Урок памяти «СОЛДАТ СПАСЕННЫЙ ПОМНИТ ВАС. Подвиг медиков- жителей с.Ядрино»
учебно-методический материал по истории по теме
Прошло 68 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. За это время родились и выросли несколько поколений россиян. Они не знают о войне почти ничего. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о людях, ковавших победу... Мы не должны забывать о них,а наши знания должны передаваться поколениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pamyati.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Отдел образования и молодежной политики Ядринского района
Чувашской Республики
МБОУ «Селоядринская СОШ»
Методическая разработка
Урок памяти
«СОЛДАТ СПАСЕННЫЙ ПОМНИТ ВАС.
Подвиг медиков- жителей с.Ядрино»
Автор: Игнатьева Л.В.
учитель истории и географии
МБОУ «Селоядринская СОШ»
Ядринского района
Чувашской Республики
с. Ядрино - 2013
УРОК ПАМЯТИ,
посвященный Великой Отечественной Войне
«СОЛДАТ СПАСЕННЫЙ ПОМНИТ ВАС. Подвиг медиков – жителей с.Ядрино.»
Пояснительная записка:
В ходе урока предполагается ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами.
Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению. А кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор.
Используемые формы и методы реализации: основная форма проведения это рассказ о наших земляках, участниках войны. Но в процессе мероприятия имеет место и историческая справка, которую подготавливает учитель, выступления учащихся, беседа.
1.Цель:
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, осознание чувства сопричастности к истории своего Отечества.
2. Задачи:
- показать нравственный облик русского солдата, героизм и самоотверженность фронтовых врачей и медсестер;
- способствовать формированию потребности знать и помнить исторические события, связанные с Великой Отечественной войной;
- помочь понять, что человек - величайшая ценность данного мира.
3. Время проведения: 40 минут.
4. Участники: учащиеся 6-7-х классов МБОУ “Селоядринская СОШ”.
5. Ожидаемые результаты:
- формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;
- участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления;
- положительная мотивация учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны.
6. Формы и методы реализации:
- совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке урока памяти: работа с литературой и материалами музея, разработка сценария, репетиции;
- самостоятельная работа учащихся по подготовке выступлений;
- проведение урока.
7. Необходимое материально-техническое обеспечение:
- Ноутбук
- Проектор
- Подготовленная презентация
ХОД УРОКА:
Вы, смерть видавшие,
Жизнь полюбившие вдвойне.
Вы поседевшие и уцелевшие
В боях жестоких на войне.
Е.Н. Громова
Звучит мелодия песни "Священная война" (Слова В.И.Лебедева-Кумача, музыка А.В.Александрова) На фоне этой мелодии:
Учитель: Прошло 68 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. За это время родились и выросли несколько поколений россиян. Они не знают о войне почти ничего. Дома в большинстве случаев об этом стараются не говорить. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины, о людях, ковавших победу... Для молодого поколения нашей страны, которая понесла многомиллионные жертвы в борьбе за свою независимость, война уже почти забыта. Поэтому всегда актуальными должны быть слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».
Сегодня мы вспоминаем события давних лет. Но очень уж глубоки раны, нанесенные войной - и детям солдат, и их внукам и правнукам. Всем нам. И потому не забудется это. Помниться будет вечно. Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1418дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой "не ради славы, ради жизни на земле". Но даже в дни тяжелых испытаний - наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.
До сих пор мы все еще не знаем, сколько человек наша страна потеряла в Великой Отечественной войне, если суммировать и военные потери, и потери среди гражданского населения. Последние годы некоторые историки говорят о 43 млн погибших. Официальная цифра 26-27 млн. Окончательного числа мы не знаем: многие утверждают, что этого мы не узнаем уже никогда. Хотя точную цифру потерь, особенно среди мирного населения, установить, действительно, невозможно, все-таки стремиться ее узнать необходимо. Необходимо и для истории, и для осознания подлинной цены нашей Победы.
Ученик 1: Трудно переоценить тот вклад, который внесли медицинские работники в достижение Победы. В любых условиях они делали все возможное, а часто и невозможное, чтобы спасти, сохранить жизнь, возвратить в строй раненых. Не случайно героическая работа медиков приравнивалась к боевому подвигу. Ни одна армия в мире не знала такого числа раненых, возвращенных в строй.
