Статья
статья по истории (5 класс) на тему
В статье представлен краткий обзор методов, изпользуемых мной в преподавании истории в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta.odt | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» о.Муром
Из опыта преподавания истории
в 5 классе
Выполнила: учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №8 г.Муром Владимирской области
Данилова Людмила Анатольевна
2013 год
В условиях модернизации российского образования как одна из ведущих для современной школы выступает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий.
Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется социальный заказ. Этот заказ – сформировать социально- активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках истории для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Цель данной работы - стремление поделиться опытом преподавания истории в 5 классе.
В соответствие с целью определены задачи:
- Дать описание методов, приемов и видов работы в преподавания истории в 5 классе.
- Показать эффективность их использования.
На мой взгляд, история – тот предмет, который имеет огромный воспитательный и образовательный потенциал. Качество знаний по истории в 5 классе в 2011-2012 учебном году было высоким.
В наши времена, когда дети увлечены компьютерными играми, развлекательными программами по телевидению и т.п., перед педагогом стоит задача: как сделать так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения?
Традиционные методы здесь явно проигрывают. Дети на уроке остаются пассивными, обучение сводится к репродуктивным методам.
На помощь учителю приходят интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
В 5 классе часто я использую метод создания игровой ситуации. Игра для школьника важна, понятна – это часть его жизненного опыта. Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Приведу такой пример. На уроке по теме «Источники знаний о прошлом» я предлагаю детям на некоторое время представить себя учеными-историками, которым предстоит анализировать исторический источник. Для этого дети делятся на группы (способы деления могут быть самыми разнообразными: по желанию, по месяцу рождения, по цвету волос и т.п.). Задание у всех групп одно – добыть как можно больше информации о прошлом, исследуя тот или иной исторический источник. Дети выбирают тот предмет, который им больше понравится. У одной группы это может быть старинные перо и чернильница, у другой - отрывок из древнеегипетской летописи, у третьей – пословицы и поговорки и т.п. Детям я советую использовать метод мозгового штурма, учитывая все, даже самые невероятные предложения, а затем отбирать то, что нужно.
«Сегодня мы отправляемся в путешествие…» Этими словами я начинаю уроки, которые дети ждут с нетерпением. Уроки-путешествия в педагогической практике используются давно, но, на мой взгляд, и по сей день не потеряли своей актуальности. Так, при изучении темы «Греческая колонизация» мы отправляемся в далекое, полное опасностей приключение. Перед детьми представлен план урока:
- В поисках новой Родины, или почему греки покидали свою Родину.
- Собираемся в путь, или берем с собой только необходимое.
- Впереди земля, или где мы будем жить.
- Давай пожмем друг другу руки, или отношения с соседями.
Урок начинается с ролевой игры. Дети (возможно, что это будут старшеклассники) в костюмах той эпохи рассказывают о причинах своего отъезда из Греции. Это позволит актуализировать детям раннее полученные знания. Далее с помощью логически выстроенных вопросов учитель подводит детей к раскрытию и усвоению данной темы.
Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьезное. Методически верно организованная игра, требует от ее участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.
Использование информационно-коммуникативных технологий значительно повышает эффективность обучения. В 5 классе я использую презентации. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Здесь важен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Мной составлено большое количество презентаций. Некоторые из них представлены на моем мини- сайте в социальной сети работников образования. Некоторые дети (их немного) способны самостоятельно сделать презентацию уже в 5 классе. Это стимулирует их к творческому поиску, самостоятельности в выборе форм представления презентации, дизайна слайдов и т.д.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
В 5 классе мы создаем проекты по следующим темам:
- «История моей семьи в предметах старины»
- «Мои предки – кто они?»
- «Что в имени моем?»
- «По следам первобытного человека»
- «В путешествие по странам Древнего Востока»
- «Книга воспоминаний: Древняя Греция»
- «Неизвестные страницы истории Древнего Рима» и др.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования : проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний , самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Развитию мышления, формированию своей точки зрения способствует эссе. Данный вид работы применяют в основном в старших классах. Поэтому в 5 классе данный вид работы я называю «На пути к эссе». Как показывает мой опыт некоторые дети в состоянии усвоить требования к написанию эссе, его структуру, но не у всех это получается. Процесс этот может быть длительным. Поначалу можно попросить детей высказать свою точку зрения по какой-либо теме. Оценки я выставляю только тем, кто справляется с данным видом работы достаточно хорошо. Объем эссе в 5 классе не должен быть большим. Жестких рамок не существует. Это может быть даже половина страницы. Темы для эссе могут быть такими:
- «Самым важным изобретением древнего человека было…»
- «В учении Конфуция мне больше всего понравилось…»
- «Я хотел бы жить в Афинах (Спарте), т.к. …»
- «Спартак – это герой, несмирившийся с положением раба или он поступил напрасно?"
- «Нерон – правитель или актер?»
Эффективным видом работы, способствующим формированию УУД является характеристика личности. Вместе с ребятами мы вырабатываем критерии, по которым будем составлять характеристику личности. В 5 классе они достаточно просты по звучанию, но по сути отражают те необходимые требования, которые предъявляются к данному виду работы:
- Когда жил этот человек (можно указать век)?
- Какой это был человек (качества личности)?
- Что он успел сделать за свою жизнь?
- Подумай, что ты отнесешь к хорошим делам, а что к плохим? (итоги деятельности)
- Каково твое отношение к этому человеку? (оценка)
Начинаю давать такой вид заданий с середины 5 класса, т.е. с истории Древней Греции. Для характеристики берем Солона и Перикла. Изучая историю Древнего Рима характеризуем Гая Юлия Цезаря, Октавиана Августа, Нерона, Константина.
Систематическое использование подобных видов работ к старшим классам сделает их для детей привычными. Это позволит детям справиться с подобными видами заданий при сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию.
В заключении мне бы хотелось сказать, что применение на практике вышеописанных методов, приемов и видов работ в преподавании истории в 5 классе способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все универсальные учебные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....