Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа (история, 10 класс) по теме

Аничкин Александр Николаевич

В основу рабочей программы положены следующие нормативные правовые документы:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;

- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 года « 2346 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ на 2013-2014 учебный год;

Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по истории, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета. программа ориентирована на учебники:

- Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.

- Борисов Н. С. История России с древнейших времён до конца XVII века. Часть 1. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

- Левандовский А. А. История России XVIIIXIX века. Часть 2. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_istoriya_10_klass.zip36.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14  г. ЛИПЕЦКА

Рассмотрена                                                                                                  Утверждена

на заседании МС                                                                    приказом  МБОУ СОШ  № 14 г. Липецка

Протокол № 1 от 26.08.2013 г.                                                             от 27.08.2013 г. № 216                                                                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

для 10  класса

(базовый уровень)

на 2013-2014 учебный год

Составитель  Аничкин Александр Николаевич

Пояснительная записка

1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:                                                                                  

   В основу рабочей программы положены следующие нормативные правовые документы:

-  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;

- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 года « 2346 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ на 2013-2014  учебный год;

 -  учебный план МБОУ СОШ № 14 г. Липецка на 2013-2014 учебный год.  

  1. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

- Примерная программа по истории Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по истории. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2008;

- Авторская программа курса «Всемирная история древнейших времён до конца XIX века»  Загладин Н. В., Симония Н. А. М.: «Русское слово», 2011.

- Авторская программа «История России с древнейших времен до конца XVII века». Под редакцией Борисова Н. С. М.: «Просвещение», 2010;                        Левандовского А. А. «История России XVIII - XIX веков». М.: «Просвещение», 2010.

3. Обоснование выбора авторской программы.

   Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.

   Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся.

   Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы  с  её

различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

   Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

   Основные содержательные линии программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов –«Всеобщей истории»  и «Истории России». Предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.

   Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно- хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

   Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых

различных профилей.  Кроме того, с учетом небольшого объёма учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

4. Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

   В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения истории в 10 классе:

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие миро-воззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

   Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

• стимулировать усвоение учебного материала на основе сравнительного анализа явлений и процессов всемирной и отечественной истории;

• способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении со-циально-экономических, политических и культурных процессов в контексте всемирной и отечественной истории;

• развивать у учащихся навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами.

5. Информация о внесенных изменениях в рабочую программу и их обоснование.

   Рабочая программа в целом соответствует исходной авторской программе. В целях реализации абзаца второго пункта 10 протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России от 27.09.2011 № 4 приказом Министерства образования и науки РФ от 24.01.2012 № 39 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года         № 1089» в тему «Введение. Пути и методы познания истории» добавлена позиция «История как наука. Проблема фальсификации исторических знаний».

6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении учащимися навыками, отвечающими требованиям к уровню подготовки учащихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными  стандартами

   Место предмета «История» в учебном плане МБОУ СОШ № 14 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

   Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по  истории, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета.

7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

   Программа рассчитана для реализации в течение 68 часов, при этом на изучение всеобщей истории отводится 24 часа, на изучение истории России – 44 часа при 2 уроках истории в неделю.

Содержание рабочей программы

Всеобщая история

Раздел I. История как наука

   История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации. История как наука. Проблема фальсификации исторических знаний.

Раздел II. Древнейшая история человечества

  Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Раздел III. Цивилизации Древнего мира

   Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

   Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо - буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

   Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Раздел IV. Традиционное общество эпохи Средневековья

   Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание запад-ноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

   Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

   Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

   Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV - XV веках. Предпосылки модернизации.

Раздел V. Новое время: эпоха модернизации

   Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

   Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

   Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

   От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII - XIX веков. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

   Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX веке. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

   Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XVII - XIX веках. Культурное наследие Нового времени.  

   Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX века. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

История России

Раздел I. История России – часть всемирной истории

    Значение изучения истории. Особенности истории как науки, методы работы историка. История России - часть всемирной истории. Основные факторы, определяющие своеобразие русской цивилизации и российской истории: влияние природно-климатических условий, первостепенная роль государственности, особенности социальной структуры общества, многонациональный характер страны, влияние православной веры.

Раздел II. Древнерусское государство в IX-XIII веках

   Восточные славяне в VI-IX веках. Образование древнерусского государства. Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян: земледелие, торговля. Язычество древних славян. Перемены в общественных отношениях у восточных славян в VI-IX веках и предпосылки образования государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь». Призвание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега.