Ученик 2: В годы войны наши медики вернули в строй 72% раненных и 90% больных воинов. Если эти проценты представить в абсолютных цифрах, то число раненых и больных, возвращенных в строй медицинской службой за все годы войны, составит около 17 млн человек. Если сопоставить эту цифру с численностью наших войск в годы войны (около 6 млн 700 тыс. человек в январе 1945 г.), то становится очевидным, что победа была одержана в значительной степени солдатами и офицерами, возвращенными в строй медицинской службой.
Ученик 1: В Великой Отечественной войне самоотверженно спасали, возвращали солдат в строй свыше 200 тысяч врачей, полмиллиона фельдшеров, санитарок, санинструкторов. У каждого из них была своя война, смертельная опасность и тяжкий труд вместе.
Учитель: С началом войны врачи и медсестры стали солдатами. Многому им пришлось учиться. И они научились рыть окопы и разворачивать медицинские пункты, выносить раненых с поля боя и сутками стоять у операционных и перевязочных столов, работая при свете коптилок. И, вырвав у смерти человеческую жизнь, они возвращали в строй солдат. А сколько раз, отложив медицинские инструменты, они защищали раненых с оружием в руках.
Сегодня наш урок посвящён двум уроженцам с.Ядрино, медицинским работникам, участникам Великой Отечественной войны.
Ученик 2: (Никитина Антонина Исаевна )(на фоне 3 слайда)
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть "НЕ смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит.
Ученик 1: Никитина Антонина Исаевна. Родилась в 1924 году в д. Ягаткино Моргаушского района Чувашской АССР в семье крестьян.
Мать- Павлова Татьяна Ивановна, отец- Павлов Исай Павлович.
1931-1938 гг - учеба в Ягаткинской семилетней школе
1939-1942 гг – Чебоксарское медицинское училище, фельдшерско-акушерское отделение.
В связи с началом войны и потребностью в медицинских работниках перевели на ускоренное прохождение программы и в феврале 1942 года выпустили из училища с присвоением звания акушерки.
С 1 апреля 1942 г- медсестра Б. Чурашевской участковой больницы, затем зав. фельдшерским пунктом д. Чумайкассы Советского района Чув. АССР где проработала до мобилизации.
27.11.1942 г. была мобилизована в Сов. Армию.
С 11.1941 по 12.1943- 223 управление полевого эвакогоспиталя, медсестра
С 12.1943 по 9.05.1945- 2229 хирургический полевой подвижной госпиталь
09.05.1945 по 09.1945- 163 эвакопункт, медсестра.
В сентябре 1945 г демобилизована из СА.
С января 1946 по август 1947- акушерка Советской районной больницы.
С 08.1946 по 08.1948 –зав. Александровского фельдшерского пункт.
С 08.1948 по 08.1949- медсестра инфекционного отделения Советской райбольницы.
С 08. 1949 медсестра, а затем акушерка Селоядринской участковой больницы.
Ученик 2. Эпизоды из боевой жизни: служила во 2-й гвардейской Армии. Волховский фронт; 2-ой Прибалтийский фронт.
- Однажды в 1943 году наш полевой подвижный госпиталь развернулся в лесу, в землянках и палатках. Фашисты обнаружили наш госпиталь. Фашистские самолеты начали бомбить. Медицинский и обслуживающий персонал госпиталя приняли меры по спасению жизни ранбольных, при этом осколочные ранения получили зам. начальника госпиталя по политической части и повар госпиталя. Это был первый случай попадания под бомбежку. Во время войны фашисты не щадили никого, бомбили и госпитали и санитарные машины.
- В Ленинградской области меня назначили старшей по перевозке ранбольных из медико-санитарного батальона в наш полевой подвижный хирургический госпиталь № 2229 на понтонах по реке Пчевта.Понтоны буксировались катерами. На этих понтонах на каждом рейсе перевозили по 30-50 человек, в числе которых были лежачие и сидячие. В пути приходилось оказывать медицинскую помощь: перевязывали повязки, следили за жгутами, делали инъекции как обезболивающие, так и сердечные. Во время перевозки часто попадали под бомбежки.
