Он из поколения 90-х
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

События в России  90-х гг  ХХ в получили  отклик и в жизни моих земляков. Молодой человек отдал  свою жизнь, реализую свою мечту. Но каким он был, что  важным было для него  - обобщение в виде урока памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chukarina_l.n._on_iz_pokoleniya_90-h.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Он из поколения 90-х гг

Внеклассное мероприятие

Цели: на конкретном жизненном примере показать стремление человека реализовать свою мечту с пользой для общества;

развивать интерес к  судьбе людей, живших и живущим рядом;

воспитывать целеустремленность, настойчивость

Оборудование:  презентация, атрибуты героев

Форма проведения:  урок памяти

Ход мероприятия.

 Учитель: О чем мечтают современные мальчики,  подростки? Сразу и не ответишь. А о чем мечтали мальчики в прошлом веке в 90-е годы? Возможно, одним  заветным желанием было желание стать военным. Защищать Отечество в мирное время нужное  и не страшное казалось бы дело. И никто  из них и предположить не мог, что в школах и поселениях будут проходить мероприятия, посвященные памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга в мирное время на Северном Кавказе.

К сожалению,  среди выпускников нашей школы есть молодые люди, сложившие  свои головы в горячих точках страны в 90-е годы прошлого века.  Среди них -  Владимир Константинович Булгари.

Каким был  это молодой человек? Мы познакомимся с ним  по воспоминаниям близких, учителей, друзей, сослуживцев.

Ученик:…Был летний вечер 4 июля 2010 года. Молодые люди спешили на день рождения .   Они все  -   одноклассники, 1992 года выпуска БСШ.  Их однокласснику  исполнилось 35лет , точнее исполнилось бы. Пришли они к  Владимиру Булгари  … к его  могиле.

 Ученица: Никто  из них  не помнит, откуда появилась традиция приходить  4 июля в день рождения Владимира к нему в гости - возложить  цветы на могилу, поделиться   новостями, вспомнить школьную, беззаботную жизнь. Один из них, скромно положив букет роз,   произнес: « Владимир был одинаков в общении со всеми! Это его отличало! Вот мы не сговариваясь, и  спешим к нему».

Там  их ждала   Катюша, дочь Владимира. Она не помнит своего папу, но ее знают одноклассники папы. А Катя,  бывая в Базках, часто наведывается к папе на могилу. Рядом с ним захоронены земляки, погибшие при выполнении воинского долга практически в это же  время на Кавказе:  майор Мельников Олег, рядовой Черябкин Иван. Они остались молодыми навсегда в 90-х гг ХХ века.

                Ученица: А начиналось  все как у всех:  Владимир родился  4 июля 1975 года в ст.Базковской . Мама – Любовь Фирсовна и папа -  Константин Иванович. Володя – второй сын в семье. Но разница между братьями столь мала, что для окружающих  Миша и Володя были братьями-двойняшками.

Детство любого мальчика того времени связано с активными подвижными играми. А уж игра в войнушки – неотъемлемая часть любой встречи детворы. Тут и командир, и солдаты, и… медсестры и действия – шумные, громкие. И у него уже  была  заветная детская мечта многих мальчиков.                                                                  

                Ученица: В школе он был непоседливым,  шустрым  мальчиком,  с настойчивым  характером. Владимир интересовался всем и был активным участником любых мероприятий. Интерес к самобытности населения - и Владимир тут. Подпоясанная  кушаком рубаха, начищенные до блеска сапоги, отутюженные штаны – и вот он, русский Иван, помнящий свое родство. И улыбка .  Всегда рядом с ним  были друзья – мальчики и девочки. Ко всем мальчик относился по-доброму.        Это был живой, подвижный мальчик, не лишенный школьного задора и мальчишеской задиристости. И в дневнике однажды классным руководителем была сделана запись: «Дрался ногами». Конечно, не должен совершать таких поступков ребенок, подросток, но  затем  взрослая жизнь вносит свои коррективы…

 Ученица: Детская память. Сколько  в ней сохранилось  событий –  уроки, сочинения, праздники, соревнования, субботники…

                  Ученица в галстуке: «Сегодня наш сбор посвящен теме «Мы голосуем за мир». В  деле укрепления мира важно участие людей любого возраста, любой национальности. У нас в гостях выпускник школы … , отслуживший в десантных войсках.  Слово ему...»

