Урок в 6 классе "Крещение Руси"
план-конспект урока (история, 6 класс) на тему

Серова Наталья Михайловна

Урок в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kreshchenie_rusi.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу «История России», 6 класс

Тема урока: «Крещение Руси»

Цели урока:

  • понять необходимость принятия христианства на Руси; сформировать  представление о прогрессивном значении принятия христианства на Руси; уважать и признавать право народа на выбор веры;
  • анализировать события; высказывать свою точку зрения; принимать участие в обсуждении проблемы; аргументировать свое мнение;
  • расширить представление о деятельности князя Владимира; называть основные причины принятия христианства на Руси; познакомиться с процессом крещения Руси; составить представление  о значении данного события в дальнейшей истории страны;  характеризовать церковную организацию после принятия христианства.

Основные понятия (словарь занятия):

Государство – основной институт политической системы общества; форма организации власти

Религия – вера в сверхъестественные силы

Язычество – комплекс первобытных верований, предшествовавших мировым религиям

Христианство – одна из трех мировых религий

Пантеон – место, посвященное всем богам

Церковь - особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной веры

Монастырь – общины монахов, принимавшие единые правила жизни («келья отшельника»)

Ересь – учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения

Митрополит – титул глава русской православной церкви, присылаемый из Константинополя

Епископ – высшее духовное лицо в православных и других церквях, глава церковного округа, подчинявшийся митрополиту

Патриарх – Глава православной церкви

Церковный устав – свод правил, регулирующих деятельность церкви

Материалы: карта «Древнерусское государство», аппликации, «Понятийный ряд», таблички с именами журналистов, схем, таблица, тест, кроссоврд.

Используемые пособия и  литература:

  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца ХVI века. Учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2003
  2. Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс. М.: Экзамен, 2006
  3. Серов Б. Н., Гаркуша Л. М., Лескинен М. В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХVI века 6 класс. М.: ВАКО, 2003
  4. Карамзин Н. М.История государства Российского: в 12 томах. Тула: Приокское книжное издательство, 1990, т. 1
  5. Шестаков А. В. История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца ХVIII века. М.: Просвещение, 1985
  6. Хрестоматия по истории СССР с  древнейших времен до 1861 года. М.: Просвещение, 1987

 

Ход занятия

  1. Вводная часть

  1. Мотивационная часть (содержательная), 5 – 7 минут

 «Литературный уголок». Обсуждение отрывка из литературного произведения Ладинского А. «Когда пал Херсонес», М., 1973, с. 163 – 168 (см. в книге Шестаков А. В. История СССр в художественно-исторических образах: с древнейших времен до конца ХVIII века. Хрестоматия для учителя. М.: 1985, с. 41 – 42).

Вопросы:

  1. Как Вы думаете, о каком событии идет речь в этом отрывке?
  2. Какая религия называется языческой?
  3. В чем заключалось главное отличие христианской веры от языческой?
  4. Вспомните, кто первым принял христианство на Руси, когда это произошло?

«Я проснулся и услышал, что город наполнен гулом взволнованных голосов, женским плачем и криками. Я направился на городскую площадь; до моего слуха донеслось:

- Нашего князя околдовали греки!

- Не отдадим на поругание светлых богов.

Кучка жителей приступила к трем воинам. Один из них говорил:

- Ваши боги не боги, а дерево. Сегодня оно есть, а завтра сгинет. Ваши боги сделаны человеческими руками, секирой.

- А кто гремит на небесах? – с отчаянием крикнула женщина с младенцем на руках.

- Гром гремит по воле божьей.

- Нет! Это Перун гремит! Испокон веков так было.

- Перун ваш – истукан. Истинный же бог тот, кому поклоняются греки. Он создал небо и землю, солнце и звезды. Потом сотворил человека и дал ему бытие на земле.

Но яростная почитательница Перуна выкрикнула:

- Ваши боги намалеваны краской!..

Они были возбуждены происходящим и готовы на всякую крайность. В глазах женщины можно было прочитать смятение.

А между тем глашатаи звали народ явится на реку Днепр. Я видел, как толпы людей спускались к реке. Весь берег был заполнен народом. Владимир вместе с Анной стоял на разостланных на лужайке ковре. Священники в сияющих облачениях у самой воды читали  положенные молитвы. Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие делали это явно с недовольным видом… Видно было, что не понимают, что происходит с ними, но не осмеливались нарушить волю князя.

Женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодой покатился с горы огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по велению князя истукана привязали к хвостам косяка диких коней, и они далеко умчали его в поле. Надругавшись над Перуном, его бросили в Днепр. Кумир покачивался в воде и упрямо приплывал к берегу, и женщины кричали, простирая к нему руки:

- Выплывай, выплывай, светлый бог!

Но княжеские воины отталкивали идола от берега, и, подхваченный течением, он поплыл вниз по реке, к порогам, и вскоре скрылся из виду. Однако многие не хотели расставаться со своим божеством, плакали, им казалось, что вот-вот загремит гром и молния поразит нечестивцев, поднявших руку на бога».

