работа с одаренными детьми
презентация к уроку по истории по теме

данный  материал представлен в статье и презентации по работе с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabota_s_odarennymi_detmi.zip2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми как форма развития личности

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В.А. Сухомлинский

Российский народ живет в эпоху больших перемен, которые происходят во всех сферах общества. Третье десятилетие кардинальным преобразованиям подвергается и система образования. Одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования, обозначенных в Национальной образовательной Доктрине, в Законе об образовании, Федеральной программе «Одаренные дети», является  выявление  и организация работы с одаренными детьми.  Кроме того, на августовской конференции губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин поставил перед педагогами конкретную задачу: осуществление качественной подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня.

 Каких детей можно считать одаренными? Одаренность многолика и многогранна. Существует множество определений и классификаций этого явления. В качестве примера я дам определение, сформулированное  Комитетом по образованию США: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:  интеллектуальной;  академических достижений; творческого или продуктивного мышления; общения и лидерства;  художественной деятельности;  психомоторной.

  • Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач. Дети с одаренностью этого типа быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знания.
  • Академическая  одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам, и, является более избирательной, нежели интеллектуальная. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения - в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
  • Творческое или продуктивное мышление. Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу, демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх. Выделяющие таких детей поведенческие характеристики (отсутствие внимания к условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и "должной" организации работы, яркий темперамент) редко вызывают положительное отношение преподавателей и окружающих.
  • Общение и лидерство. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и, со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью; относится к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям; явно принимается большинством людей, которые его знают.
  •  Художественная деятельность. К сфере художественной деятельности здесь относятся изобразительное искусство и музыка. Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за лепкой или рисованием; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и свет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; отличается повышенным любопытством ко всем звучащим объектам; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмичные куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет, какая из двух нот выше или ниже; быстро запоминает названия нот, интервалов, аккордов; рано и свободно начинает читать ноты с листа; воспроизводит нотный текст осмысленно и выразительно; вырабатывает индивидуализированное, тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона; выделяется очень быстрым и прочным запоминанием музыки.
  •  Психомоторная сфера. Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. По поводу этого вида одаренности М.Карне отмечает, что двигательные способности уже выпали из классификации в США, так как смешение их со способностями когнитивными привело к путанице и в выявлении способных детей, и в составлении программ для них.
  •  Практическая одаренность. В последние годы наметилась тенденция к выделению еще одного вида одаренности - практической. Такой ребенок вполне может иметь репутацию весьма среднего ученика. Основной его особенностью может считаться знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать это знание. Он вырабатывает способы компенсации своих слабостей, обращаясь во внешний мир, - привлекает, например, других людей, чтобы выполнить то, что сам сделать хорошо не в состоянии.

Выявить одаренных детей не просто. В идеальном варианте – это комплексная диагностика. Но мы находимся в реальности, поэтому можем использовать следующие способы выявления одаренных детей:

  1. Вопросы на логику и сообразительность в ходе урока.
  2. Создание проблемных ситуаций
  3. Творческие и нестандартные задания
  4. Исследовательская работа на заданную тематику
  5. Выступление в роли экспертов и консультантов при проведении зачетов.
  6. Создание учебных проектов

Следующий этап – мотивация одаренных детей на развитие способностей по учебному предмету. В качестве убеждения я  использую следующие приемы:

  1. Повышение авторитета среди сверстников
  2. Предмет гордости для родителей
  3. Получение хороших оценок по предмету
  4. Повышение самооценки
  5. Возможность формирования солидного портфолио
  6. Участие в Олимпиадах и конкурсах – залог успешной сдачи ГИА и ЕГЭ

Алгоритм работы с одаренными детьми:  выявление, мотивация на включенность в углубленное изучение предмета, планирование работы на год;  разработка индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя проблемные и творческие задания на уроках; участие в предметных неделях, индивидуальную подготовку к олимпиадам; участие в олимпиадах, участие в работе «Эрудита», конкурсах и конференциях, ведение мониторинга, анализ результативности и перспективы на новый учебный год.

Проблемы работы с одаренными детьми:

1.Диагностика.

2.Преемственность между начальной и основной школой. На совещании по адаптации должны звучать фамилии одаренных детей и сфера одаренности.

3. Отбор конкретных олимпиад и конкурсов на учебный год, участие в которых необходимо.  Указание примерных сроков проведения.

4. Определение состава учащихся, которых необходимо подготовить к конкретным конкурсам и олимпиадам. Разработка плана работы на учебный год.

5. Разработка в сотрудничестве с учащимися индивидуальных образовательных маршрутов.

5. Создание электронного образовательного ресурса, в котором необходимо собрать олимпиадные и конкурсные задания по предмету за предыдущие годы.

6. Разработка программы работы с одаренными детьми.

Работу с одаренными детьми необходимо привести в систему. Только в этом случае можно выдержать жесткую конкуренцию, поддерживать высокий рейтинг образовательного учреждения, делать его привлекательным для родителей и учащихся.

Одаренные дети – это золотой фонд нации, интеллектуальный потенциал страны. Для них нужно создавать максимально комфортную образовательную среду. «Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами»!

 Пренебрегая словесами

Жизнь убеждает нас опять:

Талантам надо помогать,

Бездарности пробьются сами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...