Проект Дня гуманитарных наук "Виват, гуманитарии!" Презентация
проект по истории (5 класс) по теме
К проекту прилагается презентация
День реализации проекта должен стать праздником знаний и принести радость участникам, стимулировать их к дальнейшему интеллектуальному росту своим содержанием и атмосферой творчества, должен пробудить интерес и уважение к гуманитарному образованию, что крайне необходимо в наше время Данный проект позволяет заменить традиционную предметную декаду на новую, и на наш взгляд, более перспективную форму учебно-воспитательной работы в процессе творческой и проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интерпретация текста стихотворения Ф.И.Тютчева "Полдень" | 7.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Черепанова Гильда Александровна
МБОУ Солерудниковская гимназия
Тема: Ф.И. Тютчев «Полдень». Интерпретация стихотворного текста.
Занятие спецкурса «Язык художественной литературы»
Цель: обучение приемам интерпретации, развитие аналитических способностей и ассоциативного мышления учащихся, воспитание эстетического и художественного вкуса.
Ход урока
Эпиграфы: «Где мало слов, там вес они имеют» В. Шекспир
«Все во мне, и я во всем» Ф.И.Тютчев
- Чтение текста.
Ф.И. Тютчев
«Полдень»
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере Нимф покойно дремлет.
1829 г.
2. Анализ текста по плану. /План на каждом столе/
План интерпретации текста
- Выходные данные: автор, название, время появления, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т. д.
- Сведения о литературной ситуации: как приняли это стихотворение, какие существовали течения и направления, к какому из них принадлежит автор.
- Тема, время, пространство стихотворения.
- Движение мысли и чувства, развитие конфликта и сюжета, композиция, сильные позиции, гармонический центр, идея стихотворения.
- Историко – культурные реалии текста.
- Система художественных образов. Прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека и его чувствами. Основные мотивы.
- Средства художественной выразительности: словесные (приемы, тропы, фигуры), звуковые (интонация, ритм, ассонанс, аллитерация, звукопись, символизм, эвфония), словесно – звуковые. Цветопись.
- Необычные явления морфологии и синтаксиса.
- Стилистические особенности языковых средств: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, славянизмы, архаизмы, жаргонизмы и т. п.
- Особенности стихосложения: рифма, размер, строфа.
- Жанр стихотворения.
- Черты лирического героя.
- Мировоззрение лирического героя.
- Современное звучание стихотворения.
Задание: записывать ход анализа в тетради.
Вопросы к плану:
- Какое время года на ваш взгляд изображено?
- Что вы знаете о мировоззрении, мироощущении поэта в 1829 году?
- Проблемный вопрос: Как стихотворение помогает ответить на этот вопрос?
- Какие слова вам непонятны? Найдите в словаре, объясните лексическое значение этих слов.
- В каких образах видит себя лирический герой? /поэт – мыслитель, философ, человек/
- Каковы образы предметного мира, окружающего лирического героя? 1 строфа. /Мглистый – мгла, воздух – река; твердь – небо, облака/
- Каким вы представляете себе Пана? 2 строфа /Природа – Пан – стихия; пещера – Нимфы./
- Сравните свое видение образа с Паном Врубеля (см. репродукцию картины). Какой художественный прием использует автор? /Аллегория – символ/
- Какой видит поэт природу? Какой художественный прием использует? /Живой. Олицетворение: лениво – дышит, катится, тает/
- Какую роль играет анафора?
