Индийские касты
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Маслаков Дмитрий Сергеевич

5класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasty_drevney_indii.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Индийские касты

1.  Актуализация  опорных знаний учащихся по теме «Природа и люди Древней Индии»

I. .Игра «Крестики-нолики»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 7.

8.

9.

Х – да

0 - нет
1.
Индия расположена на юге  Азии? (Да)

2. С севера Индию защищают горы Альпы? (Нет).

3. В Индии текут реки Инд и Ганг? (Да).

4. Густые труднопроходимые места – это тростник? (Нет).

5. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона? (Да).

6.  берега Индии с запада , востока и юга омывает Атлантический океан? (Нет).

7. Большую часть года в Индии холодно? (Нет).

8. Если человек оставался ночевать в джунглях – то он мог  питаться картофелем, огурцами и горохом? (Нет).

9. Индейцы верили в переселение душ? (Да)

II. Рабочая тетрадь стр. 71, задание № 85, 86.

III. сказание о Раме стр.96-97.

2. Изучение нового материала.

План:

  1. Миф о происхождении каст.
  2. Характеристика каст
  3. Индийские цифры и шахматы.

  1. У древних индийцев был не только бог Ганеша но и были другие божества, а какие,  это мы узнаем из сегодняшнего урока, тема которого «Касты в древней Индии». Сегодня на уроке мы попытаемся узнать, что такое каста и какие касты существовали в Индии. И начнем мы изучение с мифа о происхождении каст.

Задание: учебник на странице 98 прочитать и приготовиться отвечать на вопросы.

  • Что такое каста?

Каста – это группа людей, которая обладает определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

  • Какие касты существовали у древних индейцев? ( жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги).
  • Откуда появились эти касты?
  • Из каких частей  тела бога Брахмы были созданы эти касты?
  • Могут ли человек, принадлежащей одной касте со временем перейти   в другую касту?
  1.  Итак, мы выяснили, что общество в Индии делилось на 4касты  и  в процессе дальнейшей работы, мы будем заполнять таблицу «Касты Древней Индии», обращаю внимание на графы таблицы, которая лежит у вас на партах, и которую вы видите на доске.

Заполнить таблицу, используя текст учебника стр. 99-101.

Таблица «Касты Древней Индии».

Название касты

Цвет касты

Что имели?

Чем занимались?

Права

Брахманы

белый

Всё, что существует в мире – это собственность брахманов.

Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников

Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество

Воины (кшатрии)

красный

Меч и стрелы

Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука, охраняли подданных.

Имели права забирать урожай у вайшью.

Земледельцы (вайшью)

желтый

Дом, поля, слуг.

Возделывали поля, работали в мастерских, торговали

Заниматься торговлей.

Слуги (шудры) – «неприкасаемые»

черный

Ничего.

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам.

Брахманы – это  представителям самой высшей варны. Они носили белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний. Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. В течение многих веков эти тексты, будучи еще не записанными, хранились исключительно в памяти ученых брахманов. Именно поэтому каждый брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед. Когда мальчику исполнялось 16 лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту. Начинался второй этап жизни брахмана. Когда у брахмана появлялись внуки, он мог оставить дом своему старшему сыну и уходил в отшельники.

Кшатрии -  воины. Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. К этой варне обычно принадлежали правители государств.

Вайшью — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Среди них были и весьма состоятельные люди.

Шудры, или слуги. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям высших варн.

Принадлежность человека к своей варне передавалась по наследству: ребенок, рожденный в семье брахмана, становился брахманом, и т. п. В Древней Индии осуждалась женитьба на женщине из другой варны. Особенным грехом считалось создание такой семьи, в которой жена выше по варне, а муж — ниже; тогда их дети становились неполноправными.

Однако не все жители Древней Индии принадлежали к четырем варнам, часть населения стояла вне этих сословий. Таковыми считались чандалы — «неприкасаемые»; они были настолько презираемы в обществе, что запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть, чтобы не оскверниться.

Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Представление о варнах было тесно связано с верой в перерождения, согласно которой душа человека после его смерти переселяется в тело другого существа. С точки зрения индийца, «успех» будущего воплощения зависел от поведения в нынешней жизни. Человек рождается брахманом или шудрой, царем или «неприкасаемым» в зависимости от тех грехов или добродетелей, которыми он отличался в «прошлой жизни». Поэтому представление о четырех варнах важно для понимания не только общественной, но и религиозной жизни Древней Индии.

  1. Самостоятельная работа с учебником: Индийские цифры и шахматы стр. 101.

3.  Закрепление изученного на уроке.

Игра «Да-нетка».

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.    Да.

2. Из ступней бога вышла каста воинов.                 Нет.

3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.   Да.

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.  Нет.

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.     Да.

4. Рефлексия

Рефлексия (оценивание работы учащихся на уроке): что для себя нового и интересного вы узнали на уроке

Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Выскажите своё мнение.

5.  Домашнее задание:

  • параграф 21 читать.
  • рабочая тетрадь стр. 72, задание №  87
  • подготовиться к тесту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Урок: "Индийские касты".

Урок по теме "Индийские касты" для 5 класса общеобразовательных учреждений с использованием технологии проблемно - диалогического обучения....

Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»

Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»...

Конспект урока на тему: "Индийские касты"

Конспект урока по Древнему миру...

Тест по истории по теме "Индийские касты"

Тест по истории по теме "Индийские касты" для 5 класса.ФГОС.  содержит 2 варианта. Он  подходит и как элемент урока и для самостоятельного урока при проверке даной темы если объеденить оба в...