Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Рабочая программа по истории Древнего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории Древнего мира | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№14»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ № 14»
Хитрых Л.А. Наседкина Р.Н.
« » августа 2011г. протокол пед. совета №
от « » августа 2011г.
Рабочая программа
по истории Древнего мира
в 5 (общеобразовательном классе)
на 2012-2013 учебный год
количество часов в неделю – 2
методическое объединение русского языка, литературы и истории
Лапанова Елена Александровна
Составлена в соответствии с программой Рассмотрено на заседании
Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая сообщества учителей,
История Древнего мира для 5 класса. протокол № 1
Сборник: Программы общеобразовательных учреждений от « » августа 2011г
История Обществознание 5-11 классы – М. «Просвещение» 2007г.
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
История Древнего мира учебник для 5 класса.
общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2006г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 общеобразовательном классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня.
Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира для 5 класса, которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы – М. «Просвещение» 2007г.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений
– М.: Просвещение, 2006г.
Программа составлена для обучающихся 5 общеобразовательного класса, прошедших пропедевтический курс истории в 4 классе.
УМК учителя: 1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2006г.
2. О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебникам А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М:Просвещение) 2-е издание «Вако» Москва 2005.
УМК обучающегося: Учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений – М. «Просвещение» 2006г.
Цель курса: дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
Задачи курса:
- Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы, социального и политического строя;
- Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Ключевые умения:
- Уметь в связной морфологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя,
раскрыть содержание иллюстрации;
- Уметь сравнивать историческое явление в различных странах, выделяя сходство и различие;
- Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- Уметь спорить и отстаивать свои взгляды;
- Уметь анализировать исторический источник;
- Уметь оперировать историческими датами;
- Уметь читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов.
Владеть компетенциями:
- Информационно-поисковой.
- Учебно-познавательной.
- Коммуникативной.
- Рефлексивной.
- Смыслопоисковой.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками продвинутого уровня, изготовление аппликаций, макетов.
Критерии оценивания различных видов работ.
Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика; «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная; «Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
- Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
- Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
- Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
- Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
- Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная
№ | Тема урока. | Кол-во часов | Базовый уровень (ЗУН) | Продвинутый уровень | Компетенции | Коррекцион-ные задачи | Дата, Домашнее задание |
Введение (2ч). | |||||||
1 | Что изучает история. | 1 | Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологи-ческих раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. | Уметь: - составлять описание предметов, вещественных источников. - объяснить смысл основных понятий. | -развитие представлений о времени; - развитие внимания | С. 6, записи в тетради. | |
2 | Счёт лет в истории. | 1 | Представление о счёте времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счёт лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие». | Решение исторических задач. | Уметь: -Объяснить, как велся счет лет в истории. Определять век и вести подсчет исторического времени. -Устанавливать последовательность счета на ленте времени. - Объяснять основные понятия. | С.28 – 30, . | |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 часов). Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа) | |||||||
3 | Древнейшие люди. | 1 | Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления, облик, отсутствие члено-раздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнём. | Уметь: -описывать, применяя опорные сигналы условия существования, образ жизни людей в древности. -объяснять основные понятия. | - развитие пространственных представлений и ориентации. | Учебник $1, ? с 11, термины. | |
4 | Первобытные собиратели и охотники. | 1 | Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретения одежды из шкур, жилищ, копья, гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. По-нятия «человек разумный», «родовая община». | Задание на описание портрета первобытного человека. | Уметь: -описать портрет древнейшего человека, - объяснить, чем занимается; Знать: главное отличие человека от животного. | Учебник $ 2, термины. | |
5 | Возникновение искусства и религии. | 1 | Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мёртвых». | Найти ошибки в тексте | Уметь: - Объяснить причину появления верований. -Рассказать о возникновении первобытного искусства. | . | Учебник $ 3, Термины |
6 | Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 1 | Понятие «Западная Азия». Представ-ление о зарождении производящего хозяйства: земледелие, скотоводство, ремесла – гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. | Уметь: - описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов; -устанавливать последовательность орудий труда и занятий древнего человека. | Учебник $ 4, Термины. | ||
7 | Возникновение неравенства и знати. | 1 | Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия: «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представления о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства и знати (знатные, незнат-ные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь». | Уметь: -сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени; -объяснять основные понятия. | Учебник $5 Подготовка к тестирова-нию. | ||
8 | Обобщение знаний по теме: «Жизнь первобытных людей». | 1 | Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности). | Уметь: -определить необходимый ответ из ряда предложенных. -Объяснить исторические термины. - Решать кроссворды. | Составить кроссворд по теме: Жизнь первобытных людей». | ||