  1. Организационная часть, 2 минуты

  1. Основная часть

  1. Постановка проблемы, 3 – 5 минут

Вариант 1. Учитель зачитывает отрывок из книги Карамзина Н. М. «История государства Российского» (т.1, с. 160 – 161) или из летописи «Повесть временных лет»

Отрывок из книги Карамзина Н. М. «История государства Российского»

Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшими в земле козарской или Тавриде, присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию Веры своей,  и что великий князь охотно выслушивал их учение. Случай вероятный: народы соседствованные могли желать, чтобы государь, уже славный победами в Европе и в Азии, исповедовал одного Бога с ними, и Владимир мог также – увидев, наконец, подобно великой бабке своей, заблуждение язычества – искать истины в разных верах.

Первые послы были от волжских, или камских, болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала вера магометанская, утвержденная там счастливым оружием аравитян: болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание показалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино – уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских; не можем быть без него. – Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Весдержателя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, - ответствовали проповедники: - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым». И Вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. – Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродельным и горе злым!» Крестися – ответствовал философ, - и будешь в раю первым.

[987 г.] Владимир, отпустив философа с дарами и с великой честию, собрал бояр и градских старцев; объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. «Государь! – сказали бояре и старцы: - Всякий человек хвалит Веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству» - и великий князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты; наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего! Сказал император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облаченный в  святительские ризы совершал Литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется… Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру греков, не хотим иной». Владимир желал еще слышать мнение бояр и страцев. «Когда бы Закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всей людей, не вздумала бы принять его». Великий князь решил быть христианином.

Прочитав или проинсценировав, ставится вопрос:

- Какие религии были уже известны к этому времени? (Представители каких религий жили на границах Древнерусского государства?)

(примерный ответ учащихся: иудеи – хазары; мусульмане – Волжская Булгария; католики – немцы; православные – греки.

Можно выполнить задание с использованием карты, где с помощью аппликации показать какие религии и где были распространены).

-  Как Вы думаете, почему князь Владимир сделал выбор в пользу христианства?

(учащиеся отвечают, важно, чтобы акцент был сделан не только на великолепие и пышность обрядов христианства)

Ожидаемые результаты:

  • правильно называть соседствующие с Древнерусским государством религии;
  • выяснить, чем был определен выбор веры в пользу христианства.

- Таким образом, сегодня на уроке мы должны с Вами выяснить такие вопросы, как причины принятия, христианства, его значение, ход крещения Руси, складывание русской православной церкви.

Запись в тетрадь:

План урока

  1. Причины принятия христианства на Руси
  2. Крещение Руси
  3. Русская православная церковь
  4. Значение принятия христианства
  1. Рассмотрение проблемного вопроса, 10 – 12 минут

Класс делиться на группы, каждая из которых получает задание, ознакомиться с текстом учебника и ответить на предложенные вопросы.

Группа№1. Прочитайте § 5, с.37 -  39 и сформулируете причины принятия христианства, запишите их в тетрадь

Группа № 2. Прочитайте § 5, с. 39 – 40, отрывок из летописи «Повесть временных лет» и подготовьте пресс-конференцию князя Владимира 

«Повесть временных лет». Начало ХII в.

В 988 году пошел  Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе… Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не  сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его… И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на это и сказал: « Если сбудется это, крещусь!» И тотчас же повелел копать наперез трубам и перенял воду. Люди изнемогали от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать:: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ею за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу» и услышав это опечалились цари, послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ею получишь, и царство небесное воспримешь, и нами единоверен будешь». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анна…»

Протокол пресс-конференции

Вопросы «Почему, какие»?

Фамилия журналиста и оценка 2 балла

Ответ князя

Вопросы «Когда, где, что»?

Фамилия журналиста и оценка 1 балл

Ответ князя

Краткий

1 балл

Развернутый

2 балла

Краткий

1 балл

Развернутый

2 балла

Группа № 3. Прочитайте п. 5, с. 41 и составьте схему «Управление Православной церковью»

Группа № 4. Прочитайте § 5, с. 41 – 42 и заполните таблицу «Значение принятия христианства»

Для экономического развития страны

Для политического развития страны

Для культурного развития страны

Для международного положения государства

Для обороны страны

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся должны найти ответы на поставленные каждой группе вопросы (конкретный результат смотри   в «Обсуждении»)

  1. Обсуждение, 15 минут

Группа№1. Примерный вариант ответа

Причины принятия христианства

  1. Желание объединить все восточнославянские племена
  2. Укрепление княжеской власти
  3. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Группа № 2. 

В группе выбирается князь, журналисты, которые работают над вопросами. Учащиеся заранее готовят таблички со своими именами. В роли экспертов могут выступать представители других групп. Учитель заранее предупреждает, что более высоко оцениваются вопросы проблемного характера («Почему, какие»), а не описательные. Эксперты оценивают вопросы и ответы и заносят данные в протокол пресс-конференции. При этом оцениваются и журналисты (умение поставить вопрос, и князь – умение правильно ответить). По окончании пресс-конференции эксперты и учитель подводят итоги.

