СССР в первый период Великой Отечественной войны
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Фрагмент урока в 9 классе с использованием технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sssr_v_pervyy_period_velikoy_otechestvennoy_voyny.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока

«СССР в первый период Великой Отечественной войны»

Урок начинается с работы с документом.

I. ВЫЗОВ

Прочитайте предложенный отрывок

Писатель Е.Носов в одном из очерков писал:

  «Не потому ли на нас и напали в сорок первом, что враг понимал: лучшего момента, более ослабленной изнутри России, чем тогда, может уже и не быть...
Шли навстречу вражеским танковым армадам плохо вооруженные и плохо снаряженные, не всегда с патронами в подсумках и
 снарядами в артиллерийских передках. Шли без несостоявшихся танковых корпусов, на развертывании которых настаивал маршал Тухачевский, без ракетной огневой поддержки, также предложенной им, но отвергнутой как идея, исходившая от врага народа, без самого маршала - смелого новатора, образованного и умного полководца, знатока тактики и стратегии германского милитаризма. Шли, заведомо понеся огромные моральные и стратегические потери, как если бы, еще не начиная сражения, наперед отдали врагу трех прославленных маршалов, почти всех командармов, большинство командиров дивизий, командиров полков и почти поголовно всех политкомиссаров всех уровней и рангов - считай душу армии, ее главный мотор и наиглавнейшее оружие. Слишком большая и опасная фора германскому вермахту! Не этой ни расправой над лучшими, обстрелянными революцией и гражданской войной командными кадрами предопределены последовавшие затем потери двадцати миллионов? Впрочем, двадцать ли? Не стыдливые ли это цифры? И были бы человеческие жертвы столь велики, а территориальные потери столь позорны и унизительны? Всего не перечислить, чего могло просто не быть…»

- Дайте оценку этим высказываниям.

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

- Соответствует ли мироощущение писателя реальным историческим фактам?

- Какие факты позволили ему так думать и чувствовать?

Этапы работы:

1. Отвечая на вопросы, учащиеся в свободной форме выделяют различные аспекты темы, различные проблемные и исследовательские стороны.

2. Совместно с учителем выделяются наиболее существенные аспекты и заносятся в указанную форму (использованы элементы приема «Мозаика проблем» авт. И.Силова, можно использовать «пазлы» (пазл – аспект). Если тема урока не объявлена, то можно на этом этапе предложить ее определить.

3. Для каждой группы предлагается один аспект. Известные сведения, данные, связанные с аспектом необходимо записать на рабочем листе.

4. Затем группы меняются рабочими листами, каждая должна за определенное время отразить какие-либо сведения в как можно большем числе аспектов.

5. Следующий шаг – обсуждение различных вариантов, формулирование задач проблемно-поискового, исследовательского характера.

6. Далее предлагается работа с текстом учебника (картой, статистическими данными), содержание аспекта корректируется, дополняется.

III. РЕФЛЕКСИЯ

- Почему начало войны оказалось неожиданным для большей части населения СССР?

- Почему, несмотря на упорное сопротивление, Красная армия летом – осенью 1941 года терпит поражение?

- Почему с самого начала войны, советское руководство определило ее как Отечественную?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны

Развёрнутый конспект урока. Материалы частично могут быть использованы и для подготовки классного часа по патриотическому направлению. В приложении представлен кроссворд по теме урока (с ответами)....

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

Героизм народа в первый период Великой Отечественной войны

В статье предпринимается попытка понять истоки героизма советского народа, проявленного им в начале Великой Отечественной войны и как это может быть использовано для патриотического воспитания учащихс...

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет....

Тест Война и общество в период Великой Отечественной войны 10 класс

Тест по истории 10 класс Война и общество в период Великой Отечественной войны....

Тест Война и общество в период Великой Отечественной войны 10 класс

Тест по истории 10 класс Война и общество в период Великой Отечественной войны....

Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.

Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...