Раздел 2. Древний Восток (20 часов). Тема 1. Древний Египет (7 часов). | |||||||
9 | Государство на берегах Нила | 1 | Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Возникновение единого государства в Египте. Понятие «фараон». | Уметь: -Показывать на карте, положение Древнего Египта. -Характеризовать природные условия. -Объяснять причины появления древнеегипетского государства. | - развитие зрительной памяти и внимания | Учебник с 32, $6 | |
10 | Жизнь земледельцев и ремесленников в Древнем Египте | 1 | Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения. (насыпи, каналы, шадуфы). Быт земледельцев и ремесленников. Понятия «писец», «налог». | Написать сочинение описание жизни земледельца, ремесленника, вельможи или писца. | Уметь: -Объяснить назначение предметов быта и труда. - Описать условия жизни и основные занятия древних египтян. | Учебник $7 | |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | Жизнь и служба вельмож. Понятие «вельможа». Города Мемфис, Фифы. | Уметь: -Характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп. | Учебник $8 Термины. | ||
12 | Военные походы фараонов. | 1 | Неограниченная власть фараонов Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса 111. | Уметь: -раскрывать причины и последствия военных походов фараонов; -показывать на исторической карте направления военных походов. | Учебник $9, термины. | ||
13 | Религия древних египтян. | 1 | Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мёртвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». | Уметь: -называть характерные признаки и особенности верований древних египтян; -Извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян. | Учебник $10 | ||
14 | Искусство древних египтян. | 1 | Строительство пирамид. Большой сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». | Подготовить презентацию «Культура Древнего Египта». | Уметь: -объяснить назначение гробниц, статуй, храмов, пирамид; -характеризовать основные достижения науки и определять её значение для мировой культуры. | Учебник $11 Изготовить макеты пирамид. | |
15 | Письменность древних египтян. | 1 | Особенности древнеегипетского письма Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Сол- нечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мёртвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». | Решение исторических задач. | Уметь: -определять значение появления письменности для возникновения научных знаний. | Учебник $12 | |
16 | Обобщение знаний по теме: «Древний Египет». | 1 | Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность, календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). | Уметь: -определить необходимый ответ из ряда предложенных ответов. -Объяснить исторические термины. | Уметь: -определить необходимый ответ из ряда предложенных. -Объяснить исторические термины. - Решать кроссворды. | Нарисовать рисунок, составить кроссворд. | |
Тема 2. Западная Азия в древности (7 часов). | |||||||
17 | Древнее Двуречье. | 1 | Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использо- вание глины. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни – храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказание о Гильгамеше. | Уметь: - Показывать на исторической карте, положение Двуречья. -Сравнивать природные условия и причины образования государств в Египте и Междуречье. | - развитие навыков соотносительного анализа; - развитие словесно – логического мышления. | Учебник $13 | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». | Высказывать своё суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современ-ных людей. | Уметь: -Анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи» по памятке; | Учебник $14 | |
19 | Финикия. Финикийские мореплаватели. | 1 | Города Финикии – Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. | Уметь: -Показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей; -характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры. | Учебник $15 | ||
20 | Библейские сказания. | 1 | Древние евреи. Представление о Биб-лии и Ветхом завете. Понятие «едино-божие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских запо-ведей. Библейские предания о героях. | Рассказы детской библии. | Уметь: -Высказывать своё суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний. | Учебник $16 термины. | |
21 | Древнееврейское царство. | 1 | Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. | Афоризмы из библейских преданий, их значение. | Уметь: -Определить на карте и описать местоположение Древнееврейского царства при Соломоне; -определять вымысел и быль в библейских преданиях. | Учебник $17 | |
22 | Ассирия – военная держава. | 1 | Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Новшества в военном деле. Ассирий-ские завоевания. Ограбление побеждён-ных стран массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица Ниневия. Искусство библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. | Вопросы для сравнения культуры Древнего Египта и Ассирийской державы. | Уметь: - определять причины возникновения и гибели Ассирии. -Характеризовать особенности военного искусства ассирийцев. | Учебник $18 | |
23 | Персидская держава «Царя царей». | 1 | Три царства в Западной Азии: Ново-вавилонское Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий 1. «Царская дорога», её использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорённых областей). Город Персеполь. | Уметь: -Показывать на карте расположение Персидской державы; -Раскрывать особенности государственно – административного устройства Персидской державы; -сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства. | Учебник $19 | ||
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 часа). | |||||||
24 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. | Уметь: - Характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии; - анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст. | Учебник $20 | ||
25 | Индийские касты. | 1 | Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ) Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахманов. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры, шахматы. | Учебник $21 термины. | |||
26 | Китайский мудрец Конфуций. | 1 | Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость – в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. | Уметь: - Определять особенности географических и природных условий Китая; - Сравнивать учения Будды и Конфуция; -Высказывать своё суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая. | Учебник $22 | ||
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. | Задание на сравнение политического устройства Индии и Китая. | Уметь: - Устанавливать связь река- страна, город- страна, правитель – страна.