Примерный вариант ответа

Протокол пресс-конференции

Вопросы «Почему, какие»?

Фамилия журналиста и оценка 2 балла

Ответ князя

Вопросы «Когда, где, что»?

Фамилия журналиста и оценка 1 балл

Ответ князя

Краткий

1 балл

Развернутый

2 балла

Краткий

1 балл

Развернутый

2 балла

1.Почему взятие Корсуни послужило решающим событием в выборе вами религии?

2.Какую роль в принятии христианства сыграла женитьба Владимира на Анне?

3. Как вы объяснили свое желание стать христианином?

4. Какие выгоды для Руси дало то обстоятельство, что теперь вы были одной веры с византийскими царями и женаты на их сестре?

5. Какие изменения после принятия христианства произошли лично с вами?


1. Какие события предшествовали принятию христианству?

2.Когда  это произошло?

3.Когда вы приняли крещение?

4.Жители какого города принимали крещение по вашему возвращению домой?

5. Были ли примеры не мирного принятия христианства?

6. Где оно произошло?


Группа № 3. 

Группа № 4. Примерный вариант ответа

Для экономического развития страны

Для политического развития страны

Для культурного развития страны

Для международного положения государства

Для обороны страны

Способствование экономическому развитию Древнерусскому государству

Объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси.

1. Изменило быт наших предков, их нравы

2.Появление письменности, образования, церковного искусства

1.Стало в общий ряд христианских государств Европы.

2. Тесные связи с Византией, ее влияние на Русь.

Укрепило государство

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся правильно называют причины принятии христианства, выделяя реальное и легендарное;
  • имеют представление о самом процессе крещения Руси;
  • знают дату крещения Руси и  именем какого русского князя связано это событие;

знакомятся с новыми понятиями по церковной организации православной церкви: митрополит, епископы, монастыри, церковь, патриарх, ересь, церковный устав.

  • Выявляют значение принятия христианства для русской земли.

III. Заключительная часть, 4 минуты

1. Подведение содержательных итогов занятия

Вариант 1. В ходе беседы формулируются основные выводы.

Вариант 2. Учащимся можно предложить выполнить тестовое задание

1. Укажите дату крещения киевского князя Владимира:

а) 911 г.; б) 988 г.; в) 945 г.?

2. Отметьте неверную причину принятия христианства:

а) необходимость централизации страны;

б) необходимость борьбы с хазарами;

в) стремление укрепить международный авторитет Руси?

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожие; б) трехбожие; в) единобожие?

4. Первым правителем Руси, принявшим христианств, был (а):

а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?

5. При каком князе произошло принятие христианства на Руси:

а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?

Вариант 3. Разгадать кроссворд

По горизонтали:

5. Религия, в 988 году официально принятая на Руси

По вертикали:

1. Взяв этот город, князь Владимир продемонстрировал военную силу и вынудил византийского императора отдать свою сестру ему в жены. 2. Православная церковь отменила кровную … 3. Византийская принцесса, с которой Владимир венчался по православному обряду. 4. Общины монахов, принимавшие единые правила жизни («келья отшельника»)

2. Возвращение к ожидаемым результатам

Определяется, что удалось реализовать в ходе занятия, а что не в полной мере удалось сделать.

3. Рефлексия

Анализ проделанной работы

Урок истории в 6 классе

«Крещение Руси»

Выполнила: учитель истории

МБОУ «Васильевская СОШ»

Серова Н.М.

4

5

1

2

3

Константинопольский патриарх

Митрополит

Епископы

Черное духовенство

Белое духовенство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Культура Древней Руси". 6 кл

 Конспект урока по истории России в 6 классе. Тема "Культура Древней Руси".  Во время урока я использовала первый  раз видео - фильм "Кульура Древней Руси", а затем создала презентацию на эту тему.  Э...

Урок повторения «Борьба Руси за независимость»

Урок повторения «Борьба Руси за независимость»  Урок – семинар для учащихся 10-х классов....

Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему  "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....

Сценарий урока мужества "Сыны Руси Великой"

данный сценарий разработан педагогом -организатором п/к имени Чеченева Волобуевой Ириной Николаевной,для проведения урока мужества для воспитанников клуба, с участием ветеранов ВОВ и воинов-интернацио...

Разработка урока "Культура Древней Руси"

В ходе урока учащиеся смогут:- познакомиться с жанрами древнерусской культуры;- познакомиться с именами выдающихся деятелей древнерусской культуры;- составлять описание памятников культуры;- работать ...

Интегрированный урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Чаепитие на Руси. Однородный члены предложения.

Разработка презентации к уроку русского языка в 8 классе. Тема: Однородные члены предложения с использованием краеведческого материала.Цели и задачи урока:Ознакомление с историей и традициями русского...

Урок "Культура Киевской Руси" презентация к уроку

Презентация к уроку "Культура Киевской Руси", конспект где-то рядом должен быть...