   Киевская Русь. Деятельность первых русских князей (и княгини) Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. Развитие государственности. Государственное управление, роль князей и веча. Княжеская дружина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда как источник по изучению социальной структуры общества. Крещение Руси и его значение. Народные движения и заговоры аристократии. Усложнение межкняжеских отношений, усобицы сыновей Ярослава Мудрого. Восстановление относительного единства Руси при Владимире Мономахе. Основные направления внешней политики Киевской Руси: южное (войны и мирные отношения с Византией), юго-западное (борьба с Хазарским каганатом, набегами печенегов, половцев), западное (дипломатические отношения с европейскими странами), северо-западное (походы русских князей в Прибалтику). Причины распада Киевской Руси.

   Культура Киевской Руси. Особенности древнерусской культуры: связь с религиозным культом, анонимность, отличие от средневековой культуры Западной Европы. Фольклор, былины и их герои. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Распространение письменности на Руси. Первые русские книги: Остромирово Евангелие, Изборник Святослава и др. Летописи. Нестор и его «Повесть временных лет». «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Жития первых русских святых. Архитектура. Первые русские каменные постройки: Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Древнерусская живопись.

   Русские земли в XII-XIII веках. Причины наступления периода раздробленности Руси. Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Характерные черты политического строя отдельных русских земель. Владимиро-Суздальская Русь, особенности края и его колонизация славянами. Развитие Владимиро-Суздальской Руси в годы правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Новгородская боярская республика: государственное устройство, политическая жизнь, объединения жителей. Галицко-Волынское княжество: борьба князей с боярством. Деятельность князей Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича и Даниила Галицкого.

Культура Руси XII - начала XIII века. Расцвет летописания, появление летописей в различных землях. Литература. «Слово о полку Игореве» - шедевр древнерусской литературы. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. «Слово о погибели Русской земли». Каменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и др.). Архитектура Чернигова, Новгорода. Иконопись. Фрески.

   Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. Образование Монгольского государства, причины завоевательных походов. Создание Чингисханом мощной армии. Битва на Калке. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь, взятие городов, разорение земель. Взятие Киева и поход Батыя на запад. Причины завоевания русских земель. Значение борьбы Руси против монгольских завоевателей. Нападения западноевропейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Образование Золотой Орды, установление ордынского владычества над Русью. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Сущность и содержание ордынского ига. Последствия монгольского завоевания для истории России.

Раздел III. Образование единого Русского государства в XIV-XV веках.

   Усиление Московского княжества в XIV - первой половине XV века. Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Борьба за первенство в Северо-Восточной Руси. Московское княжество. Деятельность князей Даниила Александровича и Юрия Даниловича. Борьба Москвы и Твери. Князь Иван Калита. Отношения с Золотой Ордой. Причины возвышения Москвы. Начало правления Дмитрия Донского. Дальнейшее усиление Москвы. Войны с Литвой. Ослабление Золотой Орды. Открытый вызов Орде со стороны Московского княжества. Битва на Воже. Подготовка к решающему столкновению. Роль Православной церкви. Деятельность митрополита Алексея и Сергия Радонежского. Куликовская битва и ее значение. Нашествие Тохтамыша и восстановление ордынского ига. Значение деятельности Дмитрия Донского. Присоединение земель к Московскому княжеству. Правление Василия I.     Василий II и феодальная война. Обретение автокефалии Русской православной церкви.

   Образование единого Русского государства. Начало правления Ивана III. Завершение присоединения большинства русских земель к Московскому княжеству. Покорение Новгорода. Битва на Шелони. Присоединение Твери. Ликвидация мелких княжеств и уделов. Продвижение на Урал и в Западную Сибирь. Сущность ересей и политика Ивана III по отношению к еретикам. Судебник 1497 года и его значение для укрепления единого государства. Начало формирования системы крепостного права. Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Становление поместного землевладения и его роль в укреплении государства. Внешняя политика Ивана III. Походы на Казань. Стояние на Уфе. Свержение ордынского ига. Войны с Великим княжеством Литовским и присоединение западнорусских земель. Борьба в Прибалтике. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия

   Русская культура XIV-XV веках. Литература: повести о борьбе с монгольскими завоевателями, памятники Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), жития святых, «хождения», летописи. Деревянное зодчество. Московская архитектура. Роль итальянских архитекторов в развитии русского зодчества. Перестройка Московского Кремля. Особенности архитектуры Новгорода и Пскова. Живопись. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

Раздел IV.  Россия в XVI-XVII веках.

