Паспорт учебной дисциплины, по предмету "История".
рабочая программа по истории по теме

Ильяшевич Вероника Игоревна

Паспорт учебной дисциплины по предмету  - история.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ по предмету «История»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по всем специальностям начального профессионального образования (далее НПО).

Организация-разработчик: КГАОУ НПО ПУ «Профессиональное училище № 4»

Разработчики: Ильяшевич Вероника Игоревна, преподаватель истории в  КГАОУ НПО ПУ «Профессиональное училище № 4»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: повар; продавец продовольственный товаров, контролер - кассир, продавец не продовольственный товаров, контролер- кассир.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

         Цели:

- воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

-  развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов

во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности

Задачи:

-    рассмотреть основные этапы  историко-цивилизационного развития России в контексте всемирной истории;

-   сопоставить социальные, экономические, и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран;

-  формировать целостное представление о месте и роли России в европейской и мировой истории;

-     показать «диалог» цивилизаций, как наиболее характерную черту всемирно-исторического процесса XIX-XXI вв.;

-   показать целесообразность учета исторического опыта России и зарубежных стран в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии Отечества.    

В результате изучения учебной дисциплины «История»

обучающийся должен:

       знать/понимать:

-   основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

-    периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

-    особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

-    основные исторические термины и даты;

уметь:

-    анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

-    различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

-    представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-   определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

-    использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

168

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

119

в том числе:

        лабораторные работы

-

        практические занятия

48

        контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49

в том числе:

         изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

14

          выполнение рефератов

7

         составление исторических портретов

4

          выполнение презентаций с использованием ТСО

4

          составление и решение кроссвордов

2

          составление глоссария

 2

          написание эссе

 4

          изучение учебного материала, составление конспекта

 2

          изучение материалов СМИ

 2

          выполнение практикоориентированных групповых проектов

 8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 2

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития.

1

Цивилизации, варианты их типологии.

Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др.

 История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории.

 Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.

1

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества










Содержание учебного материала

1







Формирование знаний о природном и социальном в человеке и человеческом сообществе пер-вобытной эпохи. Выделение человека из животного мира.  Расселение людей по земному шару.

2

Характеристика среды обитания, социальной жизни, родовой общины. Распределение социальных функций между полами. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Формирование знаний о неолитической революции. Определение изменений в укладе жизни и формах социальных связей. Рассмотрение очагов возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете, социальных последствий перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Изучение предпосылок возникновения цивилизации.

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.

8

Тема 2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты

Содержание учебного материала

         1

Определение хронологических и географических рамок истории Древнего мира.

2

Изучение ранних цивилизаций: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай, Доколумбова Америка; материальной культуры и экономики ранних цивилизаций; социального строя, политической и военной организации; идеология, менталитета.


Тема 2.2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Содержание учебного материала

1

Формирование знаний о новоегипетской державе: экономике, общества, государства.

2

Изучение Вавилона времен Хаммурапи, Хеттов: индоевропейцев в Малой Азии, Эгейского мира эпохи бронзы, Минойской цивилизации на Крите,  Ахейского государства.

Формирование знаний об Ассирийской военной державе и ее преемниках в Передней Азии, Персидском «царстве царств», Древней Индии, ипмерии Маурьев. Изучение древнекитайской цивилизации.

Тема 2.3. Античная цивилизация

Содержание учебного материала

1

Формирование знаний об античной цивилизации, становлении полисной цивилизации в Греции: географических и социальных предпосылках; сущности греческого полиса. Изучение Великой колонизации, ее причин, направлений и последствий. Рассмотрение роли Афин и Спарты в жизни греческого мира. Изучение греческой культуры классической эпохи. Характеристика Александра Македонского и периода эллинизма.

2

Изучение Древнего Рима: этапов становления общества и государства, экономики, общественного строя, государственного аппарата в республиканском и императорском Риме, особенности римской культуры

Тема 2.4.Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Содержание учебного материала

1


2

Углубление знаний о религии Древнего мира, язычестве на Востоке и на Западе.

2

Формирование знаний о мировых религиях, буддизме, конфуцианстве, религии древних евреев, раннем христианстве.

Практическое занятие

1

       

 Сравнение древних мировых цивилизаций, выявление  общих черт  и различий.

Самостоятельная работа обучающихся

3


Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:

«Культура Древнего Египта»

«Культура Древней Греции»

«Культура Древнего Рима»

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

         

11

Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

Содержание учебного материала

1









Изучение асинхронности развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологических рамок периода Средневековья для разных стран. Рассмотрение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни цивилизаций.

2

Тема 3.2. Китайско-конфуцианская цивилизация

Содержание учебного материала

1

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни.

1

Изучение нашествий на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Формирование знаний о характере монгольского владычества.

2

Тема 3.3. Буддизм на Востоке в Средние века

Содержание учебного материала

1


Изучение периодизации средневековой истории Индии, правящих династий, столицы, границы, индийского общества в Средние века.

Исследование сущности буддизма, священных мест, связанных с Буддой. Рассмотрение этапов превращения буддизма в мировую религию, особенностей распространения буддизма в Китае и проникновения буддизма в Японию.

2


Тема 3.4. Арабо-мусульманская цивилизация

Содержание учебного материала

Формирование знаний о возникновении ислама, Мухаммаде.  

Изучение особенностей государственного и общественного строя арабов; арабских завоеваний; исламизации: путей и методов, складывание мира ислама. Рассмотрение географических и политических границ мира ислама к концу ХV в.

