Вторая война Рима с Карфагеном
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок разработан с учетом требований ФГОС, может использоваться в классах с любой подготовкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtoraya_voyna_rima_s_karfagenom.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Вторая война Рима с Карфагеном»
Тип урока: освоения новых знаний с применением технологии проблемного обучения
Цель урока: сформировать представление о причине и характере второй войны с Карфагеном
Задачи:
предметные: сформировать представления об основных событиях Пунических войн, в результате которых Рим стал крупнейшей державой, господствующей в Средиземном море
личностные: способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на материале истории обороны Карфагена.
метапредметные: формировать умение выявлять причинно-следственные связи
Оборудование: Карта «Завоевания Римской республики», интерактивная карта «Битва при Каннах», презентация по теме
Структура урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся (фронтальная работа с классом)
- В начале нашей работы предлагаю рассмотреть карту и, проанализировав ее, ответь на вопросы.
- Средиземноморье- так называют все страны, расположенные по берегам Средиземного и связанных с ним морей. Глядя на карту, можно определить явного лидера положения в Средиземноморье? ( -Карфаген и Рим)
-Какие территории принадлежали данным державам? (Север Африки и Пиренейский полуостров – Карфагену, Аппенинский полуостров и крупные острова – Риму)
- Давайте вспомним, как эти государства увеличивали свою территорию? И что являлось причинами этих захватов?
(Дети из изученного ранее о финикийских колониях и завоевании Римом Италии строят свои ответы)
-Какой военный потенциал имели эти страны? (Карфаген – флот, Рим – опыт ведения войны)
-Какой вывод можно сделать, учитывая выше сказанное? ( Рим и Карфаген – соперники)
- Именно соперничество этих мощных держав становится темой нашего урока. Предложите формулировку темы.(Дети предлагают и записывают тему в тетрадь).
-Исходя из названия темы, можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на уроке? (- О войне)
3. Постановка цели задачи урока.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 216, глава 12 и беседа по прочитанному.
-Какую территорию сумел захватить Рим? (- Сицилию)
-Могло ли это завоевание устроить Карфаген? (-Нет)
- Давай те попытаемся предположить цель нашего урока и поставить задачи этого урока.
( Дети предлагают варианты задач на урок, учитель акцентирует внимание на более точных из них)
! Проблема для учащихся (проблемный вопрос) (на слайде)
- Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?
4. Изучение новой темы.
- Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?
(Дети высказывают предположения)
- Попытайтесь предположить причины второй войны.
(Дети называют причины, после учитель показывает слайд, при сопоставлении ребята сверяют правильность своих ответов)
- В результате первой войны Рим завоевал остров Сицилию и северную Италию и после первого мирного договора претендовал на о-ва Корсику и Сардинию, покоренные позже. Для Карфагена и Рима эта война носит характер соперничества, поэтому среди их правителей талантливые полководцы. Таким патриотом был Ганнибал, не желавший допустить захвата свой страны Римом.
(Ученик из класса читает информацию о Ганнибале и «ганнибаловой клятве», приложение 1.)
- Какое впечатление вызывают слова Ганнибала? Какими чертами характера обладал полководец? (Дети предполагают характера)
- Какие из них являются достойными и почему? (Дети приводят доказательства)
- Но вместе с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь. И ничто не могло быть препятствием для плана Ганнибала и выбора его стратегии. Именно он и стал предводителем нового наемного войска пунов во второй войне. Предположите, в чём сильные и слабые стороны наёмного войска? (+ - профессиональная подготовка, опыт; - - отсутствие патриотических качеств воина)
- Правители каких стран нанимали к себе на службу чужестранцев? (Египта, Ассирии и др.)
Работа с картой на с. 217.
- Рассмотрите карту и определите, какое направление он выбрал для нападения? (Выступил с северного направления).
- Какое преимущество давал этот маневр? (Римляне не могли предположить это направление, поэтому не ожидали)
- И 218 году до н.э. войско двинулось к Альпам, 5 месяцев преодолевая этот путь. Это было очень рискованным решением. Высоко в горах холодно даже в июле, а войско Ганнибала совершало переход в сентябре. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега, дорог не было. Войско карабкалось вверх по обледеневшим тропинкам. Люди, животные, слоны срывались в пропасть, не хватало пищи для людей и скота. Ганнибал не щадил ни себя ни своих воинов, он хотел вторгнуться в Италию внезапно. Потеряв половину состава, Карфагенское войско переправилось через Альпы и оказалось в долине реки По. Там же дал римлянам сражение. Каковы причины этой победы? Ответить на этот вопрос вам поможет текст на с.218, верхние 2 абзаца.