| Учебник $23 термины. | |
28 | Обобщение знаний по теме: « Древний Восток». | 1 | Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. | Р. т. № 92 – 97. | Уметь: -определить необходимый ответ из ряда предложенных. -Объяснить исторические термины. - Решать кроссворды. | Составить кроссворд по теме: «Древний Восток». | |
Раздел 3. Древняя Греция (21 час). Тема 1. Древнейшая Греция (5 часов). | |||||||
29 | Греки и критяне. | 1 | Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни Греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска».Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла (Тесей и минотавр). | Уметь: - Характеризовать природно- географические условия, основные занятия, древних греков и критян; - сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян. | - развитие слухового внимания и памяти. | Учебник $24 | |
30 | Микены и Троя. | 1 | Микенское царство. Каменное строительство. Древнейшее греческое письмо. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён. Упадок хозяйства и культуры. | Работа с документом. | Уметь: - Характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны» | Учебник $25 | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Содержание и основные события, главные герои поэм. | Сообщение о Гомере. Задание на анализ «Илиады» и «Одиссеи», определение реального и мифического в жизни героев. | Уметь: - Рассказывать основное содержание поэм Гомера; - характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки; - Высказывать свою точку зрения о значимости поэм для современности. | Учебник $26 | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | Учебник $27 | ||||
33 | Религия древних греков. | 1 | Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла). | Изготовить аппликацию к мифу. | Уметь: -показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы; - называть имена мифических богов; -объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались. | Учебник $28 | |
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов). | |||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита. Возни-кновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Ми-лет). Понятие «полис». Местоположе-ние и природные условия Аттики. Разве-дение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Понятие «демос». | Уметь: - Объяснять значение понятий; - Объяснить, как образовались греческие полисы; - Объяснить причины деления полисов по роду занятий. | - развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. | Учебник $29 термины. | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия». | Уметь: - Объяснять значение понятий; - Раскрывать причины и значение проведения реформ Солона; - называть характерные черты политического управления полисом. | Учебник $30 Термины. | ||
36 | Древняя Спарта. | 1 | Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоева- ние спартанцами Лаконии и Мессении . Спартанцы и илоты. Спарта –военный лагерь. Регламентация повседневной жизни. Управление Спартой: совет старейшин, два царя- военных предво-дителя, народное собрание. «Детский способ голосования». Спартанское воспитание. | Уметь: - Сравнивать общественное устройство Спарты и Афинского государства; - описывать образ жизни спартанцев и илотов; - высказывать своё мнение по вопросу о воспитании спартанцев. | Учебник $31 Термины. | ||
37 | Основание греческих колоний. | 1 | Греческие колонии на берегах Среди-земного и Чёрного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада». | Уметь: - показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположение первых греческих колоний; - раскрывать основные причины основания древними греками колоний. | Учебник $32 Термины. | ||
38 | Олимпийские игры в древности. | 1 | Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Награды победителям. Понятие «атлет». | Составить устный рассказ на тему: «Олимпийские игры в Древней Греции». | Уметь: -раскрывать причины возникновения олимпийских игр; -описывать ход проведения олимпийских игр; | Учебник $33 Термины. | |
39 | Греко – персидские войны. | 1 | Победа афинян в Марафонской битве Стратег Мильтиад. Нашествие персов на Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев. Саламинское морское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота. Битва при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». | Задание на определение длительности события греко-персидские войны. | Уметь: -объяснить значение понятий; - раскрыть причины победы греков в марафонской битве, последствия победы Афин над персами; - рассказать о наиболее крупных сражениях. | Учебник $34 Термины. | |
40 | Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. | 1 | Учебник $35 Термины. | ||||
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов). | |||||||
41 | Афинский порт Пирей. | 1 | Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов. | Уметь: - Описывать условия существования и образ жизни жителей Афин; - находить различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов. | - развитие умения планировать деятельность. | Учебник $36 Термины | |
42 | Путешествие в город богини Афины. | 1 | Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы:богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особен-ности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. | Сочинение о жизни афинян. | Уметь: - Раскрывать роль Афин в истории Древней Греции; -описывать город Афины; -определять положение женщин в Афинах; -описывать и выявлять особенности архитектуры в храмах. | Учебник $37 Термины | |
