Индийские касты
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
5 класс
Тема: Индийские касты
1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Природа и люди Древней Индии»
I. .Игра «Крестики-нолики»
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
7. | 8. | 9. |
Х – да
0 - нет
1. Индия расположена на юге Азии? (Да)
2. С севера Индию защищают горы Альпы? (Нет).
3. В Индии текут реки Инд и Ганг? (Да).
4. Густые труднопроходимые места – это тростник? (Нет).
5. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона? (Да).
6. берега Индии с запада , востока и юга омывает Атлантический океан? (Нет).
7. Большую часть года в Индии холодно? (Нет).
8. Если человек оставался ночевать в джунглях – то он мог питаться картофелем, огурцами и горохом? (Нет).
9. Индейцы верили в переселение душ? (Да)
II. Рабочая тетрадь стр. 71, задание № 85, 86.
III. сказание о Раме стр.96-97.
2. Изучение нового материала.
План:
- Миф о происхождении каст.
- Характеристика каст
- Индийские цифры и шахматы.
- У древних индийцев был не только бог Ганеша но и были другие божества, а какие, это мы узнаем из сегодняшнего урока, тема которого «Касты в древней Индии». Сегодня на уроке мы попытаемся узнать, что такое каста и какие касты существовали в Индии. И начнем мы изучение с мифа о происхождении каст.
Задание: учебник на странице 98 прочитать и приготовиться отвечать на вопросы.
- Что такое каста?
Каста – это группа людей, которая обладает определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству.
- Какие касты существовали у древних индейцев? ( жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги).
- Откуда появились эти касты?
- Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты?
- Могут ли человек, принадлежащей одной касте со временем перейти в другую касту?
- Итак, мы выяснили, что общество в Индии делилось на 4касты и в процессе дальнейшей работы, мы будем заполнять таблицу «Касты Древней Индии», обращаю внимание на графы таблицы, которая лежит у вас на партах, и которую вы видите на доске.
Заполнить таблицу, используя текст учебника стр. 99-101.
Таблица «Касты Древней Индии».
Название касты | Цвет касты | Что имели? | Чем занимались? | Права |
Брахманы | белый | Всё, что существует в мире – это собственность брахманов. | Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников | Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество |
Воины (кшатрии) | красный | Меч и стрелы | Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука, охраняли подданных. | Имели права забирать урожай у вайшью. |
Земледельцы (вайшью) | желтый | Дом, поля, слуг. | Возделывали поля, работали в мастерских, торговали | Заниматься торговлей. |
Слуги (шудры) – «неприкасаемые» | черный | Ничего. | Служить представителям высших каст | Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам. |
Брахманы – это представителям самой высшей варны. Они носили белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний. Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. В течение многих веков эти тексты, будучи еще не записанными, хранились исключительно в памяти ученых брахманов. Именно поэтому каждый брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед. Когда мальчику исполнялось 16 лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту. Начинался второй этап жизни брахмана. Когда у брахмана появлялись внуки, он мог оставить дом своему старшему сыну и уходил в отшельники.
|
3. Закрепление изученного на уроке.
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. Да.
2. Из ступней бога вышла каста воинов. Нет.
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. Да.
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. Нет.
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. Да.
4. Рефлексия
Рефлексия (оценивание работы учащихся на уроке): что для себя нового и интересного вы узнали на уроке
Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Выскажите своё мнение.
5. Домашнее задание:
- параграф 21 читать.
- рабочая тетрадь стр. 72, задание № 87
- подготовиться к тесту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Урок: "Индийские касты".
Урок по теме "Индийские касты" для 5 класса общеобразовательных учреждений с использованием технологии проблемно - диалогического обучения....
Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»...
Конспект урока на тему: "Индийские касты"
Конспект урока по Древнему миру...
Тест по истории по теме "Индийские касты"
Тест по истории по теме "Индийские касты" для 5 класса.ФГОС. содержит 2 варианта. Он подходит и как элемент урока и для самостоятельного урока при проверке даной темы если объеденить оба в...