2

Тема 3.5. Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Содержание учебного материала

1


Изучение хронологических рамок западного Средневековья.

2

Анализ встречи античной цивилизации и варварского мира, основных этапов взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).

Формирование знаний о Великом переселении народов и его исторических результатов.

Характеристика исторических итогов раннесредневекового периода, государства Европы VIII—XІ вв.; политической раздробленности и ее причин.

       2

Практическое занятие

1


Заполнение контурной карты «Раздел Франкской империи»;

исправление ошибок и заполнение пропусков в индивидуальных заданиях.

Тема 3.6. Основные черты и этапы

 восточнохристианской цивилизации

Содержание учебного материала

         1

2

Изучение роли античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Формирование знаний о Византийском государстве, церкви, обществе, особенностях отношений земельной собственности. Сравнение городов и деревни, уровня развития.

2

Формирование знаний о культуре и православии, путях и этапах распространения православия.

 Рассмотрение внутренних и внешних причин гибели Византии.

Практическое занятие

 Составление конспекта с использованием учебной литературы.

Тема 3.7. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Содержание учебного материала

1










Формирование знаний о социально-экономических особенностях периода, складывание средневековых классов и сословий, отношений собственности, вассальных связях, о начале формирования «феодальной лестницы».

2

Изучение аграрного характера средневековой цивилизации, феномена средневекового города.

Формирование знаний об основных формах государственной власти, сословно-представительной монархии. Сопоставление церкви и светских властей, церкви и общества.

Изучение социальных конфликтов в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения

Практическое занятие

1

Составление схемы «Феодальная лестница»; выполнение тестовых заданий.

Тема 3.8. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов

Содержание учебного материала

1

Изучение Средиземноморья как главного ареала цивилизационных контактов, крестовых походов. Анализ встречи восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций и их взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

2

Практическое занятие

Обобщение учебного материала по разделу 3.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами.

Составление глоссария.

Выполнение рефератов по темам:

«Великое переселение народов».  

«Крестовые походы и их результаты».

Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века

29

Тема 4.1. Восточная Европа: природная среда и человек

Содержание учебного материала

1

         


Изучение влияния географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей.

2

Тема 4.2. Племена и народы Восточной Европы в древности

Содержание учебного материала

Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.

2

Формирование знаний о славянах и Великом переселении народов (IV—VI вв.), его причинах; германских и славянских племенах в Европе.

2

Формирование знаний о готах, гуннах, тюрках, Аварском и Хазарском каганатах, финно-угорских племенах.

2

Изучение Византии и народов Восточной Европы; заселения славянами Балканского полуострова.

Тема 4.3. Восточные славяне в VII-VIIIвв.

Содержание учебного материала

1

Изучение быта и хозяйства восточных славян, жилища, одежды, формы хозяйствования, общественных отношений, семей, роли женщин в общине, верований, славянского пантеона и языческих обрядов.

2

Практическое занятие

Изучение и сравнение исторических документов; написание эссе по теме.

Тема 4.4. Формирование основ государственности восточных славян

Содержание учебного материала

1

2

Изучение предпосылок образования государства у восточных славян, разложения первобытно-общинного строя.формирования союзов племен. Формирование знаний о вече и его роли в древнеславянском обществе; князья и дружинники: их происхождение и социальный статус.

Тема 4.5. Рождение Киевской Руси.







Содержание учебного материала

1

2

Изучение племенных союзов восточных славян, общественного строя. Углубление знаний о князьях и их дружине, свободных и несвободных.

2

«Путь из варяг в греки».

1

Формирование знаний о первых русских князьях и их деятельности: военных походах и реформах; дани и данничестве.

2

 Практическое занятие

Выполнение заданий по контурным картам; выявление предпосылок образования и признаков Древнерусского государства.

Тема 4.6. Крещение Руси.

Содержание учебного материала

1

2

Изучение этнополитических особенностей Древней Руси. Анализ военных, дипломатических и торговых контактов Руси и Византии в IX–X вв.

Характеристика Владимира Святого. Изучение причин введения христианства, культурно-исторического значения христианизации.

Тема 4.7. Русь и ее соседи в XI-начале XII вв.

Содержание учебного материала

1








Изучение взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв.

2

Сравнение Руси и кочевых народов южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.

Формирование знаний о праве в Древней Руси. Характеристика Ярослава Мудрого, «Русской правды». Изучение власти и собственности, основных категорий населения. Формирование знаний о князе и боярстве, знатных и простолюдинах, свободных и несвободных, городе и горожанах.

Исследование истоков русской культуры, значения христианства в становлении национальной культуры. Изучение устного народного творчества, славянской письменности, древнерусской литературы, архитектуры, живописи.

Практическое занятие

        1

Изучение фрагментов «Русской Правды», сравнение  их с порядками предшествующего периода; определение исторического значения документа.

Тема 4.8. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

Содержание учебного материала

1

Формирование знаний о причинах раздробленности, междоусобной борьбы князей. Древняя Русь и Великая степь.

2

Характеристика крупнейших земель и княжеств Руси, их особенностей.

Характеристика Великого Новгорода, хозяйственного, социального и политического развития.

Характеристика Владимиро-Суздальского княжества. Формирование знаний о роли городов и ремесел, политическом устройстве.