Ученица: Голубой  берет,  полосатая тельняшка… Его рассказ о молодых людях, стоящих на страже мирного труда – воинах-десантниках, ярким пятном остался в душе не одного пятиклассника. Именно, тогда, выпускник отметил необходимость занятий спортом, воспитания дисциплинированности и овладение знаниями.

        Ученик: А традиционный конкурс для мальчиков - прямо-таки проверка  военной подготовки. Звено Владимира заняло 2 место. Мальчики соревновались и в спортивных видах, и в умении обслужить себя, пришив пуговицу, и в умении декламировать стихотворения, и в быстроте реакции, и в знании народных пословиц о труде. А ведь Владимир уже тогда знакомился с особенностями службы в армии.

                Ученица: Константин Иванович и Любовь Фирсовна бережно хранят альбом сына для рисования  за 6 класс.  У Владимира – здесь боевые сражения  самые разные.  Часть рисунков датирована  февралем 1988 года - это  канун праздника Защитников Отечества.

Это и  участники далекой Великой Отечественной войны, но противник

обязательно повержен. И  есть  серия рисунков, посвященных бойцам  в краповых беретах -  это особая тема. Главное, что герои у Владимира показывают ловкость, смелость, отвагу,  бесстрашие. Но при всей опасности их службы из  другого рисунка видно,  что  для воинов присущи нежность, внимательность, чуткость по отношению к прекрасной половине – девушкам -  это рисунок посвящен уже 8-му марта.         

                 Ученица:  Дети вместе с классным руководителем сочиняли сценарии мероприятий,  были актерами. Особо всем запомнился  урок «Посвящение в рыцари». В подготовке были задействованы и родители.  И самым обаятельным рыцарем был, конечно, Владимир.  Известно, что сначала доспехи были опробованы дома, а потом уже в школе.

Воссоздание атмосферы Средневековья. Рыцарские доспехи.

Рыцарь: «По кодексу чести я могу обнажать меч только за справедливое дело: ради защиты слабых, восстановление справедливости, борьбы с неверными.  Показ  своей  ловкости  -  это завершение церемонии посвящения в рыцари.   Рыцарями не рождаются. Ими становились. Это требовало  в мое далекое время храбрости, большой физической силы и многолетней постоянной тренировки.»

  А Владимир  и был  современным рыцарем – мечтателем.

Роль Ученика:  «Сейчас подкорректирую свой режим дня:  Подъем – в 6.30. Нет , поздно - в 6.00. Утренняя пробежка в 6.10….,  помощь дома в 16.00. 17.00 - подготовка домашнего задания.18.00 - секция. 19.00 – чтение журнала «Спорт»…. На утро – пшенная каша с чаем и хлебом.  Так какие же каши еще есть  - тут мой самый важный помощник нужен  - мама….»

 Ученица:  Увлечение    спортом стало  для него важной частью жизни. Подросток сознательно готовил себя к армии.          Повзрослев, дети в семье Булгари  оказались выше ростом, крепче своего папы удивительно сильного духом человека.  Константин Иванович во всех спортивных начинаниях был рядом с младшим сыном: бегал по стадиону, ходил в тренажерный зал, ездил на соревнования морально поддерживать его. Спустя время, Константин Иванович обмолвится: «А может, не стоило вовлекать сына в спорт…?» И сам себе в ответ: «Надо!»