43 | Афинские школы и гимнасии. | 1 | Образование афинян: начальная школа; палестра, гимнасии; взгляды греческих учёных на природу человека (Аристо-тель, Антифонт). Рабы-педагоги. Афин- ский мудрец Сократ. | Уметь: -Находить общее и особенное в быту и образовании афинян и спартанцев | Учебник $38 Термины | ||
44 | Театр Диониса. | 1 | Возникновение театра: трагедия и комедия. Здание театра. Трагедия Софокла «Антигона», комедия Аристофана «Птицы». Здание театра. Воспитательная роль театральных представлений. | . | Уметь: - Рассказать о театре, отличие комедии и трагедии в Древней Греции, - раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков. | Учебник $39 | |
45 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | Афинская демократия в Vв. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выбор-ных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Софокл. | Уметь: - называть характерные черты политического устройства Афин; -составлять характеристику Перикла по памятке. | Учебник $40 | ||
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э.(3 часа). | |||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние Эллинской культуры. Аристотель-учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Кон-ница. Осадные башни. Отношение элли-нов к Филиппу Македонскому. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимо-сти. Смерть Филиппа и приход к власти Александра. | Биография Аристотеля. Составить вопросы для описания жизни Аристотеля. | Уметь: -Объяснить причины возник- новения Македонии; -Характеризовать внутреннюю жизнь Македонии. -Описывать состояние македонской армии. -Объяснять причины потери Грецией независимости. | - развитие наглядно – образного мышления | Учебник $41 Термины. |
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | Победа на берегу реки Граник. Разгром войска Дария 3 у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского. | Задание на сравнение армий Александра Македонского и Дария Третьего. | Уметь: -Рассказывать о македонских царях Филиппе и Александре. -Рассказывать о войне Александра Македонского против персов. -Описывать войско персов. - Уметь показать на карте направление походов Александра Македонского и последовательность формирования державы Александра Македонского. | Учебник $42, Подготовка к тестированию по теме: Древняя Греция. | |
48 | В Александрии Египетской. | 1 | Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Среди-земноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие учёные: Аристарх Самосский Эратосфен, Евклид. | Составить рассказ – экскурсию « В Александрии Египетской» | Уметь: -Рассказывать об Александрии Египетской. - Объяснить причины распада державы Александра Македонского.
| Учебник $43, Подготовка к тестиро-ванию по теме: Древняя Греция. | |
49 | Обобщение знаний по теме: « Древняя Греция». | 1 | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии. | Уметь: -определить необходимый ответ из ряда предложенных. -Решать кроссворды. | кроссворд | ||
Раздел 4. Древний Рим (17 часов). Тема 1. Рим: от его возникновения до господства над Италией (3 часа). | |||||||
50 | Древнейший Рим. | 1 | Местоположение и природные особен-ности Италии. Тёплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Река Тибр, По. Население Древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима – города на семи холмах. Почитание богов: Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат». | Задание на определение по содержанию легенды системы управления при Ромуле. Задание на соотнесение легенды с научными знаниями об основании Рима | Умет: -Описывать условия жизни древних латинян. Объяснять влияния природных условий на образ жизни и занятия жителей Древней Италии. -Излагать легенду об основании Рима, соотносить содержание легенды с реальными научными знаниями об основании Рима. -Описывать по карте территорию, которую занимал Древний Рим. | - расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. | Учебник $44, Термины. |
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». | Уметь: - Определять даты основных событий; - объяснять значения основных понятий; - объяснять причины войн Рима с другими народами Италии; | Учебник $45, Термины. | ||
52 | Устройство Римской республики. | 1 | Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Функции сената. Организация войска. Понятие «легион». | Уметь: - сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике; - характеризовать войско римлян. | Учебник $46, Термины. | ||
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа). | |||||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | Карфаген. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Битва при Каннах, при Заме. Окончание войны. Господст- во Рима в Западном Средиземноморье. | Римское право. | Уметь: - Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия; - давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону. | - развитие навыков группировки и классификации. | Учебник $47. |
54 | Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. | 1 | Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». | Уметь: - рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья; - Раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья. | Учебник $48, Р.т. № 66. Термины. | ||
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | Завоевание – главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Понятие «амфитеатр», «гладиатор». | Проанализировать высказывания римских учёные о рабах. | Уметь: - описывать положение рабов в Древнем Риме; -рассказывать о гладиаторских боях. | Учебник $49, Термины. | |