Характеристика Галицко-Волынского княжества. Формирование знаний о земледелии, городах и ремеслах, роли боярства. Изучение княжеств при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

Тема 4.9. Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Содержание учебного материала

1










Характеристика общественно-экономического строя монгольских племен. Формирование знаний о державе Чингисхана и монгольских завоеваниях; нашествии Батыя на Русь.

Изучение Золотой Орды, ее социально-экономического и политического устройства. Рассмотрение Руси под властью Золотой Орды.

        2

 

Характеристика Прибалтики в начале XIII в. Формирование знаний об агрессии крестоносцев в прибалтийские земли, рыцарских орденах, борьбе народов Прибалтики и Руси против крестоносцев, разгроме шведов на Неве, Ледовом побоище. Углубление знаний об Александре Невском: политике подчинения Орде и противодействия католицизму

 Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Практическое занятие

        1

Решение проблемных заданий.

Тема 4.10. Русь на пути к возрождению.

Содержание учебного материала

        1







 Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство.

2



Сопоставление Руси и Золотой Орды в XIV в. Изучение борьбы за великое княжение, экономического и политического усиления Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Характеристика Ивана Калиты. Углубление знаний о Дмитрии Донском и начале борьбы за свержение ордынского ига, Куликовской битве и ее значении.

Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский.

1

Изучение западных территорий Руси. Великого княжества Литовского и Польши.

2

Рассмотрение особого расположения Новгородской республики, «Вольностей» новгородских, еретических движений, отношений с Москвой.

2

Практическое занятие

1

Участие в дискуссии по проблеме: «Москва или Тверь?».

Тема 4.11. От Руси к России.








Содержание учебного материала

1








Формирование знаний о характере и особенностях объединения Руси. Характеристика Ивана III. Формирование знаний о присоединении Новгорода и других земель; свержении ордынского ига (1480 г.); завершении образования единого Русского государства.

2

Выделение предпосылок централизации. Изучение политического строя. Характеристика Судебника 1497 г. Рассмотрение органов центральной и местной власти, зарождения приказного строя, боярской думы, Государева двора, организации войска.

 Сопоставление церкви и великокняжеской власти. Изучение церковно-политической теории «Москва — третий Рим» и ее роли в противостоянии распространению западных идей. Углубление знаний о вкладе православной церкви в укреплении единого государства.

Практическое занятие

        1

Проведение анализа статей Судебника 1497г.

Тема 4.12. Россия в царствование Ивана Грозного.

Содержание учебного материала

        1


Территория и население России в XVI в.

1

Характеристика Елены Глинской, боярского правления. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Характеристика Избранной Рады и ее реформ. Изучение элементов сословно-представительной монархии в России. Характеристика Судебника 1550 г. Формирование знаний о церкви и государстве, стоглавом соборе, военных преобразованиях.

2

Формирование знаний об опричнине и причинах ее введения, опричном террор, социально-экономических и политических последствиях опричнины. Характеристика Ивана Грозного и Андрея Курбского, митрополита Филиппа. Изучение экономического положения и социально-политического противоречия в русском обществе конца XVI в.

 Характеристика основных направлений внешней политики Ивана Грозного. Формирование знаний о присоединении Казанского и Астраханского ханств, вхождение башкирских земель в состав России, укреплении позиций России на Кавказе, отношениях с Крымским ханством, казачестве.

Формирование знаний о борьбе за выход к Балтийскому морю. Изучение Ливонской войны (1558–1583 гг.), образования Речи Посполитой (1569 г.), народов Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства, походе Ермака. Формирование знаний о вхождении Западной Сибири в состав Российского государства

Практическое занятие

        1        

Сравнение двух этапов правления Ивана Грозного; решение тестовых заданий.

Тема 4.13. Смута в России начала XVIIв.








Содержание учебного материала

1

Определение предпосылок Смуты в России. Характеристика Бориса Годунова и его политики. Рассмотрение вопроса об учреждении патриаршества.

2

Формирование знаний о гражданской войне в России, самозванцах, народных восстаниях, вмешательстве Польши и Швеции во внутренние дела России, Семибоярщине, польских войсках в Москве. Характеристика первого и второго ополчения: Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Изучение Земского собора 1613 г. и начала правления Романовых.

 Выявление причин и условий становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Окончание гражданской войны.

Практическое занятие

1

Решение проблемных заданий; решение тестовых заданий.

Тема 4.14. Россия в середине и второй половине XVII века.

Содержание учебного материала

         1

1

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля.









       

2

 Характеристика Соборного уложения 1649 г. Изучение юридического оформления крепостного права, городских восстаний середины XVII столетия.

Характеристика политического строя России. Формирование знаний о развитии приказной системы, падении роли Боярской думы и земских соборов, характере и особенностях российского самодержавия.

2

Изучение реформ Никона и церковного раскола, их культурного и политического значения. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

2

Характеристика основных направлений внешней политики России. Изучения присоединении Левобережной Украины, войны со Швецией и Турцией, овоения Сибири и Дальнего Востока.

Практическое занятие

        1

 Составление тезисного плана по теме, обсуждение вопросов темы.

Тема 4.15. Русская культура в XIII-XVIIвв.

Содержание учебного материала

1

 Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика.

1

Характеристика «Домостроя», социальной роли женщины, быта и нрава.

2

 Формирование знаний об «обмирщении» русской культуры в XVII в., расширении культурных связей с Западной Европой.

 Определение новых жанров в литературе. Рассмотрение  Славяно-греко-латинской академии.

Практическое занятие

1

Проведение анализа документов; выявление особенностей культурного развития России в XVII в.

Самостоятельная работа обучающихся

8




Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами.