- По реке Оскуй из медсанбата перевозили раненых больных. Меня назначили старшей по приему и перевозке ранбольных. На реке был деревянный мост, служивший для связи фронта с тылом. Фашисты хотели разрушить мост, они рьяно подвергали бомбёжке этот мост. Село Оскуй сильно пострадало от бомбёжки, на месте домов были одни пепелища. Под ударами с воздуха приходилось эвакуировать раненных, кому нужна была экстренная медицинская помощь оказываемая в хирургических эвакогоспиталях.
- Калининская область. Эвакогоспиталь был рассчитан на прием двухсот ранбольных. Началось наступление наших войск. Бои были жаркие, ожесточенные. Нашему хирургическому полевому эвакогоспиталю пришлось принимать тысячу пятьсот и более человек. Не выходя из палаты, без сна и отдыха в течении недели ухаживала за больными. Работы было очень много: и лекарства раздавать, и уколы делать, кормить, ухаживать, подготавливать к эвакуации в тыл. Кругом стоны, просьбы о скорой помощи. Ко всем надо было дойти, приободрить теплыми словами, успокоить, вселять уверенность в жизнь. После недельного дежурства дали возможность отдохнуть часа четыре, а потом опять пошла на дежурство.
За добросовестное отношение к службе по медицинскому обслуживанию ранбольных получили благодарности, поступали множество благодарственных писем от ранбольныхиз тыловых госпитале.
День Победы встретила в Восточной Пруссии в городе Прану, на побережье Балтийского моря.
Ученик 1: О фронтовых сестрах написано много. Память живет тогда, когда она становится памятью сердца. И пусть трепещут ваши сердца не от страха,а от гордости за свою страну, за её героев, павших и живущих рядом с нами, сумевших не покориться врагу, выстоять в страшной той войне и создать славу солдата — героя.
Учитель: Благодаря главным образом стараниям медиков в годы войны ни фронт, ни тыл не знали эпидемий инфекционных заболеваний. Впервые в мире в нашей стране "не сработал" обязательный, казалось бы, закон о связи войн и эпидемий. Эпидемический "пожар" удалось предотвратить, и это спасло сотни тысяч, миллионы человеческих жизней.
Ученик2 : Среди них был и наш земляк, выпускник нашей, Селоядринской школы, Яландин Иван Михайлович. Родился он в 1909 г. в с. Ядрино. После окончания школы учился на лечебном факультете Казанского государственного медицинского института им. С.В. Курашова. Закончил его досрочно в 1941 году (в августе), получив специальность – инфекционист. Призван Молотовским РВК г. Казань, 1941 г. Капитан медицинской службы, начальник санитарной службы 155 Краснознаменного укрепленного района. Участие в боях за свободу и независимость нашей Родины: с 22.06.1941г по 09.05.1945 г.
С 1941 г - Калининский фронт (окт. 1941- окт.1943)
1941-1942 - Прибалтийский фронт.
7.07.1943 - по 1.07.1944- Третий Прибалтийский фронт (21 апр.-16 окт. 1944)
Контузия в 1942 г.
После демобилизации работал врачом-инфекционистом в г. Тобольск Тюменской обл.
Заслуженный врач. После выхода на пенсию жил в г. Свердловск (ныне Екатеринбург). Двое детей- сын Михаил Иванович известный физик-ядерщик; дочь-Антонина Ивановна Серебрякова, химик.
Ученик 1. Эпизод из жизни:
После освобождения Белоруссии в августе 1944г, наши войска стремительно вели наступление на территории Латвии, освобождая занятые фашистами города.
Враг упорно сопротивлялся, держался за каждый хутор, но наши войска успешно продвигались вперед на запад. До города Риги оставалось менее 200 километров.
Солдаты нашей дивизии вечером заняли новый огневой рубеж, а в 4 часа утра противник обрушил на наши позиции артиллерийский обстрел – пошел в наступление.
Я получил приказ командующего выехать в район боя, который вел отдельный пулеметно-артиллерийский батальон, для оказания помощи раненым и организации эвакуации их в госпитали. Прямой путь 15 километров, но на пути болота. Пришлось ехать в объезд болот – 60 километров. Не доехав 2-х километров до места боя, артиллерийская канонада прекратилась, наступила странная тишина.