   Россия в XVI веке. Территория и население России в XVI в. Факторы, оказывавшие положительное и отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Изменения в положении различных сословий России. Правление Василия III. Формирование московской идеологии: споры иосифлян и нестяжателей, теория «Москва - Третий Рим». Правление Елены Глинской и ее реформы. Последствия боярского правления. Начало правления Ивана Грозного. Восстание в Москве. Венчание на царство. Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословно-представительной монархии и её особенности в России. Земские соборы. Становление новых центральных органов управления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало освоения Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: ее ход и результаты. Итоги правления Ивана Грозного. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и 5-летнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса Годунова.

   Русская культура в XVI веке. Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, становление самодержавной власти. Создание обобщающих трудов: Великие Минеи четьи, Степенная книга, Стоглав, Домострой, Лицевой летописный свод. Публицистика: Максим Грек, Иван Пересветов, переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Подъем архитектуры. Рождение шатрового стиля (церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Василия Блаженного и др.). Архитектура Соловецкого монастыря. Живопись. Годуновская и строгановская школы иконописи. Миниатюры. Художественное ремесло.

   Смутное время. Причины Смуты: ухудшение положения крестьян, династический кризис, борьба в верхах общества, стихийные бедствия, вмешательство зарубежных сил. Правление Бориса Годунова. «Голодные годы» и их последствия. Поход Лжедмитрия I и причины его победы. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Свержение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского, «крестоцеловальная запись». Восстание под предводительством Ивана Болотникова: причины, ход, подавление. Поход Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервенция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. Захват Москвы поляками. Национальный подъем. Первое ополчение. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание царем Михаила Романова. Окончание Смутного времени.

   Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Романове. Деятельность патриарха Филарета. Правление Алексея Михайловича. Развитие сельского хозяйства, ремесла. Первые мануфактуры. Торговля. Начало складывания всероссийского (внутреннего) рынка. Политика протекционизма. Восстановление и укрепление армии. Дворянская конница и полки «иноземного (нового) строя». Увеличение срока сыска беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение налогов. Эксперименты в сфере финансов и причины их неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное уложение 1649 года. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания, их причины и последствия. Восстание под предводительством С. Т. Разина: причины, ход, результаты. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы. Дело патриарха Никона. Усиление самодержавия.

   Внешняя политика России в XVII веке. Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией. Левобережная Украина в составе России. Русско-польская война 1654 - 1667 годов. Успехи и неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656 - 1661 годов и ее результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в XVII веке: успехи и нерешенные задачи.

   Русская культура XVII веке. Новые идеи в русской культуре: изменение отношения к властям, обмирщение культуры, усиление светских элементов, интерес к достижениям западноевропейской культуры. Развитие образования. Школы. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Издание учебников, других книг. Новые жанры в литературе - сочинения о Смутном времени (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев), сатирические повести, автобиографии («Житие» Аввакума). Новое в архитектуре: московская, ярославская, строгановская школы зодчества, московское (нарышкинское) барокко. Усиление светских мотивов в живописи. Симон Ушаков.

Раздел V. Россия в эпоху Петра Великого

   Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за престол в 70-80-е гг. XVII века. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования - рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и ее значение для социального развития России.

   Внешняя политика Петра I. Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы, их результаты. Рождение российского военно-морского флота. Константинопольский мир. Заключение Северного союза, подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт - Петербурга. Поход Карла XII на Россию. Полтавская битва и ее значение. Петр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота. Прутский поход, причины его неудачи. Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания (Астраханское восстание под руководством К. Ф. Булавина).