Составление глоссария по разделу

Выполнение рефератов по темам:

 «Общественный строй Древней Руси.»

«Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий»

«Человек Древней Руси в повседневной жизни».

«Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи».

 «Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия».

«Освоение Сибири. Характер русской колонизации».

Составление политического портрета:

«Владимир-язычник и Владимир-христианин: два исторических образа».

«Александр Невский – государственный лидер и полководец».

 «Иван III и его роль в российской истории».

«Иван Грозный – человек и политический деятель».

Составление и решение кроссвордов

Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIIIвв.

15

Тема 5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Содержание учебного материала

1




Сопоставление Запада и Востока в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком.

Изучение предпосылок возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время».

2


Тема 5.2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.

Содержание учебного материала

Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности

1

Практическое занятие

         1

       

Изучение документов, составление сравнительной таблицы, решение проблемных заданий.                                                                         

Тема 5.3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

Содержание учебного материала

1

 Углубление знаний о Великих географических открытиях. Изучение Карты мира.

2

 Формирование знаний о межцивилизационном диалоге и его воздействии на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира

Практическое занятие

Выполнение заданий по контурным картам, систематизирование исторического материала в таблице.

Тема 5.4. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации.

Содержание учебного материала

1

 Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм.

1


2

 Анализ Английская революция XVII в. и ее значения для Европы.

Характеристика «Просвещенного абсолютизма» и его особенностей в Австрии, Пруссии, России

2

Тема 5.5 Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.

Содержание учебного материала

1

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне.

1

Изучение «Османского фактора» европейской политики; вклада России в борьбу с турецкой угрозой.

2

Тема 5.6. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.

Содержание учебного материала

1

Формирование знаний о XVII веке эпохе всеобщего европейского кризиса, синхронности кризисных ситуаций в разных странах.

Изучение процесса модернизации западного мира, зарождения нового хозяйственного уклада в экономике, урбанизации, нового в облике городов и жилищ, размывания сословного строя и стремления зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

Рассмотрение секуляризации общественного сознания.

2

Тема 5.7. Век Просвещения.

Содержание учебного материала

1

Характеристика «Просвещения» и его содержания. Изучение теории естественного равенства, «общественного договора», «народного суверенитета», культа Разума, идеи прогресса.

2

Практическое занятие

2

Изучение документов, составление кластера.

Тема 5.8. Технический прогресс и Великий промышленный переворот.

Содержание учебного материала

         1

Рассмотрение технических изобретений и изменений отношений к ним в обществе. Формирование знаний об изобретателях и предпринимателях, работающих машинах, паровом двигателе, переходе от мануфактуры к фабрике, развитие транспортно-коммуникационной системы.

2

 Изучение промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни; изменения в социальном составе общества.

2

Практическое занятие.

         1

Решение тестовых и проблемных заданий.

Тема 5.9. Революции XVIII в. и  их значение для утверждения индустриального общества.

Содержание учебного материала

1

2

Изучение войны за независимость североамериканских колоний и попытки реализации просветительских идеалов. Углубление знаний об образовании США и влияния североамериканских событий на европейское общество.

Характеристика Французской революции XVIII в., политических режимов периода Революции, Конституции.

Практическое занятие

1

Изучение документов, решение проблемных заданий, составление синквейнов.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Составление политического портрета:

«Т.Джефферсон»

«Д.Вашингтон»

«М.Робеспьер»

«Ж.П.Марат»

«Ж.Дантон»

Составление и решение кроссвордов

Раздел 6. Россия в XVIII веке.

12

Тема 6.1.Россия в период реформ

 Петра I.

Содержание учебного материала

1

Изучение предпосылок реформ Петра I, особенностей модернизационного процесса в России.

2

Изучение Северной войны и ее итогов; изменения места России в мире, провозглашения ее империей.

Характеристика социально-экономической политики Петра I и социальной структуры русского общества, крепостной экономики. Формирование знаний о «регулярном государстве».

Рассмотрение культурного переворота петровского времени.

Практическое занятие

1

Изучение документов, заполнение сравнительной таблицы, участие в дискуссии.

Тема 6.2.Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762гг.)

Содержание учебного материала

1

Анализ причин дворцовых переворотов. Екатерина I. Формирование знаний о Верховном Тайном совете. Характеристика Петра II. Формирование знаний о «затейке» верховников и воцарении Анны Иоанновны, бироновщине.

2

Изучение политической борьбы и дворцового переворота 1741 г., социально-экономической политики Елизаветы Петровны, участии России в Семилетней войне.

 Изучение правления Петра III, дворцового переворота 1762 г. и воцарения Екатерины II.

Тема 6.3.Россия во второй половине XVIIIв.

Содержание учебного материала

1

Характеристика «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Изучение восстания под предводительством Емельяна Пугачев, характера и направленности реформ Екатерины Великой. Углубление знаний о личности императрицы и итогах екатерининского царствования.

2

Характеристика личности Павела I и основных направлений его политики.

Характеристика внешней политики России во второй половине XVIII в., выхода России к Черному морю. Изучение разделов Речи Посполитой и вхождении украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Практическое занятие

1

Выполнение заданий по контурным картам, участие в дискуссии.

Тема 6.4.Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Содержание учебного материала

1

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

1

Контрольная работа по разделу 6.

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.

Выполнение разноуровневых заданий.

 «Русские просветители»

Выполнение рефератов по темам:

«Великое посольство Петра I в Европу».

«Военная реформа Петра Великого».

