Реформы и личность Петра I.
учебно-методический материал по истории (10 класс) по теме

Первый император России, Петр подается литераторами, исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином.  «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reformy_i_lichnost_petra_1.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории  в 10 классе

 Тема урока: Реформы и личность Петра I.

Тип урока: комбинированный

Продолжительность: 45 мин.
Цель урока:   рассказать о внутренних преобразованиях Петра I. Охарактеризовать экономическое и социальное положение России в годы его правления.

Задачи урока:

1. Образовательные задачи: 

  1. поверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I;
  2. показать, что именно к 18 веку сложились объективные предпосылки для проведения преобразований;
  3. акцентировать внимание на противоречивую личность Петра и её значение в своей эпохе;
  4. подвести учащихся к итогу о том, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и возвышению международного статуса России.

2. Развивающие задачи: 

  1. развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения мыслить историческими категориями;
  2. развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;
  3. умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.
  4. развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свое выступление, правильно формулировать выводы.

3. Воспитательные задачи: 

  1. развитие интереса к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности;
  2. через показ и анализ жизни русского народа воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру;
  3. заинтересованность в дальнейшем углубленном изучении материала.


Основные понятия: коллегия, генерал-прокурор, абсолютизм, протекционизм,»Табель о рангах», Генеральный регламент.

Важнейшие даты:  1708-1710 гг. – введение губерний, 1720-е гг. – введение Главного магистрата и отдельных городовых министров, 1722 г. – введение должности генерал-прокурора, 1720 г. – Генеральный регламент, 1721 г. – учреждение Синода, 1724 г. – введение протекционистского таможенного тарифа.
Оборудование:  учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, карта «Россия в первой половине XVIII века», выставка художественной и научной литературы об эпохе Петра I, иллюстрации «Сражение у Гангута», «Полтава».

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания. (8 мин)
  3. Постановка проблемного задания (3 мин.)
  4. Информационно-поисковый этап (25 мин.)
  5. Решение проблемного задания. Подведение итогов (5 мин.)
  6. Рефлексивный момент (2 мин.)
  7. Задание на дом (1 мин.)



I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.  

III. Постановка проблемного задания. Определение целей урока.
Вводное слово учителя.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Реформы и личность Петра I».
       Много книг написано о преобразованиях, которые проводились в России в первой четверти 18 века. Они связаны с именем царя Петра 1.  

Первый император России, Петр подается литераторами, исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином

 В 18 веке великий русский учёный-патриот М.В.Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А.С.Пушкин характеризовал императора иначе: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

В статье «Грядущий храм» Д. Мережковский в 1905 г. выдвинул вопрос:
«Что такое Петр? Чудо или чудовище?»

            Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.
           А. И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: «Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом».

В наши дни мы слышим продолжение этих споров. Последнее время всё чаще раздаются утверждения, будто реформы царя оказались ненужными и даже вредными, а успехи России достигнуты неоправданно высокой ценой. Невольно возникает вопрос:

-Каким же был этот российский монарх? «Тираном» или Великим реформатором?

-В чём обвиняли его недруги и за что хвалили и чем восторгались сторонники? Ваша задача – решить для себя этот вопрос в течение урока.

           
Итак, проблема: Как же нужно оценивать деятельность Петра I?


IV. Информационно-поисковый этап


1) Для решения этой проблемы разделимся на 2 группы:
l-я – приводит факты и примеры положительной оценки реформ.
2-я – оппоненты, то есть находят недостатки реформ.

Вопросы для дискуссии:

а) экономические реформы,
б) социальная политика,
в) внешняя политика (отрывок из «Полтавы»),
г) «культурная революция»


Учащиеся обсуждают, доказывают свою точку зрения. В заключение первого этапа дискуссии каждый подводит итоги на листах в виде сравнительной таблицы: + и - .

2) Задания по группам (по 4 человека) – анализ документов:


№ 1.
«…Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1.1. Всем недвижимых вещей, т.е. родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать...

1.2. А с сего указа кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье... и за то имать пошлины с рубля по гривне для того, чтоб никто ничего из недвижимого вымыслом (обманом) для укрепления не продавати...»

1. О каком документе идет речь?
2. Когда он был принят?
3. В чем его значение?

№ 2
«…Наше же Российское государство... преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; паче же не так употреблены были, как принадлежат …

Между тем мы за благо усмотрели... сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.

1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы...

2. Кто новые металлы и минералы обрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать…»

1. Чему посвящен этот документ?
2. В чем его значение?
3. Соответствует ли он политике протекционизма?

№ 3
«...Ныне по нашим указам... к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы... Того ради позволяется... для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того тех деревень особо без заводов отнюдь не продавать и не закладывать»

1. О какой категории работников идет речь в документе?
2. Зачем понадобился этот указ?

№ 4
«Понеже его царское величество... всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих поданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур... ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, ... и надлежащие Государственные... учредить».

1. О создании чего идет речь в документах?
2. Как этот документ называется?
3. В чем его значение?

№ 5
«Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».

1. Когда были сказаны эти слова Петром?
2. В чем значение этого события?

№ 6
«В 27 день по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и тогож утра приближася к неприятелю... Когда господин адмирал... учредя флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою щвецкою эксвадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда ... господин адмирал дал сигнал авангарду атаковать, которая атака началась в третьем часу и продолжалась до пятого часа... Воистину нельзя описать мужества наших, ... а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито и ранено, тому при сем реестр».

1. О чем идет речь в документе?
2. В чем значение этого события?


V. Решение проблемного задания. Подведение итогов

Итак, подведем итоги. Почему Петра I называют  Великим?

Примерные ответы учащихся: Потому что его заслуги перед Отечеством очень велики (уч-ся кратко перечисляют реформы).

Все это позволяет говорить о том, что международный статус России как державы вырос.

Россия стала империей.

- Какой ценой были проведены преобразования в России?

Примерные ответы учащихся: Народ России заплатил за реформы дорогой ценой, войны, строительство городов, дорог, водоканалов унесло тысячи жизней. Жизнь не стала легче, крепостное право даже ужесточилось.

 Так, справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав.

Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.

Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством, русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой.

VI. Рефлексивный момент. 
Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.


VII Задание на дом

Выставление оценок.

 Подготовить сообщения о главных действующих лицах периода дворцовых переворотов (опережающее задание). Повторить §§ 41-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Личность Петра I в оценке современников и историков"

На уроке осуществляется комплексный подход на основе реализации инновационных образовательных технологий с использованием сетевого безпроводного компьютерного кабинета....

План-конспект, презентация и самоанализ урока истории в 10 классе на тему: «Личность Петра I»

План-конспект урока истории в 10 классеразработал Сысоев Дмитрий ВладимировичУчитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»Тема: «Личность Петра I»с презентацией к немуи самоанализом (с приложениями и...

урок по литературе "Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка. Истоки формирования личности Петра Гриднева"" 8 класс

Тема урока: «Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Петра Гринёва.      (8 класс)  Учитель русского языка и литературы Жуков Алексей Иванович ...

«Личность Петра I»

План-конспект урока истории в 10 классе Тема: «Личность Петра I»...

Личность Петра Великого. Место и роль петровских реформ в истории России. 10 класс.

Методическая разработка урока с приминением технолгии РКМ с приложениями....

Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)

Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)...