   «Культурная революция» в России в начале XVIII века. Причины петровских преобразований в области культуры и быта. Новшества в быту: введение западноевропейской одежды, бритье бород. Переход на новое летоисчисление. Новые формы досуга высших слоев общества: ассамблеи. Необходимость развития образования. Учеба дворян за границей. Создание новых учебных заведений. Введение гражданской азбуки, распространение книгопечатания. Первая русская печатная газета «Ведомости». Меры Петра I по развитию науки. Создание первых публичных библиотек и музея (Кунсткамеры). Учреждение Академии наук, ее задачи. Общественная мысль петровского времени. Идеология. Публицистический характер указов Петра I. Обоснование необходимости реформ в публицистике Феофана Прокоповича. «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова. Противники Петра. Дело царевича Алексея. Новые черты в культуре. Перемены в архитектуре и градостроительстве. Становление русской реалистической живописи (И. Никитин, А. Матвеев). Значение преобразований Петра I в сфере культуры и быта.

Раздел VI. Россия в середине и второй половине XVIII века

   Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

   Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины II. Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.

   Внешняя политика России в XVIII веке (1725-1796 годы). Главные направления внешней политики России после Петра I: борьба за выход к Черному морю, присоединение земель Речи Посполитой, участие в «большой» европейской политике. Русско-турецкая война 1735-1739 годов: основные события, результаты. Русско-турецкая война 1768-1774 годов: причины войны, победы русской армии и флота. Кучук-Кайнарджийский мир и его результаты. Полководческое искусство П. А. Румянцева. Освоение Новороссии. Деятельность Г. А. Потемкина. Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война 1787-1791 годов: причины, ход боевых действий на суше и на море, условия Ясского мира. Полководческое искусство А. В. Суворова. Флотоводческое искусство                   Ф. Ф. Ушакова. Значение получения Россией выхода к Черному морю и возможности освоения Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Разделы Речи Посполитой: причины, инициаторы, участники. Восстание в Польше в 1794 году и его подавление. Значение присоединения к России Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии. Участие России в Семилетней войне: действия русской армии, ее победы, выход России из войны. Начало борьбы России с последствиями Великой французской революции конца XVIII века. Итоги внешней политики России в XVIII веке.

   Царствование Павла I. Личность Павла I, его взгляды, стремление к наведению порядка в государстве. Внутренняя политика Павла I. Указ о престолонаследии, указ о трехдневной барщине, частичное упразднение дворянских привилегий. Внешняя политика Павла I. Участие во II антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Победы флота Ф. Ф. Ушакова на Средиземном море. Причины выхода России из антифранцузской коалиции и сближения с Францией. Недовольство Павлом I в верхах общества, заговор против императора. Переворот 11 марта 1801 года и убийство Павла I.

   Русская культура XVIII века. Развитие образования после Петра I. Сословный характер образования (шляхетские корпуса, Смольный институт). Основание Московского университета, его роль в развитии образования, науки и культуры России. Попытки Екатерины II создать стабильную систему народного просвещения. Открытие новых школ, училищ. Успехи книгоиздания. Просветительская и издательская деятельность Н. И. Новикова. Развитие науки. М. В. Ломоносов и его вклад в науку и культуру России. Становление исторической науки (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, И. Н. Болтин). Успехи в изучении географии России. Русские изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. Общественная мысль. Идеология просвещенного абсолютизма. Журнальная полемика Н. И. Новикова и Екатерины II. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Взгляды М. М. Щербатова на положение России. Развитие русской литературы. Классицизм в литературе (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков,                  Д. И. Фонвизин,  Г. Р. Державин). Сентиментализм в литературе (Н. М. Карамзин). Начало русского театра. Ф. Г. Волков. Становление русской композиторской школы. Успехи в живописи. Портретная живопись (А. П. Антропов, Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский). Русская скульптура. Ф. И. Шубин. Архитектура: стиль барокко (В. В. Растрелли), классицизм (В. И. Баженов,                           М. Ф. Казаков, И. Е. Старое). Итоги развития русской культуры XVIII века.

Раздел VII. Россия в первой половине XIX века.

   Экономическое и социальное развитие России в конце XVIII - первой половине XIX века. Новое в экономике России. Рост внутренней и внешней торговли. Развитие промышленности. Крепостная мануфактура и мануфактура с вольнонаемным трудом. Начало промышленного переворота в России: причины, основные достижения и их влияние на экономику. Состояние сельского хозяйства. Крепостное хозяйство и влияние на него рыночных отношений. Взаимоотношения между сословиями, влияние развития рыночных отношений на социальные слои.