 «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева».

«Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в».

 «Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков».

Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации.

9

Тема 7.1.Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.





Содержание учебного материала

2

Характеристика европейских революций середины XIX в. Изучение движения за реформы: требований, формы организаций, результативности.


2

Изучение объединительных процессов в Европе и Америке; объединения Германии и Италии.

Характеристика Гражданской войны в США. Формирование знаний о славянском Возрождении и России.

Практическое занятие

1

Составление сравнительной таблицы, участие в дискуссии.

Тема 7.2.Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

Содержание учебного материала

1




Изучение социального состава общества: старых и новых составляющих, дворянства, среднего класса, крестьянства, пролетариата, деревенского общества,  городского населения: количественного роста, нового образа жизни, новых форм деятельности.

2

 Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

1

Практическое занятие

1

Изучение документов, составление кластера.

Тема 7.3. Особенности духовной жизни нового времени.

Содержание учебного материала

1

Изучение мировосприятия человека индустриального общества, веры в прогресс и культ «положительных» знаний

2

Формирование знаний о классической научной картине мира, научных открытий: количественной и качественной характеристики, Дарвине и дарвинизме.

История — «муза века».

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Написание эссе

Составление и решение кроссвордов

Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

2

Тема 8.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.


Содержание учебного материала

1

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение.

1

Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации.

Тема 8.2. Попытки модернизации в странах Востока.

Содержание учебного материала

Характеристика «Восточного вопроса» с точки зрения межцивилизационного диалога. Изучение проблемы Суэцкого канала, попыток модернизации в Османской империи.

2

Изучение Японии: от самоизоляции к практике модернизации.

Изучение политики самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Практическое занятие

1

Составление сравнительной таблицы, участие в дискуссии.

Раздел 9. Россия в XIX веке.

19

Тема 9.1. Россия в первой половине XIX столетия.

Содержание учебного материала

1

Характеристика территории и населении империи. Формирование знаний об особенностях российской колонизации, роли географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России, национальном вопросе.

2

Характеристика социальной структуры, дворянств, духовенства, городского населения, крестьянства, казачества. Изучение социального и культурного разрыва между сословиями, аристократической культуры и «культуры безмолвствующего большинства».

Тема 9.2. Власть и реформы в первой половине XIX в.

Содержание учебного материала

1

Изучение реформ начала царствования Александра I, проблем соотношения просвещения и самодержавия. Формирование знаний о дворянском консерватизме, аристократической оппозиции, идейной борьбе М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина.

2

Характеристика России в 1815–1825 гг. Изучение конституционных проектов, причин неудач реформ Александра I. Характеристика А.А.Аракчеева. Формирование знаний о военных поселениях, общественном движении и декабристах.

Характеристика Николая I. Формирование знаний о смене политических приоритетов, роли бюрократии, официального национализма, консерватизме в государственно-правовой и идеологической сферах, кризисе идеологии самодержавия

Практическое занятие

1

Участие в дискуссии

Тема 9.3. Внешняя политика Александра I и Николая I.






Содержание учебного материала

1



Углубление знаний о геополитическом положении России к началу XIX в., основных направлениях и принципах внешней политики. Изучение антифранцузской коалиции и Отечественной войны 1812 г.

2

Характеристика Европы после Наполеона. Изучение «Священного союза» и идеалов легитимизма. Рассмотрение финской автономии и польской Конституций.

Формирование знаний о борьбе с Османской империей. Исследование взаимоотношений России и христианских народов Балканского полуострова, Российской империи и мусульманских народов Кавказа. Изучение Кавказской войны.

Определение роли Закавказья в политике Российской империи. Изучение борьбы с Ираном за территории и влияние и вхождения Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг.

1

Углубление знаний о Крымской войне и крахе «Венской системы».

2

Практическое занятие

1

Составление тезисного плана, решение тестовых заданий

Тема 9.4. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.

Содержание учебного материала

1

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.

1

Формирование знаний об общественно-политической борьбе и поиске национально-политической идентичности. Изучение славянофилов и западников, правительственной идеологии и теории «официальной народности».

2

Формирование знаний о развитии науки и техники в России в первой половине XIX в., открытиях и технических изобретениях.

Рассмотрение литературы и книгоиздательской деятельности, стилей и направлений в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм, музыкальной культуры, живописи: от классицизма к романтизму и реализму, архитектуры и театра.

Тема 9.5. Россия в эпоху великих реформ Александра II

Содержание учебного материала

1

Характеристика России после Крымской войны. Характеристика Александра II.Формирование знаний о подготовке крестьянской реформы, отмене крепостного права, судебной, земской и военной реформе, финансовых преобразованиях, реформах в области просвещения и печати. Анализ итогов реформ, их исторического значения.

2

Формирование знаний о либералах и консерваторах, власти, особенностях государственно-политического консерватизма второй половины XIX в., российском либерализме. Анализ реакции на польское восстание.

Формирование знаний о социалистических идеях в России, российских радикалах: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам, народнических кружков, «Народной воле», правительственных репрессиях и революционном терроре.

Рассмотрение цареубийства 1 марта 1881 г. и его последствий.

Практическое занятие

1

Обобщение исторического материала в таблице, участие в дискуссии по ключевым вопросам темы.

Тема 9.6. Пореформенная Россия

Содержание учебного материала

1

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат.

1

Характеристика консервативного курса Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Изучение сословной и национальной политики правительства.

2

Изучение общественного движения: спада и нового подъема.