Наш разведчик предупредил нас, что впереди за взорванным мостом есть лес, где можно укрыть машину, но нужно ехать дорогой вправо, иначе можно попасть к немцам.
Шофер мой не учел обстановки, проехал от указанного поворота еще на 200-300 метров и мы оказались на открытом месте, на опушке леса. Я дал указание машину поставить за кустом. В это время противник возобновил артиллерийский обстрел. Наша машина оказалась на передней линии нашей обороны.
Под ураганным обстрелом врага наши солдаты стали отступать. Командир роты убит, командир взвода тяжело ранен. Санитарная машина с минуты на минуту могла оказаться у врага.
Я принимаю решение остановить отступление наших солдат – принял на себя командование ротой и повел бойцов вперед. Рота заняла прежнюю огневую позицию. Наша артиллерия с левого фронта ударила по танкам противника. Два танка были подбиты, остальные повернули вспять. Мною было доложено в штаб о необходимости назначения командира роты.
А я занялся выполнением своих прямых обязанностей и приказа командующего – оказанием помощи раненым и эвакуацией их в госпиталь.»
За этот подвиг Яландин Иван Михайлович был награжден орденом Красной Звезды. Кроме этого он награжден 7-ю медалями и грамотой президиума Верховного Совета РСФСР.
Итог урока:
Учитель:
Фронтовики - не сентиментальный народ. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах:,
никто не остаётся равнодушным, даже слёзы наворачиваются на глаза.
Эту песню фронтовики считают своей фронтовой. А фронтовики нашего села 9 мая пели песню «Нас все меньше и меньше».
Закончим наш урок этой песней и словами:
Погибшие живут среди живых,
Ушедшие ушли, чтобы вернуться.
Во всех сердцах, во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются.
Забыть их – значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей.
И не чугун, не бронза, не гранит,
которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит.
Вот почему посмертно они живы!
Литература:
1. Великая Отечественная война 1941 – 1945: Словарь-справочник М. М. Кирьянова. – М., 1985.
2. Дорога Победы: Стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне / Сост. Н. Старшинов, С. Музыченко. – М.: Советская Россия, 1980.
3. Летопись Великой Отечественной. 1941 – 1945: М.: Молодая Гвардия, 1985.
4. Солдат спасенный помнит вас: Издательство Казанского университета, 1990.
6. Энциклопедия для детей. История России. Т. 5, Ч. 2, 3. – М.: Аванта, 1997.
7. Энциклопедия для детей. Т. 5: История России ХХ век // Сост. С. Исмаилова. – М.: Аванта Плюс, 1996.
8. Материалы школьного музея МБОУ «Селоядринская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока Памяти "И помнит мир спасенный" для учащихся 7 класса.
Сценарий урока Памяти "И помнит мир спасенный" для учащихся 7 класса ко дню освобождения города Белая Калитва от немецко-фашистских захватчиков....
Спектакль "Солдатами спасенная весна"
Спектакль "Солдатами спасенная весна"...
Презентация к уроку памяти "Люби и помни славное прошлое нашего города - Абакана!" Гильдебрандт В.А.
Урок-Памяти разработан в форме игры "Поле Чудес"составил учитель английского и немецкого языка Гильдебрандт Виктория АлександровнаМБОУ СОШ № 5г. Абакан РХ...
Урок памяти с презентацией ко Дню Победы в Великой Отечественной войне для школьников 6 класса "И помнит мир спасенный..."
Данный урок разработан на основе материала взятого из школьного музея "Истоки". В нем рассказывается о героях Советского Союза, которые сражались за мир и свободу Луганского края....
Урок Памяти ко Дню неизвестного солдата «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
Урок Памяти ко Дню неизвестного солдата«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»...
Конспект урока памяти для учащихся 7-9 классов «Мы не забыли», посвященный Дню памяти неизвестного солдата.
Конспект мероприятия посвященного Дню памяти неизвестного солдата....
Урок памяти «Мы память пронесем через года», посвященный памяти погибших жителей и защитников блокадного Ленинграда.
Методическая разработка, появященная памяти погибших жителей и защитников блокадного Ленинграда"ССЫЛКА НА ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ https://disk.yandex.ru/d/14RM8ZhgTDbHZw...