   Реформы Александра I. Воцарение Александра I. Его взгляды. «Молодые друзья». Негласный комитет. Внутренняя политика Александра I. Создание министерств. Крестьянский вопрос. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформы в сфере просвещения. Реформаторы и проекты реформирования государства. М. М. Сперанский, его проекты. «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина.

   Борьба с Наполеоном. Основные направления, способы реализации, результаты внешнеполитической деятельности России. Участие в коалициях против наполеоновской Франции. Тильзитский мир и его последствия. Подготовка Франции и России к войне. Войны со Швецией, Турцией, Ираном. Присоединение Финляндии, Бессарабии, части Кавказа. Накануне Отечественной войны 1812 года. Силы сторон. Причины, основные события войны. Бородинская битва. Полководцы войны 1812 года (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай де Толли,                                  П. И. Багратион), герои (Д. В. Давыдов, Н. Н. Раевский). Итоги войны 1812 года. Причины победы России. Заграничные походы русской армии 1813-1814 годов Венский конгресс. Участие России в создании и деятельности Священного союза. Восточный вопрос в царствование Александра I.

   Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов. Причины изменения внутриполитического курса. Попытки продолжения реформ. А. А. Аракчеев и аракчеевщина. Казенный мистицизм. А. Н. Голицын. Движение декабристов (участники, цели, программные документы, судьбы декабристов). Выступление декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами.

   Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Особенности николаевской системы управления. Теория «официальной народности».                 С. С. Уваров. Меры по укреплению самодержавия. Свод законов Российской империи. Социально-экономические преобразования. Финансовая реформа                      Е. Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос: основные проблемы и попытки их решения. Реформа государственных крестьян. Инвентарная реформа. «Мрачное семилетие».

   Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Крымская война. Кавказская война. Россия и Европа во второй четверти ХIХ века: основные направления взаимодействия и противоречия. Польское восстание. Восточное направление внешней политики России. Русско-иранская и русско-турецкая войны. Нарастание противоречий между Россией и Англией и Францией в Восточном вопросе. Крымская война: цели, причины, основные события, результаты. Оборона Севастополя. Герои Крымской войны (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов.                               Э. И. Тотлебен). Кавказская война: ход, результаты, последствия. А. П. Ермолов. Имам Шамиль и его государство.

   Общественное движение в годы царствования Николая I. Причины активизации духовной жизни, способы организации, основные идеи участников. Дружеские кружки 20-30-х годов XIX века и их участники. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Западники, славянофилы, их взгляды и деятельность. Русский утопический социализм. А. И. Герцен. Петрашевцы.

   Русская культура первой половины XIX века. Становление национального самосознания. Развитие просвещения, создание системы народного просвещения. Печать и библиотеки. Развитие науки, становление научных школ, главные открытия российских ученых и их влияние на жизнь общества (Н. И. Лобачевский, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, В. В. Петров,   П. П. Аносов, П. Л. Шилинг, Б. С. Якоби, Н. И. Пирогов и др.). Историческая наука (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев). Русские первооткрыватели: основные направления исследований, открытия, их использование в экономике и культуре. Открытие Антарктиды. Расцвет русской литературы, становление основных направлений, жанров, стилей: романтизм, реализм. Великие русские поэты, писатели, драматурги (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А. Н. Островский и др.). Ведущие театральные школы, выдающиеся актеры и лучшие роли (П. С. Мочалов, М. С. Щепкин). Поиски самобытных путей в музыке, русские композиторы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Живопись и скульптура: характерные черты, известные творцы и их произведения                            (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, К. П. Брюллов,                                 П. А. Федотов, А. А. Иванов, И. П. Мартос). Архитектура: господствующие стили, наиболее известные архитектурные ансамбли и их создатели. Особенности русского классицизма в архитектуре, переход к стилю эклектики. Быт различных слоев населения.

Раздел VIII. Россия во второй половине XIX века.

  Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861 года. Александр II. Предпосылки и необходимость Крестьянской реформы. Подготовка Крестьянской реформы, разработка ее условий. Деятели Крестьянской реформы: Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин. Содержание Крестьянской реформы. Выкупная операция. Осуществление реформы, деятельность мировых посредников. Новая организация крестьянского управления и суда. Реформы и процесс модернизации в России: значение Крестьянской реформы.

   

   Социально-экономическое развитие России после Крестьянской реформы. Развитие сельского хозяйства. Влияние реформы на крестьянское хозяйство. Роль крестьянской общины. Влияние реформы на эволюцию помещичьего хозяйства. Изменения во взаимоотношениях помещиков и крестьян. Причины застоя в сельском хозяйстве. Промышленное производство. Влияние реформы на легкую и тяжелую промышленность. Завершение промышленного переворота и его влияние на жизнь государства и общества. Промышленный подъем конца XIX века. Новые промышленные районы России. Роль экономической политики государства.          С. Ю. Витте. Формирование классов индустриального общества  - буржуазии и пролетариата. Начало рабочего движения. Развитие внутренней и внешней торговли, транспорта, рост городов, их благоустройство. Итоги социально-экономического развития.

   Реформы 60-70-х годов XIX века. Земская и городская реформы. Формирование и основы деятельности земств и городских дум. Роль земств в развитии страны. Взаимоотношения органов самоуправления и государственной власти. Судебная реформа: новая судебная система и новый процесс следствия и судопроизводства. Суд присяжных. Военная реформа. Д. А. Милютин. Всеобщая воинская повинность. Реформы в других сферах жизни (финансы, просвещение, печать).

   Общество и власть во второй половине 50-х - начале 80-х годов XIX века. Отношение общества к реформам 60-70-х годов. Появление политически активных слоев общества, способы влияния на политику самодержавия. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители. Разночинцы. «Земля и воля» 60-х годов XIX века. Н. Г. Чернышевский. Прокламационная кампания. Нигилизм. Ишутинцы. «Нечаевщина». Истоки народничества, его основные идеи. Три течения в народничестве. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации, их состав, способы и формы борьбы: «хождение в народ» и его результаты. Террор и его последствия. «Земля и воля» 70-х годов XIX века. «Народная воля». Борьба власти с политической активностью общества: реорганизация репрессивных органов, преследования, попытки сотрудничества с общественностью («бархатная диктатура»). «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Убийство Александра II.

   Внутренняя политика и общественное движение в царствование Александра III. Начало правления Александра III. Укрепление государственной власти. Попытки контрреформ (земские начальники, земская контрреволюция и др.). Ограничения в сфере просвещения и печати. Попечительская политика. Начало рабочего законодательства. Особенности общественного движения. Кризис революционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов. Проникновение марксизма в Россию. Российская социал-демократия. Начало политической деятельности В. И. Ленина. Либеральное движение, его представители.

   Внешняя политика России во второй половине XIX века. Основные направления. Борьба за пересмотр Парижского мирного договора и ее итоги. А. М. Горчаков. Другие направления внешней политики: «Союз трех императоров», продажа Аляски США, договоры с Китаем и освоение Дальнего Востока. Обострение Восточного вопроса: причины, попытки дипломатического разрешения противоречий. Причины русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Ход военных действий (осада Плевны, оборона Шипки). Герои войны. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс. Александр III - миротворец. Обострение противоречий между Россией и Германией в 80-90-е годы XIX века. Русско-французское сближение. Присоединение Казахстана и Средней Азии к России: ход событий и результаты для Российского государства и азиатских народов. Влияние внешнеполитической деятельности российского государства на развитие экономики и культуры страны.

   Русская культура второй половины XIX века. Демократизация культуры. Реформирование системы образования: расширение сети образовательных учреждений и их доступности для различных слоев населения, ориентация на выпуск специалистов, необходимых в хозяйстве страны. Начало высшего женского образования в России. Создание условий для самообразования и повышения уровня культуры россиян (книжный бум, музеи и их создатели). Российские меценаты (П. М. Третьяков и др.). Важнейшие открытия русских ученых и их значение для развития общества (Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов,  А. Г. Столетов, В. В. Докучаев, П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин, М. О. Доливо-Добровольский, А. С. Попов, К. Э. Циолковский и др.). Развитие исторической науки (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Н. И. Кареев и др.). Географические открытия русских географов (П. П. Семенов-Тян-Шанский,                       Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.). Литература. Великие русские писатели (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин,                               И. А. Гончаров, Н. С. Лесков и др.). Основные направления, темы и жанры литературы, отражение в ней общественных противоречий. Расцвет реализма в литературе. Театральное искусство. Эпоха А. Н. Островского. Выдающиеся русские артисты и особенности их творчества (П. М. Садовский, М. Н. Ермолова и др.). Расцвет русской национальной музыки. Творчество композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского. Новые тенденции в архитектуре. Изменения в технологии строительства. Творчество передвижников. Основные темы в живописи (И. Н. Крамской, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко,  Г. Г. Мясоедов,                 Н. Н. Ге, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи,                                 И. И. Левитан, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, К. Е. Маковский,   И. Е. Репин и др.). Творческие союзы и их влияние на культурную жизнь российского общества. Влияние российской культуры второй половины XIX века на мировую культуру.