Практическое занятие

1

Изучение документов, составление кластера.

Тема 9.7. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

Содержание учебного материала

1

Изучение геополитических интересов империи и международных противоречий, отмены условий Парижского мира. Рассмотрение «Союза трех императоров». Сопоставление Россия и Востока. Рассмотрение России и Славянского вопроса. Изучение русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и ее результатов. Характеристика России и европейских держав. Рассмотрение политики России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

2

Практическое занятие

Выполнение заданий по контурным картам.

Тема 9.8. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

Содержание учебного материала

1









         

Исследование влияния великих реформ на развитие русской культуры. Анализ перемен в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты.

2

Углубление знаний о развитии науки и техники.

Характеристика Золотого века русской литературы. Изучение музыкальной культуры, живописи, архитектуры, театра.

Тема 9.9. Повседневная жизнь населения России в XIX веке.










Содержание учебного материала

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

1

Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.

Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество.

1

Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.

        1

Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

Практическое занятие

         1

Обобщение исторического  материала, составление кроссвордов.

Контрольная работа по разделу 9.

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение разноуровневых заданий

Выполнение рефератов по темам:

«Реформы Александра I».

«Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи».

«Крымская война и ее значение для Росси».

«Реформы Александра II и их значение».

«Роль России в освобождении балканских народов от османского ига».

Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:

2

«Герои Отечественной войны 1812г».

«Повседневная жизнь дворян в России XIX в».

«Повседневная жизнь крестьян в России XIX в».

«Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в».

«Русская классика»

Написание эссе по темам:

«Александр I-  благословенный».

«Александр II – освободитель».

«Александр III – миротворец».

Составление кроссворда на тему:

«Тамбовцы – герои войны 1812г».

«Выдающиеся меценаты Тамбовщины».

Раздел 10. От Новой истории к Новейшей

15

Тема 10.1. Международные отношения в начале XXв.

Содержание учебного материала

1

Характеристика изменений в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Формирование знаний о колониальных империях Великобритании и Франции, о возвышении Германии и США, о территориальной экспансии Японии. Определение России в системе международных отношений.

2

Формирование знаний о начале борьбы за передел мира. Изучение русско-японской войны. Анализ складывания двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

Тема 10.2. Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв.

Содержание учебного материала

1

Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

1

Практическое занятие

Составление кластера

Тема 10. 3. Россия в начале XX

Содержание учебного материала

1

Изучение социального и демографического состава российского общества, миграционных процессов, кризиса сословного деления.

2

Характеристика российской правовой системы, свода законов Российской империи. Углубление знаний о государстве, особенностях российской монархии, системе министерств, становлении российского парламентаризма. Формирование знаний о Государственной думе и Государственном совете, региональной структуре управления, местном самоуправлении.

Характеристика общественной жизни, либерализма и консерватизма. Изучение революции 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Изучение традиционализма и модернизма в левом движении: народнические и марксистские партии.

Анализ экономических реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.  

Практическое занятие

1

Составление хронологической таблицы, решение проблемных заданий.

Тема 10.4. Первая мировая война

Содержание учебного материала

1

Выявление истоков, причин и собенностей военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Изучение тотального характера войны, гибели традиционных военно-административных империй. Рассмотрение Версальской системы.

2

Тема 10.5. Россия в Первой мировой войне

Содержание учебного материала

Анализ влияния войны на общество, изменений в социальной структуре, диспропорций в государственной системе, экономике и национальной политике. Сопоставление армии и общества: перекос во взаимоотношениях, государства и общественных организаций: попыток взаимной интеграции; замыслы и результат. Анализ изменений правовой системы.

2

Практическое занятие

1

Составление синхронистической таблицы, исправление ошибок в тексте.

Тема 10.6. Февральская революция в России

Содержание учебного материала

1

Причины и ход революции.

2

 Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества

 Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат

Тема 10.7. Приход большевиков к власти в России

Содержание учебного материала

1

Характеристика первых шагов советской власти. Изучение трансформации дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918.

2

Характеристика государственного устройства. Формирование знаний о «Советской демократии» и партийных органах.замене конституционных органов власти чрезвычайными, централизации власти, однопартийной системе: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

Изучение экономики «Военного коммунизма»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Анализ экономических, социальных и политических аспектов политики «военного коммунизма».

Изучение Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Анализ красного и белого террора, причин поражения антибольшевистских сил. Формирование знаний о российской эмиграции.

Рассмотрение  деятельности Советская Россия на международной арене. Изучение условий Брестского мира, военной интервенции стран Антанты, изоляции Советской России, деятельности Коминтерн.

Практическое занятие

2

Составление синхронистической таблицы, участие в презентации проектов.

Самостоятельная работа обучающихся

5

Изучение темы: «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале XX в.», составление конспекта по теме.

Выполнение групповых проектов по темам:

«Гражданская   война глазами «красных» и «белых»

«Гражданская война на Тамбовщине»

Раздел 11. Между мировыми войнами.

12

Тема 11.1 Страны Европы в 20-е годы XX в.

Содержание учебного материала

1

Анализ послевоенного кризиса Запада. Формирование знаний о социальных теориях, упадке консерватизма.

2

 Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации..

1

 Формирование знаний о возникновении фашизма, триумфальном шествии авторитарных режимов.

2

Стабилизация 1925–1929 гг.

Тема 11.2. Запад в 30-е годы XX в.

