманам?
- Что такое национализм и русификация?
- Домашнее задание:
- Прочитать параграф 3.
- Написать эссе-рассуждение на тему «Почему Николай II не избрал принципиальный путь изменения политической системы России»?
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."
конспект урока по истории России 20 век для 9 класса...
План-конспект урока в 9 классе по теме: "Внутренняя политика в 1894-1904 годах"
План-конспект урока в 9 классе по теме"Внутренняя политика в 1894-1904 годах" Урок объяснения нового материала....
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.
Презентация по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."...
Презентация "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."
Данная презентация содержит в себе материал для изучения учащимися 9 классов по истории в рамках предложенной темы...
Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг (История России. 9 класс)
Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я. Параграф 35 «Ник...
9 класс: рабочий лист по теме "Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг."
Николай II:начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг...