№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Цели и задачи урока
| Основные факты, понятия, проблемы
| Домашнее задание
|
|
Введение (1 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Источники знаний по истории Древнего мира
| Заинтересовать учащихся учебным предметом.
| История, вещественные источники, археология, этнография.
| Введение, привести примеры письменных и вещественных источников
|
|
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 ч)
Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Древнейшие люди
| Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира.
| Человеческое стадо, собирательство
| §1, вопросы устно.
|
|
|
| Первобытные охотники и собиратели
| Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время.
| Родовая община
| §2
|
|
|
| Возникновение искусства и религии
| Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей.
| Религия, духи, душа, молитвы.
| §3
|
|
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(2 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Первобытные земледельцы и скотоводы
| Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания.
| Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие.
| §4, определения
|
|
|
| Возникновение неравенства между людьми
| Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства.
| Знать, вождь, неравенство, соседская община.
| §5; вопросы
|
|
|
| Повторение
| Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы.
|
|
|
|
Раздел 2. Древний Восток (18 ч)
Тема 1 Древний Египет (7 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Местоположение и природные условия Древнего Египта
| Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.
| Дельта, дамбы, каналы.
| §6
|
|
|
| Быт земледельцев и ремесленников
| Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников
| Фараон, крестьяне, ремесленники
| §7
|
|
|
| Жизнь египетского вельможи
| Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков.
| вельможи
| §8,
|
|
|
| Военные походы фараонов
| Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.
| Колесница, пехотинцы
| §9, вопросы
|
|
|
| Религия древних египтян
| Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов.
| Храмы, жрецы
| §10, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа.
|
|
|
| Искусство Древнего Египта
| Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта
| Пирамиды, архитектура, скульптура
| §11
|
|
|
| В Древнеегипетской школе
| Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей.
| Иероглифы, папирус
| §12
|
|
|
| Повторение
| Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.
|
|
|
|
Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Древнее Двуречье
| Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация
| клинопись
| §13
|
|
|
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
| Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев.
| Аренда, ростовщик.
| §14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?».
|
|
|
| Финикийские мореплаватели
| Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского.
| Колонии
| §15
|
|
|
| Древние евреи
| Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой
| Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет.
| §16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок.
|
|
|
| Древнееврейское царство и его правители
| Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей.
| Иерихон, храм Соломона
| §19, вопросы
|
|
|
| Ассирийская держава
| Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии. | Железо, держава.
| §18, вопросы
|
|
|
| Образование Персидской державы
| Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения.
| Сатрапии
| §19
|
|
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Местоположение и природа Древней Индии
| Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии.
| Индия, Ганг, Инд, Гималаи
| §21, прочесть легенды о Раме и Будде.
|
|
|
| Индийские касты
| Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира.
| Касты, брахманы, буддизм
| §21, повторить термины из словаря
|
|
|
| Местоположение и природа Древнего Китая
| Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.
| конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы.
| §22, вопросы
|
|
|
| Объединение Китая
| Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях.
| Гунны, Великая Китайская стена.
| §23, вопросы
|
|
|
| Повторение
| Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.
|
|
|
|
Раздел 3. Древняя Греция (20 ч)
Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Природа и население Древней Греции
| Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения.
| Греция
| §24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу.
|
|
|
| Микены и Троя
| Познакомит учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.
| Ахейцы, дорийцы, Троя.
| §25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними?
|
|
|
| Поэма Гомера «Илиада»
| Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.
|
| §26.
|
|
|
| Поэма Гомера «Одиссея»
| Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.
|
| §27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку.
|
|
|
| Религия древних греков
| Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований.
| Пантеон
| §28, пересказ одного из мифов о богах.
|
|
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
| Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства.
| Полис, демос, аристократ
| §29, термины.
|
|
|
| Зарождение демократии в Афинах
| Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске.
| Реформы
| §30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других?
|
|
|
| Древняя Спарта
| Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью
| Илоты
| §31
|
|
|
| Основание греческих колоний
| Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами.
| Колонии
| §32, подготовить пересказ о царе Скиле
|
|
|
| Олимпийские игры
| Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции.
| Олимпия, «Священный мир», олимпионик
| §33
|
|
|
| Греко-персидские войны
| Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу.
| Марафон, экспансия, стратег.
| §34.
|
|
|
| Нашествие персидских войск на Элладу
| Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков.
| триера
| §35
|
|
Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| В гаванях афинского порта Пирей
| Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам.
| Граждане, метеки, пошлина
| §36
|
|
|
| В городе богини Афины
| Сформировать представление о том, что 5-6вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры.
|
| §37
|
|
|
| В афинских школах и гимнасиях
| Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных
| Стиль, палестра, педагог
| §38.
|
|
|
| В театре Диониса
| Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств.
| Орхестра, скене, трагедия, комедия.
| §39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы»
|
|
|
| Афинская демократия при Перикле
| Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин.
| Демократия
| §40
|
|
Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (3 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Города Эллады подчиняются Македонии
| Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией.
| Македония, монархия, Филиппики, сариссы.
| §42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским
|
|
|
| Поход Александра Македонского на Восток
| Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития.
|
| §42.
|
|
|
| В Древней Александрии Египетской
| Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов.
| Обсерватория, музы
| §43, сопоставить муз с видами искусств.
|
|
|
| Повторение
| Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции
|
| Таблица
|
|
|
| Древнейший Рим
| Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии.
| Патриции, плебеи.
| §44
|
|
|
| Завоевание Римом Италии
| Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер.
| Республика
| §45
|
|
|
| Устройство Римской республики
| Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер
| Консулы, легионы
| §46, сделать рисунок римского легионера
|
|
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вторая война Рима с Карфагеном
| Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны.
| Пентеры «ворон»
| §47, план «Битва при Каннах»
|
|
|
| Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э.
| Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья.
| Триумф, империя
| §48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание.
|
|
|
| Рабство в Древнем Риме
| Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация.
| Гладиаторы
| §49, рисунок гладиатора.
|
|
Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Земельный закон братьев Гракхов
| Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия.
| Аграрный закон
| §50
|
|
|
| Восстание Спартака
| Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение.
|
| §51
|
|
|
| Единовластие Цезаря в Риме
| Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и носила антинародный характер.
| Военная диктатура
| §52
|
|
|
| Установление империи в Риме
| Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством.
|
| §53
|
|
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
| В Риме при императоре Нероне
| На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства.
| Диктатор
| §54
|
|
|
| Первые христиане и их учения
| Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий.
|
| §55
|
|
|
| Расцвет Римской империи во 2 веке
| Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима.
| Колоны, рабы с хижинами
| §56
|
|
|
| «Вечный город» во времена империи и его жители
| Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями.
| Термы, Колизей, Пантеон
| §57, вопрос 4 письменно
|
|
|
| Повторение
| Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.
|
|
|
|
Тема 5. Падение Западной Римской империи. (2 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Римская империя при Константине
| Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи
| Варвары, епископ.
| §58
|
|
|
| Взятие Рима готами
| Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами
|
| §59, подготовка к проверочной работе
|
|
Итоговое повторение (2 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Особенности цивилизации Греции и Рима.
| 1
| Проверка и закрепление изученного материала.
|
| Работа над ошибками.
|
|
| Вклад народов в мировую культуру
| 1
| Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира»
|
|
|