Содержание учебного материала

1

Формирование знаний о мировом экономическом кризисе и Великой депрессии: истоки, развитие, последствия; военной конъюнктуры и стихийной реструктуризации экономики ведущих мировых держав. Характеристика НТП — «локомотива перепроизводства».

2

 Анализ различных путей преодоления кризиса.

Изучение крушения Веймарской республики и германского национал-социализма, тоталитаризма.

Тема 11.3. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма













Содержание учебного материала

2







Изучение кризиса «военного коммунизма». Характеристика новой экономической политики (нэп): сущность и направления.

2

Определение постепенного отхода от идей «мировой революции. Выявление приоритетов внутригосударственного строительства. Формирование знаний об образовании СССР и выборе путей объединения. Характеристика Конституции СССР 1924 г., основных направлений национально-государственного строительства. Изучение централизации государственного аппарата.

Характеристика основных направлений общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Изучение внутрипартийной борьбы: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Углубление знаний о становлении единоличной власти И.В. Сталина, культе личности, борьбе с инакомыслием, массовых репрессиях.

Формирование знаний о развитии экономики СССР в конце 20–30-х годов, форсированной модернизации, причинах свертывания нэпа, индустриализации, коллективизации, соотношении традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике, успехах и недостатках экономического курса.

Рассмотрение «культурной революции», создании советской системы образования. Анализ достижений и потерь в сфере науки и искусства.

Практическое занятие

2

Проведение анализа документов, участие в дискуссии, выполнение тестовых заданий.

Тема 11.4. Международные отношения в 20-30-е годы XX в.

Содержание учебного материала

1

Анализ кризиса Версальско-Вашингтонской системы. Формирование знаний о Лиге Наций. Рассмотрение СССР как нового фактора мировой политики.

2

Анализ последствий мирового экономического кризиса на международной арене. Формирование знаний о возникновении очагов агрессии в Европе и Азии, американском нейтралитете и бессилии европейских гарантов мира, возникновении и консолидации реваншистского блока. Изучение политики «умиротворения» агрессоров.

Характеристика внешней политики СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Анализ пакта Молотова – Риббентропа. Рассмотрение попыток возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики.

Практическое занятие

1

Изучение документов, выполнение заданий по контурной карте, участие в дискуссии.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Изучение темы: «Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в., составление конспекта по теме.

1

Изучение справочной, литературы; работа с интернет-ресурсами

2

Составление глоссария по разделу.

1

Раздел 12. Вторая мировая война

12

Тема 12.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение

Содержание учебного материала

1

Анализ причин и хода «Странной войны»,блицкрига вермахта.

2

Изучение изменений в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Формирование знаний об антигитлеровской коалиции, ленд-лизе, военных действиях на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии, «Втором фронте» в Европе, войне технологий.

Изучение миропорядка после Ялты и Потсдама и возникновения биполярного мира.

Практическое занятие

1

Участие в дискуссии по ключевым вопросам темы.

Тема 12.2. СССР в годы Великой Отечественной войны

Содержание учебного материала

1

Изучение общества в годы войны, отношения к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Формирование знаний о пропаганде и контрпропаганде, роли традиционных ценностей и политических стереотипов, партизанском движении, национальной политике.

2

Изучение основных этапов военных действий. Формирование знаний о советском военном искусстве, героизме советских людей в годы войны, роли советского тыла.

Формирование знаний о Государственном строе, милитаризации аппарата, управлении экономикой в военное время, влиянии довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Рассмотрение решающей роли СССР в разгроме нацизма. Углубление знаний о значении и цене Победы в Великой Оечественной войне.

Практическое занятие

1

Участие в презентации проектов.

Контрольная работа по разделу 12.

1

Самостоятельная работа обучающихся

7

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.

Раздел 13. Мир во второй половине XX века.

7

Тема 13.1. «Холодная война»



Содержание учебного материала

1



Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.


2

Изучение распада колониальной системы, военно-политических кризисов в рамках «холодной войны»,крах биполярного мира.

Практическое занятие

1

Проведение анализа документов, составление тезисного плана.

Тема 13.2. Научно-технический прогресс

Содержание учебного материала

1

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство.

1

Характеристика индустрии и природы. Формирование знаний о новой научной картине мира.

2

Дегуманизация искусства.

1

Практическое занятие

Участие в обсуждении вопросов темы, составление кластера.

Тема 13.3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Содержание учебного материала

2

Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм.

1

Характеристика стран Азии и Африки в системе биполярного мира. Изучение движения неприсоединения, доктрины третьего пути, проблем развивающихся стран.

2

Характеристика Латинской Америки. Изучение социализма в Западном полушарии.

Практическое занятие

Проведение анализа  документов, участие в дискуссии. Обобщение по разделу.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами.

Раздел 14. СССР в 1945-1991 гг.

9

Тема 14.1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.





Содержание учебного материала

1






Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

2



Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику.

Тема 14.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима

Содержание учебного материала

1

Изучение борьбы за власть после смерти И.В. Сталина, прихода к власти Н.С. Хрущева, попыток преодоления культа личности. Формирование знаний о XX съезде КПСС, либерализации сверху, концепции построения коммунизма, реформе государственного аппарата, увеличении роли права в жизни общества.

2

Характеристика культурной жизни общества, «оттепели».

Изучение экономических реформ 1950–1960-х годов, причин их неудач; промышленности: снижении темпов модернизации; элементов волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Характеристика внешней политики СССР. Социалистический лагерь. Рассмотрение конфликтов из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

Рассмотрение либерализации внешней политики, попыток диалога с Западом, международных кризисов.