Тема 3. Гражданские войны в Риме (4часа). | |||||||
56 | Земельные реформы братьев Гракхов. | 1 | Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая. | Уметь: -раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона Гракхов; -анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов. | - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Учебник $50, Термины. | |
57 | Восстание Спартака. | 1 | Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | Прочитать книгу Восстание Спартака. Сделать выводы по прочитанному. | Уметь: - описывать восстание рабов в Риме; - раскрывать причины, ход, результат восстания; - давать характеристику Спартака; | Учебник Термины | |
58 | Диктатура Цезаря. | 1 | Превращение римской армии в наёмную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в Сенате. Понятия «ветеран», «диктатор». | Проанализировать деятельность Цезаря по учебнику и дополнительной исторической литературе. | Уметь: - объяснять суть диктатуры Цезаря; - раскрывать причины возвышения Цезаря; - работать с историческим источником. | Учебник $52, Термины | |
59 | Установление империи в Риме. | 1 | Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа(сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия « империя», «император», «преторианцы», «меценат». Поэты Вергилий, Гораций. | Уметь: - раскрывать причины падения диктатуры цезаря; - рассказывать о борьбе Антония и Октавиана; - Характеризовать римского императора Октавиана | Учебник $53, Термины | ||
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов). | |||||||
60 | Соседи Римской Империи в первые века до нашей эры. | 1 | Территория империи. Соседние государства. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племён. Предки славянских народов. Понятие «варвары». | Уметь: - показывать на исторической карте территорию Римской империи; - описывать жизнь соседей Римской империи; | - развитие зрительного восприятия и узнавания. | Учебник $54. | |
61 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. | Уметь: - показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти; - раскрывать террористические методы правления Нерона. | Учебник $55. | ||
62 | Первые Христиане и их учение. | 1 | Возникновение Христианства. «Сыны света» из Кумрана Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед богом. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник». | Уметь: - объяснять значение основных понятий; - рассказывать о жизни и деятельности христиан; - объяснять суть христианского учения; - сравнивать учение христианства с другими религиями. | Учебник $56, Термины | ||
63 | Расцвет империи во 2 веке. | 1 | Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, водопроводы, бани, храмы, амфитеатры. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». | Уметь: - объяснять основные понятия; - анализировать деятельность императора Трояна; - сравнивать положение колона и раба; -рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств. | Учебник $57, Термины | ||
64 | Жизнь в Римской империи | 1 | Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм, Колизея и Большого цирка. Требование «Хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки. | Уметь: - описывать повседневную жизнь римлян; - составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры; - определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки. | Учебник $58, Термины | ||
Тема 5. Падение Западной Римской империи (3 часа). | |||||||
65 | Римская империя при Константине. | 1 | Вторжение варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание Христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет». | Уметь: - объяснять основные понятия; - характеризовать деятельность Константина; - рассказывать о переменах в положении христиан. | - развитие комбинаторных способностей. | Учебник $59, Термины | |
66 | Западная Римская империя. | 1 | Разделение Римской империи на два государства – Восточную и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона. Взятие Рима готами. Опустошение Рима варварами. Вожди варварских племён – вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе. | Подготовить презентацию «Культура Древнего Рима». | Уметь: - объяснять значение основных понятий; - рассказывать о борьбе римлян с варварами; - объяснять причины распада Римской империи. | Учебник $60, подготовиться к к/р | |
67 | Восточная Римская империя. | 1 | |||||
68 | Обобщение знаний по теме: « Древний Рим». | 1 | Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру | Уметь: - анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима; - описывать основные памятники культуры; - сравнивать цивилизации Греции и Рима; - сравнивать древние мировые | кроссворд | ||
69 | Вклад народов древности в мировую культуру. | 1 | |||||
70 | Итоговое обобщение знаний по истории Древнего мира. | 1 |
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 Четверть | Год | итого |
Административный контроль ЗУНов | ||||||
Количество плановых контрольных работ | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
практических работ | ||||||
лабораторных работ | ||||||
Других видов работ | ||||||
Экскурсий |
Планирование контроля.
Плановые контрольные работы (количество часов): 5
- По теме: «Жизнь первобытных людей».
- По теме: « Древний Египет».
- По теме: « Древний Восток».
- По теме: « Древняя Греция».
- По теме: « Древний Рим».
Учебные занятия по информационной технологии уроки № 14,42, 48, 64, 66.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной про...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...