Рабочая программа по истории 5 класс
материал по истории по теме

Рабочая программа по учебнику Вигасина А.А. для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_5_klass.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Загарье

Юрьянского района Кировской области

                                                           

                                       Утверждаю

                                                                            Директор МКОУ ООШ с.Загарье

                                                                           ___________________________

                                                                                                           

                                                                             Приказ № ____ от ____________              

Рабочая программа по истории

 

5  класс

на 2012  - 2013 учебный год

                                                                    Составитель программы:

                                                     Костылева Ольга Алексеевна,

                                                                    учитель истории и обществознания,

                                                                    высшая квалификационная категория

                                                         

2012

Пояснительная записка

    Рабочая программа  по курсу «История древнего мира» составлена на основе  Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.) Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы История Древнего мира/ под редакцией А.А. Вигасина. – М: Просвещение, 2008

   Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандара, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.  

    Программа рассчитана на 70 часов, из расчета  2 часа в неделю.   Данная программа предлагает изучение  истории  на  базовом уровне.

Программа ориентирована на учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История древнего мира».

    Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

   Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

- основные даты, этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей всемирной истории;

- представителей и памятники культуры Древнего мира;

- изученные виды исторических источников.

уметь:

 - сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение исторических понятий

- анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение.

- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств, места значительных исторических событий;

-  рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

-  соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 - для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- объяснения исторически сложившихся нормы социального поведения  в процессе  общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

   

Цели курса:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в культуре и в истории;

- охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

- раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества; формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

   В результате усвоения курса учащиеся должны получить базовые знания по истории Древнего мира.

  Учащиеся должны приобрести умения:

  - пересказывать текст учебника, воспроизвести  информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

   - сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

 - умение спорить и отстаивать свои взгляды;

 - умение оперировать историческими датами;

 - умение читать карту;

 - умение анализировать исторические источники.

Содержание рабочей программы

Тематический план

Учебная тема

Количество часов

1

Что изучает история (пропедевтический курс)

10 часов

2

Раздел 2.  Жизнь первобытных людей

 6 часов

3

Раздел  II . Древний Восток

Тема 1. Древний Египет

Тема  2 «Западная Азия в древности

Тема 3. Индия и Китай в древности

18 часов

4

Раздел  Ш. Древняя Греция

Тема 1. Древнейшая Греция

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Тема 3. Возвышение Афин в V в.  до  н.э. и расцвет демократии

Тема 4. Македонские завоевания в IV в.  до н.э.

19  часов

5

Раздел IV. Древний Рим  

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья 

Тема 3. Гражданские войны в Риме

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры

17 часов

Основное содержание

Что изучает история

Ход времени и способы его измерения[1]. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество 

Предки человека. Расселение древнейшего человечества.

Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. 

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры. 

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. 

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство. 

Ресурсное обеспечение

1. Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира: учебник для 5 класс, М., Просвещение, 2010  г.

2. Арасланова О.В.Поурочные разработки по истории древнего мира- М: ВАКО, 2008

3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира – М.:  Просвещение, 2007

3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. Выпуск 1,2- М: 2010 и др.

4.Брандт М.Ю. Тесты по истории Древнего мира – Дрофа, 2008

5. Кочергина Л.Л.Поурочные планы (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И.-   Волгоград: Учитель, 2004.

   6. Хрестоматия по истории древнего мира. Сост. Черкасова Е.И.; 1991.

7. Коровин Ф. П, Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Древнего мира 5 класс.

8. Презентации:    http://lesson-history.narod.ru/

9. Презентации на электронном носителе

10.  http://www.ellada.spb.ru/ - сервер, посвященный истории Древней Греции.

11. http://ancientrome.ru/ - сайт, посвященный истории Древнего Рима.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Содержание материала

Основные понятия

Знания, умения

Тип,

форма урока

Информац.  сопровождение

            Дата

план

факт

  Раздел 1. Что изучает история  (10 часов)

1

Что изучает история

Что изучает история. Источники знаний о прошлом.

Свидетельства Древней истории на территории нашей страны, родного края

- история

-Древний мир

- история России

- этнография

-археология,                            -этнография,                              - нумизматика,                                -геральдика;

Объяснять смысл терминов урока

Почему изучают историю.

Рассказать об истории родного края.

Работать с картой

Урок изучения нового материала.

Эвристическая беседа

презентация

2- 3

Счет лет в истории

Историческое летоисчисление (счет лет,  наша эра, до нашей эры)

 Исторические события. Причинные связи между событиями.

Лента времени, столетие, век, тысячелетие,

до нашей  эры

наша эра

исторический факт

исторические события

Объяснить смысл терминов.

Ход времени и способы его измерения, определять век и вести  подсчет исторического времени

Урок изучения нового материала.

Урок - практикум

презентация

карточки - задачи

4.

Источники знаний о прошлом

Источники знаний о прошлом. Письменные и вещественные исторические источники

- раскопки,                                 -исторические источники,

- историческая память

Уметь: объяснять значение понятий: раскопки, исторические источники, факты, историческая память; определять значение исторических источников

Описывать и объяснять назначение вещественных источников

Урок - беседа

презентация

5

Происхождение имен и фамилий

Родословная – история семьи.

Происхождение имен и фамилий

Родословная, генеалогическое древо, род, поколение, предки, семья, именины, отчество, прозвище, фамилия.

объяснять значение основных понятий: составлять родословную семьи; объяснять возникновение имен, отчеств, фамилий.

Комбинированный урок.

Урок -исследование

презентация

6

Историческая карта.

Историческая карта и ее значение при изучении истории

Историческая карта, стороны света, условные знаки.

ориентироваться по исторической карте,

объяснять карту, используя условные знаки; анализировать значение географических названий; находить сходства и различия исторической и географической карт

Комбинированный урок

Урок - практикум

7

История письменности

Загадочные письмена:

- иероглифы;

 - клинопись;

Рождение алфавита.

Материл для письма.

Палеография.

Иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, берестяные грамоты, палеография.

Определять общее и различное между разными видами письменности.

Объяснить значение терминов.

Комбинированный урок

презентация

8

Гербы, флаги, гимны, государств.

Гербы, флаги, гимны государств.

Российская государственная символика

Герб, флаг, гимн, штандарт

Генеалогия

Геральдика

Давать определение государственным символам.

Знать составляющие элементы государственных символов. 

Комбинированный урок

практикум

Работа с Интернет-ресурсами

9

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории.

Уметь   определять основные периоды всеобщей истории.

Урок применения

ЗУН

10

Российская государственная символика.

Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

определять российскую государственную символику; характеризовать российское государство

Повторительно-обобщающий урок. Урок – презентация. Работа в группах.

презентация

                                                                                 

Раздел 2.  Жизнь первобытных людей (6 часов)

11

(1)

Древнейшие люди. Первобытное общество

Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей.

- орудия труда

- человеческое стадо

- собирательство

- работа с ист. картой и иллюстрациями.

- работа с текстом                       -описывать условия существования древнейших людей; излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

Урок изучения нового материала

Презентация

видеофильм

12 (2)

Родовые общины охотников и собирателей.

Занятия, орудия труда первобытных

людей. Родоплеменные отношения.

- родовая община

- умения самостоятельно составлять рассказ

- умение сравнивать

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы

презентация

13 (3)

Первобытные верования. Зарождение искусства

Первобытные верования. Зарождение искусства.


- искусство

-религия

- духи

- душа

- молитва

- колдовской обряд

высказывать суждение по вопросу о причинах появле ния религии и искус ства; называть харак терные черты рели гиозных верований первобытных охотников и собирателей

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы

Наглядные пособия  из альбома по истории культуры,

14

(4)

Возникновение земледелия и скотоводства.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству.

земледелие      ремесло

-скотоводство  

племя

- старейшина

-производящее хоз-во

-присваивающее хоз-во

-подтверждение вывода примерами;

- пересказ;

-описание факта

Комбинированный урок

Диск (презентация)

15 (5)

Появление неравенства и знати

Соседская община. Развитие ремёсел. Обмен произведёнными продуктами.

-неравенство

-соседская община

-знать

- пересказ;

-сравнение;

-описание орудий труда

Комбинированный урок

Диск

16

(6)

Значение первобытной эпохи в истории человечества

Уметь определять значение первобытной эпохи в истории чело вечества; описывать условия перехода от первобыт ности к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда

Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Урок - игра

Интерактив

ный тест

Раздел  II . Древний Восток (18 часов)

Тема 1. Древний Египет

17

(1)

Древний Египет:  местоположение и природные условия.

Местонахождение. Природные условия. Население.

-цивилизация

-папирус                                 -дельта   -оазис                                   -пороги   -фараон                                 -рельеф  -каналы                                      -дамбы

Уметь показывать на карте местоположение Др. Египта; характеризовать природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат); объяснять причины возникновения древнеегипет ского государства

Урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Диск «История Древнего мира»

18 (2)

Занятия жителей. Земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

Занятия жителей. Земледельцы и ремесленники в Древнем Египте,  их труд, жилища и быт.

-вельможа                                                - налоги

-шадуф                                      - амулет  

 -писцы                                            -крестьяне

-ремесленники

характеризовать существенные признаки и интересы различных общест венных групп;    анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

Комбинированный урок

ГСО

Диск «История Древнего мира»

19 (3)







Возникновение государства. Фараон – повелитель Египта

Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Военные походы фараонов. Жизнь египетского вельможи.

- вельможа

-бронза

-дротик

-колесница

- фараон

характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; показывать на исторической карте направления военных походов;  

Комбинированный урок

Урок - рассказ

презентация

20

(4)

Религия древних египтян.




Мир человека Древнего Египта и зеркале мифов и легенд. Религия древних египтян.

Мифы о богах.

-храм

жрецы

-обряды

мумия

-саркофаг

- религия

Называть характерные признаки и особенности верований древних египтян;  извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних   египтян

- заполнение таблицы,

Комбинированный урок

Урок - рассказ

презентация

21

(5)

Культурное наследие Древнего Египта.

Культурное наследие Древнего Египта. Искусство древних египтян.

-пирамида

сфинкс

-храм

рельеф

 -скульптура

-архитектура

характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры; анализировать исторический источник

Комбинированный урок

Урок - презентация

презентация

22

(6)

Письменность и знания древних египтян.

Чему учили в древнеегипетской школе.

-иероглифы

-папирус

определять значение появления письменности для возникновения научных знаний

Комбинированный урок

презентация

23

(7)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет»

Анализ, обобщение

Урок актуализации знаний и умений. Урок - соревнование

тест

Тема «Западная Азия в древности

24 (1)

Древнее Двуречье

Древнее Двуречье: местоположение, природные условия, занятия жителей.

Сказания о героях и богах

-Междуречье

-клинопись

показывать на исторической карте месторасположение страны,  сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;  высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте

Урок изучения и применения новых знаний

Урок - практикум

Диск «Кирилл и Мефодий»

презентация

25 (2)

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Древний Вавилон. Культурное наследие. Возникновение государства. Законы Хаммурапи.  

-законы

-ростовщик

-аренда

- анализировать фрагмент исторического источника;

-высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

- характеризовать важнейшие достижения и открытия

Комбинированный урок.

ГСО

Диск «Кирилл и Мефодий»

26 (3)

Финикия

Финикия: местоположение и природные условия. Занятия жителей. Культурное наследие.

-алфавит

-колония

показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

Комбинированный урок

Урок - путешествие

Диск «Кирилл и Мефодий»

27 (4)

Палестина: занятия населения, библейские мифы и сказания

Палестина: природные условия, занятия жителей, ремёсла и торговля, возникновение государства. Религиозные верования, библейские мифы и сказания

-Библия

заповеди

-скрижали

миф

-Ветхий завет

-Новый завет

-предание

- объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия;

- высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний

Комбинированный урок

Урок - рассказ

Диск «Кирилл и Мефодий»

28 (5)

Ассирийская держава

Новшества в военном деле. Ассирийские завоевания. Ассирийская держава. Культурное наследие Ассирийской державы.

-держава

-таран

определять причины возникновения и гибели Ассирии;  характеризовать особенности военного искусства ассирийцев; сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы

Комбинированный урок

Урок - рассказ

презентация

29 (6)

Персидская держава

Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий I. Состав войска

Завоевания персов.

-сатрапии

- держава

показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно - административного устройства Персидской державы; сравнивать политический строй Древнего Египта

и Персидского царства

Комбинированный урок.

ТРКМ

презентация

Тема 3. Индия и Китай в древности

30 (1)

Древняя Индия: природные условия, занятия жителей.

Древняя Индия: природные условия, население, занятия

-джунгли      

 -брахман

-шудра          

характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии.

Урок изучения нового материала

презентация

31

(2)

Возникновение древних религий. Касты в Древней Индии.

Возникновение древних религий. Брахма. Будда. Касты в Древней Индии.

-касты

-буддизм

-брахманы

анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

Комбинированный урок.

Групповая работа

32 (3)

Древний Китай: природные условия, население. Зарождение древних религий: Конфуций.

Древний  Китай: природные условия, население. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций.

-Конфуций

-бамбук

-конфуцианство

 Работать с картой,

высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая

Комбинированный урок

Урок - практикум

презентация

33 (4)

Возникновение государства. Империя Цинь. Культурное наследие  Индии и Китая.

Империя Цинь. Император и его подданные.

Научные знания и изобретения.

-гунны

-бойница

-Великая Китайская стена

-  определять значение культурного наследия народов; описывать исторические объекты и культурные памятники; выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока

Комбинированный урок

34

Урок повторения.

Культурное наследие Древнего Востока

Культурное наследие Древнего Востока

- анализ, обобщение

Урок обобщения и систематизации знаний умений.

Урок открытых мыслей.

                                                                                                         Раздел  Ш. Древняя Греция (20 часов)


Тема 1. Древнейшая Греция

35 (1)

Древняя Греция: местоположение и природные условия.

Местоположение и природные условия. Население, его занятия. Древнейшие города Древнегреческая мифология.

-фреска

-Эллада

-работа с картой

-сравнение, анализ

Урок изучения нового материала

презентация

36

(2)

Микены и Троя.

Критское царство. Греческие мифы критского цикла.  Каменное строительство. Троянская война

-работа с документом, анализ

-составление плана

Комбинированный урок

Презентация

Фрагмент фильма

37 (3)

Поэмы  Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». Легенды и мифы о людях и богах.

рассказывать основное содержание поэм, характеризовать героев поэм, сравнивать их действия и поступки; высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности; показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы; объяснять, какие силы  природы отражали боги

работа с текстом учебника, иллюстрациями

Комбинированный урок

Диск «Кирилл и Мефодий»

38 (4)

Религия древних греков. 

Религиозные верования греков.

Легенды о людях и богах. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд.

- религия

Урок изучения нового материала, практикум

презентация

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием  

39 (1)

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Полис – город-государство. Знать и демос. Развитие земледелия, ремесла и торговли.

-полис                              -демос

-ареопаг                             -архонты

-аристократ


- работа с картой

- называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса;

Комбинирован. урок.

Урок - исследование

тест

40 (2)

Зарождение демократии в Афинах.

Свободные и рабы. Борьба демоса со знатью.  Реформы Солона. Перемены в управлении Афинами

-демократия

-реформы

-гражданин

-народное собрание

-выделение главного в тексте

-составление  плана

- раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;  

Комбинированный урок

презентация

41 (3)

Древняя Спарта.

Местоположение и природные условия. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское воспитание

-илоты

-спартанское воспитание

-лаконичная речь

-олигархия

сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства; описывать образ жизни спартанцев и илотов; высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев

Комбинированный урок.

