конспект и презентация к уроку "Великий ледниковый период"5 класс
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему
цель урока-выяснить,какие новые изобретения помогли людям,жившим в эпоху Великого ледника в Северной Европе,Америке и на севере Азии,пережить эти суровые времена. Выполняя творческие задания,учащиеся знакомятся с новыми орудиями труда ,созданными человеком того времени,различными приемами охоты,типами жилищ. Обращаем внимание на изменения в социальном устройстве-появление родовых общин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_mezolite_konspekt.docx | 5.36 КБ |
velikii_lednikovyi_period.ppt | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: учитель истории Орел Елена Анатольевна,
Лицей 244 Кировского района,
Санкт-Петербург
Урок «Великий ледниковый период ( мезолит)»
5 класс
Цели урока:
Обучающие:
Охарактеризовать изменения, произошедшие в жизни людей в период мезолита
Повторить и закрепить знания учащихся о развитии человеческого ума, смекалки в первобытный период
Развивающие:
- Продолжить формирование умений учащихся работать с иллюстративным материалом
Воспитывающие:
- Развить у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.
Оборудование:
артефакты: скребок,проколка
компьютер, проектор, экран.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вводная часть:
Учащимся предлагается ответить на вопросы учителя :
Где зародилось человечество и когда?
Как выглядели древнейшие люди?
Как расселялись люди по земле?
Какие древнейшие орудия труда вам известны?
- Основная часть урока.
- Около 100 тыс. лет назад начинается эпоха среднекаменного века-мезолит. Это время тяжелейших испытаний для тех людей, которые жили в Европе, Северной Америке и Северной Азии. Рассматривая карту на слайде 2 ,учащиеся рассказывают о том, что они знают о Ледниковом периоде.
- Учитель ставит задачу на урок: выяснить, какие изобретения и изменения в жизни помогли людям выжить.
- Учащиеся вспоминают роль огня в жизни людей и называют известные им способы добычи огня в древности.
- Учитель говорит о том, что около 40 тыс. лет назад появляется наш вид людей- Homo sapiens.
- Учащиеся вспоминают о роли антропологии в изучении человеческого рода и исторических реконструкциях ( на примере слайда 4)
- В ходе работы со слайдом 5 учащиеся называют орудия труда, выясняют как они создавались. Учитель знакомит их с понятием "составное орудие труда"
- Слайд 6 посвящен изобретению лука и стрел. Ребята сами объясняют, что их появление не случайно и связано с потеплением и появлением необходимости охоты на мелких и быстрых зверей и птиц, убить которых копьем было невозможно.
- Творческие задания на слайде 7 развивают фантазию, умение доказывать свое мнение, слушать других, сопоставлять, делать выводы о животном мире того времени и охотниках мезолита.
- Слайд 8 посвящен изобретению теплых жилищ. Предлагаем ученикам самим рассказать ,из каких материалов можно было создать жилища там,где не было пещер. В конспектах делаются зарисовки различных видов таких жилищ, в том числе ( по раскопкам в Костенках) построенным из костей мамонтов.
- слайды 9 и 10 посвящены различным способам охоты в эпоху мезолита. Рассматривая иллюстрации, подбирая к ним отрывки из текста учебника,ученики самостоятельно называют различные способы и приемы охоты
- На наскальном рисунке среди фигур людей и оленей ребята находят предков собак-волков или шакалов. Мезолит-время начала одомашнивания животных.
- В результате работы ученики называют и записывают в конспекты те изменения в жизни людей,которые помогли им выжить в период резкого похолодания климата.слайд 12
- Учитель обращает внимание на изменения в коллективной жизни людей-появление родовой общины. Учащиеся, рассматривая схематический рисунок владений общины ,называют ее признаки.слайд 13
- Закрепление материала
Что нового вы узнали на уроке?
Что особенно вас удивило?
Какие новые понятия вы узнали?
Домашнее задание: выучить понятия урока, знать даты, подготовить рассказ о охоте в эпоху мезолита ( пожелания устно или письменно)
Использованные источники
http://www.ancienthistory.spb.ru
http://www.istorya.ru/hronos/chron01.php
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача урока Выяснить, что помогло людям выжить в это суровое время.
Роль огня в жизни людей тепло свет защита от хищников помощник на охоте приготовление еды
Homo sapiens - человек разумный 40 тыс. лет назад
Орудия труда топор копье скребок нож гарпун игла
Как изобрели лук и стрелы?
Мезолитический охотник собрался на охоту. Что из нарисованных вещей он возьмет с собой?
Появление жилищ реконструкция жилища
Назовите способы охоты людей в эпоху мезолита Загон в пропасть Загон в болото Ловчие ямы Колья со смолой ( охота на птиц)
Собака стала другом Что изображено на рисунке древнего человека?
Чему новому научился человек в эпоху мезолита? 1. окончательно приручил огонь 2 научился делать теплые жилища 3. делал теплую одежду 4. изобрел новые орудия труда и оружие 5.использовал различные способы охоты
Родовая община- коллектив родственников
Задание на дом Выучить понятия и даты Рассказ об охоте людей в эпоху мезолита ( устно)
Использованные источники http://www.ancienthistory.spb.ru http://www.istorya.ru/hronos/chron01.php http://up.900igr.net/upload.php http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st010.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"
В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания" и "полиго...
Конспект и презентация урока геометрии в 7 классе по теме "Треугольник. Признаки равенства треугольников"
Урок обобщения и систематизации знаий по теме"Признаки равенства треугольников" Цели урока: Образовательные: - закрепить, обобщить и систематизировать материал по теме «Треугольн...
Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"
Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....
План-конспект и презентация к уроку "Передвижники" 7 класс
План - конспект урока для 7 класса«Передвижники»Цель урока:1.Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок;2.Развить интерес к истори...
Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета" с использованием ЭОР"
Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выводе и доказательстве теоремы Виета. Проблемная ситуация создает мотивацию к учебной деятельнос...
План-конспект и презентация урока по математике 5 класс: "Обыкновенные дроби"
Тема: «Обыкновенные дроби»Раздел программы: «Доли. Обыкновенные дроби»Тип урока: повторительно-обобщающийЦель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби»...
Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»
Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...