- Какие ещё изобразительные средства использует поэт? /Эпитеты: мглистый, пламенный, чистый, жаркая, великий; сравнение: как туман; синонимы: пламенная – жаркая, мглистый (мгла) – туман/
- Укажите смысловые контрасты и их роль. /Антонимы, антитеза: твердь – небо - высь и пещера – глубь земли – низ; туман – мгла – тьма, прохлада и пламя – жара – свет, тепло/
- Что объединяет эти образы? Как они взаимодействуют? / Дремота, состояние покоя, жара, которая объемлет все от неба до глубин земли/
- Какая строка является гармоническим центром, кульминацией стиха? /Вся природа (5 строка) – в полдень вся природа дремлет/
- Этот покой статичен, вечен или он может быть нарушен? Почему? /утро - полдень – вечер; рассвет – полдень – закат; весна – лето – осень; время неуловимо и текуче, в постоянном движении. Стихия (Пан) несет в себе разрушение, смерть/
- О чем свидетельствует взаимодействие выделенных нами мотивов? /Равновесие, двуединство мира, гармония единства человека и природы/ (см. слова Тютчева: «Все во мне, и я во всем»)
- Какой вывод мы можем сделать о мироощущении, мировоззрении героя? /Поэт – человек с романтическим мироощущением, с античным мировоззрением, т.е. человек, слившийся с природой, одухотворяющий её./
- Какое предупреждение слышится в стихотворении? /О кратковременности, шаткости, хрупкости этого равнодействия и покоя, о необходимости бережного отношения к природе, о возможности пробуждения стихийных сил (Пана), разрушений, катастроф/
- В каком стихотворении этого же года Тютчев прочит катастрофу? / «Последний катаклизм»/
- Прочтите в мифологическом словаре об афоризме: «Умер великий Пан». Что он означает? Можно ли его соотнести с нашим текстом? /Великий Пан дремлет, стихия общественных социальных сил, гибель эпохи в 1830 году/
- Какова ритмическая организация стиха? / ямб четырехстопный, с пиррихием во 2 строке. Всего 8 строк, 2 строфы по 4 строки. Рифма перекрестная – аб аб, 1,3 – женская, 2,4 – мужская и, наоборот, во 2 строфе./
- Почему именно эти рифмы использует автор? /раз - два, вдох – выдох, сонное дыхание/
- Найдите аллитерацию. Какова её функция? / «л» - 1 строфа –нежный, плавный, мелодичный звук, гармония летнего полдня; «п, р, м» -2 строфа – звучание храпа, сонного бормотания божества, стихии, Пана –звукопись/
- Найдите ассонанс, определите его функцию. / «и – ы» - легкий протяжный напевный в 1 строфе и «у – а,о,э» во 2 строфе – унылый, протяжный, печальный, тревожный/
- Почему стихотворение озаглавлено именно так? /Полдень – символ равнодействия всех пространственно – временных координатов, всех образов и мотивов, середина, грань, золотое сечение и т.д./
- Сформулируйте самостоятельно и запишите в тетрадь идею стихотворения и свое отношение к ней.
- Зачитайте свой ответ. /2 - 3 варианта/
- Подведите итог, вспомнив проблемный вопрос, о позиции автора и его мировоззрении. / Поэт утверждает одухотворенность, одушевленность природы, гармоническую цельность человека и природы, восхищается красотой природы, её умиротворенностью, покоем в момент равновесия природных сил, предупреждает о необходимости бережного отношения к природе, так как легко нарушить это равновесие, и природа - великий Пан – может разбушеваться, привести к катастрофе, как в природе, так и в обществе. Поэт предчувствует эти разрушения, пророчит о них./
- Домашнее задание: Отредактировать свои записи, нарисовать наиболее яркие, на ваш взгляд, образы или составить схему, модель образов, изобразить цветопись стихотворения.
МОУ «Солерудниковская гимназия»
Тема:
Учитель: Черепанова Г.А.
2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Гуманитарное образование в петербургской школе"
Проект был представлен на районном этапе конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012...
Проблемы организации воспитательных проектов в Гуманитарной школе
В статье описаны особенности организации проектной деятельности в Гуманитарной школе.Гуманитарная школа является школой не только для детей, ведь она служит своеобразной практикой и для студенто...
Презентация "Проекты в гуманитарном образовании" - работа Ю.А. Кожина (ГБОУ гимназия № 1562 г. Москвы)
Презентация о работе над проектами в школе...
Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)
Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....
Проект Интегрированный подход в преподавании предметов естественно-гуманитарного цикла как средство развития метапредметных умений
Проект по интеграции предметов...
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова
Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...
Специфика работы над проектами по гуманитарным дисциплинам
Каждый отдельный проект – это авторское произведение. Поэтому при разработке собственного проекта не пытайтесь воспроизвести чьи-то шаблоны. Главное – следуйте вашему замыслу и собственным...