Урок - путешествие

презентация

42 (4)

Греческие  колонии

Греческие колонии.

Причины колонизации. Греки и скифы

-скифы

-колония

-пираты

- работа с картой, учебником

Комбинирован. урок

Рассказ с элементами беседы

презентация

43 (5)

Олимпийские игры в древности

Культурное наследие Др.греции.

Олимпийские игры. Виды состязаний

-атлет

-ипподром

- рассказ

Комбинирован. урок

презентация

44 (6)

Греко-персидские войны.

Нашествие персов на Элладу. Марафонская битва. Защита Фермопил. Саламинское сражение

-стратег

-фаланга

-марафон

-триера

- объяснять значение понятий

- раскрывать причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами; рассказывать о наиболее крупных сражениях

Комбинирован. урок

презентация

Тема 3. Возвышение Афин в V в.  до  н.э. и расцвет демократии

45 (1)

В гаванях афинского порта Пирей

Последствия победы над персами для Афин.

Афинский морской союз. Гавани Пирея. Состав населения. Использование труда рабов

-Пирей                                  -верфи

-Совет пятисот

-гражданин                             -метеки

-пошлина

раскрывать роль Афин в истории Древней Греции , описывать условия существования и образ жизни жителей Афин:

Комбинированный урок

Урок - путешествие

Диск «Кирилл и Мефодий»

46 (2)

Город Афины в V веке до н.э.

Город Афины: Керамик, Агора, акрополь. Храмы. Скульптуры

-Керамик

агора

-Акрополь

-Парфенон

-портик

работа с иллюстрациями, описание памятников

Комбинированный урок.

Урок - экскурсия

презентация

47 (3)

В афинских школах и гимнасиях

Культура Древней Греции: образование афинян

-стиль

-палестра

-гимнасии

-педагог

-объяснять значение понятий

- называть характерные черты образования в Древних Афинах; сравнивать особенности  воспитания

Комбинированный урок.

Рассказ с элементами беседы

Диск «Кирилл и Мефодий»

48 (4)

В театре Диониса

Культура Древней Греции: в театре Диониса, трагедии и комедии

-театр

орхестра

-комедия

скене      

-трагедия

Анализ, работа с текстом

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы

презентация

49 (5)

Афинская демократия при Перикле

Афинская демократия в V веке до н.э. Демос и знать. Реформы Перикла

-оратор

-демократия

-работа с учебником, схемой;

-сравнение

Комбинированный урок

Тема 4. Македонские завоевания в IV в.  до н.э.

50 (1)

Возвышение Македонии. Потеря Грецией независимости.

Возвышение Македонии. Потеря Грецией независимости.

-фаланга

-монархия

-работа с учебником;

-умение делать выводы

- раскрывать причины подчинения Эллады Македонии;

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы

Диск «Кирилл и Мефодий»

51(2)

Империя Александра Македонского.

Империя Александра Македонского и ее распад. Эллинистический мир.

- империя

-работа с картой;

-характеристика исторической  личности Александра Македонского

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы

презентация

52 (3)

В древней Александрии Египетской. Культурное наследие Древней Греции.

Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель

-обсерватория

-музы

определять значение культурного наследия Древней Греции; описывать исторические объекты и культурные памятники;

Комбинированный урок

Урок - презентация

презентация

53.

Повторительно – обобщающий урок по разделу «Древняя Греция»

- анализ, обобщение

Урок  обобщения и систематизации знаний и умений. Урок - игра

Интерактивный тест

Раздел IV. Древний Рим  (17 часов)


Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

54 (1)

Местоположение, природные условия и население древней Италии.

Местоположение и природные условия Италии. Управление Древнейшим Римом. Легенды и верования римлян.

-патриции

-плебеи

-Сенат

-народное собрание

- показывать на карте местоположение Древней Италии;

- объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий; описывать условия жизни древних латинян;

Урок изучения нового материала

презентация

55-56 (2-3)

Патриции и плебеи.

 Республика.