   Итоговое повторение.

Учебно – тематический план


п/п

Тема раздела

Количество часов

Всеобщая история

24

1

История как наука

2

2

Древнейшая история человечества

2

3

Цивилизации Древнего мира

5

4

Традиционное общество эпохи Средневековья

5

5

Новое время: эпоха модернизации

10

История России

1

История России – часть всемирной истории

3

2

Древнерусское государство в IX-XIII веках

6

3

Образование единого Русского государства в XIV-XV веках

3

4

Россия в XVI-XVII веках

7

5

Россия в эпоху Петра Великого

3

6

Россия в середине и второй половине XVIII века

6

7

Россия в первой половине XIX века

7

8

Россия во второй половине XIX века

8

9

Итоговое повторение

1

8. Виды и формы контроля

- самостоятельная работа;

- хронологический диктант;

- понятийный диктант;

- работа с контурной картой;

- тестирование;

- работа с персоналиями;

- анализ источников;

- решение познавательных задач.

9. Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.

   В результате изучения истории учащийся должен:

   Знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и систем-ность всемирной и отечественной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории

- современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной и отечественной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России и её роль в мировом сообществе.

   Уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленных в разных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространствен-ные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собствен-ную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исто-рические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии.

   Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностью профессий и профессиональной деятельности, в основе которой лежат знания по данному предмету.

10. Литература и средства обучения

   Для учителя:

- Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.

- Борисов Н. С. История России с древнейших времён до конца XVII  века. Часть 1. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

- Левандовский А. А. История России XVIII – XIX века. Часть 2. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

- История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н. В. Загладина, Н. А. Симония «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века». Часть 1-2 /автор – составитель Н. В. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2010.

 

- Коваль Т. В., Борисов Н. С., Левандовский А. А. История России с древнейших времён до конца XIX  века. 10 класс. Поурочные рекомендации. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

- Зуев М. Н. История России в схемах и таблицах. М.:- Экзамен, 2011.

- Чернова М. Н. История России с древнейших времён до конца XIX века. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 10 класс.-  М.: Экзамен, 2012.

- История: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под редакцией                 А. Б. Безбородова. – М.: Национальное образование, 2012.

- Атлас. История России с древнейших времён до начала XXI века. Полный курс истории России 10-11 классы. М.: Аст-пресс, 2013.

- Чернова М. Н., Гевуркова Е. А., Соловьёв Я. В. История. ЕГЭ 2013.- М.: Эксмо, 2013.  

   Для учащихся:

- Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.

- Борисов Н. С. История России с древнейших времён до конца XVII  века. Часть 1. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

- Левандовский А. А. История России XVIII – XIX века. Часть 2. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

- История: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под редакцией                 А. Б. Безбородова. – М.: Национальное образование, 2012.

- Атлас. История России с древнейших времён до начала XXI века. Полный курс истории России 10-11 классы. М.: Аст-пресс, 2013.

- Чернова М. Н., Гевуркова Е. А., Соловьёв Я. В. История. ЕГЭ 2013.- М.: Эксмо, 2013.  

   Интернет-ресурсы:

- интерактивный задачник по истории России IX - XIX вв. Лицензионная копия 1С.

- история России от древнейших времен до начала XX века: учебное пособие для вузов/ Под ред. И.Я. Фроянова.–   http://rushistory.stsland.ru/Books.html.