Практическое занятие

1

Составление тезисного плана, обсуждение ключевых вопросов темы.

Тема 14.3. СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов  







Содержание учебного материала

1

Формирование знаний об общественно-политическом развитии СССР, «неосталинизме», идеологизации режима, теории развитого социализма, политической апатии общества.









2


Изучение экономики СССР, роли сырьевых ресурсов. Рассмотрение зависимости от западных высоких технологий, зависимости сельского хозяйства от государственных инвестиций, попыток модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Характеристика Ю.В. Андропова и попыток административного решения кризисных проблем.

Характеристика международного положения. Рассмотрение попыток консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов Формирование знаний о «разрядке», улучшении отношений с Западом, Хельсинском соглашении, обострении отношений в конце 70-х — начале 80-х годов, войне в Афганистане, заключительном этапе «холодной войны».

Практическое занятие

1

Проведение анализа фрагментов документов, участие в дискуссии по ключевым вопросам темы.

Тема 14.4. СССР в период перестройки

Содержание учебного материала

1

Анализ причин реформ М.С. Горбачева. Формирование знаний о кризисе классической советской модели социализма, попытках экономической модернизации», движущих силах, готовности общества к переменам, прагматизме и идеализме, об изменении в правовой и государственной системе, отказе от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

2

Изучение советской культуры, литературы, кинематографа.

Рассмотрение СССР системе международных отношений. Изучение окончания «холодной войны», сближения с США и Западной Европой, распада социалистического лагеря, окончания войны в Афганистане, конеца биполярного мира.

Анализ краха политики перестройки, распада СССР: причин, объективных и субъективных факторов, последствий.

Практическое занятие

1

Составление хронологической таблицы, участие в дискуссии по ключевым вопросам темы.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Написание эссе по теме:

«Как изменилась наша страна в годы перестройки?»

Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков.

6

Тема 15.1. Российская Федерация на современном этапе

Содержание учебного материала

1

Формирований знаний о становлении новой российской государственно-правовой системы, парламентской или президентской модели, политическом кризисе осени 1993 г. Конституции РФ, системе разделения властей, президенте, государственной Думе, принципах федерализма.

2

Характеристика президентских выборов 2000 и 2004 гг., курса на укрепление государственности, экономического подъема, социальной и политической стабильности, укрепления национальной безопасности.

Формирование знаний об экономике, переходе к рыночным отношениям: реформах и их последствиях, плюсах и минусах форсированной либеральной модернизации, спадах и подъемах российской экономики, их причинах и последствиях для общества, роли сырьевых ресурсов. Характеристика Российской экономики в мировой экономической системе.

Практическое занятие

1

Изучение фрагментов Конституции РФ, составление тезисного плана.

Тема 15.2. Мир в XXI веке

Содержание учебного материала

1

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего

1



2

Характеристика стран третьего мира, успехов и трудностей развития. Формирование знаний о конфликте традиционного уклада и модернизационных тенденций, росте фундаменталистских настроений.

 Рассмотрение роли России в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы, интеграции России в западное пространство. Изучение общих принципов и противоречий, рецидивов «холодной войны». Определение места России в международных отношениях

Практическое занятие

1

Обсуждение ключевых вопросов темы

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучение материалов периодической печати

Зачет

2

Всего

167

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебных таблиц и схем;

- комплект настенных карт;

- комплект атласов и контурных карт;

- комплект документов для изучения;

- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;

- Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- интерактивная доска с  программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

  1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.
  2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.

Для преподавателей

  1. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003.
  2. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002.
  3. Дроз Ж. История Германии. — М., 2005.
  4. Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.
  5. Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.
  6. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.
  7. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2007.
  8. Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
  9. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006.
  10. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.
  11. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2006.
  12. Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.
  13. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003.
  14. Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки Интернет-ресурсы.

http://meqa.km.ru/

http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm

http://members.xoom.com/foox/index/html

http://first.americans.spb.ru/main.htm

http://tgorod.go.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и заданий в микрогруппах.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, устный зачет

 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

 Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, письменная контрольная работа

   устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Устный контроль в форме индивидуального, фронтального опроса, дискуссии.

Письменная работа в форме тестирования, эссе, реферата.

   представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Письменный контроль

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Устный контроль в форме дебатов.

Письменный контроль в форме практикоориентированной проектной деятельности обучающихся



Знания:

  основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

Устный контроль в форме индивидуального и фронтального опроса

Письменный контроль в форме тестирования

   периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

Устный контроль в форме дискуссии

 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

 Устный контроль в форме дискуссии,

письменный контроль в форме эссе, рефератов, практикоориентированных проектов

  основные исторические термины и даты;

Устный контроль, письменный контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт примерной программы учебной дисциплины «Искусство трудоустройства».

Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии:-оператор швейного оборудования....

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

паспорт прогаммы учебной дисциплины "Технология отрасли"

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ            Технология отрасли.1.1. Область применения учебной программыПрограмма учебной дисциплины является частью ос...

паспорт прогаммы учебной дисциплины "Технология отрасли"

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ            Технология отрасли.1.1. Область применения учебной программыПрограмма учебной дисциплины является частью ос...

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Математика»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 151901 «Технологии машиностроения»....

Паспорт ВСР учебной дисциплины математика Специальность :35.02.08 «Электрификации и автоматизации с/х»

Данная методическая разработка предназначена для студентов обучающихся по специальности  "Электрификация и автоматизация с/х" для организации самостоятельной работы обучающихся....

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....