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Установление господства Рима над Италией

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Выборы консулов и принятие законов. Римское войско

-галлы

-республика


-народный трибун

-консул

-право вето

-легион

- сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

- характеризовать войско римлян

Комбинированный урок.

ТРКМ

презентация

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья


Комбинированный урок

57

(1)

Войны Рима с Карфагеном.

Войны с Карфагеном.

характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья; объяснять значение основных понятий;

раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

Комбинированный урок

презентация

58 (2)

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II  в. до н. э.

Господство Рима в Средиземноморье. Политика «разделяй и влавствуй».

-триумф

-провинция

-империя

-император

Комбинированный урок

Рассказ с элементами беседы

презентация

59 (3)

Рабство в Древнем Риме

Использование труда рабов. Гладиаторские бои

-раб

-амфитеатр

-гладиатор

описывать положение рабов в Древнем Риме; рассказывать о гладиаторских боях

Комбинированный урок

Урок - эвристическая беседа

презентация

Тема 3. Гражданские войны в Риме

60 (1)

Земельный закон братьев Гракхов

Гражданские войны. Разорение земледельцев. Земельный закон братьев Гракхов

-        раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

-анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

Комбинированный урок

презентация

61 (2)

Восстание рабов

Восстание рабов. Спартак. Поражение восстания, причины



- описывать восстание рабов в Риме; раскрывать причины, ход, результат восстания; давать характеристику Спартака;

-высказывать свое мнение о значении восстания Спартака

Комбинированный урок.

Рассказ

презентация

62 (3)

Гай Юлий  Цезарь. Установление императорской власти.

Г.Ю. Цезарь. Установление императорской власти.

Римская империя, управление. Римское право. Империя и соседние народы.

- диктатор

-империя

-преторианцы

раскрывать причины возвышения Цезаря; анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима; извлекать необходимые сведения из дополнитель ной исторической литературы; работать с историческим источником

Комбинированный урок

Практикум

презентация


Диск

                                                                      Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры

63 (1)

Римская империя: территория, управление, императоры, соседи Римской империи.

Римская империя и соседние народы.

показывать на историч. карте территорию Римской империи;        описывать жизнь соседей Римской империи; анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

Комбинированный урок

Практикум

презентация

64 (2)

В Риме при императоре Нероне

Нерон. Сенека.

-диктатор

характеристика и оценка исторической личности

Урок изучения нового материала

Урок - путешествие

презентация

65

(3)

Возникновение и распространение христианства

Возникновение и распространение христианства. Моральные нормы

-христианство

рассказывать о жизни и деятельности христиан; объяснять суть Христианского учения; сравнивать учение христианства с другими религиями

Комбинированный урок

Урок - практикум

презентация

66

(4)

Расцвет империи во II веке

Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Строительство в Риме

-колоны

-рабы с хижинами

анализировать деятельность императора Трояна;

сравнивать положение колона и раба; рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств;

Комбинированный урок

67   (5)

Культура и быт Древнего Рима

Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Культура и быт Древнего Рима.

Культурное наследие Древнего Рима

-термы

-Колизей

-Пантеон

Описание повседневной жизни, памятников культуры

оформление буклетов


Комбинированный урок.

Урок - презентация

презентация

Тема 5. Падение Западной Римской империи

68 (1)

Раздел Римской империи на Западную и Восточную.

Признание христианства государственной религией. Правление Константина. Раздел Римской империи на Западную и Восточную.

-варвары

-епископ

Уметь объяснять основные понятия; характеризовать деятельность Константина; рассказывать о переменах в положении христиан;

Комбинированный урок.

Работа с текстом учебника

69 (2)

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Рим и  варвары.

 Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

-варвары

Уметь:  объяснять значение основных понятий;  рассказывать о борьбе римлян с варварами;

-объяснять причины распада Римской империи

Урок изучения нового материала

презентация

70

Повторительно – обобщающий урок по курсу




 

Урок контроля


Урок - игра

Тест


[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Жирным шрифтом – обязательный минимум Стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...