- сайт «ХРОНОС – всемирная история в Интернете»: хроника, исторические доку-менты, библиотека. http://hronos.km.ru/

- История России с древнейших времен-  http://rushistory.stsland.ru

- Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России, библиотека ссылок. http://lants.tellur.ru/history/

- сайт Федерального института педагогических измерений – www.fipi.ru

Календарно – тематическое планирование

история 10 класс


п/п

Тема урока (с указанием темы раздела и количества часов)

Дата

Причина корректировки

Согласовано с заместителем директора по УВР

план

факт

10 А

10 Б

10 А

10 Б

Всеобщая история (24 часа)

Раздел I. История как наука (2 часа)

1

Закономерности и случайности в жизни народов. История как наука. Проблема фальси-фикации исторических знаний.

2

Проблема периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории

Раздел II. Древнейшая история человечества (2 часа)

3

У истоков рода человеческого

4

Человечество на заре своей истории

Раздел III. Цивилизации Древнего мира (5 часов)

5

Деспотии Востока

6

Расширение ареала цивилизации

7

Античная эпоха в истории человечества

8

Изменение условий развития народов Евразии

9

Крушение империй Древнего мира

Раздел IV.  Традиционное общество эпохи Средневековья (5 часов)

10

Мир эпохи Средневековья

11

Экспансия ислама

12

Общественно - политическое развитие стран Европы в Средние века

13

Государства Востока в период европейского Средневековья

14

Духовная жизнь европейского Средневековья

Раздел V. Новое время: эпоха модернизации (10 часов)

15

Новое время: эпоха перемен. Великие геог-рафические открытия

16

Западная Европа: социально- экономические, политические и духовные факторы модерниза-ции

17

Первые буржуазные революции

18

Эпоха Просвещения и просвещённый абсолю-тизм

19

Война за независимость в Северной Америке

20

Великая французская революция и её последствия для Европы

21

Европа: противоречия промышленной эпохи

22

Страны Западного полушария в XIX веке

23

Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока

24

От неолитической к промышленной революции

История России (44 часа)

Раздел I. История России – часть всемирной истории (3 часа)

25

Российская цивилизация: особенности станов-ления и развития

26

Место России в мировой истории

27

Освоение Евразии

Раздел II.  Древнерусское государство в IX – XIII веках (6 часов)

28

Восточные славяне в VI – IX веках. Древне-русское государство

29-30

Киевская Русь

31

Культура Киевской Руси

32

Русские земли в XII – начале XIII века. Наслед-ники Киевской Руси

33

Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды

Раздел III.  Образование единого Русского государства в XIV – XV веках (3 часа)

34

Усиление Московского княжества в  XIV – первой половине XV века

35

Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI века)

36

Культура Руси в  XIV – XV  веках

Раздел IV. Россия в XVI- XVII веках (7 часов)

37

Россия в XVI веке

38

Русская культура в XVI веке

39-40

Смутное время

41

Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых

42

Внешняя политика России в XVII веке

43

Культура России в XVII веке

44

Средневековая Россия среди других стран Европы и Азии

Раздел V. Россия в эпоху Петра Великого (3 часа)

45

Начало правления Петра I. Петровские преоб-разования

46

Внешняя политика Петра I

47

«Культурная революция» в России  в начале XVIII века

Раздел VI. Россия в середине и  второй половине XVIII века (6 часов)

48

Россия после Петра I. Эпоха дворцовых пере-воротов

49

Просвещенный абсолютизм Екатерины II

50

Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война

51

Внешняя политика России в XVIII веке. Царствование  Павла I

52

Русская культура в XVIII веке

53

Россия в XVIII веке

Раздел VII. Россия в первой половине XIX века (7 часов)

54

Экономическое развитие в конце XVIII- первой половине XIX века

55

Реформы Александра I

56

Борьба с Наполеоном

57

Период реакции. Декабристы

58

Внутренняя политика Николая I. Общественная жизнь России  при Николае I

59

Внешняя политика России при  Николае I. Крымская война

60

Русская культура первой половины XIX века

Раздел VIII. Россия во второй половине XIXвека (8 часов)

61

Начало правления Александра II. Крестьянская реформа

62

Социально-экономическое развитие порефор-менной России

63

Либеральные реформы 1860 - 1870 годов

64

Общество и власть во второй половине 1850–х – начале 1880 – х годов

65

Внутренняя политика и общественное движе-ние в правление Александра III

66

Внешняя политика России во второй половине XIX века

67

Культура России во второй половине XIX века

68

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...