 Ученик: Класс Владимира,  по итогам года получал поощрения как лучший класс школы, в частности поездки по  городам: Ленинград, Ростов- на –Дону, Краснодон.  В этом городе  в 1988г уже  учащиеся  7 класса побывали  на месте гибели  молодогвардейцев, отдавших свою  жизнь за  Отчизну.  По словам, классного руководителя, притихшие дети слушали экскурсовода:  

Экскурсовод «…Враг жестоко расправился с молодыми людьми, сбросив  их в шурф, но дело защиты Отечества  продолжили другие. Молодые люди погибли, но Родину свою не предали, а теперь  мы в мире и в согласии живем».

 Ученик: То был конец 80-х гг ХХ века. Война была, но где-то в прошлом или далеко…

Роль Ученика: «ОМОН. Что же это слово значит? А напишу-ка я в газету «Комсомольскую правду» с просьбой рассказать о значении непонятного слова.  (Газета) А вот и ответ ответ: «ОМОН – отряд милиции особого назначения.»Вот  она мечта – служба в специальных войсках».

Ученик:  Еще в десятом классе Владимиру был присвоен 3 спортивный разряд по   гиревому виду, а через год – 2 разряд. . С легкостью молодой человек подбрасывал вверх гирю, удивляя всех своей недюжей  силой. Не  раз  выпускник школы защищал честь станицы в районных соревнования по этому виду спорта, привозя, домой грамоты, призы, вымпелы, ценные подарки. Да и в областных соревнованиях Владимир представлял Шолоховский район. После срочной службы он подтвердил 2 разряд.

Ученица: И мечта осуществилась: в   1995 году после  выполнения священного воинского долга перед Отечеством Владимир  заключил  контракт  для службы в отряде особого назначения  МВД в городе  Армавире Краснодарского края

Служба по контракту требовала еще большей ответственности и физических  усилий, но что значит трудность, если сбылась мечта молодого человека – он стал бойцом спецназа. А домой полетели письма.

 Роль солдата: « Мне нравиться служить!  В январе был полевой выход в учебный центр. Было интересно заниматься тактикой, стрелять, выполнять упражнения, о которых я не слышал. Утром зарядка, кросс 6 км, затем тренировки по захвату вооруженных преступников в здании. Мы с Володей Цыпышевым врывались в окно по ступенькам, которые образовывали другие бойцы…». Вместе с Владимиром  служил его  базковский сосед, Владимир-тезка. Их детство, и юность, и боевые будни прошли рядом. «…Скоро соревнования по боевому самбо, рукопашному бою, буду готовиться».

Ученик:  Армавир стал его домом.     Военную службу   вместе с ним делила  теперь  и его семья.   Сколько радости было у Владимира в связи с рождением дочери. Каждое письмо родителям несло жизнь, радость: «Катюшка лопочет…»

 Письма  домой полны тепла, внимания, заботы. Человек видел смерть, владел жестокими (в условиях военного времени) способами защиты и нападения,   но сумел сохранить доброту сердца: « Мамуля, бабуля…»

        Смотришь на фотографию уже присланную со службы в спецназе: высокий, плечистый, крепкий, улыбающийся – и никогда не подумаешь, что такому русскому  богатырю может кто-то или что-то угрожать.

Роль  Солдата: (письмо) Мечтаю поступить в Краснодарскую академию физкультуры, на факультет рукопашного боя, но самое главное: сдать экзамены на краповый берет…»

Ученик : 10 сентября  1999года в составе группы армавирского спецназа  в Дагестане  Владимир выполнит свой воинский долг и сдаст экзамен на краповый берет.

Просто солдат: «Наше подразделение вело  бой в горном районе за одну из высот. Чеченские боевики засели  на ней крепко. Бой был жестоким и страшным. На глазах гибли товарищи под кинжальным огнем «духов». Боевики, подтянув силы, окружили  спецназ. Кто-то дал приказ своим вертолетам стрелять по спецназцу. А ценой этого были человеческие жизни -  молодые,  верящие в справедливость и в жизнь – большую и светлую.