(Дети называют причины победы ганнибалова войска в том, что в армии римлян среди консулов не было единства, и Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя)
- Впереди было серьёзное сражение при Каннах в 216 г. до н.э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете в работе с интерактивной картой.
Работа с интерактивной картой.
-Постарайтесь определить исход сражения при Каннах в 216 г. До н.э. и выявить причины такого итога? (Ганнибал выиграл)
- Что сыграло на пользу Ганнибалу? (Широкая равнина, давшая возможность коннице застигнуть римлян врасплох).
- Кроме местности и хорошо подготовленной конницы сыграло важную роль? (Воодушевление первыми победами)
Работа с текстом на с. 220.
- Была еще одна битва при г. Заме в 202 г.до н.э. В тексте на с.220 найдите сведения об итогах сражения и докажите своими аргументами, почему именно так, а не иначе оно закончилось. (вопрос и ответ на слайдах)
(Дети приводят свои аргументы, выслушивают мнения других, соглашаются или нет, а также сравнивают с ответами на слайде)
5. Первичная проверка понимания.
Работа с текстом на с. 220.
На втором этапе дети должны найти в тексте 4-5 причин победы Рима над Карфагеном. После фронтальная проверка, а свой ответ дети начинают словами «Я считаю, что …» (показать на слайде для сравнения после опроса)
-Как вы считаете, можно эти сведения считать решением проблемы урока? Почему? (Мы узнали, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген)
- Какое значение имело эта война для обеих сторон? (Карфаген в этой войне потерпел поражение, от которого он уже никогда не оправится, превратится во второстепенную страну, Рим увеличил территорию своего господства)
- Аргументируйте, почему Рим можно считать владыкой Средиземноморья?
(Дети записывают аргументы в тетрадь) (слайд с правильными ответами показать на этапе рефлексии)
6.Закрепление. ( текст у детей на партах)
- Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты
В …. году до. н.э. под руководством … войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы …, наемное войско, кони, …, …, дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой …. Следующей битвой было сражение … в 2.. году, которое закончилось победой …. Наиболее отличилась в этой битве …, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при … в 2.. году во главу Римского войска встал …, получивший прозвище …. Впервые за … лет войны … потерпели поражение, что стало причиной того, что … стал владыкой … .
(Дети по цепочке читают предложения со «вставкам»,и после показать слайд с правильными ответами для сравнения. Исправляют, обменявшись с соседом)
7. Информация о домашнем задании.
- Составьте кроссворд по теме «Сражения второй пунической войны». Повторить параграф 47 и записи в тетради.
Можно предложить подготовить проект о снаряжении римских воинов в период Риской республики.
8. Рефлексия.
- С помощью карточек оцените, довольны ли вы результатом урока (красный – «доволен», зеленый – «затрудняюсь»)
(Дети показывают карточки, что позволяет определить, состоялся ли урок эмоционально)
- Предлагаю вам оценить свою работу по заданию с поиском аргументов и в соответствии с алгоритмом в тетради (см. приложение 2.) поставить отметку за его выполнение. Обратите внимание на правильные ответы на слайдах и сравните со своими ответами.
(Дети анализируют свою работу и, в заключении, ставят себе отметку за задание. После обсуждения отметка заносится в журнал.)
Приложение 1.
Еще девятилетним мальчуганом Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг Древнего Рима, поклялся своему отцу, карфагенскому правителю Гамилькару, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену.
Он сдержал свою клятву, и много раз судьба Рима висела на волоске . С той поры ганнибаловой клятвой люди называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить благородному делу всю свою жизнь.
В нашей истории известна ганнибалова клятва революционеров Герцена и Огарева, давших в ранней молодости обет всю жизнь бороться с царским режимом в России. Они остались верны своей клятве до конца. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, он дал клятву, что никогда не будет другом римлян и сделает им столько зла, сколько сможет. Он оставался, верен своей клятве до самой смерти.
Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.
Приложение 2. (вклейка в тетрадь)
Алгоритм самооценки:
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Отметка = ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»
Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе...
Вторая война Рима с Карфагеном
Проверить домашнее задание по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"...
Вторая война Рима с Карфагеном
Проверить домашнее задание по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"...
Урок истории в 5 классе по теме «Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном»
Технологическая карта урока....
Тема: Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем средиземноморье во II в. до н.э.
Подвести уч-ся к пониманию причин, характера война Рима с Карфагеном. Изучить историю римских завоеваний в восточной части средиземноморья ,а также подвести итог по образован...
Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном»
Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном»...
Комментарии
Очень хороший урок, Видна вся
Очень хороший урок, Видна вся структура урока.
Спасибо. Людмила
Спасибо. Людмила Александровна!
Спасибо за урок. Очень помог
Спасибо за урок. Очень помог мне при подготовке к уроку