Владимир находился  где-то  метров 200 от остальных, долго отстреливался  из автомата. Рядом с ним был раненый товарищ, которого он пытался спасти. Очередной взрыв и… все тихло. Несколько суток  я контуженный, пробирался к своим, чуть не попал в плен. Еле ушел. через несколько дней  я узнал Володю… по кроссовкам. Затылок был разбит прикладами…

Командир части(письмо): «С глубоким прискорбием сообщаю вам, что ваш сын сержант Булгари Владимир Константинович погиб при выполнении служебно-боевых задач по разоружению незаконных бандитских формирований на территории Дагестана… За мужество и героизм сержант Булгари Владимир Константинович представлен к правительственной награде.»

Ученик: Совет краповых беретов вынес решение: «Сержанта Булгари В.К. наградить беретом посмертно». Мечта сбылась, но какой ценой! Ценой человеческой жизни, тем, что дается человеку один раз. Ценой не сбывшихся надежд, желаний.

Ученица: Более десяти лет прошло с тех трагических событий. Для семьи Булгари самыми ценными и дорогими реликвиями являются Знамя спецназа и краповый берет, внутри которого написано: «Сержант Булгари В.К. награжден беретом посмертно». Продолжение Володи, его дочурка ходит уже  в  10  класс. Это радость и надежда дедушки и бабушки.

А каждого, кто приходит в дом  семьи Булгари встречает и провожает Владимир, точнее  его портрет: устремленные вдаль голубые глаза, улыбка,  он в полной боевой экипировке - в берете и с наградой.  Таким запомнил сына его папа Константин Иванович и написал на холсте.

Ученица : Целеустремленность, самоотдача, желание реализовать свои способности отличали Владимира Константиновича. Такие качества, конечно,  хотелось бы самим  иметь. К сожалению,  молодой человек погиб, но на примере его небольшой  жизни следует учиться самим, учить других и  помнить этого Человека. И знать, что порой мечта, может стоить человеческой жизни.

Минута молчания.

Литература

1.Архивный семейный материал  семьи Булгари.2. Булгари К. Ему нравилась армейская жизнь   / Тихий Дон 1999, 9 декабря.

3.Веселов В.П. Все о нашей милиции.

4.Воспоминания  классного руководителя М.А.Абакумовой.5.Воспоминания одноклассников В.Булгари.

5. Гончаров С Орден и краповый берет посмертно. …/ Молот 1999, октябрь.

6.Драч Г.В., Е.А.Чичина Культура общества и личности., Ростов –на-Дону, 1992.

7.Краеведческий материал школы. Дневник отряда им. Ол.Кошевого 5кл.

8. Кузнецова И. Памяти Владимира Булгари.

9.Кутасова Т.Л.Человек как личность. Ростов –на Дону, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие" Из поколения в поколение это богатство передалось"

литературно- музыкальная композиция,посвященная чтению,книгам и читающим семьям...

Проект От поколения к поколению - "Игры, которые нас объединяют"

Работа представляет собой описание игр,  в которые играли наши предки....

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Героизм защитников Отечества, передаваемый от поколения к поколению – основа существования государства

Сценарий посвящён встрече одноклассников с Героем Советского Союза Кучкиным Геннадием Павловичем. В нём рассказывается о духовной связи офицеров разного поколения - защитников Родины....

Методическая разработка к педагогическому совету «Шпаргалки поколения Z. Как воспитывать детей нового поколения?»

Методическая разработка к педагогическому совету «В одно окно смотрели двое» Стратегия работы с детьми девиантного поведения....

СЦЕНАРИЙ праздничного мероприятия с элементами тренинга «Молодое поколение – старшему поколению»

Психолого-педагогическое игровое мероприятие (на сплочение, преемственность пожилых граждан и подростков) с показом  поздравительной презентации....

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...